Обобщение (классификация) и категоризация явлений и предметов по различным семантическим основаниям

Результаты познавательной деятельности представляют собой обобщения различной сложности, которые фиксируются с помощью лексических и синтаксических средств языка, а также с помощью терминологии и знаково-символических средств, используемых в разных направлениях научных исследований:

Овладение субъектом новыми значениями (обобщениями и понятиями) предполагает объединение перцептивных и (или) абстрактно-понятийных признаков в схемы («гештальты»), образующие симультанные структуры представлений и понятий – способов организации ориентировки субъекта в определенных предметных ситуациях или предметных областях знаний.

· Эмоционально-оценочные и мотивационно-ценностные обобщения, фиксируемые языковыми средствами (веселый, хороший, справедливый).

· Обобщения двигательного и сенсорно-перцептивного опыта, основанные на наглядно-действенных и наглядно-образных способах установления межпредметных связей и отношений, фиксируемые с помощью языковых средств (представления, «житейские» понятия).

· Эмпирические понятия – обобщения строящиеся на основе абстрагирования и последующего синтеза определенной структуры выделяемых признаков, свойств, связей, отношений у объектов и явлений на основе непосредственного чувственного опыта и измерений.

· Теоретические понятия, формируются на основе гипотез (предположений), выдвигаемых с целью объяснения и предсказания наблюдаемых фактов, предметов, явлений. Обобщают предметы и явления с позиций единого способа объяснения.

Установление иерархических отношений и связей между содержанием разных понятий по степени обобщенности - конкретности, а также терминологическое обозначение таких отношений и связей лежит в основе логических приемов классификации.

С помощью слов субъект актуализирует в образе мира определенные представления и понятия, которые обеспечивают разные способы категоризации предметов и явлений окружающего мира.

Категоризация – познавательная операция отнесения сходных по определенным признакам и основаниям предметов и явлений к обобщенным представлениям и понятиям, которые фиксируются с помощью слов и терминов.

Понятийные иерархии обеспечивают категориальные объединение и соотнесение сходных предметов и явлений по множеству разнообразных оснований. Категориально противопоставляться друг другу могут: а) объекты и процессы; б) признаки и свойства объектов и процессов; в) состав и структура объектов и процессов; г) отношения и связи. По мере языкового и познавательного развития субъекта увеличивается многообразие оснований для категоризации одних и тех же явлений окружающего мира – объектов, процессов, действий. В качестве таких оснований могут выступать:

· Объективные признаки: перцептивное сходство; совместное положение в пространстве или ситуации; функциональное сходство (сходство способов использования или применения) и др.

· Субъективные признаки: сходство эмоциональных, мотивационных или ценностных отношений.

Овладение приемами категоризации и классификации явлений в онтогенезе

В онтогенезе основания для формирования обобщений и категоризации явлений и событий окружающего мира изменяются и совершенствуются по мере того, как ребенок включается в новые виды деятельности и взаимодействий с людьми:

Обобщение и категоризация явлений и событий в зависимости от их отношения к собственным потребностям и эмоциональным переживаниям, без строгого противопоставления их объективных физических и характеристик.

Обобщения и категоризация на основе вхождения объектов в одну и ту же конкретную ситуацию или деятельность (допонятийные обобщения).

Обобщение и категоризация явлений и событий по непосредственно воспринимаемым признакам (например, цвет, форма, величина, одушевленность, делимость на части и т.д.). Такие обобщения и категоризации реализуются на основе перцептивно-ориентировочных операций при взаимодействиях субъекта с объектами. При этом может быть выделено две формы обобщений:

· Объединение объектов в классы на основе способов действий с ними – действие объединяет в один класс различные по физическим характеристикам объекты.

· Объединение объектов по их непосредственно воспринимаемым или выделяемым с помощью разных действий физическим свойствам и качествам (например, цвет, форма, твердость и т.д.) – физические свойства объектов объединяют в один класс различные способы действий.

Обобщения на основе установления наблюдаемых повторяющихся пространственно-временных, корреляционных и причинно-следственных отношений и связей между предметами и явлениями.

Обобщения на основе установления логических и семантических связей и отношений: объясняемое и объясняющее, наблюдаемое, представляемое, воображаемое и др.

Обобщения на основе ненаблюдаемых, скрытых, сущностных отношений и связей (структурных, функциональных, генетических) между предметами и явлениями, строящихся на основе выдвижения теоретических гипотез о причинах, лежащих в основе явлений.

Обобщение и категоризация явлений и событий на основе социально определенных и заданных нормативных отношений и связей (прекрасное и безобразное, справедливое и несправедливое, законное - противозаконное и т.д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: