Фазы формирования поведенческой культуры

Кафедра менеджмента

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Организационное поведение»

тема: «Рыночные ориентации персонала»

Выполнила:

студентка 3 курса

экономического факультета

заочного отделения

группы 21021

Скачкова Н.В.

Проверил:

к.п.н., доцент кафедры менеджмента

Бурганова Н.Т.

г. Набережные Челны


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

I. ИМИДЖЕВЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ ПОВЕДЕНИЯ.. 4

1.1. Фазы формирования поведенческой культуры.. 4

1.2. Проявление и характеристика разных типов поведенческой культуры фирмы 7

II. ПОВЕДЕНЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА.. 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 16


ВВЕДЕНИЕ

На практике постоянно приходится сталкиваться с оценкой рыночных ориентации персонала, которые сложились в коммерческой фирме. Именно эти ориентации помогают понять, насколько сотрудники осознают необходимость имиджевой регуляции своего поведения «изнутри» под давлением требований «извне». Эти ориентации становятся своеобразной идеологией фирмы, которая проявляется в определенных, значимых для всех, социальных нормах поведения. Чем более они развиты под требования клиентов, тем эффективнее «срабатывают» имиджевые регуляторы поведения работников, и наоборот. Чем менее они адаптивны к требованиям клиентов, тем сложнее осуществлять регуляцию поведения работников на основе имиджевых показателей. Процесс нарастания эффектов такой регуляции поведения развивается по спирали, если им корректно управлять.

Цель контрольной работы заключается в раскрытии понятия рыночной ориентации персонала.

Задачи контрольной работы:

· определение основных фаз формирования поведенческой культуры, их взаимосвязи;

· изучение проявления разных типов поведенческой культуры фирмы;

· рассмотрение процесса поведенческого формирования имиджа: выделение основных позиций и факторов для анализа.

Предмет исследования – рыночные ориентации персонала. Объектом исследования является фирма, организация.

Контрольная работа состоит из двух основных разделов. Первая глава посвящена имиджевым регуляторам поведения: основным фазам формирования поведенческой культуры, их проявлениям. Вторая глава посвящена поведенческому формированию имиджа, рассмотрена методика факторного анализа имиджа компании с учетом специфики деятельности.


I. ИМИДЖЕВЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ ПОВЕДЕНИЯ

Фазы формирования поведенческой культуры

В зарубежной теории и практике управления понятие «имидж фирмы» отражает позитивный образ, который сложился у ее клиентов: покупателей, поставщиков, заказчиков, партнеров, акционеров. Чем более привлекателен этот образ, тем больше возможностей открывает для себя руководство фирмы, разрабатывая стратегию ее развития.

Забота об имидже, который может изменяться, также определяет поведение персонала: главным критерием оценки работников становится их позитивное отношение прежде всего к клиентам, которые являются конечными потребителями фирменной продукции.

Отечественной практике свойственная иная ситуация. Поведенческая культура управления, которая основывается на имиджевых регуляторах, формируется болезненно. Существуют фирмы, работающие по западному образцу, но есть и такие, которые находятся на разных фазах перехода к новой поведенческой культуре.

Выделяют четыре основные фазы формирования поведенческой культуры:

1. производственная;

2. сбытовая;

3. конъюнктурная;

4. маркетинговая.

Рассмотрим каждую из указанных фаз более подробно.

1. Фаза производственной ориентации

Фаза производственной ориентации характеризуется неразвитой поведенческой культурой с подавленными имиджевыми регуляторами. Они могут работать ностальгически, даже во вред предприятию: «Раньше мы были известны всей стране, и наша продукция покупалась. Теперь мы никому не нужны». Ярко выраженная ностальгическая установка не позволяет персоналу предприятия адаптироваться к новым условиям хозяйствования на рынке. Мешает персоналу предприятия и другая установка: «Мы производим, а у нас не покупают. Но мы-то производим! И качество хорошее». Это претенциозная имиджевая настройка персонала характерна для бывших работников государственных предприятий - в настоящее время открытых акционерных обществ, встречается и в некоторых производственно-торговых фирмах среди цеховых рабочих. Ее признаками являются искаженные представления о предпринимательстве и рыночных отношениях.

2. Фаза сбытовой ориентации

Фаза сбытовой ориентации характеризуется зарождением поведенческой культуры на основе примитивных представлений о том, что имидж обеспечивается рекламой. Главная поведенческая установка: «Производим то, что должны сбыть. Любыми средствами!» Персонал производит продукцию, не очень-то заботясь об имидже, который понимается только как стимулирующее условие удачного сбыта, поэтому может создаваться искусственно, падать и снова пропагандироваться. В этих случаях он не является достаточным регулятором поведения сотрудников фирмы, т.к. возникает противоречие: руководство призывает их заботиться об имидже фирмы, но само допускает такие ошибки, которые его подрывают. Здесь налицо декларативная имиджевая настройка персонала. Типичные признаки сбытовой ориентации – зачаточное предпринимательство и попытки адаптации к рыночным отношениям.

3. Фаза конъюнктурной ориентации

Фаза конъюнктурной ориентации характеризуется ростом такой поведенческой культуры, где имиджевые регуляторы начинают так воздействовать на сознание персонала, что постепенно становятся важными нормами поведения. Имидж фирмы осознается через установки: «Производим только то, что хорошо покупают, и продаем только то, что пользуется высоким спросом». Персонал ясно осознает, что имидж фирмы зависит от скорости и точности реагирования на спрос. В этом случае он формируется в «точках» продаж, но может формироваться и в слаженных действиях «группы быстрого реагирования» на те или иные рыночные ситуации. На этой основе возникает инструментальная имиджевая настройка персонала. Типичные признаки конъюнктурной ориентации – развитое предпринимательство и использование всех рыночных возможностей.

4. Фаза маркетинговой ориентации

Фаза маркетинговой ориентации характеризуется развитием такой поведенческой культуры, в которой имиджевые регуляторы осмысливаются персоналом как общественная необходимость: «Производим для того, чтобы удовлетворять запросы покупателей и продаем то, что им нравится». Эти регуляторы оказываются для работников нормами-стимулами, побуждая постоянно изучать покупательское поведение «своих» целевых групп. В этом случае имидж фирмы зависит от того, насколько он входит в сознание определенной категории покупателей. Такую зависимость сотрудники фирмы связывают с собственным поведением в ней, и чем сильнее эта связь, тем более интенсивно срабатывают и имиджевые регуляторы всех поступков сотрудников. Персонал уже начинает осознавать миссию фирмы в общественной жизни и переживает ее успехи и неудачи с точки зрения этой миссии. Возникает целевая имиджевая настройка персонала, которая становится точкой отсчета работников в саморегуляции своего поведения. Типичные признаки маркетинговой ориентации – цивилизованное предпринимательство и освоение рыночных отношений.

Все рассмотренные выше фазы взаимосвязаны, вытекают одна из другой (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Фазы формирования поведенческой культуры

управления на основе имиджевых регуляторов

Заштрихованное пространство обозначает меру воздействия имиджевых регуляторов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: