Занятие 4. Российская империя в XVIII веке (тема 5)

1. Предпосылки петровских преобразований. Северная война 1700-1721 гг.

Неудачи крымских походов вызвали брожение и рост недовольства в стране. И раньше большинство простого народа удивлялось нравам и обычаям царского двора. Видя правительницу в польских нарядах, ее фаворита - в польском кунтуше или слыша польский язык и латынь вельмож, люди недоумевали. А после подчинения внешней политики России интересам Австрии, Польши и даже Венеции, введения тяжелых налогов и принесения бесполезных жертв правительство лишилось всякой популярности. Неприязнь к нему усилилась также из-за крайне жестокой политики по отношению к старообрядцам. В 1685 г. против раскольников были изданы пресловутые "Двенадцать статей" - одно из самых безжалостных узаконений в русской карательной практике. Так партия Нарышкиных пришла к власти, поднявшись на гребне национального недовольства западным влиянием. Новое правительство, будучи втянутым в войну, должно было продолжать ее, и Петр, оставив "марсовы потехи", предпринял вместе с донскими казаками в 1695 и 1696 гг. два похода для захвата турецкой крепости Азов, запиравшей выход из Дона в Азовское море. Естественно, первый поход 1695 г. закончился неудачей по причине отсутствия флота. Сняв осаду, русские отошли. Всю зиму Петр провел в Воронеже за строительством флота и подготовкой второго похода. И надо сказать, что успех второго штурма Азова был обеспечен не вновь построенными крупными кораблями, а небольшими маневренными лодками донских казаков. Мобильные казацкие суденышки внезапным нападением на турецкие корабли рассеяли их и позволили русскому флоту беспрепятственно выйти из Дона в Азовское море. Судьба крепости была решена, и после двух месяцев осады турки на условиях почетной капитуляции покинули Азов.

С заменой Софьи на Петра русская внешняя политика не получила самостоятельного характера, утерянного в правление Софьи. Она лишь была переориентирована на иную группу западноевропейских стран. Молодой Петр, на которого упорядоченная, комфортная жизнь в Голландии произвела глубокое впечатление, был захвачен великими планами: сделать из России такую же "цивилизованную" державу, построить такой же морской флот и развить коммерцию. Правда, для воплощения царской мечты приходилось начинать воевать со Швецией за выход к Балтийскому морю, но это считалось задачей своевременной и благородной. С этнологической точки зрения, возникновение петровской мечты вполне естественно. Петр, как и его соратники, принадлежал своему этносу, переживавшему в XVII в. максимум пассионарности - акматическую фазу, малоблагоприятную для жизни простых людей, до предела насыщенную конфликтами и всяческими безобразиями. Человеку, видевшему ребенком кровавые стрелецкие расправы, слышавшему ожесточенные споры о вере, вынужденному постоянно бороться за свою жизнь в дворцовых интригах, тихая, спокойная жизнь Голландии, находившейся в инерционной фазе, действительно должна была показаться сказкой. Однако Петр не смог, как планировал, посетить Венецию. Он был вынужден, бросив все, срочно вернуться в Россию, где вспыхнул очередной, и на сей раз последний, стрелецкий бунт. Вернувшийся из-за границы разъяренный Петр приказал провести новый розыск и подверг мучительным пыткам и казням огромное количество стрельцов. Стрельцы отнеслись к экзекуции с полной покорностью, ни о каком сопротивлении и речи не было, ведь пассионарность стрелецкого войска оказалась исчерпанной. После возмущения 1698 г. стрелецкое войско сошло с исторической сцены, хотя формально его упразднили позднее.

Источник: Л. Н. Гумилев «От Руси к России» 1992.

Союзниками Петра в Северной войне были Польский король Август II, Дания и Ливония. Были намечены цели, но плана как такового разработано не было. Двинутая под Нарву армия, численностью около 35 тысяч, состояла большею частью из новобранцев под командой плохих офицеров и иноземных генералов, не пользовавшихся доверием. Стратегических путей не было; по грязным осенним дорогам не могли подвезти достаточно ни снарядов, ни продовольствия. Начали обстреливать крепость, но пушки оказывались негодными, да и те скоро перестали стрелять за недостатком пороха. В злую ноябрьскую вьюгу король Карл XII подкрался к русскому лагерю, и шведская 8-тысячная бригада разнесла русский корпус. Около трети осадного корпуса, вся артиллерия и десятков восемь начальных людей, в том числе десять генералов, были потеряны. Однако Петр не унывал от неудач, он тотчас принялся укрепляться, пополнять войска усиленной вербовкой, конфисковал четвертую часть всех церковных и монастырских колоколов, чтобы отлить новую артиллерию. Петр сформировал расстроенную армию и мелкими стычками, набегами, осадами, штурмами слабых пограничных крепостей подготовлял ее к крупным делам. Ход внешней борьбы затруднялся еще борьбой внутренней, возникавшей в связи с ней же. Летом 1705 г. вспыхнул астраханский бунт, дальний отзвук стрелецких мятежей, отвлекший с театра войны целую дивизию. В марте, в самый ледоход, когда шведы не могли перейти Неман в погоню за отступавшими, русское войско, спустив в реку до ста пушек с зарядами, мимо Бреста через Волынь "с великою нуждою и трудом", но благополучно отошло к Киеву, обогнув юго-западную окраину непроходимого Полесья. В 1708 г., когда Карл, разделавшись с Августом, стал один на один с Петром, повел из Гродны свою прекрасно устроенную 44-тысячную армию прямо на Москву, у Петра в тылу запылал бунт башкирский, охвативший Заволжье казанское и уфимское, а вслед за ним на Дону бунт булавинский, вызванный сыском беглых и распространившийся до Тамбова и Азова. Эти мятежи страшно смутили Петра, вынудили его разделить свои силы. под Полтавой девятилетний камень свалился с плеч Петра: русское войско, им созданное, уничтожило шведскую армию. Силы Петра опять начали рассыпаться. Внимание его перекидывалось из стороны в сторону. Военные успехи русских подняли на ноги французскую дипломатию, которая вместе с Карлом вовлекла Петра в новую войну с Турцией. Петр летом 1711 г. пустился в знойную степь с целью не защитить Малороссию от турецкого нашествия, а разгромить Турецкую империю и на реке Пруте получил еще новый урок, будучи окружен впятеро сильнейшей турецкой армией, едва не был взят в плен и по договору с визирем отдал туркам все свои азовские крепости. Петр и на этот раз утешал себя и свое правительство надеждой, что неудача на юге укрепит другую сторону, северный фронт, несравненно более важный. Петр усердно помогал союзникам вытеснять шведов из Германии, в 1714 г. со своим подраставшим балтийским флотом разбил при Гангуде шведский флот. Германские отношения перевернули всю внешнюю политику Петра, сделали его друзей врагами, не сделав врагов друзьями. Так главная задача, ставшая перед Петром после Полтавы, решительным ударом на Балтийском море вынудить мир у Швеции разменялась на саксонские, мекленбургские и датские пустяки, продлившие томительную 9-летнюю войну еще на 12 лет. Кончилось все это тем, что Петру пришлось разделывать собственное дело, согласиться на мир с Карлом XII, обязавшись помогать ему в возврате шведских владений в Германии, отнятию которых он сам больше других содействовал, и согнать с польского престола своего друга Августа, которого так долго и платонически поддерживал. Но судьба еще раз посмеялась над Петром. По смерти Карла, застреленного в 1718 г. под норвежской крепостью Фридрихсгаллем, шведы помирились с союзниками Петра, который опять остался глаз на глаз со своим врагом и опять, как под Полтавой, одинокий, нанес ему решительный удар двукратной опустошительной высадкой в Швецию (1719 и 1720 гг.). Ништадтский мир 1721 г. положил запоздалый конец 21-летней войне.

Источник: Ключевский «Курс русской истории» Лекция 61.

2. Реформы Петра 1

а) военные

С началом войны со Швецией строительство флота было начато и на Балтике. К 1725 г. флот на Балтике насчитывал 32 линейных корабля с вооружением от 50 до 96 пушек каждый, 16 фрегатов, 85 галер и множество других более мелких судов. Общая численность русских военных моряков составляла около 30 тыс. Петр лично составил Устав морской, где было записано “Только тот государь обе руки имеет, который и войско сухопутное, и флот имеет”.

Комплектование войска Петр застал в полном расстройстве. Прежде солдатские и рейтарские полки, распущенные по домам на мирное время, призывались на службу в случае надобности. Это был призыв отпускных или запасных, бывалых людей, уже знакомых со строем. При формировке Петром армии для борьбы со Швецией такого запаса уже не заметно. Полки иноземного строя пополнялись двумя способами: или "кликали вольницу в солдаты", охотников, или собирали с землевладельцев даточных, рекрутов, по числу крестьянских дворов. Петр указал писать в солдаты вольноотпущенных холопов и крестьян, годных к службе, и даже дал холопам свободу поступать в солдатские полки без отпуска от господ. При такой вербовке наскоро составленные, наскоро обученные немцами полки новобранцев, по выражению бывшего в Москве в 1698 - 1699 гг. секретаря австрийского посольства Корба, являлись сбродом самых дрянных солдат, набранных из беднейшей черни, "самый горестный народ", по выражению другого иноземца, жившего в России в 1714 - 1719 гг., брауншвейгского резидента Вебера. Подобным же способом составлена была и первая армия Петра в Северную войну: 29 новоприборных полков из вольницы и даточных по 1000 человек в каждом пристегнуты были к 4 старым полкам, 2 гвардейским и 2 кадровым. Нарва обнаружила их боевое качество.

Уже в 1699 г. Петр сформировал помимо двух гвардейских полков — Преображенского и Семеновского — 29 пехотных и 2 драгунских. К концу его царствования общая численность русской армии составляла 318 тыс. человек. Петр строго обязал всех дворян нести военную службу, начиная с солдатского чина. В 1716 г. был издан Устав воинский, который регламентировал порядок в армии в военное и мирное время. Подготовка офицерских кадров осуществлялась в двух военных школах — Бомбардирской (артиллерийской) и Преображенской (пехотной). Впоследствии Петр открыл морскую, инженерную, медицинскую и другие военные школы, что позволило ему в конце своего царствования полностью отказаться от приглашения иностранных офицеров на русскую службу.

Источник: Ключевский «Курс русской истории» Лекция 61.

б) административные (губернии, коллегии, Сенат)

В 1711 году с от­бытием на фронт Петр издал указ об учреждении Правительствующего Сената, 9 членов которого были назначены царем. Им поручалось руко­водство страной в его отсутствие. Чуть позже определились и функции Сената: ведать торговлей, комплектованием армии, сбором налогов, су­дом, установлена строгая процедура обсуждения вопросов и принятия решений (на основе единогласия). Позднее Сенат расширил свой состав: в него стали входить президенты коллегий, с 1722 года – только основных 4, а также по 2 «комиссара» от каждой губернии.

Сенат являлся по сути высшим законодательным, судебным и кон­трольным органом империи. Он издавал указы по всем вопросам внешней и внутренней политики, являлся судом первой инстанции для высших должностных лиц и рассматривал дела по апелляции нижних судов, реви­зовал деятельность губернского начальства, осуществлял контрольные функции. Для исполнения последней при Сенате учреждалась тайная должность фискала, который имел штат подчиненных и должен был «тайно проведывать» и «доносить» о злоупотреблениях должностных лиц, получая при этом четвертую часть обнаруженных у казнокрадов и взяточ­ников сумм. Институт фискалов вскоре разросся, под руководством на­значаемого царем генерал-фискала трудились обер-фискал, фискалы при коллегиях, провинциал-фискалы в губерниях и городовые фискалы в го­родах.

Петр I, проводя преобразования в области экономики, попытался при­способить к новым задачам старую приказную систему управления. Но попытка не увенчалась успехом, пришлось провести коренную реформу, реорганизовав и частично упразднив приказы и создав на их месте новые органы – коллегии (по образу Швеции). Сначала, в 1718 году, появились 10 коллегий (Чужестранных дел, Камер-, Штатс-, Ревизион-контор, Юстиц-, Коммерц-, Берг-, Мануфактур-коллегии, Военная и Адмиралтейская), ко­торым было поручено заниматься армией и флотом, промышленностью и торговлей, финансами. Чуть позже к ним добавились Вотчинная коллегия и Главный магистрат.

Структура и порядок деятельности коллегий регулировались Гене­ральным регламентом 1720 года — своеобразным уставом гражданской службы. Кроме него были изданы регламенты каждой коллегии. Штаты коллегий были невелики: президент (русский), вице-президент (немец), 4 советника и 4 асессора (при Екатерине II число последних сократилось до 2-х, а весь штат до 6 человек). Решения принимались на общем собрании большинством голосов. С упразднением приказов реформировалось и старое делопроизводст­во. Петр I запретил столбцы-свитки, ушли в прошлое дьяки и подьячие, памяти и отписки. Появились новые служители канцелярии: секретари, нотариусы, регистраторы, актуариусы, переводчики, писари. С петровско­го времени стали сочиняться протоколы, доклады, отчеты, заявления, прошения и пр.

В 1708 году Бурмистрская Палата под новым названием Ратуша возобновила спою деятель­ность, превратившись в финансовый центр, сосредоточивший в своих ру­ках функции всех ранее действовавших финансовых органов. Но в том же году в России было введено губернское правление (сначала в 8, а с 1718 года в 10 губерниях). Губернаторам, назначаемым царем, были поручены все фи­нансовые и военные дела на территории губернии. Губернии делились на провинции (47) и дистрикты (146) во главе с воеводами, которым переда­вались функции губных старост.

Источник: Каменский «Россия в 18 веке». 1999.

 

в) социальные преобразования

В своей социальной политике Петр I руководствовался, прежде всего, представлением о том, что каждый житель страны, независимо от своего социального статуса, должен приносить государству пользу, должен быть эффективным элементом единого государственного организма. Во-вторых, Петр не стремился кардинально изменить традиционный для России характер социальных отношений, основывавшийся на крепостной, по сути, взаимозависимости социальных страт друг от друга и государства. Напротив, в крепостничестве царь видел действенное орудие принуждения подданных к исполнению долга перед отечеством. Крепостничество, по мысли царя, было той необходимой формой насилия, без которого невозможно было принудить народ к навязываемому ему властью царя «учению». Определяющее значение для социальной сферы имела податная реформа Петра I 1718–1724 гг., ставшая важной вехой в истории социальных отношений в России в целом. Основное содержание податной реформы было связано с заменой существовавшего с 1679 г. подворного обложения подушным, т. е. налогом с души мужского пола, причем основной целью при этом было финансовое обеспечение вновь созданной регулярной армии. Сам размер подушной подати исчислялся, исходя из суммы, необходимой на содержание армии, поделенной на численность податного населения. В ходе реформы все население страны было разделено на две части — привилегированную неподатную (дворянство, духовенство, некоторые категории государственных служащих, в т. ч. военные) и податную (все остальные категории населения). реформа в еще большей степени ограничила свободу передвижения, а значит, и в целом личную свободу основной массы населения, укрепив принципы крепостничества в социальных отношениях. Одним из важнейших следствий социальной реформы был весьма низкий на протяжении всего времени до реформ Александра II уровень социальной и географической мобильности населения, а значит, и низкие темпы социального развития страны. Поскольку, как считают многие историки, именно социальная структура общества и принципы, на которых она основана, определяют характер государства, податная реформа Петра I явилась по сути важнейшей среди его преобразований. Следующим важным этапом было издание в 1714 г. Указа о единонаследии, который юридически закрепил фактически уже исчезнувшую разницу в статусе поместья и вотчины. В свою очередь податная реформа определила положение дворянства как привилегированного социального слоя. В 1722 г. система государственной службы получила окончательное оформление в результате издания Табели о рангах, которой было установлено 14 классов государственных служащих в военной, военно-морской, придворной и статской службе. Табель уравняла статус всех этих видов службы и одновременно ввела порядок, согласно которому лицо недворянского происхождения могло получить дворянство, выслужив первый офицерский чин на военной или чин 8-го класса на гражданской службе. Таким образом, был утвержден сохранявшийся вплоть до 1917 г. порядок, по которому политическая элита империи формировалась главным образом на основе выслуженного чина, одновременно дававшего дворянство. Дворянство же с этого времени начинает бороться за освобождение от государственной зависимости, расширение своих привилегий и оформление своего сословного статуса, постепенно превращаясь в самостоятельную политическую силу. Это, в свою очередь, создает диспропорции в социальном развитии страны, асинхронность процессов формирования отдельных сословий. Однако особенности российского дворянского сословия, его сословного самосознания были напрямую связаны с владением крепостными душами, что составляло основу экономической независимости дворянства. Вместе с тем расширение прав и привилегий дворянства автоматически означало сужение сферы личных прав помещичьего крестьянина. В самом же крестьянстве, как считают многие исследователи, крепостничество культивировало хозяйственную пассивность, психологию социального иждивенчества, отсутствие навыков свободного волеизъявления.

Источник: Каменский «Россия в 18 веке». 1999.

г) изменения в культуре и быте

Изменения, происходившие в петровское время в повседневной жизни русских людей, их мировосприятии, самосознании, бытовом поведении, а также в культуре были обусловлены как целенаправленной политикой Петра I, так и опосредованным влиянием перемен в социальной сфере и политической жизни. Большое значение, как уже упоминалось, имело само изменение в самом начале периода реформ внешнего облика русского человека, сбрившего бороду и надевшего европейское платье, что качественно изменило его самовосприятие. Кардинальным образом изменился и образ жизни. Важную роль сыграла предпринятая Петром лингвистическая реформа, начатая в 1708 г. введением так называемого гражданского шрифта для печатания книг светского содержания и приведшая к формированию нового литературного языка. Самосознание русского человека, прежде всего дворянина, менялось и в связи с необходимостью получать светское, основанное на естественно-научном знании, образование. В петровское время в России появляются первые светские учебные заведения; активно печатается переводная естественнонаучная и философская литература; заводятся первые аптеки; основывается Кунсткамера — первый русский музей, также преимущественно естественно-научного характера; устраиваются театральные представления; начинает выходить первая русская газета «Ведомости»; в царских дворцах и садах звучит европейская музыка, устанавливаются привезенные из Европы скульптуры; устраиваются фейерверки и балы; основывается Академия наук. Вместе с тем перемены в сфере культуры и быта коснулись, прежде всего, дворянства и городского населения, в первую очередь, жителей крупных городов. В массе простого народа и в особенности в старообрядческой среде распространялись слухи о подмене царя «немцем», его поведение воспринималось как «антиповедение», а сам царь — как антихрист. Образ жизни основных масс населения, их система ценностей преимущественно оставались неизменными. Но и они оказывались вовлеченными в новые для себя виды занятий, были обложены новыми видами повинностей, привлекались к участию в разнообразных мероприятиях петровского времени, соприкасались с многочисленными иностранцами на русской службе, наблюдая их резко отличный от собственного образ жизни, манеру поведения и т. д. реформы Петра привели к культурному расколу русского общества, к возникновению противостоящих друг другу двух типов русской ментальности — традиционной, обращенной преимущественно в прошлое, и европеизированной, ориентированной на ценности европейской культуры.

Источник: Каменский «Россия в 18 веке». 1999.

д) результаты и цена петровской модернизации.

К важнейшим результатам реформ Петра I следует, прежде всего, отнести преодоление кризиса традиционализма путем модернизации аппарата и процедур управления, социальной структуры населения, уклада жизни и культуры, а также за счет ликвидации технологической отсталости. Благодаря петровским преобразованиям, Россия стала активным, полноправным и авторитетным участником системы международных отношений, одной из ведущих мировых держав.

Вместе с тем реформы породили и важнейшее для всей последующей истории страны противоречие между международным статусом России, поддержание которого требовало значительных и постоянных капиталовложений, и скудными ресурсами государства, основным источником которых становилась эксплуатация населения. Реформы также привели к дальнейшему отчуждению народных масс от власти, от государства, которое, приобретая сакральный характер, все больше воспринималось населением как враждебная и, в первую очередь, репрессивная, подавляющая сила. Помимо этого, закрепление и развитие в социальных отношениях принципов крепостничества, ущемление личных прав практически всех социальных групп делали невозможным развитие элементов гражданского общества, тормозили дальнейшее экономическое и социальное развитие страны и таили в себе угрозу нового системного кризиса.

Еще одно следствие петровских реформ, проявившееся вскоре после смерти царя-преобразователя, связано с тем, что наряду с сакрализацией образа государя сам Петр Великий своей деятельностью создал как бы модель идеального государя-труженика, неписаную систему критериев, по которым невольно оценивали теперь всех его преемников. Несоответствие этим критериям — истинное или мнимое — нередко порождало социальную напряженность и приводило к государственным переворотам.

Источник: Каменский «Россия в 18 веке». 1999.

3. Эпоха дворцовых переворотов

а) Екатерина 1 и Верховный тайный совет

Домашние политические воспоминания и заграничные наблюдения будили в правящих кругах если не мысль об общественной свободе, то хоть помыслы о личной безопасности. Воцарение Екатерины казалось благоприятным моментом для того, чтобы оградить себя от произвола, упрочить свое положение в управлении надежными учреждениями. Провозглашенная Сенатом не совсем законно, под давлением гвардии, Екатерина искала опоры в людях, близких к престолу в минуту смерти Петра, а здесь пуще всего боялись усиления меншиковского нахальства, и с первых же дней нового царствования пошли толки о частых сборищах сановной знати, князей Голицыных, Долгоруких, Репниных, Трубецких, графов Апраксиных; цель этих сходок - будто бы добиться большого влияния в правлении, чтобы царица ничего не решала без Сената. Сам Сенат, почувствовав себя правительством, спешил запастись надежной опорой и тотчас по смерти Петра пытался присвоить себе командование гвардией. По столице пошел слух, что недовольные вельможи думают возвести на престол великого князя Петра, ограничив его власть. Толстой уладил ссору сделкой с недовольными, следствием которой явился Верховный тайный совет, учрежденный указом 8 февраля 1726 г. Этим учреждением хотели успокоить оскорбленное чувство старой знати, устраняемой от верховного управления неродовитыми выскочками. Члены Совета подали императрице «мнение» в нескольких пунктах, которое было утверждено как регламент нового учреждения. В этих пунктах: 1) верховная власть отказывалась от единоличного действия в порядке законодательства, и этим устранялись происки, подходы к ней тайными путями, временщичество, фаворитизм в управлении; 2) проводилось ясное различие между законом и простым распоряжением по текущим делам, между актами, сменение которых лишало управление характера закономерности. Теперь никакое важное дело не могло быть доложено императрице помимо Верховного тайного совета, никакой закон не мог быть обнародован без предварительного обсуждения и решения в Верховном тайном совете. Иноземным послам при русском дворе этот Совет казался первым шагом к перемене формы правления. Но изменялась не форма, а сущность правления, характер верховной власти: сохраняя свои титулы, она из личной воли превращалась в государственное учреждение. Впрочем, в некоторых актах исчезает и титул самодержицы. Кто-то, однако, испугался, догадавшись, к чему идет дело, и указ следующего, 1727 года, как будто разъясняя основную мысль учреждения, затемняет ее оговорками, второстепенными подробностями, даже прямыми противоречиями. Так, повелевая всякое дело законодательного характера наперед вносить в Совет для обсуждения и обещания ни от кого не принимать по таким делам «партикулярных доношений», указ вскользь оговаривался: «Разве от нас кому партикулярно и особливо что учинить повелено будет». Эта оговорка разрушала самое учреждение. Но почин был сделан; значение Верховного тайного совета как будто росло: завещание Екатерины I вводило его в состав регентства при ее малолетнем преемнике и усвояло ему полную власть самодержавного государя. Однако со всей этой властью Совет оказался совершенно бессилен перед капризами дурного мальчика-императора и перед произволом его любимцев. Сказавшаяся при Екатерине I потребность урегулировать верховную власть должна была теперь усилиться в порядочных людях из родовой знати, так много ждавших от Петра II и так обидно обманувшихся.

Источник: Ключевский «Курс русской истории» Лекция 70.

б) «конституционное движение» 1730 г. и правление Анны Ивановны;

1730 г. В ночь на 19 января 1730 г. в Москве в Лефортовом дворце умер от оспы 15-летний император Петр II, внук преобразователя, не назначив себе преемника. Вместе с ним гасла династия, пресекалась мужская линия дома Романовых. Вместе с тем престолонаследие осталось без прочных законодательных норм и законных наследников. Утром 19 января собравшимся в Кремле Синоду, Сенату, генералитету и прочим высшим чинам Верховный тайный совет объявил о поручении российского престола царевне Анне, прибавив, что требуется на то согласие всего отечества в лице собравшихся чинов. Все изъявили полное согласие. Больше ничего не было объявлено собранию. Между тем в тот же день спешно были составлены и под покровом строжайшей тайны посланы в Митаву при письме к Анне пункты, или «кондиции», ограничивавшие ее власть. Императрица обещается по принятии русской короны во всю жизнь не вступать в брак и преемника ни при себе, ни по себе не назначать, а также править вместе с Верховным тайным советом «в восьми персонах» и без согласия его: 1) войны не начинать, 2) мира не заключать, 3) подданных новыми податями не отягощать, 4) в чины выше полковничья не жаловать и «к знатным делам никого не определять», а гвардии и прочим войскам быть под ведением Верховного тайного совета, 5) у шляхетства жизни, имения и чести без суда не отнимать, 6) вотчин и деревень не жаловать, 7) в придворные чины ни русских, ни иноземцев «без совету Верховного тайного совета не производить» и 8) государственные доходы в расход не употреблять (без согласия Совета). Эти обязательства заканчивались словами от лица императрицы: «А буде чего по сему обещанию не исполню и не додержу, то лишена буду короны российской». Данные пункты были составлены по шведскому образцу и являлись кратким конспектом обширного плана Голицына по преобразованию политической системы России. Этот и другие дворянские проекты в совокупности показывают, что в высшем эшелоне власти России созрели идеи коренного для того времени реформирования всей политической системы России. «Верховники», выступали против петровского монаршего произвола, деспотизма, единоличного управления внешней и внутренней политикой страны. Пункт в "кондициях" о запрещении лишать дворянство собственности, чести и жизни "без суда", был шагом к ограничению власти самодержца над подданными. Современники впрямую связали попытку конституционного переворота, появление "кондиций" и других примыкающих к ним проектов со стремлением изменить государственный строй России, превратить его в подобие конституционной монархии. Можно оценивать планы "верховников" как стремление изменить существующую форму правления в России, ограничить самодержавие, "введя образ правления, подобный английскому".

Источник: Ключевский «Курс русской истории» Лекция 70.

в) Елизавета Петровна. Семилетняя война

Семилетняя война 1756-1763 гг. была спровоцирована столкновением интересов России, Франции и Австрии с одной стороны и Португалии, Пруссии и Англии (в унии с Ганновером) с другой. Каждое из вступивших в войну государств, безусловно, преследовало собственные цели. Так, Россия пыталась усилить свое влияние на Западе.

Начало войне было положено сражением флотов Англии и Франции у Балеарских островов 19 мая 1756 г. Оно завершилось победой французов. Сухопутные действия начались позднее – 28 августа. Войско под командованием прусского короля Фридриха 2 вторглось на земли Саксонии, а позже, начало осаду Праги. В то же время, армия Франции оккупировала Ганновер.

Россия вступила в войну в 1757 г. В августе российская армия понесла тяжелейшие потери, но одержала победу в сражении при Гросс-Егерсдорфе, открыв путь в Восточную Пруссию. Однако командовавший войсками генерал-фельдмаршал Апраксин узнал о болезни императрицы Елизаветы Петровны. Полагая, что скоро трон займет ее наследник, Петр 3 Федорович, он начал отвод войск к русской границе. Позже, объявив такие действия изменой, императрица отдала Апраксина под суд. Его место командующего занял Фермор. В 1758 г. в России была присоединена территория Восточной Пруссии.

Дальнейшие события семилетней войны кратко: победы, одержанные в 1757 г. армией Пруссии под командованием Фридриха 2 в 1769 г. были сведены к нулю благодаря успешным действиям русско-австрийских войск во время Кунерсдорфского сражения. К 1761 г. Пруссия была на грани поражения. Но в 1762 г. умерла императрица Елизавета. Вступивший на престол Петр 3, был сторонником сближения с Пруссией. Предварительные переговоры о мире, проведенные осенью 1762 г. завершились заключением Парижского мирного договора 30 января 1763 г. Этот день официально считается датой окончания семилетней войны.

Победу одержала англо-прусская коалиция. Пруссия благодаря такому исходу войны окончательно вошла в круг ведущих европейских держав. Россия в результате этой войны ничего не приобрела, за исключением опыта военных действий. Франция – потеряла Канаду и большую часть заморских владений, Австрия утратила все права на Силезию и графство Гальц.

Источник: Каменский «Россия в 18 веке». 1999.

г) Петр III и Манифест о вольности дворянства

Самое короткое в русской истории — всего шесть месяцев — царствование Петра III отмечено, однако, серьезными переменами во внутренней и внешней политике. К числу важнейших следует отнести, прежде всего, изданный в феврале 1762 г. Манифест о вольности дворянства, по которому русские дворяне были освобождены от обязательной службы, получили право свободно выезжать за границу и превратились в единственное в России свободное сословие. Манифест имел серьезные социальные и политические последствия. Во-первых, он создал основу для формирования социального типа русского сельского помещика, возникновения культуры русской дворянской усадьбы с ее особым миром ценностей, представлявшим собой синтез семейных и родовых традиций, культуры города и деревни, столицы и провинции. Некоторые дворянские усадьбы зачастую являлись крупнейшими культурными и хозяйственными центрами обширных регионов. С другой стороны, резко усилилась диспропорция в уровне привилегированности отдельных сословий, увеличился разрыв между дворянством и другими социальными слоями. Манифест разрушил существовавшую веками иерархию соподчиненности всех социальных групп русского общества государству, нарушил обеспечивавшийся ею социальный баланс, прервал связь государства с крепостным крестьянством через помещиков, чье владение крепостными было обусловлено службой. Это означало резкое увеличение объема владельческих прав дворян, потерю государством своего верховного суверенитета над значительной частью подданных. Данная тенденция была подкреплена рядом других указов, в частности, запретом на покупку крестьян к заводам недворянами. Все это означало дальнейшее усиление крепостного права, становившегося исключительной привилегией дворянства, а следовательно, по сути, создавало в стране новую политическую ситуацию.

Второй серьезной новацией этого времени стало резкое изменение церковной политики, выразившееся, в частности, в попытке секуляризации церковных земель, т. е. передачи их в собственность государства, для чего было создано специальное ведомство — Коллегия экономии. Была объявлена политика веротерпимости, в частности, по отношению к старообрядцам, преследования которых были прекращены. Наряду с этим появились и распоряжения, свидетельствующие о более обширных планах новой власти по реформированию православных церковных обрядов, что вызывало в русском обществе особое раздражение, поскольку общеизвестным было пренебрежительное отношение нового императора к православным обрядам.

Третьей серьезной реформой этого царствования считается ликвидация Тайной канцелярии — органа политического сыска, созданного еще Петром I в 1718 г. ив течение многих десятилетий приводившего в ужас русских людей. Отныне было запрещено пользоваться восходящей еще к XVI в. формулой «слово и дело государево», а расследование политических преступлений, предусмотренных Уложением 1649 г., поручалось судебным органам, в чьем ведении находились обычные уголовные дела. Эта реформа уничтожила почву для так называемого ложного доносительства, процветавшего в России с петровского времени.

Резкий поворот произошел и в области внешней политики: были прекращены военные действия против Пруссии, объявлено о заключении с ней союзного договора и о выводе русских войск с оккупированных прусских территорий без каких-либо условий и контрибуций. Одновременно Россия стала готовиться к войне с Данией за герцогство Шлезвиг, являвшегося частью родовых земель императора Петра III как герцога Голштинского, однако эта война, как и нежелание воспользоваться плодами победы над Пруссией, не встретили поддержки в русском обществе.

Источник: Каменский «Россия в 18 веке». 1999.

4. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II.

а) Уложенная комиссия

Одним из наиболее ярких проявлений «просвещенного абсолютизма» в царствование Екатерины II был созыв Комиссии по составлению нового уложения. Эту меру правительство объясняло необходимостью кодификации законов, так как действовавшее «Соборное уложение» 1649 г. к этому времени совершенно устарело. В состав комиссии было избрано более 550 депутатов, представлявших все социальные группы населения, за исключением помещичьих крестьян и духовенства, за которым не признавались права самостоятельного сословия. Комиссию возглавляли избранный депутатами и утвержденный императрицей «депутатский маршал» и генерал-прокурор Сената, представлявший в комиссии верховную власть. Уложенная комиссия состояла из «общего собрания» депутатов и образованных из их состава ряда «частных» комиссий, которым было поручено составление законопроектов в конкретных областях права.

Дискуссии в комиссии начались с обсуждения существующих законов, а по мере подготовки законопроектов частных комиссий они также поступали на обсуждение в «общее собрание». В целом дискуссии в Уложенной комиссии выявили, с одной стороны, низкий уровень политической культуры большей части депутатов, их неготовность к решению проблем общегосударственного масштаба, неспособность к конструктивной законотворческой деятельности. С другой стороны, обнажились глубокие противоречия как между отдельными социальными, так и национальными группами населения. Так, русское родовое дворянство настаивало на отмене положений Табели о рангах, дававших возможность получить дворянское достоинство в результате выслуги чина, требовало монополии в области промышленного производства и закрепления за ним права частной собственности на земли и недра. Купечество, в свою очередь, претендовало на монопольное положение в торгово-предпринимательской деятельности и требовало ограничить вмешательство в эту сферу дворян и крестьян. Дворянство прибалтийских губерний настаивало на сохранении своих традиционных привилегий, в то время как украинское дворянство стремилось обрести равный статус с русским. Также во время дебатов в комиссии выявилось резкое неприятие большей частью дворянства даже каких-либо намеков на возможность отмены крепостного права. Единственным законодательным проектом, вынесенным на обсуждение «общего собрания» комиссии, стал проект прав дворянства, но и он вызвал ожесточенные споры и утвержден не был. Осознав бесплодность продолжения дискуссий и воспользовавшись в качестве предлога началом войны с Турцией, в декабре 1768 г. Екатерина II распустила «общее собрание» Уложенной комиссии, однако частные комиссии продолжали работать и созданные ими законопроекты были использованы императрицей в ее собственной законотворческой деятельности. В целом Уложенная комиссия 1767–1768 гг. явилась первым опытом открытого обсуждения разнообразных вопросов государственной жизни, она позволила выявить общественные настроения и, как выражалась сама Екатерина II, выяснить, «с кем дело имеем и о ком пещися должно».

Источник: Каменский «Россия в 18 веке». 1999.

б) реформы центрального и местного управления;

В первые же дни царствования Екатерины, императрице предложили провести изменения в центральном управлении. В проекте было предложено создать постоянный императорский совет, включающий в себя четырех секретарей и двух советников. Все важнейшие вопросы решались бы в присутствии императрицы, которая и принимала бы окончательное решение. Однако Екатерина отклонила этот проект, как ограничивающий ее власть.

В октябре 1762 года императорским указом была создана Тайная экспедиция, наследница дел зловещей, упраздненной Петром III Тайной канцелярии. Экспедиция занималась политическим сыском и лишь формально подчинялась Сенату. Екатерина неоднократно заявляла, что в Тайной экспедиции не пытают, но пытки по-прежнему оставались обычным методам следствия.

В 1763 году было проведено разделение Сената на шесть департаментов: четыре петербургских (по важнейшим внутренним и политическим делам; судебный; по делам западных окраин, путей сообщения, высшего образования и полиции; по военным и морским делам) и два московским (соответствуют первым петербургским).

17 января 1769 года по указу императрицы был учрежден совет при высочайшем дворе. Манифест гласил: «По причине теперешних военных обстоятельств, дабы ни в которой части, к тому принадлежащей, ничего проронено не было, что служить сможет к безопасности Империи нашей, и дабы скорейшие сношения установить между учрежденных политических, военных и казенных мест, рассудили Мы за нужно и за благо учредить; на время войны, при дворе и в присутствии Нашем Совет, которому иметь как рассуждение, так и бдение, дабы ничто не было упущено, что служить может к обороне и безопасности Государства, также и к военным действиям, о чем о всем сей Совет беспосредственно Нам докладывать должен; выходить же из оного, как за подписанием собственной Нашей руки»¹.

Позже роль Сената ограничивается судебными функциями. В 70-80-е года XVIII века произошло дальнейшее ослабление органов центрального управления. К 90-м годам большинство коллегий прекратило свое существование, были оставлены лишь четыре: Иностранная, Военная, Морская, Коммерц-коллегия. В царствование Екатерины II роль центральных органов постепенно была сведена к общему руководству и наблюдению, основные вопросы решались на местах.

В 1775 году была проведена областная реформа. Она отменяла деление страны на губернии, провинции и уезды. Теперь в России вводилась двухуровневая система. В стране образовывались 50 губерний 300-400 тыс. жителей, каждая из которых делилась на уезды по 30-40 тыс. человек.

Во главе областной администрации стояли губернаторы или наместники. Вице-губернатор назначался Сенатом. Исполнительным, распорядительным и полицейским органом в губернии становилось губернское правление. На уездном уровне роль губернского правления выполнял Нижний земский суд под председательством исправника или капитана. Финансами в губернии ведала Казенная палата. Ей были подчинены губернские и уездные казначейства.

Источник: Каменский «Россия в 18 веке». 1999.

в) сословная и экономическая политика

Становясь привилегированным и обособленным сословием, дворянство не имело еще сословной организации, а с уничтожением обязательной службы могло потерять и служебную организацию. Учреждения 1775 г., давая дворянству самоуправление, этим самым давали ему внутреннюю организацию. Дворянство каждого уезда становилось целым сплоченным обществом и через своих представителей управляло всеми делами уезда. По своему сословному положению дворяне становились с 1775 г. не только землевладельцами уезда, но и его администраторами. В то же время в тех учреждениях 1775 г., состав которых был бюрократическим или наполовину, или совсем, громадное число чиновников принадлежало к дворянству; поэтому можно сказать, что не только уездное, но и губернское управление вообще сосредоточивалось в дворянских руках. С 1775 г. вся Россия от высших до низших ступеней управления (кроме разве городовых магистратов) стала управляться дворянством: вверху они действовали в виде бюрократии, внизу — в качестве представителей дворянских самоуправляющихся обществ.

Такое значение для дворянства имели реформы 1775 г., они дали ему сословную организацию и первенствующее административное значение в стране. В "Учреждениях для управления губерний", однако, и организация, данная дворянству, и ее влияние на местное управление рассматриваются как факты, созданные в интересах государственного управления, а не сословий. Позднее Екатерина те же факты, ею установленные, а равно и прежние права и преимущества дворян изложила в особой Жалованной грамоте дворянству 1785 г. Здесь уже начала сословного самоуправления рассматриваются как сословные привилегии, наряду со всеми теми правами и льготами, какие дворяне имели раньше.

Законодательство о крестьянах времени Екатерины по-прежнему направлялось к дальнейшему ограничению крестьянских прав и усилению власти над ними помещика. Во время крестьянских волнений в 1765—1766 гг. помещики получили право ссылать своих крестьян не только на поселение в Сибирь (это уже было ранее), но и на каторгу, за "дерзости" помещику. Помещик во всякое время мог отдать крестьянина в солдаты, не дожидаясь времени рекрутского набора. Когда же эти меры не привели к подавлению крестьянских волнений и крестьяне продолжали волноваться и жаловаться на помещиков, то указом 1767 г. крестьянам было запрещено подавать какие бы то ни было жалобы на помещиков. В Комиссии 1767—1768 гг. были собраны представители всех классов общества, но не было ни одного владельческого крестьянина. Учреждения 1775 г. давали право самоуправления всем классам местного общества, кроме владельческих крестьян. Все эти указы и меры свидетельствуют о том, что на крестьян смотрели не как на граждан, а как на помещичью собственность. Грамота дворянству 1785 г. не говоря прямо о существе помещичьей власти над крестьянами, косвенно признавала крестьян частной собственностью дворянина вместе с прочим его имением.

В 60-70-х годах число вольнонаемных рабочих выросло почти в 2 раза, так постепенно формировался рынок рабочей силы. В 1762 году было запрещено покупать крепостных крестьян для заводов, а также была прекращена приписка крестьян к предприятиям. После 1762 года вновь открывающиеся мануфактуры стали работать на вольнонаемном труде. В 1754 году были ликвидированы внутренние таможенные пошлины, что также способствовало развитию всероссийского товарного рынка. В этот период в России появились первые банки. В 1754 году начали свою работу Дворянский и Коммерческий банки. В 1769 году в результате денежной реформы в обращение были выпущены бумажные деньги – ассигнации на сумму 1 млн. рублей. Для погашения расходов бюджета к 1786 году было выпущено ассигнаций на сумму свыше 46 млн. рублей, из которых медными деньгами могла бы быть покрыта половина.

Источник: Сергей Федорович Платонов. Полный курс лекций по русской истории. 1917

г) Пугачевщина

В середине 17 века в России начался рост крестьянских волнений. Петр III даровал вольности дворянству, из-за этого по стране поползли слухи о «крестьянской воле». В 1759 году, в Карелии и на Урале, отмечались крестьянские выступления, которые продолжались до 1764 года. Во время эпидемии чумы, случившейся в 1771 году, вспыхнуло крестьянское восстание в Москве. В этом же году восстали и Яицкие казаки. Это было некой прелюдией к началу масштабной Крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева. В 1773 году в Уральском казачьем войске появился человек, выдававший себя за Петра III.

Самозванцем был Емельян Пугачев, донской казак. Он был человеком незаурядным и благодаря своим лидерским способностям, быстро набрал популярность в казачьей среде. После манифеста царя от 17 сентября 1773 года, отряд Емельяна Пугачева движется к Яицку. Понимая, что взять город не удастся, двинулся выше по реке, а по мере движения рос и его отряд. Вскоре численность повстанческого войска составила две с половиной тысячи человек. Пугачев возвращается к Яицку и осаждает город. Начинает активно заниматься пропагандисткой деятельностью, численность его отряда продолжает расти. Царские войска, направленные на помощь Яицку были разбиты на подступах к городу. Восстание перерастало в настоящую крестьянскую войну. Войска Емельяна росло в геометрической прогрессии, под его начала стекался рабочий люд со всего Урала. К февралю на сторону бунтаря перешло огромное количество крепостных крестьян. В 1774 году сподвижники Пугачева захватили Уфу. В Поволжье, как и на Урале, было не спокойно. Крестьянская война охватила огромные территории Российской Империи. Во время крестьянской войны Россия вела боевые действия против Турции. Такое положение дел очень осложняло ситуацию внутри страны. Государству катастрофически не хватало сил. К Яицку и Уфе были направлены большие армии, под командованием Бибикова. Ему удалось нанести большой урон повстанцам. Восставшие отступили на Урал, а позже основные сражения развернулись в Поволжье. В июле 1774 года произошла крупная битва за Казань. Пугачеву удалось взять город, но из-за натиска регулярной армии, его пришлось оставить. Он двигался по правому берегу Волги на Запад от города, торопился к Дону. По пути, Емельян почти не встречал никакого сопротивления, занимая один за другим Поволжские города. В августе, неподалеку от города Царицын, войска нагнали восставших и нанесли им поражение. После этого, в среде казаков созрел заговор, и они выдали Пугачева властям. Через два месяца, после допросов, Емельян был казнен. Стоит отметить, что большую роль в разгроме Пугачева, сыграл Александр Васильевич Суворов.

Источник: Ярослав Кеслер. «Другая история Российской империи. От Петра до Павла» 2004.

5. Внешняя политика России в 1762-1796 гг.

а) русско-турецкие войны

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: