Дорожное строительство – составная часть хозяйственного комплекса РФ

Лекция №1 Введение

Транспорт – одна из отраслей материального производства с некоторыми особенностями:

- не создается новых вещественных продуктов

- служит для осуществления сообщений и как средство связи

- основное производственное значение – перемещение грузов

- при перемещении чего-либо обеспечивает полезный эффект неотделимый от транспортного процесса.

Одним из видов современного транспорта является автомобильный транспорт, образующий вместе с автомобильными дорогами экономически единую отрасль. Дорога и автомобиль – два составных технических элемента транспорта, развитие которого находится в постоянном диалектическом единстве и взаимной обусловленности и направлено на достижение минимума совокупных транспортных издержек.

Развитие подвижного состава выражается в его грузоподъемности, увеличения технических скоростей движения, появление специализированного по видам груза подвижности состава. Увеличение объемов транспортной работы, а, следовательно, и количество транспортных единиц предъявляет новое требование к развитию сетей автомобильных дорог и городских улиц в отношении роста протяженности, повышение их технического уровня и безопасности движения. С другой стороны состояние дорожной сети – важнейшая исходная предпосылка при создании и развитии подвижности состава. Россия в силу географических и исторических условий заметно отстает от развития стран по протяженности и техническому уровню современных автомобильных дорог.

Для заметки:

По состоянию на 01.01.2010 г. Протяженность автомобильных дорог общего пользования в РФ составила 579,1 тыс. км (в т.ч.: федеральные - 46,5 тыс. км; территориальные – 532,6 тыс. км), из которых твердое покрытие имеет – 523,0 тыс. км дорог. Протяженность ведомственных дорог составляет 346 тыс. км, в том числе с твердым покрытием – 229 тыс. км. Соответственно, полная протяженность автомобильных дорог в России составляет 922,1 тыс. км, из них с твердым покрытием – 749,0 тыс. км.

В РБ имеется сеть дорог общего пользования протяженностью около 63,4 тыс. километров. Более 67 процентов из них имеют покрытие из цементо- и асфальтобетоны. 1830 километров дорог имеют четыре и более полос движения. Основную роль в дорожной сети играют дороги республиканского значения – их протяженность более 15 тыс. км, и по ним перевозится более 70 процентов всех грузов.

Это обстоятельство затрудняет широкое использование на автомобильных дорогах наиболее экономичных типов подвижного состава, что в свою очередь сдерживает темпы роста производительности труда на автомобильном транспорте и приводит к серьезным убыткам в народном хозяйстве вследствие высокой себестоимости автомобильных перевозок и других видов потерь. В связи с ростом темпов дорожного строительства, повышаются требования промышленной отрасли, что в свою очередь приводит к формированию отдельной отраслевой экономической науки – экономики дорожного строительства.

2. Экономика дорожного строительства – отраслевая экономическая наука.

Занимается изучением проявления общих экономических законов в дорожном строительстве. Отраслевая экономика учитывает техническую сторону дорожного строительства, так как улучшение основных технико-экономических показателей производства достигается в первую очередь конкретными организационно-техническими мероприятиями. С другой стороны нет ни одного вопроса техники и технологии, который не имел бы экономического содержания.

Интересы развития отрасли требуют не только экономических затрат, но и их экономически эффективного пользования с тем, чтобы каждый израсходованный на дорожное строительство рубль давал наибольший экономический эффект, причем в течение весьма длительного срока, соизмеримого со сроком службы самого сооружения.

Экономика дорожного строительства изучает технико-экономические взаимосвязи и закономерности развития автомобильного транспорта и дорожного строительства, и на этой основе разработаны методы оценки экономической эффективности технических решений в дорожной отрасли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: