Выводы для политиков

Одежда несет гораздо больше информации о ее владельце, чем мы думаем. Человека начинают "дешифровать", исходя из цвета галстука, покроя костюма. Политиков специально обучают тому, чтобы не производить отрицательного впечатления. Сюда входят белые носки, полиэстровые галстуки, темные очки. Предлагаются четыре тональных типа, в рамках которых и следует одеваться в дальнейшем. Это такие типы: "Зима" (бледная кожа, темные волосы, карие глаза); "Весна" (кожа цвета слоновой кости, блондин, голубые глаза); "Лето" (кожа цвета слоновой кости, рыжие волосы, карие глаза); "Осень" (розовая кожа, блондин, голубые глаза).

Такую же роль играет тип прически. Например, Кеннеди специально стригся так, чтобы выглядеть старше. Ивана Рыбкина упрекнули за то, что он повторяет прическу Бориса Ельцина. Или поступивший от имидж-мейкера совет Маргарет Тэтчер не появляться в телестудии в шляпах. Женщине, идущей в нашу политику, имидж — мейкер посоветует принять мужской стиль одежды, наряду с какой-нибудь мужской профессией. Хотя Габриель Шанель когда —то сказала: "Одевайся ярко ~ и заметят твое платье, одевайся безукоризненно — и в тебе увидят женщину" ("Известия", 1994, 22янв.).

1Кнабе Г.С Древний Рим - история и повседневность, с 108 - 109.

Соответствующие требования предъявляются и к телеперсонажам. Отвечая на вопрос о появлении ведущих в блузках на экране, модельеры говорят: "Это плохой стиль. К блузке необходимы жакет, жилет или пиджак. Ведущая выглядит полуоодетой, как мужчина, снявший в обществе пиджак. Вдобавок ко всему из —под блузки может просвечивать белье... В информационных программах вообще ничто не должно отвлекать зрителя от главного — от информации. Воланы и рюши неуместны. Нельзя выставлять наружу собственные амбиции, привлекать внимание к собственной персоне. Посмотрите программы CNN, Би —Би —Си: скромность и изысканность — вот их стиль. Необходимо следовать тенденциям современной моды и учитывать стиль программы. Нельзя надевать платье в романтическом стиле, если вы ведете диалог с бизнесменами и о бизнесе" ("Известия", 1994, 4 февр.).

Элери Семпсон посвятила большую часть своей книги "Фактор имиджа" 1 именно языку одежды. Она приводит следующее распределение поступления новой информации по каналам:

Зрение 75%

Слух 13%

Прикосновение 6%

Запах 3%

Вкус 3%

Отсюда и следует наше пристальное внимание к одежде, ее стилю, ее цвету. Власть и авторитетность она связывает с контрастом в одежде очень темных тонов с очень светлыми, такова, по ее мнению, униформа полицейских, медсестер. Именно контрастность характерна для формы и униформы. Коммуникатора она связывает с любыми оттенками синего, которые хорошо смотрятся по телевидению. Исследование 1986 года показало, что женщины легко заимствуют вещи из мужского гардероба, однако это невозможно для мужчин. Многие элементы одежды существуют только в женском варианте.

Элери Семпсон предлагает основные правила одевания:

Правило 1. Используйте не более трех цветов для основных частей экипировки. Нейтральность задает профессиональный вид.

Правило 2. Избирайте одежду и аксессуары, в которых прямые линии и простые формы, что необходимо для того, чтобы придать профессиональный вид.

Правило 3. Избегайте смешения рисунков.

Правило 4. Цвета имеют вес, самые темные тона должны использоваться внизу (черные туфли, серая юбка, белая блуза).

Правило 5. Используйте контрасты для передачи власти (теплые тона — для доступности, холодные тона — для утонченности).

1 Sampson E. The Image factor. London, 1994.

Язык одежды также может помогать политику искать сближения с населением, при этом используются национальные варианты одежды. Так, в Америке кандидат может выйти на встречу в ермолке или с отсылкой на индейский вариант одежды. Вспомним лидеров Индии, которые ходят в своей национальной одежде. У нас также наши государственные деятели время от времени появляются в вышиванке, символизируя тем самым свои национальные симпатии.

6. Язык пищи

Пища окружает человека настолько близко, что с неизбежностью приняла на себя определенный символизм. С одной стороны, это организация принятия пищи, которую каждое общество символизирует по — своему. Так, монгольский скотовод, отправляясь в дальний путь, не брал с собой запасов еды, поскольку любая юрта по дороге была его домом, где его и накормят, и напоят 1. Принятие пищи как символический процесс очень легко принимает на себя различного рода символические же операции типа усиления, гиперболизации. Георгий Кнабе, анализируя эпиграмму Марциалла, в которой герой пьет из муррового кубка, пишет: "Он, тут же нарушая старинное равенство застолья, сам пьет из особого кубка, особое вино, явно лучшее. Зачем? Вовсе не только по гастрономическим соображениям. Мурра — полупрозрачный минерал, высоко ценившийся в Риме и очень дорогой. Драгоценные кубки были предметом особой гордости, их коллекционировали, и такая коллекция создавала человеку репутацию ценителя и знатока искусства. Демонстрация дорогой и старинной посуды была в обычае на званых обедах, и такой обычай был формой демонстрации повышенного социально— имущественного и культурного статуса хозяина"2.

В истории человечества зафиксированы и рыцари Круглого Стола, не переговорного, а обеденного. При этом радость пиршественного общения распространяется не на всех, о чем красноречиво свидетельствует пример с переводчиком Сталина Валентином Бёрежковым. Переводчику тоже ставился весь набор блюд. Переводя, делая пометки, он не притронулся ни к закускам, ни к бульону. Затем же последовало следующее: "Наконец, подали бифштекс, и тут я не выдержал: воспользовавшись небольшой паузой, отрезал изрядный кусок и быстро сунул в рот. Но именно в этот момент Черчилль обратился к Сталину с каким — то вопросом. Немедленно должен был последовать перевод, но я сидел с набитым ртом и молчал. Воцарилась

1 Жуковская НА. Категория и символика традиционной культуры монголов. М., 1988, с. 84.

2 Кнабе Г.С. Категория престижности в жизни Древнего Рима // Быт и история в античности. М., 1988, с. 150.

неловкая тишина. Сталин вопросительно посмотрел на меня. Покраснев, как рак, я все еще не мог выговорить ни слова и тщетно пытался справиться с бифштексом. Вид у меня был самый дурацкий, все уставились на меня, отчего я еще больше смутился. Послышались смешки, потом громкий хохот (...) Однако Сталина моя оплошность сильно обозлила. Сверкнув глазами, он наклонился ко мне и процедил сквозь зубы:

— Тоже еще, нашел где обедать! Ваше дело переводить, работать. Подумаешь, набил себе полный рот, безобразие!.." 1.

Торжественная еда всегда сопряжена в истории человечества с теми или иными ритуалами. Так, в Древнем Риме обеды в одиночку были исключением: "Римляне любили говорить, что количество людей в застолье должно начинаться с числа граций (то есть, с трех) и доходить до числа мух (то есть, до девяти)"2.

Известная встреча Никиты Хрущева с художниками тоже сопровождалась ритуалом принятия пищи. Михаил Ромм вспоминал: "Ну, расселись все. С одного конца раздался такой звоночек, что ли. Встал Хрущев и сказал, что вот мы пригласили вас поговорить, мол—де, но так, чтобы разговор был позадушевнее, получше, пооткровеннее, мы ведь откровенны с вами, решили вот — сначала давайте закусим. Закусим, а потом поговорим. Ну, тут все навалились. Значит, разговор будет явно серьезный, а пока жри индейку, лососину, запивай виноградным соком. Да, еще Хрущов извинился, что нет вина и водки, и объяснил, что не надо пить, потому что разговор будет, так сказать, вполне откровенный..." 3. В данном случае алкогольные напитки рассматриваются как отрицательный символ, от них избавляются. В то же время начальник элитной разведшколы в Польше говорит, что трезвенники им не нужны, ибо "самые важные дела обговариваются за выпивкой". Поэтому в школе есть учебный бар, где проверяется, как алкоголь влияет на слушателей, становятся они агрессивными или разговорчивыми под его влиянием ("Всеукраинские ведомости", 1995, 2 авг.). Этикет входил и в подготовку довоенных офицеров. Как вспоминает один из выпускников, их учили, "чем отличается рюмка от бокала, фужер от стопки, и что в них наливают. А также тому, что из пиалы не пьют, а мочат в ней кончики пальцев. Например, после блюд, которые следует есть руками. Преподаватели в училище по этому поводу рассказывали о ставшем классическим конфузе, случившимся с царским генералом Игнатьевым во Франции. Этот господин почему—то не знал о назначении пиалы" ("Всеукраинские ведомости", 1994, 26 нояб.).

1 Бережков В. Тегеран, 1943. М, 1968, с. 77

1 Кнабе Г.С. Древний Рим - история и повседневность, с 124.

3 Ромм М. Устные рассказы. М, 1989, с. 126 - 127.

Еда может также служить подсказкой для шпиона, указывая на предстоящий международный кризис. Так, хозяин пиццерии, расположенной поблизости от Белого дома, знает это по качеству заказываемой пиццы. "Например, когда на повестку дня встала интервенция на Гаити, сотрудники секретной службы по два раза в день появлялись в ресторане, чтобы заказать любимое блюдо президента. Это мнение разделяет и профессор Массачусетского университета Юдит Вуртман, которая считает, что поглощение пиццы — это типичное занятие людей, испытывающих состояние стресса. Хиллари Клинтон, по—видимому, стремится отвадить мужа от ресторана быстрого обслуживания, но ей это мало удается" ("Российская газета", 1995, 30 марта). Как оказалось, Билл Клинтон больше всего обожает пиццу с толстыми сардельками, ветчиной и жирным сыром.

Известное постановление ЦК КПСС 1985 года начало антиалкогольную кампанию. Соответственно Юрий Андропов, предложив "андроповку" по минимальной цене, пытался тем самым вернуть себе благосклонное внимание населения. Экономист Сергей Витте, введший в России винную монополию, "не уставал повторять, что французская революция зародилась в местах для совместного распивания алкоголя и длительных антиправительственных бесед, следующих за стаканчиком перно" ("Московские новости", 1995, № 34). Но одновременно в нашей истории был и "наркомовский паек" в армии, в который входили и 100 граммов водки. КГБ также занималось поиском пептида, вызывавшего алкогольную эйфорию... Под влиянием этого пептида человеку можно было вводить важную информацию, но в трезвом состоянии он ничего не помнил. Процесс съема информации протекал только после ввода соответствующего пептида ("Комсомольская правда", 1995, 2 июня).

Одно время у нас как — то прошла мода на изготовление разного рода наливок, в этом случае водка символически превращалась в домашний продукт, знаковую характеристику именно данного дома. Например, Анастасия Вертинская вспоминает, что ее бывшая свекровь Наталья Петровна Кончаловская настаивала водку "Кончаловка" ("Всеукраинские ведомости", 1995, 13 сент.). В свое время нашумевшими стали рецепты такого рода в книгах Владимира Солоухина, внимание к которым опять-таки носило знаковый характер, ибо служило "возрождению" забытых рецептов, связью с историческим прошлым, явно перешагивающим через советское время как антиалкогольное.

Сегодня мы уже привыкли к тому, что вопросы о любимой еде стали достаточно стандартными при общении со знаменитостями, соответственно еда становится определенным символическим параметром, работающим на имидж той или иной звезды. Вот, к примеру, ответ Людмилы Гурченко: "Очень люблю вареники с картошкой, винегрет. Кстати, когда я голодна, то могу переесть всех.

Никаких диет в жизни своей не знала" ("Всеукраинские ведомости", 1995, 5 сент.). А вот что говорила Лариса Скорик: "Гостей просто обожаю. Да и дом мой всегда "страдал" скорее от их избытка, нежели от недостатка. Хотя свободного времени всю жизнь у меня в обрез, всегда стараюсь выкроить минутку, дабы приготовить что-нибудь этакое к любой семейной дате, празднику. Блюда? Знаю точно, что настоящий профессионал я в приготовлении вареников. Без ложной скромности замечу — и галицкий вариант борща (так называемый рождественский борщ) готовлю отменно. Есть и фирменное блюдо — маковый торт с кофейным кремом. Еще один "конек" — яблочный пирог, в котором начинки намного больше, нежели теста. Умею необычно, с выдумкой, приготовить мясо, хотя сама к нему безразлична. Кстати, бытует мнение: архитекторы — превосходные кулинары, поскольку знают, мол, что с чем соединить, чтобы получилось и вкусно, и оригинально" ("Зеркало недели", 1995, 9 сент.). Интересно, что в последнем ответе удачно переплетаются несколько символических линий. Это и личностный, знаковый характер именно своего дома. Это и профессионализм в кулинарии, который читатель может перенести и на другие области. Это и вплетение собственной специальности. Так же знаково Лариса Скорик описывает свою традицию после спортивного отдыха (байдарки, поход, Карпаты) идти в ресторан — "Это символизировало собой наше возвращение к цивилизации. А при нынешних—то ценах..." (там же). Здесь опять две линии: цивилизационная и демонстрация скромности, невозможности сегодняшнего посещения ресторанов. Результаты опроса ("Всеукраинские ведомости", 1995, 16 сент.) выявили следующие пристрастия нардепов: "Никто из опрошенных депутатов ВС не признал себя абсолютным трезвенником. Спектр употребляемых парламентариями горячительных напитков достаточно широк. Список открывается пивом, заканчиваясь водкой и коньяком. Среди перечисленных есть и несвойственные украинским традициям виски, водка "Абсолют" и другие. Почти все депутаты пьют коньяк. И еще одна особенность: непонятно почему, среди опрошенных не оказалось приверженцев шампанского".

Еда становится значимым фактором для политика, поскольку он должен выглядеть здоровым. По рейтингам на Западе сейчас лидируют напитки, поддерживающие имидж "здорового образа жизни". Например, объем напитков для спортсменов вырос в Германии на 30%, заменителей сахара в Испании — на 80,1% и т.д. ("Коммерсант—Дейли", 1995, 15 июля). Это — отражение общей символической линии, где еда является только одной из составляющих. Маргарет Тэтчер применяла диету из быстрого передвижения и черного кофе. У лидеров постоянно не хватает времени, чтобы выспаться. Они часто выглядят усталыми, что мешает работе специалистов по ПР. Так, в Англии задержали выпуск

официального портрета Джона Мейджора, поскольку он выглядел слишком утомленным на снимке, сделанном в этот день. С другой стороны, когда был сделан прекрасный портрет Тэтчер, избирателям показалось, что она выглядит "ненастоящей" и возможно, то, что она говорит, тоже является неправдой1.

Врачи предлагают особый тип питания для политиков. За два часа до выступления с речью перед большой аудиторией — легкий, но полный завтрак: овсянка, салат, отбивная, цитрусовые ради витамина С. Кофе "придаст уверенности. Определенная доза кофеина вызывает временный прилив сил, поэтому перед важным совещанием можно выпить чуть подслащенный кофе" ("Всеукраинские ведомости" (из "Пари Матч")).

Еда ритуализирована у нас и в другом аспекте — есть роль угощающего, приглашающего. Вот как описывает "дрянная девчонка" Дарья Асламова приключения в Бахрейне: "Неотразимая Валя спускалась в гостиничный бар, садилась за центральный столик и заказывала виски. Она пила стакан за стаканом и с царственным видом рассматривала арабов, у которых разве что слюна не текла. Наконец она намечала жертву, особо потрясенную ее прелестями, подзывала официанта и говорила нечто вроде: "Голубчик, отнесите все мои счета вон за тот столик". Польщенная жертва вскакивала и благодарила ее низким поклоном, дрожа от возбуждения" ("Комсомольская правда", 1995, 21 июля).

Политика в США предполагает благотворительные обеды. Верхний предел цены, если в обеде принимает участие кандидат в президенты, строго оговорен — не более 1000 долларов. Кандидатам надо собрать 20 — 30 миллионов долларов на президентскую избирательную кампанию 1996 года. Рекорд сегодня побил сенатор — республиканец Фил Грем, который за один вечер собрал в Далласе 4 миллиона 100 тысяч долларов ("Литературная газета", 1995, 29 марта).

Еда играла и играет особую роль и в нашей политике. Леонид Кравчук так говорит о функциональной роли обедов времен политбюро: "Ежедневно происходили так называемые обеды политбюро.. Вот где тема для художников, для эпохальной картины! — это, считайте, обеды богов. Ежедневно на обед — в здании ЦК для этого выделили специальный зал, где собирались члены политбюро, и те, которые здесь работали, и те, кто в Совете Министров или в Верховном Совете, — если, конечно, кто — нибудь из них не находился в командировке. Во главе стола — первый. Блюда подавались особые. (...) Роскошные обеды были неспешными, длились долго, иногда по полтора — два часа. Тут, за столом, можно было и вопросы разные порешать — партийные, государственные, поскольку высшее руководство партии и государства

1 bruce В. Images of Power, p.48.

собиралось. Получалось, как неофициальное заседание политбюро. И я часто на этих обедах решал разные важные вопросы — быстро и оперативно. Это было легче, чем ходить по кабинетам... (...) А заведующие [отделами] обедали вместе с инструкторами. Потом их разделили: отдельно обедали завотделами, первые замы, помощники, у них был отдельный зал, у каждого было свое место. А инструкторы, консультанты и другие "нижние чины" обедали в другом зале" 1.

Существует и противоположный аспект "священной" еды: "Проверяется, анализируется еда, которая готовится для Президента. У Горбачева был так называемый "грибной человек", который первым пробовал еду, приготовленную для Михаила Сергеевича. И если бы блюдо, например, было отравленным, то этот человек умер бы первым и своей внезапной смертью спас бы Президента. У нас такого "грибного человека" нет, но еда, повторяю, контролируется надежно" (там же, с. 388).

И хотя Леонид Кравчук представлен в этой книге как любитель кулинарии (любит готовить мясо), описание обеда у английской королевы он дает очень сжато, без детализирования: "Обедали мы нормально, пили вино. Королева тоже немного выпила. И было такое чувство, что мы не просто собрались посидеть, а именно хорошо и вовремя пообедать. Вино к рыбе подавалось белое, к мясному блюду

— красное. И то, и то — просто чудесное. Потом — мороженое и кофе. Ланч длился где —то больше часа" (там же, с. 308).

А вот достаточно интересный эпизод, связанный с Биллом Клинтоном, который, как известно, перед визитом в Москву приземлился в Бориспольском аэропорту. Он пожаловался, что в поездке негде бегать, а Леонид Кравчук поведал ему то, о чем узнал из журнала "Америка", где говорилось, что 100 граммов водки заменяют для сердца один километр бега, поскольку при этом повышается активность крови и сердца. "Высокопоставленный гость выслушал это с интересом, и хотя заметил, что не пьет, так как у него аллергия на выпивку, но от украинской с перцем не отказался. Она ему так понравилась, что глава американского государства опрокинул три чарки, развеселился, был в хорошем настроении и потом держался на общей пресс — конференции свободно. Хотя в Москве, куда полетел потом, уже не пил. Но об украинской с перцем отзывался с уважением" (с. 402 — 403).

Ритуальная проблема, как правило, возникает в случае официальных приемов. Из сообщений шефа протокола Бориса Ельцина узнаем, что американцы пользуются круглыми столами на 10

— 12 человек, испанцы, итальянцы, немцы предпочитают П —образные или Т —образные столы. Москва применяет овальные столы на 7 — 8 человек. На приемах провозглашаются два тоста: тост хозяина и

1 Чемерис В. Президент, с. 134 - 135.

тост гостя. Что касается меню, то ориентир сделан на чисто русскую кухню. В случае приема арабских гостей работает запрет на свинину. Личный повар Бориса Ельцина сопровождает его в поездках. Ранее использовалась так называемая царская посуда с вензелями императора, до 1992 года — были тарелки с гербом Советского Союза. "Сейчас мы сделали свою посуду для приемов в Кремле. На хрустальных рюмках есть российский герб. Красивые фарфоровые тарелки сделаны с оттенком в серый цвет с гербом России" ("Комсомольская правда", 1995, 22 сент.).

Разработаны соответствующие правила поведения и для людей бизнеса в случае подобных мероприятий, проводимых на своем уровне. Например, встреча на коктейле предполагает следующие необходимые параметры:

1. В приглашениях должно быть четко оговорено время начала и конца коктейля, и это должен быть строго ограниченный отрезок времени (например, с 18.30 до 20.30).

2. Коктейли предоставляют прекрасную возможность возродить основы корпоративного гостеприимства — они не длятся долго и могут принять большое количество людей.

3. Большинство молодежи может провести пару часов на ногах, однако для более пожилых гостей следует предусмотреть несколько стульев.

4. Комнаты, где проходит коктейль, быстро нагреваются. Обязательно следует следить за температурой в помещении.

5. Если напитки подаются с подносов — прекрасно. Если есть бар — его должны обслуживать профессионалы.

6. Большинство собравшихся ожидает какую — то еду на коктейле — без разнообразных бутербродов не обойтись.

7. Организаторы должны следить за тем, чтобы у всех гостей оказались собеседники.

8. На коктейле может произойти все, что угодно, поэтому следует запастить средствами для быстрого наведения чистоты.

9. Наведение чистоты и порядка должно осуществляться тихо и незаметно.

10. Гости должны покинуть коктейль в течение пятнадцати минут после обозначенного времени его окончания, если не было объявлено о дополнительном продолжении коктейля.

И еще одно очень важное правило, которому нужно следовать неукоснительно: "Как бы прекрасно ни был организован вечер, всегда может найтись кто —либо, кто попытается выйти из —под контроля и устроить сцену" 1.

1Yapp N. Debrett's guide to business etiquette. London, 1994.

Прежде чем перейти к заключительному семиотическому анализу пищи, обратимся к поэзии Николая Олейникова:

— потеря аппетита связана у нас с особым состоянием:

Потерял я сон, Прекратил питание,Очень я влюблен В нежное создание.

(Лидии)

— еда свидетельствует и об активности человека. Например, раньше работника нанимали по тому, как он ест. Или о таком аспекте, описанном поэтом:

Поите, кормите Отборной едой, Пельмени варите, Горох с ветчиной. От мяса и кваса Исполнен огня, Любить буду нежно, Кормите меня!

(Чревоугодие)

отсутствие аппетита свидетельствует о болезни, обратное — о выздоровлении:

Прочь воздержание. Да здравствует отныне

Яйцо куриное с желтком посередине!

И курица да здравствует, и горькая ее

печенка,

И огурцы, изъятые из самого крепчайшего

бочонка!

И слово чудное "бутылка"

Опять встает передо мной.

Салфетка, перечница, вилка, —

Слова, прекрасные собой.

Меня ошеломляет звон стакана

И рюмок водочных безумная игра.

За Генриха, за умницу, за бонвиана,

Я пить готов до самого утра.

Упьемся, други! В день его выздоровленья

Не может быть иного времяпровожденья.

(На выздоровление Генриха)

Этот срез символической действительности отразился также в кинофольклоре типа "тостируемый пьет до дна", "тестирующий пьет до дна" (фильм "Осенний марафон").

Символика пищи связана также с определенными религиозными мотивировками, центральными из которых являются посты. Александр Мень говорил: "Пост прежде всего относится к пище, и это вполне естественно; ведь именно через пищу осуществляется наша связь с природной жизнью и ее законами. В какой —то мере ограничивая и контролируя эту связь, мы открываем большой простор для духа" 1. Поскольку постная дисциплина является явным ограничением, его пытаются перебороть усиленной аргументацией: "В Православной Церкви Великий Пост — это время не уныния и мрака, а радости и укрепления наших сил любви к Богу и к человеку, просвещения всего нашего существа для причастия Святой Троице" 2. Но в любом случае здесь наличествует символизм, переводящий реальный мир в мир символический, где каждый реальный объект имеет то или иное символическое значение.

Что касается пищи как языка, то Ролан Барт выделил такие срезы:

1) пищевые табу;

2) пищевые, оппозиции типа соленый/сладкий;

3) сочетания "горизонтальные", например, горчица сочетается с сосиской, но не с пирожным, и "вертикальные": компот не может подаваться раньше борща;

4) привычные способы приема пищи, обозначенные как "риторика питания" 3.

Разграничение языка/речи, когда речь зависит от национальных, региональных особенностей, дня недели или конкретного потребителя пищи. Даже священники не всегда соблюдают пост: "В иные дни вынуждены употреблять скоромное, так как постные продукты очень дорогие" ("Аргументы и факты", 1994, № 47).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: