«Уловитель взвешенных наносов» показан на рис. 50. После освобождения приборов от наносов их снова устанавливают и таким образом достигают беспрерывности наблюдений. Количество наносов выражается толщиной слоя наносов, отложившихся в трубках.
В результате анализа методов измерений концентрации взвешенных наносов (батометрами мгновенного и длительного наполнения, фотоэлектрическими методами, кино-фотосъемочными и комбинированными методами) были высказаны соображения о большей целесообразности использования принципа батометра длительного наполнения с изменениями и дополнениями (увеличением объема сборной емкости, расширением приемного отвер
стия в насадке, усовершенствованием системы разделения пробы на жидкую и твердую фазы).
После измерения мутности опытным батометром в лабораторных условиях были разработаны рекомендации по методике измерения в натурных условиях, заключающиеся в следующем:
в прибрежной зоне моря следует использовать систему двух пли четырех стандартных речных вакуумных батометров емкостью в несколько литров, заборные трубки которых насаживаются на общую штангу (насадки находятся в одной горизонтальной плоскости, но расположены под углами 180 и 90°). Отбор проб в волновом потоке производят в течение времени прохода через створ 30—40 волн;
отсасываемая мутность проходит (перед сливом в мерную емкость) через улавливающее сито с размером ячеек меньше, чем размер частиц, и высушивается (газом, электроприбором и др.) - После взвешивания высушенной пробы грунта Р и установления объема пробы W мутность S определяют отношением
разделение пробы на фракции производят через набор сит (не меньше 5 шт.) с различными диаметрами отверстий. Просеивание совершается в механической установке с плоско-вращательным движением. После просеивания оставшиеся на ситах грунты взвешивают и определяют процентные отношения каждого остатка на сите к общему весу пробы.
Описанные обработки результатов отбора проб взвеси относятся к песчаным наносам.
При наличии илистых наносов отсасываемая на мутность вода собирается в посуду объемом не менее 10 л. После взбалтывания жидкости с наносами часть ее переводят в два мерных цилиндра емкостью каждый 1,2—1,3 л, высотой 40 см и диаметром 6— 7 см. Разделение наносов на фракции в каждом цилиндре производят пипеточным методом.
После производства анализов общий осадок пропускают через фильтр, высушивают и взвешивают на аналитических весах. К весу осадка прибавляют веса осадков, отобранных пипетками. Таким способом определяют фактический состав наносов в морской среде. В высушенном осадке грунта определяют принятым методом его гранулометрический состав. Сравнение результатов анализов грунта позволяет установить степень коагуляции илистого осадка в морской среде.
Для исследования струи, пересекающей канал, выпускают поплавки (поверхностные и придонные), ход которых засекают с наблюдательных пунктов. Помимо общих засечек хода поплавков, засекают переход поплавков через бровку в канал и через бровку из канала. Месторасположение бровок отмечают специально выставляемыми плавучими вехами.
Из сравнения результатов наблюдений будет видно, как изменяется волнение, скорость течения, наносы при пересечении морским потоком канала в зависимости от разных фаз режима ветра и уровня. По данным осветления морского потока можно подсчитать количество наносов, отложившихся в канале, и сравнить расчетную величину с фактическим отложением наносов в канале. Это особенно показательно при шторме.
Для исследования структуры морского потока необходима постановка лабораторных работ (моделирование). Работами должно быть установлено:
движение наносов в потоке при разных скоростях течения; движение наносов в условиях волны перемещения при разных параметрах волн;
движение наносов в потоке при различных скоростях течений и параметрах волн перемещения.
Глава XX
МЕРОПРИЯТИЯ ПО БОРЬБЕ С ЗАНОСИМОСТЬЮ МОРСКИХ КАНАЛОВ
§ 60. Защитные мероприятия на каналах
Основным методом защиты канала от наносов является создание путем переуглубления прорези запаса глубины на его заносимость. Для действующих каналов практикой выработаны осредненные запасы глубины на заносимость каналов. Эти запасы определяют объем дноуглубительных работ, ежегодно выполняемых для достижения и поддержания заданных габаритов канала. Увеличение запасов на заносимость вызывает увеличение эксплуатационных расходов, а недостаточные запасы на заносимость — потерю гарантированных глубин и, следовательно, недогруз судов и экономические потери. Определение оптимальных запасов на заносимость каналов является сложной задачей, так как заносимость канала связана с энергией ветра — величиной, для отдельных навигаций весьма переменной.
На эксплуатируемых каналах штормовые погоды, вызванные господствующими ветрами, могут в течение нескольких дней создать отложение значительного количества наносов и привести к резкой потере глубины на канале (характерно для Ждаиовского и Вентспилсского каналов). Огромное количество наносов, отложившихся в конце навигации, естественно, вызывает и значительные ремонтные дноуглубительные работы на канале в следующем году. На каждом канале необходимо в течение всей навигации поддерживать гарантированные габариты (глубину и ширину).
Проектом ремонтных дноуглубительных работ предусматривается запас глубины на заносимость канала и допускаемые переборы по глубине на чистоту выработки, т. е. определяется рабочая глубина черпания на канале. Однако имеющиеся зависимо-
Подсчет объема ремонтных дноуглубительных работ на канале по рабочим глубинам и глубинам до черпания |
приближенные к бровке параллельные прорези на подходном канале к аванпорту Ждановского порта эффекта не дали. Прорези представляли уширение канала от голов молов до ширины 320 м (по 107 м с каждой стороны) на длине 1500 м и до 213 м
(по 53,5 м с каждой стороны канала) на длине 2000 м. При расположении параллельной прорези на илистых побережьях в удалении от судоходного канала она будет гасить волну и аккумулировать взвешенные наносы. К основному сооружению волновой поток подойдет, имея меньшую энергию волны и отдавши избыток наносов. Защита канала при помощи боковых параллельных прорезей является самым недорогим из защитных гидротехниче
ских сооружений. Но их работа в техническом и экономическом отношении еще мало изучена. В некоторых случаях на стыке двух каналов устраиваются ловушки для наносов, которые экономически себя оправдывают.
На песчаных побережьях у выхода канала из молов аванпорта устраивают карманы для наносов, имеющие в плане вид трапеции, большей стороной прилегающей к боковой стороне прорези канала. Карманы могут быть расположены с одной стороны или с двух сторон прорези канала. От параллельных прорезей карманы отличаются своими размерами. В общем карманы, как аккумуляторы наносов, себя оправдывают, но, однако, бывают случаи, когда из-за потери глубин на основном судовом канале все же необходимо производить повторные ремонтные работы.
Наносозащитные сооружения капитального характера обычно представлены сплошными преградами, защищающими канал от наносов и волнения. Они ограждают канал с одной стороны (односторонней дамбой) или с двух сторон (двусторонними дамбами) и обычно направлены параллельно оси канала. Конструкции оградительных дамб разделяют на следующие основные группы: деревянные дамбы из двух сплошных рядов свай с каменным заполнением (см. рис. 23, б). Такую конструкцию имеет оградительная дамба с восточной стороны Ждаиовского канала к угольной гавани. Как установлено расчетами, заносимость Ждаиовского канала, огражденного восточной дамбой длиной около 1400 м, на 43,5% меньше по сравнению с соседним открытым участком канала той же длины;
деревянные ряжевые дамбы. Они состоят из двух линий деревянных ряжей, загруженных камнем (см. рис. 23,б), грунтового заполнения пространства между ряжами и каменной отмостки. Нижние участки грунтовой части дамбы, сопрягающиеся с ряжами, подкреплены для защиты от волнения каменными призмами. Участок Ленинградского канала, огражденный парными дамбами, протяжением около 9 км имеет небольшую заносимость;
земляные дамбы из отрефулированного грунта, удаляемого из прорези канала.
Двусторонними дамбами огражден подходный канал к одному из южных портов на выходе канала из реки в залив. Дамбы протяжением около 3 км отсыпаны из разнозернистого илистого песка и укреплены растительностью. Этот участок канала почти не заносится. Односторонняя дамба, ограждающая Калининградский канал со стороны лагуны, сложена из рефулированного грунта с откосами, укрепленными фашинами, свайным частоколом и каменной наброской. В дамбе имеются проходы для рыбачьих судов. Сходящиеся парные молы образуют портовую акваторию (аванпорт), защищенную от волнения и наносов. Проведено исследование эффективности защиты от заносимости каналов, расположенных между ними. Подходный канал к другому южному порту на акватории аванпорта имеет протяжение 843 м. Здесь заносимость канала на 74% меньше, чем в прилегающей открытой
части на таком же протяжении. Подходный канал к аванпорту Ждаиовского порта, расположенный между сходящимися молами на длине около 1000 м, имел заносимость на 80% меньше, чем на такой же длине в прилегающей к воротам порта открытой части канала.
В порту Вентспилс на Баровом канале (открытой его части) длиной 550 м за 1967—1970 гг. было вынуто 893 тыс. м3 грунта при достигнутой глубине 12,6 м. В закрытой молами части канала длиной 500 м, прилегающей к воротам порта (канал аванпорта), за тот же период извлечено 177 тыс. м3 грунта при достигнутой глубине 12,5 м. Данные очень показательны.
Каменные молы из правильной массивовой кладки (см. рис. 24) являются защитными портовыми сооружениями, ограждающими портовые акватории, и служат для защиты внутренних частей каналов от наносов (Поти, Порт-Саид и др). Каменные молы из массивовой наброски (см. рис. 25) применяются и для защиты каналов от заносимости.
§ 61. Методы защиты каналов от заносимости
Одним из методов защиты каналов от заносимости может служить устройство подводных дамб, не доходящих до поверхности воды на 1—1,5 м. Дамба может быть сооружена из мелких каменных массивов или из естественного камня разной крупности: внутри трапецеидального профиля — мелкого, по его поверхности — крупного. Конструкция подводной дамбы из массивовой наброски была применена при удлинении западного мола, ограждающего участок входного канала в Порт-Саиде от наносов, идущих с запада. Подводные дамбы могут быть сооружены из деревянных ряжей с каменной загрузкой, устанавливаемых на подготовленное каменное основание (постель). Подводные дамбы экономически более выгодны, но их эффективность исследована еще недостаточно.
При сплошных дамбах, направленных поперек основного волнового движения, в море вдоль дамбы создается ветвь волнового потока: в концевой части дамбы еще продолжает действовать принятое направление, но затем, сливаясь с основным движением, волновой поток поворачивает в сторону канала, и здесь в прорези канала происходит интенсивное выпадение наносов. При преобладающем движении наносов с одной стороны порта и канала (например, в Порт-Саиде) следует сооружать разрывные дамбы, направляя их под некоторым углом к трассе канала (рис. 52). Такие направления дамб, создав дополнительные волновые потоки, должны способствовать отложению наносов в удалении от дамб и канала.
Волнозащитными устройствами могут быть пневматические и гидравлические установки. Работа пневматической установки заключается в создании воздушной завесы, которая, действуя на водные массы, способствует уменьшению или прекращению вол
нения на участке. Кроме гашения волны, пузырьки воздуха, двигаясь кверху и увлекаясь течением, изменяют турбулентную структуру потока.
Пневматические волноломы достаточно полно изучены как волногасители. Но наблюдениями установлено, что при прохождении морского потока через канал происходит уменьшение высоты и длины волны, обусловливающее выпадение наносов в канал. Следовательно, пневматические волноломы могут быть применены и для защиты каналов от наносов. Характер работы и действие гидравлических устнановок аналогичны пневматическим.
Пневматические или гидравлические волноломы располагают на стороне преимущественного движения наносов (рис. 53), наблюдающегося чаще, чем их равномерное движение с каждой стороны канала.
Защита от наносов внешних углов между ограждением порта и урезом берега представляет серьезную задачу. На мелководных песчаных побережьях обычны мощные потоки наносов, перемещаемые волнением и развиваемым им волновым течением. При значительном преобладании направления ветра и волнения с одного направления создается преимущественный поток наносов вдоль берега, что приводит к
довольно быстрому заполнению внешнего угла между берегом и молом. В этом случае линия берега и все изобаты выдвигаются в море и вскоре наносы начинают огибать мол и заносить канал и вход в порт. Борьба с заносимостью канала осуществляется дноуглубительными работами. Но нужно иметь в виду, что после жестокого шторма канал и вход в порт могут быть перекрыты наносами.
К портам с мощными потоками песчаных наносов относятся Порт-Саид, Эймейден, Мадрас, Вентспилс и др. В Порт-Саиде
для ограждения от наносов акватории порта и канала первоначальное портовое ограждение с запада имело длину 2,8 км. Продолжающееся отложение и перемещение наносов обусловило ряд последовательных удлинений западного мола. Последнее удлинение было осуществлено в виде подводных придонных сооружений. В порту Эймейден намечается удлинение молов. Порядок их расположения был получен на базе лабораторных исследований на пространственной модели. Проектируемый западный мол в головной части имеет направление к северу (по движению наносов).
При строительстве портов на мелководных песчаных побережьях с преимущественным движением наносов в одну сторону защиту порта и канала осуществляют путем устройства молов с выдвижением их в море глубже зоны забурунивания волн. С окончанием строительства внешний угол между молом и берегом со стороны движения наносов начинает засыпаться песком. Первоочередным мероприятием по борьбе с заносимостью порта может явиться ежегодное удаление скопившихся здесь наносов. Вторым решением может быть устройство наносоулавливающих сооружений на подступах к порту и создание новых пляжей. Осуществление указанных мероприятий должно быть экономически обосновано. Периодическое удаление наносов из береговой прикордонной зоны может быть действенным, но необходимо тщательное обследование объекта.
§ 62. Основные положения для расчета устойчивости оградительных сооружений
Для ограждения каналов от поступления наносов чаще применяют сооружения вертикального типа: гравитационные, создающие устойчивость от внешних нагрузок собственным весом, и свайные, обеспечивающие устойчивость сопротивлением свай, погруженных в грунт. Гравитационные сооружения устанавливаются на специально подготовленное каменное основание.
К основным нагрузкам, действующим на оградительные сооружения, относятся:
собственный вес сооружения (постоянные нагрузки), включая нагрузки от веса оборудования (знаков навигационной обстановки и др.);
давление воли (временные нагрузки)—боковое и взвешивающее;
давление льда (в замерзающих портах)—статическое и динамическое.
Собственный вес сооружения определяют на основании проектного задания или конструктивной схемы по аналогии с существующими сооружениями. Объемные веса основных строительных материалов, применяемых в сооружении, даны в справочниках. Необходимо также учитывать взвешивающее влияние воды ниже уровенной поверхности.
Волновая нагрузка постоянно меняется и зависит от соотно
Ледовые нагрузки определяют проверочным расчетом. Определяют толщину льда в метрах с учетом запаса на торошение и учитывают среднее значение прочности льда (75/150 т/м2). Давление определяют в тоннах на 1 м длины сооружения. В проекте оградительного сооружения также учитывают защитные пояса из дерева или металла, чтобы избежать местных механических повреждений ограждения льдом.
Высоту гребня сооружения над расчетным уровнем вычисляют исходя из расчетной высоты волны (принимается волна обеспеченностью 1%, т. е. высота волны, наблюдаемая один раз в 100 лет). Ширину подводной стенки обычно принимают равной (0,8/1) Н. Если применяют деревянные конструкции (ряжи, сваи), во избежание гниения выше среднего многолетнего уровня воды возводят каменную надстройку. Дно у сооружения защищают от размыва. Максимальную донную скорость подсчитывают по формуле (58).
Исследования грунтов основания для возведения гравитационных сооружений состоят в проведении инженерно-геологиче- ских работ с отбором образцов-монолитов из буровых скважин. Физические и механические свойства грунтов определяют в лаборатории. Конечной целыо лабораторных работ является определение деформации грунтов и допускаемых осадок гравитационных сооружений. При проектировании сооружения вычисляют нагрузки, которые на него действуют, и затем выполняют проверочные расчеты: определяют величину и характер распределения напря- леений по подошве сооружения и в его основании; проверяют общую и местную устойчивость сооружения и отдельных его частей; определяют возможность размыва дна перед сооружением. Устройство каменной постели позволяет путем увеличения ее ширины и толщины более равномерно передавать давление от сооружения на грунт.
Свайные сооружения могут состоять из парных рядов свай или же иметь ячеистую конструкцию из металлического шпунта. При сооружении дамб чаще применяют конструкцию из парных рядов свай. Обычно ряды свай связывают между собой анкерами. Опре
делив физические и механические свойства грунтов основания, производят пробную забивку свай и их испытание под нагрузкой. После предварительного определения размеров сооружения выполняют расчет прочности стенок и анкерных связей, подбирают сечение свай и определяют глубину их забивки в грунт. Устойчивость сооружения определяют на уровне дна или на уровне залегания слабого слоя грунта.
Расчеты на устойчивость грунтов под нагрузкой по результатам инженерно-геологических работ и исследования физических и механических свойств грунтов производят в соответствии с общепринятыми в инженерной геологии методами. Расчеты по устойчивости оградительных сооружений проводят в соответствии с методами, принятыми в курсе морских портов и портовых сооружений.
§ 63. Составление рабочего проекта ремонтных - дноуглубительных работ на каналах
Заносимость морских каналов (см. приложения 1, 2 и 3) в зависимости от гидрометеорологических условий может меняться в довольно широких пределах. Для определения объема ремонтных дноуглубительных работ, которые должны обеспечить гарантированные габариты, слулсит промер, характеризующий состояние глубин на канале на конец текущего года. Прогнозируемую глубину на канале к началу дноуглубительных работ определяют на основании фактических глубин, промеренных в конце текущего года, а также годового коэффициента заносимости п по километрам (см. табл. 47) и коэффициента заносимости n1 по месяцам (табл. 48), вычисляемых за многолетний период наблюдений.
Таблица 48 Значения среднего коэффициента заносимости по месяцам |
Для нашего случая гарантированная глубина канала равна 7,3 м, ширина канала 100 м, проектный уровень 0,0 м. Грунты илистые. Канал в течение декабря, января и февраля покрыт льдом.
По данным промера в декабре подсчитываем среднюю глубину на канале и на бровках по километрам. В соответствии с графн
ком судоремонта на участке 0—4 км ремонтные дноуглубительные работы будут начаты многочерпаковым снарядом в мае, на участке 4—14 км — самоотвозным землесосом в апреле. Для апреля коэффициент заносимости по табл. 48 принимаем 0,2, для мая —0,3. Зная распределение процента заносимости канала по километрам (см. табл. 47), вычисляем по километрам глубину на участке канала 0—4 км в июне и на участке — 4—14 км в мае. Данные расчета сводим в табл. 49.
Таблица 49
Определение прогнозируемой глубины по участкам капала на 1 июня (0—4 км) и на 1 мая (4—14 км) |
.Получив прогнозируемую глубину, определяем объем ремонтных дноуглубительных работ (табл. 50) по следующим данным: |
Подсчет объема ремонтных дноуглубительных работ для обеспечения гарантированной глубины |
Анализ объема дноуглубительных работ, условий их производства на объекте, сопоставление технических и технологических характеристик земснарядов и обслуживающего флота позволяют произвести комплектование земкараванов и сделать полный технико-экономический расчет.
§ 64. Свалки грунта
При выборе места шаландовых свалок в море или в лимане необходимо руководствоваться следующим:
место свалки грунта следует располагать возможно ближе от места черпания;
путь шаланд от места черпания к свалке грунта должен быть свободным;
емкость свалки грунта и глубины на ней должны соответствовать объему работ при строительном черпании и последующих ремонтных черпаниях;
попадание грунта из свалки в прорезь канала по возможности должно быть исключено.
В практике дноуглубительных работ в море или лимане установилось мнение, что во избежание возвращения в канал грунта, вывезенного на шаландовую свалку, ее необходимо располагать не ближе 2 км от канала по направлению господствующих движений водных масс. Более удаленное расположение шаландовых свалок (3/8 км) обусловливается отсутствием возможности организовать ближнюю свалку. Выбор места свалки должен быть
экономически обоснован, особенно в тех случаях, когда поблизости от прорези расположить ее нельзя. Зная стоимость 1 м3 вынутого грунта и стоимость 1 ж3 грунта, отвозимого на свалку, можно рассчитать, что экономичнее: вывозить ли грунт на дальнюю свалку или вторично вычерпать часть грунта, который возвратится в прорезь с более близкой свалки.
Шаландовых свалок на баре и в реке нужно избегать. При производстве дноработ в реке с вывозом грунта шаландами свалку грунта не следует назначать в том рукаве реки, где проходит прорезь, хотя бы и на глубоких плесовых участках, так как грунт со скалки может попасть в прорезь канала. Для шаландовых свалок нужно избирать плесовые участки других рукавов. Рефулерные свалки имеют в общем небольшое удаление от днопрорези, обычно порядка 0,3—0,5 км и даже ближе, поэтому рефулирование грунта на свалку чаще производят на баре и в реке. В целях защиты прорези канала от заносимости на мелководных барах рефулиро- ванием грунта по грунтопроводу нужно создавать сплошные, односторонние или двусторонние подводные или надводные дамбы (в зависимости от наличия грунта на канале). Возможность отвала грунта для создания подводной дамбы решается в зависимости от инженерно-геологической характеристики грунтов, в которых вычерпана прорезь канала, и наносов, создающих заносимость на канале. При производстве дноработ в реке рефулирование грунта необходимо производить на берег или, в крайнем случае, в реку около берега. Не следует создавать в реке отдельных островов из рефулированного грунта. Во всяком случае рефулирование в реке должно производиться только после гидравлического расчета, выявляющего, какое живое сечение в результате дноработ должна иметь река.
Уменьшение объемного веса илистого грунта, уложенного на свалку, создает более благоприятные условия для увеличения |
Как показали исследования, при дноуглубительных работах многочерпаковыми снарядами или самоотвозными землесосами илистый грунт Азовского моря на пути канал — трюм — свалка сильно разрыхляется и объемный вес его уменьшается (табл. 51).
Таблица 51 Изменение объемного веса илистого грунта |
заносимости дна каналов при прочих равных условиях, так как такие грунты легче взмываются волнением и насыщают водную массу взвешенными частицами. Это обстоятельство необходимо учитывать при определении мест свалок.
§ 65. Определение толщины слоя наносов в морских каналах
Распределение наносов в морском потоке зависит от их крупности. При залегании на мелководном дне моря илистых грунтов разной консистенции (см. табл. 4) наносы в морском потоке преимущественно находятся во взвешенном состоянии (см. табл. 43). Во время штормов взмученные со дна илистые наносы распределяются в толще воды довольно равномерно, но в определенные периоды поднимаются со дна большими клубами. В условиях песчаного мелководного дна наносы преимущественно располагаются в придонном слое (см. табл. 43), но в штормовой период массы воды, насыщенные наносами, так же клубами поднимаются на поверхность.
Характер отложения наносов обусловлен действием ветров на каналах (обычно от сильных до жестоких штормовых), распределение которых в их годовом и многолетнем ходе неравномерно и изменяется по направлению и скорости.
Заносимость морских каналов также подвержена колебаниям и зависит от следующих факторов:
ветра (направления, повторяемости, скорости, разгона); волнения (высоты, длины, периода и разгона волны); течения (распределения по вертикали, направления, повторяемости, скорости);
наносов (распределения по вертикали, гидравлической крупности);
естественной глубины водоема по направлению разгона господствующих ветров и волнения;
естественной глубины на бровках канала; габаритов канала.
Математического обоснования явлений взвешивания и осаждения наносов в морском потоке и их осаждения в каналах с достаточной полнотой еще не разработано. Необходимо отметить, что ряд условий, увеличивающих заносимость морских каналов, трудно учитывать при выводе зависимости заносимости каналов от гидрологических явлений. К ним относятся: устройство ловушек в прорези канала небольшого протяжения, переуглубление прорези на небольших участках, прохоледение жестоких штормов над каналами, примыкание других каналов или ответвления от них, наличие наносозащитных сооружений, приближение свалок и др. Все это усложняет решение поставленной задачи.
Морские каналы, протрассированные по естественному водоему (море, лиман) с несудоходными глубинами (рис. 54), имеют искусственную выемку — прорезь, где hgh — глубина прорези. Каналом является участок в пределах АБВГДЕ. Если искусственная
соответствии с «Технической инструкцией по производству морских дноуглубительных работ» 1970 г.;
на каналах, подверженных большой заносимости при штормовых ветрах, действующих в течение короткого периода времени и создающих нарушения в судоходстве, следует устанавливать эффективные наносозащитные сооружения.
РАЗДЕЛ Г ПРОМЕР КАНАЛОВ И АКВАТОРИЙ
Глава XXI
ПЛАНОВОЕ И ВЫСОТНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОМЕРА
§ 66. Плановое обоснование промера
Промер водных поверхностей (акваторий портов, каналов и прибрежных участков) всегда оформляют планом промера, база которого (магистраль или нулевой пикет) должна быть привязана к общегосударственной геодезической сети. Геодезическая сеть создается методами триангуляции, полигонометрии, трилатерации или их сочетаниями.
Метод триангуляции применяют для точного определения сравнительно небольшого количества основных точек для последующей съемки подробностей поверхности, лежащей вблизи этих основных точек. Триангуляция состоит из ряда треугольников, раскинутых по поверхности земли в виде цепи или сети. В каждом из треугольников точно измеряют все три угла, а стороны тригонометрически вычисляют по углам и длине одной основной стороны, которую называют базисом. Базис также должен быть точно измерен одним из способов, применяемых в геодезии. В итоге тригонометрических работ вычисляют координаты пунктов триангуляции, лежащие в вершинах углов треугольников, из которых состоит сеть триангуляции. Эти координаты наносят на план и используют в дальнейшем для привязки промера.