double arrow
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ЕКАТЕРИНЫ II

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Н.А. Бороздина

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Часть 2

Утверждено редакционно-издательским советом ВоГТУ

Вологда

Рецензенты:

Колокольчикова Р.С., кандидат исторических наук,доцент Череповецкого государственного Университета

Мишин В.Б.,кандидат экономических наук, доцент кафедры «Социально-гуманитарных и естественно-научных дисциплин» Вологодского государственного Технического Университета

Бороздина, Н.А.

Отечественная история:методическое пособие /Н.А. Бороздина – Ч.2. – Вологда: ВоГТУ, 2012. – 50 с.

Пособие «Отечественная история» Ч. 2. Предназначено для студентов заочной формы, обучающихся по сокращенным программам, и подготовлено с учетом требований к обязательному минимуму содержания и уровня подготовки студентов.

Пособие преследует цель углубления знаний студентов по курсу «Отечественная история». В нем последовательно раскрываются важнейшие этапы развития Российской империи с XVIII по XX век, кратко изложены основные проблемы перехода от России феодальной к России буржуазной.

Актуальность пособия не вызывает сомнения, так как во время становления новых общественных отношений и развития российской государственности требуется понимание и осмысление прошлого.

Автором использованы новейшие исторические исследования, а также историческая литература последних лет, что способствует более четкому и подробному изучению истории России.





РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ЕКАТЕРИНЫ II

(ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ)

Царствование Екатерины II вошло в историю, как период «просвещенного абсолютизма». Смысл такого правления состоит в политике следования идеям Просвещения, выражающейся в проведении реформ. Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать экономическую и общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в Европе широкое распространение.

Екатерина II (София Августа Фредерика Ангальт - Цербская принцесса) родилась в 1729 году. Когда Софии было 10 лет, ее познакомили с троюродным братом Петром Ульрихом, который был внуком Петра Великого и претендентом на престолы России и Швеции. В 1741 году, когда на престол взошла младшая дочь Петра Великого Елизавета, она объявила своим наследником своего племянника Петра Ульриха, который прибыл в Россию, принял православие и получил имя» великого князя Петра Федоровича». Юноше подыскивали невесту среди немецких принцесс и, хотя выбор был велик, но приглашение получила София Августа Фредерика.



В 1744 году она прибыла в Россию, приняла православие и получила имя»великой княгиней Екатерины Алексеевны».В 1745 году состоялась ее свадьба с Петром Федоровичем, а в 1754 году у ней родился сын Павел. Елизавета Петровна забрала ребенка у матери, и Екатерина Алексеевна начинает использовать любую возможность, чтобы узнать о России больше, об обычаях, традициях, истории страны.

Так, постепенно у Екатерины Алексеевны сложилось, с одной стороны, вполне определенное мировоззрение, основанное на идеях просветителей, а с другой представление о России, где, по ее мнению, эти идеи могли быть использованы с большой пользой.

В 1761 году умирает Елизавета Петровна, и на престол вступает Петр Федорович – Петр III. Однако за свое недолгое царствование он сумел настроить против себя все слои общества. Он вознамерился заточить жену и сына в монастырь, себя объявить вассалом прусского короля Фридриха II.

Когда Петр III находился в Ораниенбауме, гвардейские офицеры Измайловского, Семеновского и Преображенского полков присягают новой императрице – Екатерине II. В Казанском соборе ее благословляет архиепископ Санкт – Петербурга Вениамин. В Зимнем дворце ей принесли присягу Генералитет, Сенат и Синод.

6 июля 1762 года она получает известие о внезапной кончине Петра III. 22 сентября 1762 года состоялась пышная коронация и великая княгиня Екатерина Алексеевна стала официально императрицей Екатериной II.

Вскоре после вступления на престол Екатерина II поняла, что одним из существенных недостатков русской жизни является несоответствие существующей законодательной базы современному развитию страны. Она убедилась еще и в том, что вельможи из ее ближайшего окружения не в состоянии подготовить новое всеобъемлющее законодательство из-за своей консервативности и желанием удовлетворить свои сановные интересы. И она решает привлечь к работе над законодательством более широкие круги подданных.

И, прежде всего, императрица принимается за детальную инструкцию для будущих депутатов. Так появляется в 1767 году «Наказ» из 26 глав и 526 статей. «Наказ» Екатерины II - один из самых замечательных памятников общественной мысли эпохи Просвещения. Императрица хотела внести в законодательство больше мягкости и уважения к человеку. Она хотела отменить наказания, которые могли бы изуродовать человеческое тело. Она выступала против применения пыток. Особенно большой осторожности она требовала от судей. «Лучше оправдать 10 виноватых, чем обвинить одного невиновного». Еще одно мудрое замечание: «Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели их наказывать. Надо, чтобы люди чтили законы и стремились к добродетели. Самое надежное, но и самое труднейшее средство сделать людей лучше есть приведение в совершенство воспитания».

Также Екатерина II считала необходимо предоставить дворянству и городскому сословию самоуправление. В «Наказе» она высказала мысль об отмене крепостного права.

Что касается самого монарха, то Екатерина 2 представляла себе так:

«1.Нужно просвещать нацию, которой должен управлять.

2.Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставлять его соблюдать законы.

3.Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.

4.Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.

5.Нужно сделать государство грозным и внушающим уважение соседям».

Для составления нового законодательства было решено созвать выборных (депутатов) из различных сословий государства. Комиссия была торжественно открыта Екатериной II в Москве, в Грановитой Палате Кремля. Было собрано 567 депутатов от дворянства, купечества, государственных крестьян, от оседлых инородцев. Однако сама работа Комиссии по составлению нового Уложения затягивалась. Путаница, несовершенство организации Комиссии создали препятствие для успешной работы. В конце 1767 года Комиссию перевели в Петербург, но и там успеха не было. В конце 1768 года Комиссия была распущена в связи с началом войны с Турцией.

Стремясь активизировать деятельность местной власти, Екатерина II вводит в 1775 году новое административно – территориальное деление. Все вновь образованные губернии и уезды получили единообразное устройство, основанное на строгом разделении административных, финансовых и судебных обязанностях. Страна была разделена на 50 губерний, а каждая губерния делилась на 10 – 12 уездов. В основе такого деления лежал принцип численности податного населения. Для губерний и уездов было установлено определенное количество жителей: по 300 – 400 тысяч и по 20 – 30 тысяч человек соответственно. С изменением границ прежних административных территорий возникли новые уездные и губернские центры. Екатерина II губернской реформой стремилась, в первую очередь, увеличить силы администрации, разграничить ведомства и привлечь к управлению земские элементы.

Проведенная судебная реформа разделила суды по сословиям. По английскому образцу был создан Совестный суд, который разбирал уголовные дела, связанные с болезнью обвиняемого.

В 1785 году вышла «Жалованная грамота дворянству». Грамота подтвердила привилегии, данные дворянству ранее: свобода от телесных наказаний, подушной подати, обязательной службы, право неограниченной собственности на имения и землю с ее недрами, право торгово- промышленной деятельности. Лишение дворянского достоинства могло производиться только по решению Сената с высочайшим утверждением. Имения осужденных дворян не подлежали конфискации. Дворянство отныне именовалось «благородным».

Были расширены полномочия дворянских сословных учреждений. Дворянство получило сословное самоуправление: дворянские собрания во главе с губернскими и уездными предводителями. Дворянские собрания могли делать представления властям о своих нуждах. Не случайно правление Екатерины II называют «золотым веком русского дворянства». Однако в «Жалованной грамоте дворянству» не говорилось о праве дворян владеть душами крепостных крестьян. Вероятно, Екатерина II хотела показать необходимость дворянству более хозяйственно распоряжаться крепостными крестьянами, как для своего благосостояния, так и для развития страны.

Одновременно с «Жалованной грамотой дворянству» была издана «Жалованная грамота городам», продолжившая попытки создания «третьего сословия». Этот документ утвердил новые выборные городские учреждения, расширил круг избирателей. Горожане были поделены на 6 разрядов по имущественному и социальному признаку, в т.ч. мещан (с капиталом менее 500 руб.) и купцов (с капиталом 500руб. и более). Купцы делились на три гильдии. Раз в три года созывалось «собрание городского общества», в которое входила наиболее состоятельная часть горожан. Другим городским органом управления была «Общая градская дума» - постоянное учреждение, состоявшее из городского головы и шестигласных. Судебными выборными учреждениями в городах являлись магистраты.

Грамота подтвердила дарованное купечеству освобождение от подушной подати и рекрутской повинности (1% налога с оборота). Так впервые произошло объединение в единое сообщество разрозненных групп «городовых обывателей». К сожалению, широкого использования «Жалованной грамоты городам» не произошло, поскольку экономическая жизнь страны в основном была связана с помещичьими имениями и трудом крепостных крестьян. В экономике страны города занимали всего 4%.

Екатерина II подготовила проект «Жалованной грамоты государственным крестьянам», но опубликовать его она не решилась, опасаясь дворянского недовольства. Крепостное состояние крестьянства тормозило образование сильного третьего сословия, исключало крестьян из сословной структуры. Но какие бы свободолюбивые идеи не исповедовала Екатерина II, как бы она не желала искоренить в России «крепостное рабство», пойти на радикальные меры она не решилась. Императрица понимала, что тем самым она противопоставит себя опоре трона - дворянству, которое не хотело терять свои привилегии.

Она допустила обсуждение этого вопроса в сфере общественной мысли, надеясь на осознание дворянами не только аморальности крепостного состояния крестьян, но и политическую опасность такого состояния. При этом она запретила свободным людям и откупившимся крепостным крестьянам вновь вступать в крепостную зависимость.

По ее распоряжению государство выкупало крепостных крестьян и обращало их в горожан. Дети крепостных крестьян, принятые на государственное попечение в воспитательные дома, становились свободными. Но на более радикальные меры Екатерина II не пошла, она рассчитывала на те огромные возможности самодержавной власти для проведения реформ, и совсем не желала рисковать троном из-за возмущения дворянства, которое не хотело бы лишиться своего главного богатства – крепостных крестьян.

Екатерина II, считая себя наследницей Петра Великого, понимала, что главным условием развития и самостоятельности государства являются развитие мануфактурного производства и торговли. Но при этом основным принципом, по ее мнению, должно стать свободное предпринимательство, связанное с частной собственностью. С этой целью упраздняются Берг – и Мануфактур – коллегии, что давало неограниченную свободу торговой и промышленной деятельности. Если в конце 60-х годов XVII века в стране насчитывалось более 600 мануфактур, то к концу XVII века их стало свыше 2000.

С начала 60-х годов увеличивается количество вольнонаемного труда в промышленности, а с 1762 года прекращается приписка крестьян к мануфактурам. С 1782 года следует разрешение на торговлю в лавках по домам, что привлекало покупателей низкими ценами на товары. Складываются определенные торговые районы. Новым фактором развития торговых связей становятся общероссийские ярмарки. К концу XVIII века число их составило 28.

Идеи Екатерины II поддерживал русский просветитель Н.И.Новиков. Он пришел к выводу о прямой связи между понятиями «коммерция» и «свобода», когда торговля объединяет государства для взаимного обогащения через обмен не только материальными, но и духовными ценностями, а значит и общей свободы людей.

Что касается развития образования, то Екатерина II считала, что только «заведением народных школ разнообразные обычаи в России приведутся в согласие, исправятся нравы». В 60-70гг.она сделала попытку создать в стране систему воспитательно- образовательных учреждений. По поручению императрицы И.И.Бецкий – один из представителей педагогической мысли в России разработал «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества». В соответствии с этим документом были открыты училище при Академии художеств (1764г.), коммерческое училище (1772г.), Смольный институт благородных девиц (1764г.), который положило начало женскому среднему образованию. Учебная программа включала русский и иностранные языки, арифметику, географию, историю, рисование, музыку и танцы. Давали девушкам и некоторые знания в области ведения домашнего хозяйства.

В 1782 году для проведения более масштабной школьной реформы была создана Комиссия об учреждении училищ. Основные документы и план реформ были разработаны сербским педагогом Ф.И.Янковичем. По этому плану в городах создавались народные училища двух типов: главные – в губернских городах и малые – в уездных. Эти училища были всесословные и содержались за счет государства. В малых училищах преподавали чтение, письмо, чистописание, арифметику, Закон Божий, а в главных – русский язык, географию, историю, геометрию, механику, физику, иностранный язык. Эта реформа сыграла большую роль в становлении общероссийской системы общеобразовательной школы.

С 1763 года Медицинская коллегия начинает готовить медицинских работников. В 1774 открывается Горное училище, позднее преобразованное в Горный институт. Большой шаг вперед делает и российская наука. В 1783 году была основана особая Академия наук для изучения русского языка и литературы. Существовавшая с петровских времен Академия наук за 1768 – 1774 гг. провела пять экспедиций, которые внесли большой вклад в изучение географии страны.

С 1765 года начинает действовать Вольное экономическое общество, в «трудах» которого обсуждались не только вопросы ведения хозяйства, но и проблемы крепостного состояния крестьян. В Академии наук значительно выросло число русских ученых, среди них талантливые натуралисты И.И.Лепехин и Н.Я.Озерецковский, астроном С.Я.Румовский, минеролог В.М.Севергин.

Активизируется издательская деятельность. За весь XVIII век в России было издано 9500 книг, из них 85% пришлось на царствование Екатерины II. Публикуются работы известных историков М.М.Щербатова и И.Н.Болтина.

С января 1783 года разрешается создавать «вольные» типографии. Книги, журналы, газеты становятся элементом повседневного быта все большего числа людей. В Петербурге открывается первая в России публичная библиотека. Книготорговцы начинают открывать при лавках платные библиотеки. К концу 80-х годов в стране насчитывалось 15 государственных библиотек, растет и число частных книжных собраний. «Книги сделались предметом моей страсти».- напишет в своих мемуарах Е.Р.Дашкова, собравшая библиотеку в 900 томов. Такие же страстные книголюбы были среди дворян, купцов и даже среди крестьян.

За 34 года правления Екатериной II было разработано 5798 законодательных актов, где в первую очередь она стремилась улучшить работу администрации, разграничить ведомства и привлечь к более активной деятельности дворянства на местах.

Во время известного пугачевского бунта1773 – 1774 года деятельность местных властей была парализована неумением организовать подавление выступления. Этот бунт возник среди казачества на Урале и явился последней попыткой вернуть себе все вольности. Движение казаков становится опасным, когда к нему присоединилось крестьянство всего Поволжья. Е.Пугачев под именем Петра III поставил под контроль территорию от Оренбурга до Казани, и борьба с ним превратилась в упорную войну. Только после ряда столкновений Пугачев был пойман и казнен в 1774 году.

В вопросах внешней политики Екатерина II стала продолжателем дела Петра Великого. Ко времени правления Екатерины II главная задача России была отнять у Турции Крым и северные берега Черного моря, что решило бы задачу достижения на юге естественных географических границ империи. По отношению к Польше Екатерина II выполнила задачу России по освобождению православного русского населения от католическо-польского давления. Защищая православие в Польше, Россия в то же время гарантировала польскому королю договором 1768 года неизменяемость политического строя Польши.

Первая русско-турецкая война в (1768 – 1774гг.), благодаря блестящим победам генерала – фельдмаршала П.А.Румянцева и кн. М.Ю.Долгорукого, привела к присоединению территорий Азовского и Черного морей. В 1783 году, после признания независимости Крыма от Турции, полуостров был присоединен к России. В 1772 – 1773 году к России отошла Белоруссия.

В результате второй русско-турецкой войны (1789 – 1791гг.), в которой прославился полководческий талант А.В.Суворова, взявшего непреступную турецкую крепость Измаил, Россия окончательно утвердилась на берегах Черного моря.

В 1775 году была решена судьба Запорожской Сечи, казаки присягнули на верность императрице. Им разрешили сохранить прежнее управление, но они обязаны были охранять границы государства.

В 1795 году состоялось последнее разделение Польши. Россия получила Литву и Курляндию.

Историческое значение правления Екатерины II связано в первую очередь с тем, что в России дворянство становится не только привилегированным сословием, имеющим внутреннюю организацию, но и господствующим землевладельческим классом. Кроме этого дворянство составило основу бюрократического аппарата управления страной.

В своей внутренней политике Екатерина II довела до конца то, что начали ее предшественники. Во внешней политике императрица стала прямой наследницей деятельности Петра Великого, она сумела понять и завершить то, к чему стремились веками московские государи. В эпоху ее правления были подведены итоги предыдущей истории, завершились исторические процессы, раннее только развивающиеся.







Сейчас читают про: