Этап. Исследование конкурентных позиций соперничающих фирм

Для этого используется концепция выделения стратегических групп конкурентов. Стратегическая группа — это совокупность соперничающих фирм с одинаковым подходом к конкуренции и одинаковым положением на рынке. Выделяются следующие стратегические группы конкурентов:

§ прямые

§ потенциальные: новые предприятия; расширяющиеся предприятия

Алгоритм построения карты стратегических групп состоит из следующих этапов:

1. выделить параметры конкурентных характеристик (цены, качество, масштаб деятельности, степень вертикальной интеграции, ассортимент продуктов и т. д.);

2. нанести на график положение фирм;

3. сгруппировать фирмы, попадающие в одну стратегическую область;

4. очертить каждую стратегическую группу, получив площади, пропорциональные доле каждой группы в полном объеме продаж отрасли.

Чем больше стратегических групп, тем выше степень конкуренции. Чем ближе расположены стратегические группы, тем сильнее их конкурентное соперничество. Фирмы, находящиеся в одних и тех же стратегических группах, — ближайшие соперники.

Сбор всех данных, необходимых для анализа позиций конкурентов сложен. Для этого часто используется схема исследований, предложенная М. Портером. Схема исследования по М. Портеру состоит из пяти основных элементов, характеризующих конкурентов:

1) цели на будущее. Анализ целей конкурентов позволяет определить степень удовлетворенности конкурентов, их позицией на рынке, предвидеть возможные действия.

2) оценка намерений конкурентов. Для этого используют формы прямого и косвенного выражения намерений конкурента и в первую очередь заявления руководителей и специалистов о предстоящих изменениях в деятельности предприятия

3) анализ возможностей конкурентов с целью оценки сильных и слабых сторон, осуществляют в следующей последовательности:

1. Выявление ключевых факторов успеха в конкурентной борьбе (финансовая устойчивость, способность к инновациям, качество услуг и т. д.);

2. Построение стратегических профилей возможностей конкурентов: всем участвующим в сравнении предприятиям приписывается определенное количество баллов с использованием механизма ранжирования, в результате получается набор профилей возможностей компании;

3.Определение влияния ключевых факторов успеха на выбор стратегии

4) определение стратегии конкурентов позволяет провести анализ возможных действий конкурента в долгосрочной перспективе. При этом важным является определение не только базовой стратегии конкуренции, представляющей собой основу конкурентного поведения предприятия на рынке, но и текущих.

5) оценка вероятной реакции конкурентов на изменение рыночной ситуации. Это требует понимания целей конкурентов и применяемых ими стратегий, а также действий в прошлом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: