Влияние на этику профессионального сообщества

Возрастающее значение

Моральных и этических проблем

В психологии

Клятва Гиппократа, обязывающая врача придерживаться этических пра­вил поведения, была написана две с по­ловиной тысячи лет назад и стала обяза­тельным условием вступления в меди­цинское сообщество. Клятва определя­ла моральную ответственность врача и перед коллегами, и перед пациентами. Обязательства перед пациентами каса­лись двух основных областей: непричи­нение вреда и соблюдение врачебной тайны. В теории все этические обязате­льства врача могут быть определены всеохватывающим принципом: «Я буду назначать лечение, опираясь на свои лучшие умения и знания, ради интере­сов больного и никогда - ради наруше­ния закона или причинения вреда». К несчастью, опыт показывает, что этот, казалось бы, ясный принцип оказывает­ся слишком расплывчатым, когда при­меняется в повседневной практике, свя­занной с профессиональными этически­ми дилеммами.

Несомненно, психологи, как и пред­ставители других областей науки (Fro-lov, Yudin, 1986), несут этическую от­ветственность, вытекающую из гуман­ности и законов общества, независимо от их деятельности в профессиональной сфере. Тем не менее, контакты психоло­гов с обществом - с клиентами и колле­гами, а также при работе в лабораториях с испытуемыми-людьми и с подопыт­ными животными приводят к возникно­вению этических проблем, носящих специфический характер, связанный с особенностями профессии (Wadeley, 1991).

Влияние на этику профессионального сообщества

Профессиональные сообщества обыч­но создают собственные этические ко­дексы, отражающие оптимальный уро­вень функционирования, к которому должны стремиться члены сообщества, и устанавливающие стандарты приемле­мого минимума услуг. Целями, которые преследуют такие кодексы, являются:

(а) помощь в становлении профессионального сообщества, придерживающе­гося определенных стандартов профес­сиональной деятельности (консультиро­вания, лечения, ухода);

(б) поддержка и консультирование от­дельных представителей профессии;

(в) помощь профессиональному сооб­ществу в осуществлении его потребно­стей;

(г) формулировка моральных принци­пов, помогающих отдельным представи­телям профессии разрешать этические дилеммы (Канадская психологическая ассоциация (КПА), 1991).

Почему возникают дилеммы?

К возникновению дилемм приводят многочисленные разнообразные обстоя­тельства. Например, если психологу приходится учитывать интересы многих клиентов (работодателя и работника, со­циальные и юридические факторы), он может столкнуться с необходимостью встать на чью-то сторону, не говоря уже о желании учитывать собственный фи­нансовый интерес. Решения иногда при­ходится принимать не с целью полно­стью избежать вреда, а стремясь к мини­мизации отрицательных последствий и стресса посредством наилучших воз­можных практических мер.

Проблема конфиденциальности часто оказывается трудно разрешимой, если сохранение сведений о клиенте в тайне (отказ от сообщения информации, полу­ченной в ходе лечения) может привести к потенциально серьезным, а иногда даже опасным последствиям для семьи клиен­та или его работодателя, а также обще­ства в целом. Совет по медицинским ис­следованиям Великобритании (Farrar, 2000) издал руководство по этическому использованию конфиденциальной ин­формации с целью увеличения доверия общества и защиты прав клиентов и здо­ровых испытуемых, участвующих в ис­следованиях.

Аналогично, специалист в области пе­дагогической психологии может оказать­ся перед необходимостью сопоставлять клинические и образовательные потреб­ности клиента с более общими интереса­ми своего нанимателя — муниципального управления, — стремящегося, возможно, к минимизации стоимости услуг и равно­му распределению средств ограниченно­го бюджета. Разрешение проблемы осо­бенно затрудняется тем, что, удовлетво­рив запросы одного клиента, приходится отказать в предоставлении ресурсов дру­гим, имеющим равные или большие по­требности. Психолог может также запо­дозрить, что коллега действует непро­фессионально: например, продолжает практиковать, будучи неспособным к этому вследствие алкоголизма; оказыва­ет неадекватные услуги из-за примене­ния устарелых методов; сообщает за воз­награждение имена страдающих депрес­сией клиентов производящим соответст­вующие препараты фармацевтическим компаниям; вступает в дискредитирую­щие его сексуальные связи с клиентами. В какой момент, каким способом и кому должен сообщить об этом психолог?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: