Государственная должность: понятие, виды

Закон указывает, что государственные должности Российской Федерации и аналогичные должности субъектов Российской Федерации устанавливаются соответственно Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации. Конкретных наименований должностей в этой статье не устанавливается. Определяется лишь целевое предназначение государственных должностей - они учреждаются для непосредственного исполнения полномочий соответственно федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации.

Именно по этому критерию комментируемая статья Закона подразделяет все государственные должности на две группы (категории):

1) должности, устанавливаемые для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

2) должности, устанавливаемые для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Понятие государственной должности комментируемый Закон также не раскрывает. Ранее соответствующее определение содержалось в Федеральном законе от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации", который утратил силу. Любая государственная должность характеризуется наличием установленного круга обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

В комментируемой статье не содержится прямого указания на то, что государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации не относятся к должностям государственной гражданской службы. Однако именно это вытекает из содержания ч. 2 ст. 1 ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" и ч. 1 ст. 3 и ст. 8 Закона.

Как указано в комментируемой статье, государственные должности Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Конституция Российской Федерации устанавливает, в частности, следующие государственные должности Российской Федерации: Президент Российской Федерации (ст. 11, 80); Председатель Совета Федерации Федерального Собрания (ст. 101); заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания (ст. 101); Председатель Государственной Думы Федерального Собрания (ст. 101); заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания (ст. 101); Председатель Правительства Российской Федерации (ст. 103, 110); заместитель Председателя Правительства Российской Федерации (ст. 110); федеральный министр (ст. 110); судья Конституционного Суда Российской Федерации (ст. 128); судья Верховного Суда Российской Федерации (ст. 128); судья Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (ст. 128); судья федерального суда (ст. 128); Генеральный прокурор Российской Федерации (ст. 129); прокурор Субъекта РФ (ст. 129); прокурор прокуратуры Российской Федерации (ст. 129); Председатель Центрального банка Российской Федерации (ст. 83); полномочный представитель Президента Российской Федерации (п. "к" ст. 83); Председатель Счетной палаты (п. "г" ч. 1 ст. 103); заместитель Председателя Счетной палаты (п. "и" ч. 1 ст. 102); аудитор Счетной палаты (п. "и" ч. 1 ст. 102; п. "г" ч. 1 ст. 103); Уполномоченный по правам человека (п. "д" ч. 1 ст. 103) - всего 21 государственная должность.

Почти все эти государственные должности (за исключением должности Президента Российской Федерации и должности его полномочного представителя, должностей председателей и заместителей председателей Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания) предусмотрены также соответствующими федеральными конституционными и федеральными законами об указанных государственных органах. Кроме того, некоторое количество других государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей субъектов Российской Федерации установлено иными федеральными законами. В частности, Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" предусматривает государственные должности председателя, заместителя председателя и судьи федерального суда, Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" - должность Секретаря Совета безопасности, Федеральный закон от 12 июня 2002 г N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" - должности Председателя, заместителя председателя, секретаря и члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" - должность Руководителя высшего государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" - должность Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Сводный перечень наименований государственных должностей Российской Федерации, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, установлен Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. N 32 "О государственных должностях Российской Федерации".

Государственные должности субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий региональных государственных органов устанавливаются конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации. В частности, в соответствии с п. 6 ст. 18 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определяется конкретное наименование должности Руководителя высшего государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (губернатор, президент, вице-губернатор, председатель правительства, глава администрации) с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта Российской Федерации.

Государственная должность может считаться установленной, если в Конституции (уставе) или законе субъекта Российской Федерации имеется указание (упоминание) о ней. Установление государственной должности означает введение ее в качестве самостоятельной штатной единицы в структуру государственного органа.

По аналогии с федеральными государственными органами региональные государственные должности связаны с исполнением обязанностей по обеспечению полномочий таких государственных органов, как губернатор (президент, глава), правительство (администрация), законодательный (представительный) орган (дума, собрание, совет), конституционный (уставной) суд, контрольно-счетный орган (палата), региональная избирательная комиссия, уполномоченный по правам человека и уполномоченный по правам ребенка. Соответственно они называются в региональных законах, определяющих статус и полномочия указанных органов.

В систематизированном виде региональные государственные должности оформлены по-разному. Как правило, перечень государственных должностей в субъектах РФ содержится либо непосредственно в законах о государственной гражданской службе, либо в законах о государственных должностях субъекта РФ (например, Закон Республики Алтай от 7 июня 2005 г. N 37-РЗ "О государственной гражданской службе Республики Алтай", Закон Владимирской области от 27 августа 2004 г. N 135-ОЗ "О государственной гражданской службе Владимирской области", Закон Кемеровской области от 1 августа 2005 г. N 103-ОЗ "О государственных должностях Кемеровской области и государственной гражданской службе Кемеровской области", Закон г. Москвы от 15 июля 2005 г. N 43 "О государственных должностях города Москвы", Закон Республики Мордовия от 7 февраля 2005 г. N 2-З "О государственных должностях и должностях гражданской службы Республики Мордовия", Закон Республики Карелия от 4 марта 2005 г. N 857-ЗРК "О некоторых вопросах государственной гражданской службы и правового положения лиц, замещающих государственные должности"). В ряде случаев это устанавливается отдельным законом (законами) о перечне (реестре) государственных должностей и (или) перечне (реестре) должностей государственной службы соответствующего субъекта Российской Федерации (например, Закон Санкт-Петербурга от 15 июня 2005 г. N 302-З4 "О Реестре государственных должностей Санкт-Петербурга и Реестре должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга", Закон Республики Алтай от 1 августа 2006 г. N 66-РЗ "О Реестре должностей государственной гражданской службы Республики Алтай").

В тоже время в некоторых республиках в составе РФ такие перечни утверждены указами главы (президента) республики (см., например, Указы Президента Республики Татарстан от 9 марта 2006 г. N УП-92 "Об утверждении Сводного перечня государственных должностей" и от 30 июня 2010 г. N УП-415 "О Сводном перечне государственных должностей Республики Татарстан", Указ Президента Чувашской Республики от 1 сентября 2006 г. N 73 "О сводном перечне государственных должностей Чувашской Республики и Реестре должностей государственной гражданской службы Чувашской Республики").

При этом субъекты Российской Федерации ориентируются на ст. 2.1 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", которая устанавливает, что перечень типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации. Такой перечень утвержден Указом Президента РФ от 4 декабря 2009 г. N 1381.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: