Основные виды цен. Особенности их применения

На рынках существует много разных видов цен. Они могут различаться в зависимости от:

  • Числа промежуточных звеньев на пути от производителя к потребителю (чем больше промежуточных звеньев, тем более увеличивается конечная цена за счёт надбавок, которые должны покрыть расходы этих звеньев): цена производителя; розничная цена; оптовая цена.

Розничная цена — это цена, по которой товары продаются населению. Розничная цена включает в себя оптовую цену промышленности и торговую наценку. Наценка служит торговым организациям для возмещения расходов на перевозку и хранение товаров, на оплату труда торговых работников, на образование прибыли торговых предприятий.

Закупочные цены — это цены, которые введены для закупки продукции у колхозов, государственных и кооперативных организаций. В структуру розничной цены не принято включать оптовые скидки. Закупочная цена — вид оптовой цены, применяемый при закупках сельскохозяйственной продукции государством на внутреннем рынке. Закупочные цены дифференцируются в зависимости от качества продукции и с учётом географической сегментации рынка. В соответствии с ГОСТ Р 51303-99 закупочная цена определена как цена сельскохозяйственной продукции, закупаемой заготовителями у производителей по договорам контрактации.

  • Рынка сбыта: внутренние и внешние цены (причем цены на внутреннем рынке, как правило, выше, чем на внешних).
  • Формы продажи: цены бирж, аукционов, торгов.
  • Ценового документа: контрактные цены, цены предложений (по сравнению с контрактной ценой завышены на скидку на уторгование), цены прейскурантов, ценников, справочников (завышены еще больше).
  • Условий поставки.

Условий договора: твёрдые, которые не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному соглашению или контракту, обычно в договоре делается оговорка: “цена твердая, изменению не подлежит” (цена фиксируется в момент заключения договора, что характерно для товаров с короткими сроками поставки); текущие цены, по которым осуществляется поставка продукции в данный период времени. Они могут меняться в рамках одного контракта и отражают состояние рынка;

и скользящи е (цена определяется в зависимости от изменений в издержках производства за период изготовления товара, что характерно для товаров производственного назначения - различного оборудования с длительными сроками изготовления) устанавливаются на изделия, требующие длительного срока изготовления. В договоре устанавливаются исходная цена и порядок внесения поправок в случае изменения ценообразующнх факторов (издержек производства) за период, необходимый для их изготовления. Эти виды цен широко используются в международной торговле. Возможен вариант, когда установлен предел в процентах к договорной цене, в рамках которого пересмотр цены не производится; этот предел называется лимитом скольжения. Например, цена может быть пересмотрена не более чем на 20 % от общей суммы затрат. Скольжение также может распространяться не на всю сумму затрат, а на определенные виды затрат, указанные в договоре; сезонные цены действуют в течение определенного периода времени; ступенчатые цены представляют собой ряд последовательно снижающихся (повышающихся) цен на продукцию в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определенной шкале.

Престижная цена, применяемая, главным образом, к услугам / продукции с особыми свойствами, а также имеющим высокую общественную репутацию или неоспоримую ценность; уровень цены как бы выступает своеобразным гарантом соответствующего качества. Примеры товаров такого типа - драгоценности, легковые автомобили типа Роллс-Ройс, норковые шубы и т.п. Эта группа товаров обладает особыми характеристиками люксового уровня качества и высоким демонстрационным эффектом.

Де́мпинг (от англ. dumping — сброс) — продажа товаров по искусственно заниженным ценам. Демпинговые цены существенно ниже рыночных цен, а иногда даже ниже, чем себестоимость товара или услуги. Демпинг проводится с различными целями: проникновение или укрепление на новом рынке, вытеснение конкурентов. Демпинг осуществляется государством и/или компаниями в расчёте на возмещение в будущем текущих убытков, когда за счёт демпинга будет достигнуто желаемое положение на рынке. Однако довольно часто и фирмы, и государство прибегают к демпингу как к разовому мероприятию: монетизируют складские запасы, реализуют неликвидную продукцию; при острой и срочной потребности в денежных средствах, когда существует угроза больших убытков, чем потери при демпинге. В некоторых странах принято считать демпинг негативным явлением и бороться с ним, применяя антидемпинговые законы, хотя в случае демпинга потребитель может выиграть, заплатив более низкую цену


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: