Для этого используется концепция выделения стратегических групп конкурентов. Стратегическая группа — это совокупность соперничающих фирм с одинаковым подходом к конкуренции и одинаковым положением на рынке. Выделяются следующие стратегические группы конкурентов:
§ прямые
§ потенциальные: новые предприятия; расширяющиеся предприятия
Алгоритм построения карты стратегических групп состоит из следующих этапов:
1. выделить параметры конкурентных характеристик (цены, качество, масштаб деятельности, степень вертикальной интеграции, ассортимент продуктов и т. д.);
2. нанести на график положение фирм;
3. сгруппировать фирмы, попадающие в одну стратегическую область;
4. очертить каждую стратегическую группу, получив площади, пропорциональные доле каждой группы в полном объеме продаж отрасли.
Чем больше стратегических групп, тем выше степень конкуренции. Чем ближе расположены стратегические группы, тем сильнее их конкурентное соперничество. Фирмы, находящиеся в одних и тех же стратегических группах, — ближайшие соперники.
|
|
Сбор всех данных, необходимых для анализа позиций конкурентов сложен. Для этого часто используется схема исследований, предложенная М. Портером. Схема исследования по М. Портеру состоит из пяти основных элементов, характеризующих конкурентов:
1) цели на будущее. Анализ целей конкурентов позволяет определить степень удовлетворенности конкурентов, их позицией на рынке, предвидеть возможные действия.
2) оценка намерений конкурентов. Для этого используют формы прямого и косвенного выражения намерений конкурента и в первую очередь заявления руководителей и специалистов о предстоящих изменениях в деятельности предприятия
3) анализ возможностей конкурентов с целью оценки сильных и слабых сторон, осуществляют в следующей последовательности:
1. Выявление ключевых факторов успеха в конкурентной борьбе (финансовая устойчивость, способность к инновациям, качество услуг и т. д.);
2. Построение стратегических профилей возможностей конкурентов: всем участвующим в сравнении предприятиям приписывается определенное количество баллов с использованием механизма ранжирования, в результате получается набор профилей возможностей компании;
3.Определение влияния ключевых факторов успеха на выбор стратегии
4) определение стратегии конкурентов позволяет провести анализ возможных действий конкурента в долгосрочной перспективе. При этом важным является определение не только базовой стратегии конкуренции, представляющей собой основу конкурентного поведения предприятия на рынке, но и текущих.
5) оценка вероятной реакции конкурентов на изменение рыночной ситуации. Это требует понимания целей конкурентов и применяемых ими стратегий, а также действий в прошлом.