double arrow

Нормы физиологической потребности в минеральных компонентах

Значение минер в-в в питании. Болезни, обусл наруш поступления микроэл-ов. Роль в питании минер в-ми: участвуют в пластических процах, поддерживают кисл-щел равновесие, участвуют в ферментативных проц. Макро- и микроэлементов: вещества щелочного характера (магний, натрий, калий), минеральные в-ва кислотного характера (фосфор, сера, хлор), биомикроэлементы, Со-входит в состав витамина, Йод- обеспечивает функцию щитовидной железы, фтор- важен для зубов и десён, цинк-способствует синтезу гормонов поджелудочной железы, гипофиза и надпочечников.Магний: оказывает антиспастическое и сосудорасширяющее действие, стимулирует перистальтику кишечника, повышает желчеотделение, ионы магния участвуют в регуляции углеводного и фосфорного обмена.Натрий: участвует в формировании буферной системы крови, обеспечивает поддерживание кислотнотно - щелочного равновесия, соли натрия участвуют в поддержании осмотического давления цитоплазмы и биологических жидкостей.Калий: участвует в формировании буферных систем, в поддержании РН- среды, является антагонистом натрия. Кальция: участвует а поддержании нервно-мышечной возбудимости, влияет на проц свёртывания крови, повышает резистентность к чужеродным хим в-вам, поддерживает баланс токоферола и селена. Фосфор: играет важную роль в деятельности головного мозга, обязательный компонент реакций превращения У, фосфорная кислота участвует а построении многих ферментов, фосфор с кальцием составляют твёрдую основу костной ткани. Суточном рационе: соотношение натрия и калия-2:1 в суточном рационе, суточная потребность в калие-3 г/сут-весной, 5-6 г/сут-осенью, суточная потребность натрия-4 г/сут, соотношение фосфора и кальция-1:1.5. Геохимическая провинция- местность с недостатком или избытком микроэлементов в окружающей среде. На этих территориях наблюдается эндемические заболевания. В Беларуси- эндемический зоб, связанный с нехваткой йода в окружающей среде. При недостатке в окружающий среде фтора развивается кариес, при избытке- флюороз.

Микроэлементы и их роль в питании. Содержа­ние в различных продуктах. Суточная потребность. Значение микроэлементов для созревания и разви­тия тканей зубов.

15-18 мг/сут.

70% железа входит в состав гемоглоби­на, цитохромов - участвует в процессе связывания и переноса кислорода. При недостатке железа - нарушение образо­вания гемоглобина, что ведет к анемии, изменениям со стороны ЖКТ (гастрит, атрофические изменения), миокарда и др.

Зерновые, хлеб (основной источник), печень, яйца, фрукты

Си

3-5 мг/сут.

1. Участвует в кроветворении 2. Иммуностимулирующее действие 3. Участвует в тканевом дыхании 4. Инсулиноподобное действие При недостатке меди - медно-дефицитные анемии, сопровождающие­ся изменениями со стороны скелета, размягчением мозга, циррозом печени; фиброз миокарда, ИБС

В небольших кол-вах со­держится в продуктах животного и растительног о происхож­дения

Железо занимает промежуточное положение между макро- и микроэле­ментами, разные авторы относят его к различным группам.

Со

5-8

мг/сут.

Участвует в кроветворении (входит в со­став витамина В^)- Гемопоэтическое дей­ствие кобальта - только в присутствии меди. Недостаток кобальта - анемия, на- рушение тканевого дыхания

Ягоды, пе­чень, яйца, капуста, морковь

Zn

12-16 мг/сут.

Входит в состав различных ферментов, участвует в кроветворении, оплодотворе-

нии

Мясо, пе­чень, грибы, бобовые, злаки.

Мп

мг/сут.

Оказывает благоприятное действие на процессы оссификации (формирование костной ткани), кроветворение, рост и развитие (в том числе половое). При не­достатке - нарушение кроветворения, функций половых желез, ожирение пече­ни.

Зерновые продукты -ржаной хлеб, греч­невая крупа и др.

Sr

Стронций входит в состав костной ткани. При избытке стронция возникает строн­циевый рахит (стронций замещает в кости ионы Са - нарушение процессов минера­лизации - остеопорозы, остеохондрозы и тд.) Недостаток стронция сказывается на функции нервной системы.

до 200 мкг/сут

При недостатке йода в детском возрасте развивается кретинизм (недостаточное развитие щитовидной железы - нарушение физического и умственного развития). Эндемический зоб - компенсаторное раз­растание щитовидной железы в основном за счет соединительной ткани. С профи­лактической целью применяют йодирова­ние воды.

Морская рыба, моло­ко, яйца, масло, мор­ская капус­та.

Участвует в процессах развития зубов и костей, формировании дентина, эмали, оказывает противокариозное действие. При недостатке - кариес, при избытке - флюороз.

В основном поступает с водой

Вг

50-100 мг/сут.

1. Образование инсулина (при недостатке - нехватка инсулина)

2. Участвует в образовании нуклеиновых кислот.

3. Участвует в деятельности щитовидной железы.

4. Благоприятно действует на половые железы

Участвует в процессах высшей нервной деятельности

Se

Благоприятное действие на миокард; явля­ется антиокислителем; необходим для функционирования глютатиона ________

Морские продукты

Для развития и созревания зубов, а также профилактики кариеса имеют значение такие микроэлементы как фтор, молибден, ванадий, медь, железо, никель, марганец, цинк и др. Основное значение имеет фтор, который участвует в образовании фторапатитов, отличающихся повышенной устойчивостью к растворению в ротовой жидкости и осо­бенно в кислой среде. Доказано, что фтор обладает антикариозным дей­ствием. Большинство современных зубных паст в качестве активного компонента содержат соединения фтора.

 

67. Периодические медицинские осмотры детей и подростков. Гигиенические принципы группировки детей по состоянию здоровья и группы физического воспитания. Периодические медицинские осмотры детей и подростков (значение, периодичность, медицинская документация в школе), заболеваемость: пути получения сведений о заболеваемости детей и подростков, нарушение опорно-двигательного аппарата у детей и подростков (причины, признаки и профилактика нарушений), нарушение зрения у учащихся (причины, признаки и профилактика нарушений), группы здоровья и группы физического воспитания детей и подростков.

Состояние физического развития подростков является одним из важнейших показателей здоровья. Антропометрические исследования в целях индивидуальной оценки физического развития проводятся во время периодических медицинских осмотров одновременно с обследованием состояния здоровья подростков. Данные антропометрических исследований фиксируются в индивидуальной амбулаторной карте (вкладной листок к форме 25-ю).

По этим данным дается заключение о физическом развитии и состоянии здоровья каждого обследуемого. Данные массовых обследований физического развития, собранные и разработанные по унифицированной методике, являются возрастными стандартами и отражают уровень физического развития подростков. Эти стандарты должны быть местными (региональными).

Систематический анализ показателей физического развития подростков, сопоставление этих данных в динамике по полу, возрасту и другим признакам в комплексе с данными по заболеваемости, условиям труда, быта, воспитания помогают врачу сделать правильный вывод о состоянии здоровья наблюдаемого контингента подростков в целом и индивидуально.

Другим не менее важнным источником изучения состояния здоровья подростков являются данные ежегодных периодических медицинских осмотров подростков.

Периодические медицинские осмотры подростков позволяют обеспечить динамическое наблюдение за состоянием здоровья, физического развития подростков, дать оценку эффективности проводимых лечебно-оздоровительных мероприятий среди больных, своевременно выявить начальные признаки заболеваний, функциональных отклонений и обеспечить необходимое лечение.

Периодические медицинские осмотры подростков имеют большое профилактическое значение. При изучении заболеваемости на основании медицинских осмотров выделяют группу здоровых подростков, а процентное отношение таких подростков к общему числу осмотренных составляет «индекс здоровья».

Далее выявляют группу практически здоровых, т. е. таких, которые имеют некоторые отклонения от нормы, и затем лиц, нуждающихся во врачебном наблюдении, и, наконец, лиц, нуждающихся в лечении по определенным нозологическим формам. На основании медицинских осмотров устанавливается патологическая пораженность контингентов подростков.

Борьба с заболеваемостью подростков является важнейшей задачей врача. Врач должен знать, чем болеет подросток, каковы причины заболеваемости. Только зная причины заболеваний, врач может успешно бороться с ними.

Показатели заболеваемости характеризуют состояние здоровья подростков, качество работы лечебно-профилактических учреждений, эффективность проводимых лечебных и профилактических мероприятий. Каждый из методов изучения заболеваемости имеет свои особенности.

При изучении общей заболеваемости по текущей обращаемости наиболее полно учитываются острые инфекционные заболевания, важнейшие неэпидемические заболевания и заболевания с временной утратой трудоспособности. При периодических медицинских осмотрах наиболее полно выявляются хронически протекающие болезненные процессы и состояния. Заместители главных врачей поликлиник, медико-санитарных частей по экспертизе временной нетрудоспособности должны возглавить в учреждении проведение работ по изучению заболеваемости подростков.

Необходимо твердо уяснить, что своевременное проведение лечебно-профилактических мероприятий среди подростков обеспечит улучшение состояния здоровья взрослого населения и снижение уровня его заболеваемости. Охрана здоровья подростков является важнейшей государственной задачей. Среди мероприятий, направленных на дальнейшее улучшение состояния здоровья и физического развития подростков, важное значение имеют предварительные и периодические медицинские осмотры подростков.

Предварительные и периодические медицинские осмотры отражают профилактическую направленность советского здравоохранения и наиболее эффективную форму ее — диспансерный метод обслуживания.

Целью предварительных медицинских осмотров является всестороннее и углубленное обследование состояния здоровья подростков и дача врачебного профессионально-консультационного заключения о возможности использования подростка на работе, учебе по избранной им специальности с учетом пола, возраста, состояния здоровья и физического развития.

Постановлением Совета народных комиссаров от 13 октября 1922 г., Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 1478 от 8 августа 1955 г. «Об отпусках в условиях труда подростков» и последующим Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 августа 1955 г. «От отпусках и условиях труда подростков» было установлено, что подростки не могут быть зачислены на работу на предприятия и в учреждения или приняты в профессионально-техническое учебное заведение без заключения врача, которое составляется на основании медицинского освидетельствования. Правильность исполнения администрацией врачебного заключения об использовании подростка на работе, приеме на учебу, направлении на производственное обучение контролируется общественными организациями (профсоюзными, комсомольскими и т. д.).

Условия, режим труда и учебы подростков на производстве периодически проверяются терапевтами (подростковыми) и врачами санитарно-эпидемиологических станций. Проведенные в СССР законодательные мероприятия по укреплению связи школы с жизнью, сочетанию учебы с общественно полезным трудом включают в производство миллионы молодежи, в связи с чем правильное определение профессиональной пригодности подростков к различным профессиям и специальностям является актуальной проблемой, имеющей государственное значение.

Большим подспорьем врачам для правильного разрешения вопроса о допуске подростков на работу, производственное обучение являются перечни медицинских противопоказаний, утвержденные Министерством здравоохранения СССР, Государственным комитетом по профессионально-техническому образованию при Госплане СССР и согласованные с ВЦСПС.

Медицинские противопоказания к производственному обучению и работе подростков на производстве включают около 4000 профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка новых квалифицированных рабочих кадров в профессионально-технических училищах, средних общеобразовательных школах с производственным обучением и непосредственно на производстве методом бригадно-индивидуального ученичества.

В перечне содержатся указания о минимальном возрасте, поле, при которых разрешается допуск подростков на работу и производственное обучение.

Для квалифицированного проведения врачебной профессиональной консультации подростков врачи своевременно должны ознакомиться и изучить перечень, при этом особое внимание следует обратить на противопоказания к работе и обучению, относящиеся к комплектуемым данной врачебной комиссией профессиям.

В отношении каждой профессии должны быть собраны все сведения, характеризующие требования профессии к организму работающего. Врачебные записи при осмотрах должны быть краткими, но достаточно полными, чтобы охарактеризовать состояние отдельных органов и систем у обследуемых. Все подростки, у которых во время медицинского осмотра были выявлены не известные до этого заболевания или функциональные отклонения, должны быть немедленно взяты на учет и направлены на лечение.

По окончании осмотра проводится анализ его результатов с учетом следующих показателей:

  • охват осмотрами;
  • участие специалистов в осмотрах и объем вспомогательных исследований;
  • охват подростков физической подготовкой (по группам);
  • патологическая пораженность (заболеваемость) в целом и по отдельным нозологическим формам болезней и т. д.


Ответственность за проведение анализа результатов осмотра возлагается на главных врачей учреждений здравоохранения, а в пределах города, области (края), республики — на руководителей органов здравоохранения и главных специалистов.

Общий контроль за предварительными и периодическими осмотрами подростков возлагается на заведующего гор (рай) здравотделом и санитарно-эпидемиологическую станцию.

На основании данных периодического медицинского осмотра медицинским персоналом лечебно-профилактического учреждения с санитарно-эпидемиологической станцией намечаются мероприятия:

  1. Лечебно-профилактические (активное диспансерное наблюдение за подростками с отклонениями в состоянии здоровья и физическом развитии, амбулаторное, стационарное, санаторно-курортное лечение, диетическое питание и т. д.).
  2. Санитарно-гигиенические (оздоровление условий труда, режим нагрузки, трудоустройство и т. д.).


Выполнение лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических мероприятий, вытекающих из периодических медицинских осмотров, возлагается на главного врача лечебно-профилактического учреждения санитарно-эпидемиологической станции, администрацию, профсоюзную организацию.

Изучение состояния здоровья подростков, раннее выявление заболеваний, своевременное проведение соответствующих лечебно-профилактических мероприятий являются одной из важнейших задач органов здравоохранения в деле снижения заболеваемости и улучшения состояния здоровья населения.

Деятельность медицинских работников в современных условиях направлена на управление состоянием здоровья детских и подростковых коллективов. Для этого необходимо исходить из единого понимания состояния здоровья детей и подростков, знать общие принципы оценки состояния здоровья детей, основные закономерности формирования заболеваний у детей; знать факторы, влияющие на состояние здоровья, и социально-гигиенические аспекты здоровья детей.

 

Состояние здоровья подрастающего поколения в дисциплине «Гигиена детей и подростков» изучают в 2 аспектах: как критерий гигиенической оценки влияния факторов внешней среды и как самостоятельный объект. Оба этих аспекта важны. Первый - наиболее информативный и убедительный из всех показателей, характеризующий с гигиенических позиций условия жизни детей и изменения этих условий. Второй - в плане социальной гигиены, входящей, как и все профильные гигиенические дисциплины по отношению к детям, в состав гигиены детей и подростков.

«Гигиена детей и подростков» изучает состояние здоровья детского населения в сопоставлении с длительно действующими на это населе-

ние и отдельные его группы факторами. Изучение состояния здоровья детей часто осуществляют в сравнительном плане: обследуют детей, посещающих и не посещающих детские учреждения, учащихся обычных и профильных школ, учащихся профессиональных училищ (ПУ) различного профиля, детей, живущих на юге и на севере, и т.д.

Периодические медицинские наблюдения за состоянием здоровья школьников позволяют установить общие закономерности развития детского контингента, формирования его здоровья, что весьма существенно для органов здравоохранения, образования и других отраслей.

Медицинские наблюдения в индивидуальном плане позволяют определить состояние здоровья каждого ребенка, выявить степень его функциональной дееспособности и провести необходимые оздоровительные и лечебные мероприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: