Профессионализм

Принятие в профессиональное сооб­щество предполагает, что индивид полу­чил соответствующее определенным стандартам образование и готов придер­живаться предписанных правил. Про­фессиональное сообщество, как прави­ло, вырабатывает процедуры для исклю­чения из своей среды коллег, не соблю­дающих профессиональный этический кодекс. Национальные психологические ассоциации (в Великобритании - Бри­танское психологическое общество) со­чли необходимым создать консультаци­онные телефонные службы для своих членов, нуждающихся в совете в случае возникновения дилемм.

С усилением тенденции к приватиза­ции и уменьшению контроля, проявив­шейся с начала 1980-х гг., а также с пере­ходом к рыночной экономике во многих странах, стала очевидной необходимость в некоторой общественной защите от экс­цессов рыночных отношений и от отдель­ных неразборчивых в средствах само­учек. Считается, что между профессиона­лом, предоставляющим услуги, и клиен­том должен существовать общественный договор, основанный на взаимном уваже­нии и доверии. Особенно это касается профессиональных сообществ, обладаю­щих определенной независимостью к определении профессиональных правил: от них ожидается, что они будут ставит!, благо общества и отдельных его членов выше собственных интересов и интересов своих членов. Во многих областях, привлекающих профессиональных психологов, таких как бизнес, экспериментальные исследования, терапия, необходимы руководство и регуляция ради блага всех заинтересованных сторон. Специалисты в области этики, несомненно, могут обеспечить поддержку и руководство практи­кующему психологу, столкнувшемуся с этической дилеммой; они также могут ре­комендовать наилучшие способы предот­вращения судебного процесса. 'Этичное поведение дает ощутимые коммерческие преимущества, этичный бизнес - что здоровый бизнес, в меньшей мере страдаю­щий от плохих отзывов в прессе, претен­зий и судебных исков (Francis, 1994). Вве­дение этических процедур благоприятно отражается на прояснении ролей и суще­ствующих ограничений; они не носят дисциплинарного характера (хотя неже­лание придерживаться этических норм может вызвать наказание) и представля­ют собой скорее профилактические и за­щитные меры. Действительно, соблюде­ние этических норм предполагает не то­лько разрешение возникших проблем, но и предвидение возникновения этически противоречивых ситуаций. Более того, кодекс этики предназначен для того, что­бы создавать этичную среду в наиболее общем смысле, обращаясь к чувству спра­ведливости и морали индивида, поощряя этичное поведение во всех областях, а не прибегая к угрозе наказания за нарушения. В последние годы быстро развивается область исследований, посвященных этическим проблемам в психологии (Francis, 1999) и отражающих сходные процессы в бизнесе, юриспруденции и медицине. Весьма важным моментом яв­ляются различия применения этических принципов в разных странах. Между 1953—1991 гг. Канадская психологиче­ская ассоциация (КПА) пользовалась ко­дексом этики Американской психологи­ческой ассоциации; впоследствии было решено, что «существующие различия в культурных традициях могут быть более точно отражены в кодексе «Made in Cana­da» (КПА, 1991); еще больших различий можно ожидать. между сильнее отличаю­щимися друг oтi друга культурами. Организации, носящие интернациональный характер, придают этическим пробле­мам первостепенное значение. Европей­ская федерация психологических ассо­циаций располагает специальным под­разделением этики. Кросскультурная гармонизация этических процедур, по общему согласию, полезна для защиты интересов психологов и их клиентов во всех странах (Foreman, Colley, 1998,2001). Более того, работа Международной кон­ференции по гармонизации (МКГ) пока­зала, что возможно создание общих эти­ческих рекомендаций для регулирую­щих организаций, занимающихся плани­рованием, проведением и освещением клинических испытаний, в Европе, Япо­нии и США (ICH, 1997).

Впрочем, остается серьезная пробле­ма, касающаяся развивающихся стран, которые в высшей степени уязвимы для неэтичных и эксплуататорских исследо­ваний в области здравоохранения, в част­ности, изучения психологического воз­действия лекарств (Nuffield Council on Bioethics, 2000). В этом отношении тер­мин «научный империализм» в некото­рых случаях наиболее точно описывает действия развитых стран.

Неизбежно существование не единст­венного решения трудных этических проблем или дилемм. В отношении неко­торых из них возможно создание обще­принятых твердых правил как в практиче­ских вопросах (например, хранение исто­рий болезни или экспериментальных дан­ных в течение фиксированного периода времени), так и в вопросах принципиаль­ных (например, признание приоритета благополучия индивида перед приобрете­нием новых знаний). Тем не менее, в об­щем случае невозможно дать ответ прак тикующему психологу — как бы он ни же­лал и ни ожидал подобной рекоменда­ции - относительно того, что один образ действий этичен, а другой - нет. Короче говоря, редко можно говорить об абсо­лютно правильном или абсолютно непра­вильном решении. Общество меняется, и общественная практика определяет пре­делы того, что считается этически прием­лемым. Никогда нельзя заранее гаранти­ровать отсутствие критики с позиций эти­ки; кроме того, подобная критика играет позитивную и благотворную роль в опре­делении границ дозволенности. Часто то, что начинается как выражение сомнения в этичности, превращается в обвинение в непрофессионализме и даже небрежно­сти; может последовать судебный иск. Это обстоятельство подчеркивает необ­ходимость для профессиональных объе­динений проявлять осторожность в эти­ческих рекомендациях своим членам.

Профессиональные объединения от­ветственны за следующее:

(а) выработка правил поведения, определяющих должный этический уровень;

(б) установление минимальных стандартов услуг;

(в) наблюдение за соблюдением ко­декса и эффективное выявление наруше­ний, быстрый и действенный отклик на критику и жалобы;

(г) предоставление консультаций своим членам по вопросам этики;

(д) ознакомление своих членов с новыми достижениями в соответствующей
области.

Рекомендации в области этики публи­куются всеми главными психологиче­скими обществами, такими, как Амери­канская и Канадская психологические ассоциации. 102 обязательных положе­ния, сформулированные на общедоступ­ном американском английском, изданы первой из них (Nagy, 1999); вторая со­проводила свою публикацию (СРА, 1991) перечнем примеров наиболее часто возникающих дилемм. Это превосход­ный учебный материал для студентом и аспирантов. Психологические общества, как правило, уделяют внимание двум основным областям: профессиональном практике (клинической, образователь­ной, в области бизнеса и профессионала ной ориентации, юридической и консуль тативной) и преподаванию и исследона ниям. Эти области во многом nepecex;i ются, а потому имеют общие этические подходы, хотя некоторые проблемы ни сят специфический характер (эти вопро сы будут рассмотрены ниже).

Кодекс поведения

Британское психологическое общество (BPS) имеет комитет по этике, который недавно выработал рекомендации для психилогов в дополнение к существующему кодексу поведения. Отдельно рассматриваются вопросы, связанные с экспериментами на животных. Действие кодекса paспространяется на всех психологов; особое внимание уделяется четырем темам:

(а) Уважение прав и достоинства человека; обеспечение и охрана права на тайну личной жизни, конфиденциальность, самоопределение и автономию (в cooтветствии с профессиональными обязательствами и законом, равные права клиента вне зависимости от расы, религии или социально-экономического положения. Для любых психологических оценок вмешательств, участия в исследованиях требуется информированное согласие клиента/испытуемого; все клиенты/испытуемые должны знать о том, что вольны в любой момент отказаться, не приводя оснований, от контактов с профессионалом или от участия в исследовании.

(б) Компетентность-обеспечение высоких стандартов, максимальное исполь­зование знаний и опыта профессионала, оказание только тех услуг, которые про­фессионал компетентен ока чывать. От­ветственность за собственный постоян­ный профессиональный рост; отказ от практики в случае, если квалификация или способность составил, суждение не­достаточны.

(в)Ответственность – предотвращение причинения вреда, следование высоким
стандартам, обеспечение того, чтобы услуги или знания психолога не исполь­зовались во вред или не по назначению, принятие на себя ответственности за не­
обходимое продолжение профессиональ­ных услуг клиенту (подчеркивается, что
ответственность не прекращается с формальным прекращением профессиональ­ных контактов).

(г) Честность в исследованиях, в обуче­нии и в практике; точное указание на роль, которую играет психолог; обязан­ность объективно критиковать професси­ональные действия коллег; признание не­обходимости точности; избегание обмана, уважение к условиям контракта, должное внимание к финансовым последствиям
профессиональных взаимоотношений.

Не во всех терапевтических, учебных и консультационных ситуациях бывает воз­можно избежать неравенства отношений, приводящего к зависимости клиента; этот факт не должен остаться незамеченным, и из него не следует извлекать пользы. Су­ществование разнообразных контактов (когда психолог несет разную ответствен­ность перед разными клиентами в одной и той же ситуации) должно ясно оговарива­ться в целях избежания конфликта интере­сов. Дэвид Грин создал весьма полезный видеофильм на тему этических проблем в клиническом наблюдении (Green, 2003).

Приведенные выше принципы подробно рассматриваются в исходном до­кументе (BPS, 1996), но требуют обсуж­дения для дальнейшего уточнения. Что касается взаимной зависимости указан­ных четырех принципов, Этический ко­декс HI'S гласит:

«Необходимо признать, что всегда су­ществует выраженная взаимная зависи­мость и возможные противоречия в при­менении четырех основных этических принципов. Для психологов это означает, что разрешение этической проблемы или дилеммы требует размышлений и неред­ко диалога с клиентами и коллегами, взве­шенного применения разных этических принципов. Принятие решений и дейст­вия необходимы, даже если все еще оста­ются противоречия. Во внимание также должны приниматься временные рамки. Иначе говоря, проблемы лучше всего раз­решаются путем открытой дискуссии с теми, кого касается решение; психологи должны избегать принятия решений еди­нолично. Рассмотрим иллюстрирующую это ситуацию. Предположим, клиент со­общает психологу во время лечения, что испытывает суицидальные намерения. Было бы нарушением этики со стороны психолога сообщить об этом семье клиен­та без его согласия. Тем не менее важ­ность информирования семьи может быть обсуждена с клиентом. Иногда юридиче­ские формальности принуждают к опре­деленным действиям: суд может затребо­вать информацию, содержащуюся в исто­рии болезни; однако даже в таких обстоя­тельствах со стороны психолога было бы неэтично представлять сведения, не полу­ченные им лично в процессе лечения кли­ента. За исключением случаев, представ­ляющих несомненный общественный ин­терес, конфиденциальность информации, полученной психологом от клиента, дол жна сохраняться. Пациенты должны иметь свободный доступ ко всем записям, касающимся курса лечения».

М. Варнок (Warnock, 1999) указывает, что хотя решения руководящих органов играют важную роль, персональная мо­раль имеет ведущее значение; кодексы необходимы, но не менее необходима мотивация к их соблюдению.

3. Проблемы, которые часто ставятся
перед консультантами


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: