Одним из основных элементов понятия "кадр" является граница
художественного пространства. Таким образом, еще до того, как мы
определим понятие кадра, мы можем выделить самое существенное:
воспроизводя зримый и подвижный образ жизни, кинематограф расчленяет его
на отрезки. Это членение многообразно: для создающих ленту это членение
на отдельные кадрики, которые при демонстрации фильма сливаются так же,как при чтении стихов стопы сливаются в слова (стопы, метрические
единицы стиха, тоже не существуют для рядового слушателя как осознанныеединицы). Для зрителя это - чередование кусков изображения, которые,несмотря на отдельные изменения внутри кадра, воспринимаются как единые.
Границу кадра часто определяют как линию склейки режиссером одного
сфотографированного эпизода с другим. Фактически именно это утверждал
молодой С. Эйзенштейн, когда писал: "Кадр - ячейка (33) монтажа ". (*) И
Развитие монтажа прояснило
Понятие кадра,
различие: события в жизни следуют непрерывным потоком, на
|
|
экране же, даже при отсутствии монтажа; действие будет образовывать как бы сгустки, между которыми окажутся пустоты, заполняемые
поступками-связками. Уже на этом уровне киножизнь, в отличие от жизни
действительной, представляется цепочкой "рядом стоящих кусков"
(Эйзенштейн). Но этим сегментация не кончается: на то, что мы видим,
накладывается сетка осмысления. Зная, что перед нами художественный
рассказ, то есть цепь знаков, мы неизбежно расчленяем поток зрительных
впечатлений на значимые элементы.