Общепринятой практикой, хотя пока и не подкрепленной законодательно, в Великобритании является рассмотрение любого исследовательского проекта, предусматривающего участие испытуемых-людей, комитетом по этике, задачей которого является охрана прав, безопасности и благополучия всех участников исследования (Department of Health, 1991) Существуют местные комитеты не- следовательской этики (МКИЭ), в число которых входят университетские комитеты по этике. Недавно созданы Объединенные комитеты исследовательской этики (ОКИЭ), рассматривающие предложения по проведению исследований и пределах географического расположения пяти или более МКИЭ (Department of Health, 1997b). МКИЭ не обладает властью требовать пересмотра программ, уже одобренных ОКИЭ, но может, если обстоятельства того требуют, наложить на программу вето.
Состав МКИЭ может меняться, одна ко при рассмотрении проектов психологических исследований он включает обычно психологов, по возможности представляющих другое направление и науке. Например, членами комитета мо гут быть представители клинической, возрастной, социальной и экспериментальной психологии. В комитет должен входить статистик, который может оценивать адекватность анализа данных же экспериментальных и обсервационных про грамм (Williamson et al., 2000). II. Mapчант из университета Лидса представил интересный отчет о первом годе сноси работы в МКИЭ (Marchant, 2003). Полезным является также участие юриста, который мог бы давать профессиональную консультацию по поводу гарантий безопасности экспериментаторов и прав испытуемых, равно как и о легальных по следствиях спорных предложений. Большое значение имеет участие и работе комитета непрофессионалом (лиц, не имеющих отношения к психологии), мнение которых может отражать взгляды потенциальных участников программы. Особенно приветствуется участие студентов, поскольку в университетах Великобритании они составляют наибольшие группы испытуемых. МКИЭ издают рекомендации для обращающихся (Department of Health, 1997a), так же как формы заявок в комитет по этике для тех, кто представляет свои исследовательские планы для этической оценки.
|
|
Вероятно, наиболее важными требованиями к любой заявке являются следующие:
(1) Ясное и точное описание предлагаемого исследовательского проекта. Оно должно быть сделано кратко, в общепонятных выражениях без жаргона и технических терминов, так что его могли быть с легкостью понять не являющиеся экспертами члены МКИЭ.
(2) Указание на предполагаемую ценность исследования, а также необходимые научные обоснования. Если исследование проводилось ранее, необходимо обоснование необходимости его повторного проведения. Следует заметить, что Датский национальный комитет по этике требует, чтобы обращающиеся за этической оценкой своего проекта представили полный систематический обзор соответствующей литературы, прежде чем новое исследование будет одобрено (Goldbeck-Wood, 1998).
|
|
Хотя студенческие исследовательские проекты не всегда соответствуют научным стандартам, на которых обычно настаивают МКИЭ, они обладают важным образовательным значением и всегда выполняются под тщательным руководством. Задача руководителя - совместно со студентом составить заявку для МКИЭ.
(М Описание характера и числа лиц (испытуемых), участвующих в исследовании, Число участников должно делать ожидаемые результаты статистически значимыми, и нужно применять соответствующие процедуры проверки статистической достоверности. Впрочем, допустимы и качественные оценки, как, например, анализ протоколов интервью.
(4) Текст объявления, целью которого является привлечение добровольцев для участия в исследовании. Текст должен быть представлен на официальном бланке и давать полные сведения об экспериментаторах, а также информативное описание исследования. Неприемлемы объявления типа: «Придите в комнату 448 и получите 10 фунтов и бесплатную выпивку за участие в эксперименте по выявлению влияния алкоголя на память». Впрочем, скромное финансовое вознаграждение за отдаваемое испытуемыми на пользу науке время может быть предложено.
(5) Инструкция, которую участники должны прочесть перед участием в эксперименте. Инструкция должна просить о сотрудничестве по стороны испытуемого, а не требовать его. Обязательно должны быть включены два пункта: (а) «Вы не обязаны принимать участие в исследовании, если этого не хотите; если решите принять участие, в любой момент можете от него отказаться без объяснений. Решение о том, принять или нет участие в исследовании, никак не отразится на вашем лечении или процедурах» (последняя фраза добавляется только в тех случаях, когда испытуемыми являются пациенты,
а не здоровые участники); (б) «Все заявки на исследования с участием испытуемых-людей рассматриваются комитетом по этике до их начала. Данная заявка была одобрена... [название соответствующего комитета]».
(6) Расписка, подтверждающая согласие участника, составленная до начала эксперимента. Она должна включать ответы на шесть главных вопросов:
1. Прочли ли Вы инструкцию по данному исследованию? Да/Нет
2. Была ли Вам предоставлена возможность задать вопросы и обсудить данное исследование? Да/Нет
3. Получили ли Вы удовлетворительные ответы на все свои вопросы? Да/Нет
4. Получили ли Вы достаточную информацию относительно данного исследования? Да/Нет
5. Понимаете ли Вы, что можете выйти из исследования в любое время, не приводя для этого никаких оснований без последствий для Вашего будущего лечения? Да/Нет (данный вопрос не зада
ется здоровым испытуемым)
6. Согласны ли Вы на участие в исследовании? Да/Нет
Особенно уязвимые группы — маленькие дети, лица пенсионного возраста, пенсионеры, страдающие поражениями головного мозга или психическими заболеваниями - нуждаются в особенно заботливом и осмотрительном руководстве при заполнении бланка расписки. Для них должна быть подчеркнута добровольность принятия решения об участии в исследовании.
Таким образом, МКИЭ ожидают представления обдуманных и тщательно заполненных расписок в согласии. Неполные или неправильно заполненные расписки возвращаются для уточнения.