Фильмы Джерми ("Соблазненная и покинутая" и, особенности, "Развод
по-итальянски") шокируют зрителя безжалостностью, "цинизмом". Но следуетвспомнить язык театра кукол и комедии масок, в которых смерть может оказаться комическим эпизодом, убийство - буффонадой, страдание - пародией. Безжалостность итальянского (и не только итальянского)
народного театра органически связана с его условностью. Зритель помнит, что на сцене куклы или маски, и воспринимает их смерть или страдания, {15}побои или неудачи не так, как смерть или страдания реальных людей, а вкарнавально-ритуальном духе. Фильм Джерми были бы невозможно циничны,если бы режиссер предлагал нам видеть в его персонажах людей.
ГЛАВА ВТОРАЯ. ПРОБЛЕМА КАДРА
Мир кино предельно близок зримому облику жизни. Иллюзия реальности, его неотъемлемое свойство. Однако этот мир наделен одним
довольно странным признаком: это всегда не вся действительность, а лишьодин ее кусок, вырезанный в размере экрана.
. Вопрос о структуре
заэкранного мира окажется для кино очень существенным. То, что мир
экрана - всегда часть какого-то другого мира, определяет основные
свойства кинематографа как искусства. Не случайно Л. Кулешов в одной из своих работ, посвященных практическим навыкам киноработы, советовал
тренировать свое зрение, глядя на предполагаемые объекты съемки через
лист черной бумаги, в которой вырезано окошко в пропорции кинокадра. Так