double arrow

Открытые и закрытые (шлюзованные), открытые неогражденные и огражденные каналы 4 страница



«Уловитель взвешенных наносов» показан на рис. 50. После освобождения приборов от наносов их снова устанавливают и та­ким образом достигают беспрерывности наблюдений. Количество наносов выражается толщиной слоя наносов, отложившихся в трубках.

В результате анализа методов измерений концентрации взве­шенных наносов (батометрами мгновенного и длительного напол­нения, фотоэлектрическими методами, кино-фотосъемочными и комбинированными методами) были высказаны соображения о большей целесообразности использования принципа батометра длительного наполнения с изменениями и дополнениями (увели­чением объема сборной емкости, расширением приемного отвер

стия в насадке, усовершенствованием системы разделения пробы на жидкую и твердую фазы).

После измерения мутности опытным батометром в лабора­торных условиях были разработаны рекомендации по методике измерения в натурных условиях, заключающиеся в следующем:

в прибрежной зоне моря следует использовать систему двух пли четырех стандартных речных вакуумных батометров емкостью в несколько литров, заборные трубки которых насаживаются на общую штангу (насадки находятся в одной горизонтальной пло­скости, но расположены под углами 180 и 90°). Отбор проб в волновом потоке производят в течение времени прохода через створ 30—40 волн;




отсасываемая мутность проходит (перед сливом в мерную емкость) через улавливающее сито с размером ячеек меньше, чем размер частиц, и высушивается (газом, электроприбором и др.) - После взвешивания высушенной пробы грунта Р и установ­ления объема пробы W мутность S определяют отношением


разделение пробы на фракции производят через набор сит (не меньше 5 шт.) с различными диаметрами отверстий. Просеи­вание совершается в механической установке с плоско-вращательным движением. После просеивания оставшиеся на ситах грунты взвешивают и определяют процентные отношения каждого остат­ка на сите к общему весу пробы.

Описанные обработки результатов отбора проб взвеси отно­сятся к песчаным наносам.

При наличии илистых наносов отсасываемая на мутность вода собирается в посуду объемом не менее 10 л. После взбалтывания жидкости с наносами часть ее переводят в два мерных цилинд­ра емкостью каждый 1,2—1,3 л, высотой 40 см и диаметром 6— 7 см. Разделение наносов на фракции в каждом цилиндре произ­водят пипеточным методом.



После производства анализов общий осадок пропускают через фильтр, высушивают и взвешивают на аналитических весах. К ве­су осадка прибавляют веса осадков, отобранных пипетками. Та­ким способом определяют фактический состав наносов в морской среде. В высушенном осадке грунта определяют принятым мето­дом его гранулометрический состав. Сравнение результатов ана­лизов грунта позволяет установить степень коагуляции илистого осадка в морской среде.

Для исследования струи, пересекающей канал, выпускают поплавки (поверхностные и придонные), ход которых засекают с наблюдательных пунктов. Помимо общих засечек хода поплав­ков, засекают переход поплавков через бровку в канал и через бровку из канала. Месторасположение бровок отмечают спе­циально выставляемыми плавучими вехами.

Из сравнения результатов наблюдений будет видно, как из­меняется волнение, скорость течения, наносы при пересечении мор­ским потоком канала в зависимости от разных фаз режима ветра и уровня. По данным осветления морского потока можно под­считать количество наносов, отложившихся в канале, и сравнить расчетную величину с фактическим отложением наносов в кана­ле. Это особенно показательно при шторме.

Для исследования структуры морского потока необходима постановка лабораторных работ (моделирование). Работами дол­жно быть установлено:

движение наносов в потоке при разных скоростях течения; движение наносов в условиях волны перемещения при разных параметрах волн;

движение наносов в потоке при различных скоростях течений и параметрах волн перемещения.

Глава XX

МЕРОПРИЯТИЯ ПО БОРЬБЕ С ЗАНОСИМОСТЬЮ МОРСКИХ КАНАЛОВ

§ 60. Защитные мероприятия на каналах

Основным методом защиты канала от наносов является созда­ние путем переуглубления прорези запаса глубины на его заноси­мость. Для действующих каналов практикой выработаны осред­ненные запасы глубины на заносимость каналов. Эти запасы оп­ределяют объем дноуглубительных работ, ежегодно выполняемых для достижения и поддержания заданных габаритов канала. Уве­личение запасов на заносимость вызывает увеличение эксплуата­ционных расходов, а недостаточные запасы на заносимость — по­терю гарантированных глубин и, следовательно, недогруз судов и экономические потери. Определение оптимальных запасов на заносимость каналов является сложной задачей, так как заноси­мость канала связана с энергией ветра — величиной, для отдель­ных навигаций весьма переменной.

На эксплуатируемых каналах штормовые погоды, вызванные господствующими ветрами, могут в течение нескольких дней со­здать отложение значительного количества наносов и привести к резкой потере глубины на канале (характерно для Ждаиовского и Вентспилсского каналов). Огромное количество наносов, отло­жившихся в конце навигации, естественно, вызывает и значитель­ные ремонтные дноуглубительные работы на канале в следующем году. На каждом канале необходимо в течение всей навигации поддерживать гарантированные габариты (глубину и ширину).

Проектом ремонтных дноуглубительных работ предусматрива­ется запас глубины на заносимость канала и допускаемые пе­реборы по глубине на чистоту выработки, т. е. определяется ра­бочая глубина черпания на канале. Однако имеющиеся зависимо-



Подсчет объема ремонтных дноуглубительных работ на канале по рабочим глубинам и глубинам до черпания

приближенные к бровке параллельные прорези на подходном канале к аванпорту Ждановского порта эффекта не дали. Про­рези представляли уширение канала от голов молов до ширины 320 м (по 107 м с каждой стороны) на длине 1500 м и до 213 м


(по 53,5 м с каждой стороны канала) на длине 2000 м. При рас­положении параллельной прорези на илистых побережьях в уда­лении от судоходного канала она будет гасить волну и аккумули­ровать взвешенные наносы. К основному сооружению волновой поток подойдет, имея меньшую энергию волны и отдавши избы­ток наносов. Защита канала при помощи боковых параллельных прорезей является самым недорогим из защитных гидротехниче

ских сооружений. Но их работа в техническом и экономическом отношении еще мало изучена. В некоторых случаях на стыке двух каналов устраиваются ловушки для наносов, которые экономиче­ски себя оправдывают.

На песчаных побережьях у выхода канала из молов аванпор­та устраивают карманы для наносов, имеющие в плане вид тра­пеции, большей стороной прилегающей к боковой стороне проре­зи канала. Карманы могут быть расположены с одной стороны или с двух сторон прорези канала. От параллельных прорезей карманы отличаются своими размерами. В общем карманы, как аккумуляторы наносов, себя оправдывают, но, однако, бывают случаи, когда из-за потери глубин на основном судовом канале все же необходимо производить повторные ремонтные работы.

Наносозащитные сооружения капитального характера обычно представлены сплошными преградами, защищающими канал от наносов и волнения. Они ограждают канал с одной стороны (од­носторонней дамбой) или с двух сторон (двусторонними дамба­ми) и обычно направлены параллельно оси канала. Конструкции оградительных дамб разделяют на следующие основные группы: деревянные дамбы из двух сплошных рядов свай с каменным заполнением (см. рис. 23, б). Такую конструкцию имеет огради­тельная дамба с восточной стороны Ждаиовского канала к уголь­ной гавани. Как установлено расчетами, заносимость Ждаиовско­го канала, огражденного восточной дамбой длиной около 1400 м, на 43,5% меньше по сравнению с соседним открытым участком ка­нала той же длины;

деревянные ряжевые дамбы. Они состоят из двух линий дере­вянных ряжей, загруженных камнем (см. рис. 23,б), грунтового заполнения пространства между ряжами и каменной отмостки. Нижние участки грунтовой части дамбы, сопрягающиеся с ряжа­ми, подкреплены для защиты от волнения каменными призмами. Участок Ленинградского канала, огражденный парными дамбами, протяжением около 9 км имеет небольшую заносимость;

земляные дамбы из отрефулированного грунта, удаляемого из прорези канала.

Двусторонними дамбами огражден подходный канал к одно­му из южных портов на выходе канала из реки в залив. Дамбы протяжением около 3 км отсыпаны из разнозернистого илистого песка и укреплены растительностью. Этот участок канала почти не заносится. Односторонняя дамба, ограждающая Калининград­ский канал со стороны лагуны, сложена из рефулированного грунта с откосами, укрепленными фашинами, свайным частоко­лом и каменной наброской. В дамбе имеются проходы для ры­бачьих судов. Сходящиеся парные молы образуют портовую аква­торию (аванпорт), защищенную от волнения и наносов. Проведе­но исследование эффективности защиты от заносимости каналов, расположенных между ними. Подходный канал к другому южно­му порту на акватории аванпорта имеет протяжение 843 м. Здесь заносимость канала на 74% меньше, чем в прилегающей открытой

части на таком же протяжении. Подходный канал к аванпорту Ждаиовского порта, расположенный между сходящимися молами на длине около 1000 м, имел заносимость на 80% меньше, чем на такой же длине в прилегающей к воротам порта открытой части канала.

В порту Вентспилс на Баровом канале (открытой его части) длиной 550 м за 1967—1970 гг. было вынуто 893 тыс. м3 грунта при достигнутой глубине 12,6 м. В закрытой молами части канала длиной 500 м, прилегающей к воротам порта (канал аванпорта), за тот же период извлечено 177 тыс. м3 грунта при достигнутой глубине 12,5 м. Данные очень показательны.

Каменные молы из правильной массивовой кладки (см. рис. 24) являются защитными портовыми сооружениями, ограждающими портовые акватории, и служат для защиты внутренних частей каналов от наносов (Поти, Порт-Саид и др ). Каменные молы из массивовой наброски (см. рис. 25) применяются и для защиты ка­налов от заносимости.

§ 61. Методы защиты каналов от заносимости

Одним из методов защиты каналов от заносимости может служить устройство подводных дамб, не доходящих до поверхно­сти воды на 1—1,5 м. Дамба может быть сооружена из мелких каменных массивов или из естественного камня разной крупности: внутри трапецеидального профиля — мелкого, по его поверхно­сти — крупного. Конструкция подводной дамбы из массивовой на­броски была применена при удлинении западного мола, ограждаю­щего участок входного канала в Порт-Саиде от наносов, идущих с запада. Подводные дамбы могут быть сооружены из деревян­ных ряжей с каменной загрузкой, устанавливаемых на подготов­ленное каменное основание (постель). Подводные дамбы эконо­мически более выгодны, но их эффективность исследована еще недостаточно.

При сплошных дамбах, направленных поперек основного вол­нового движения, в море вдоль дамбы создается ветвь волнового потока: в концевой части дамбы еще продолжает действовать принятое направление, но затем, сливаясь с основным движением, волновой поток поворачивает в сторону канала, и здесь в прорези канала происходит интенсивное выпадение наносов. При преобла­дающем движении наносов с одной стороны порта и канала (на­пример, в Порт-Саиде) следует сооружать разрывные дамбы, на­правляя их под некоторым углом к трассе канала (рис. 52). Та­кие направления дамб, создав дополнительные волновые потоки, должны способствовать отложению наносов в удалении от дамб и канала.

Волнозащитными устройствами могут быть пневматические и гидравлические установки. Работа пневматической установки за­ключается в создании воздушной завесы, которая, действуя на водные массы, способствует уменьшению или прекращению вол

нения на участке. Кроме гашения волны, пузырьки воздуха, дви­гаясь кверху и увлекаясь течением, изменяют турбулентную струк­туру потока.

Пневматические волноломы достаточно полно изучены как волногасители. Но наблюдениями установлено, что при прохож­дении морского потока через канал происходит уменьшение высоты и дли­ны волны, обусловливающее выпаде­ние наносов в канал. Следовательно, пневматические волноломы могут быть применены и для защиты каналов от наносов. Характер работы и действие гидравлических устнановок аналогичны пневматическим.

Пневматические или гидравличе­ские волноломы располагают на сто­роне преимущественного движения на­носов (рис. 53), наблюдающегося ча­ще, чем их равномерное движение с каждой стороны канала.

Защита от наносов внешних углов между ограждением порта и урезом берега представляет серьезную задачу. На мелководных песчаных побережьях обычны мощные потоки наносов, пе­ремещаемые волнением и развивае­мым им волновым течением. При значительном преобладании направления ветра и волнения с одного направления создается преимущественный поток наносов вдоль берега, что приводит к


довольно быстрому заполнению внешнего угла между берегом и молом. В этом случае линия берега и все изобаты выдвигаются в море и вскоре наносы начинают огибать мол и заносить канал и вход в порт. Борьба с заносимостью канала осуществляется дноуглубительными работами. Но нужно иметь в виду, что после жестокого шторма канал и вход в порт могут быть перекрыты наносами.

К портам с мощными потоками песчаных наносов относятся Порт-Саид, Эймейден, Мадрас, Вентспилс и др. В Порт-Саиде

для ограждения от наносов акватории порта и канала первона­чальное портовое ограждение с запада имело длину 2,8 км. Про­должающееся отложение и перемещение наносов обусловило ряд последовательных удлинений западного мола. Последнее удлине­ние было осуществлено в виде подводных придонных сооружений. В порту Эймейден намечается удлинение молов. Порядок их рас­положения был получен на базе лабораторных исследований на пространственной модели. Проектируемый западный мол в голов­ной части имеет направление к северу (по движению наносов).

При строительстве портов на мелководных песчаных побе­режьях с преимущественным движением наносов в одну сторону защиту порта и канала осуществляют путем устройства молов с выдвижением их в море глубже зоны забурунивания волн. С окон­чанием строительства внешний угол между молом и берегом со стороны движения наносов начинает засыпаться песком. Перво­очередным мероприятием по борьбе с заносимостью порта может явиться ежегодное удаление скопившихся здесь наносов. Вторым решением может быть устройство наносоулавливающих сооружений на подступах к порту и создание новых пляжей. Осущест­вление указанных мероприятий должно быть экономически обо­сновано. Периодическое удаление наносов из береговой прикордонной зоны может быть действенным, но необходимо тщательное обследование объекта.

§ 62. Основные положения для расчета устойчивости оградительных сооружений

Для ограждения каналов от поступления наносов чаще при­меняют сооружения вертикального типа: гравитационные, созда­ющие устойчивость от внешних нагрузок собственным весом, и свайные, обеспечивающие устойчивость сопротивлением свай, по­груженных в грунт. Гравитационные сооружения устанавливаются на специально подготовленное каменное основание.

К основным нагрузкам, действующим на оградительные соору­жения, относятся:

собственный вес сооружения (постоянные нагрузки), включая нагрузки от веса оборудования (знаков навигационной обстанов­ки и др.);

давление воли (временные нагрузки)—боковое и взвешиваю­щее;

давление льда (в замерзающих портах)—статическое и дина­мическое.

Собственный вес сооружения определяют на основании про­ектного задания или конструктивной схемы по аналогии с сущест­вующими сооружениями. Объемные веса основных строительных материалов, применяемых в сооружении, даны в справочниках. Необходимо также учитывать взвешивающее влияние воды ниже уровенной поверхности.

Волновая нагрузка постоянно меняется и зависит от соотно


Ледовые нагрузки определяют проверочным расчетом. Опре­деляют толщину льда в метрах с учетом запаса на торошение и учитывают среднее значение прочности льда (75/150 т/м2). Дав­ление определяют в тоннах на 1 м длины сооружения. В проекте оградительного сооружения также учитывают защитные пояса из дерева или металла, чтобы избежать местных механических пов­реждений ограждения льдом.

Высоту гребня сооружения над расчетным уровнем вычисляют исходя из расчетной высоты волны (принимается волна обеспе­ченностью 1%, т. е. высота волны, наблюдаемая один раз в 100 лет). Ширину подводной стенки обычно принимают равной (0,8/1) Н. Если применяют деревянные конструкции (ряжи, сваи), во избежание гниения выше среднего многолетнего уровня воды возводят каменную надстройку. Дно у сооружения защищают от размыва. Максимальную донную скорость подсчитывают по фор­муле (58).

Исследования грунтов основания для возведения гравита­ционных сооружений состоят в проведении инженерно-геологиче- ских работ с отбором образцов-монолитов из буровых скважин. Физические и механические свойства грунтов определяют в лабо­ратории. Конечной целыо лабораторных работ является определе­ние деформации грунтов и допускаемых осадок гравитационных сооружений. При проектировании сооружения вычисляют нагруз­ки, которые на него действуют, и затем выполняют проверочные расчеты: определяют величину и характер распределения напря- леений по подошве сооружения и в его основании; проверяют об­щую и местную устойчивость сооружения и отдельных его частей; определяют возможность размыва дна перед сооружением. Уст­ройство каменной постели позволяет путем увеличения ее шири­ны и толщины более равномерно передавать давление от соору­жения на грунт.

Свайные сооружения могут состоять из парных рядов свай или же иметь ячеистую конструкцию из металлического шпунта. При сооружении дамб чаще применяют конструкцию из парных рядов свай. Обычно ряды свай связывают между собой анкерами. Опре

делив физические и механические свойства грунтов основания, производят пробную забивку свай и их испытание под нагрузкой. После предварительного определения размеров сооружения вы­полняют расчет прочности стенок и анкерных связей, подбирают сечение свай и определяют глубину их забивки в грунт. Устойчи­вость сооружения определяют на уровне дна или на уровне зале­гания слабого слоя грунта.

Расчеты на устойчивость грунтов под нагрузкой по результатам инженерно-геологических работ и исследования физических и ме­ханических свойств грунтов производят в соответствии с общепри­нятыми в инженерной геологии методами. Расчеты по устойчиво­сти оградительных сооружений проводят в соответствии с метода­ми, принятыми в курсе морских портов и портовых сооружений.

§ 63. Составление рабочего проекта ремонтных - дноуглубительных работ на каналах

Заносимость морских каналов (см. приложения 1, 2 и 3) в зависимости от гидрометеорологических условий может меняться в довольно широких пределах. Для определения объема ремонт­ных дноуглубительных работ, которые должны обеспечить гаран­тированные габариты, слулсит промер, характеризующий состоя­ние глубин на канале на конец текущего года. Прогнозируемую глубину на канале к началу дноуглубительных работ определяют на основании фактических глубин, промеренных в конце текуще­го года, а также годового коэффициента заносимости п по кило­метрам (см. табл. 47) и коэффициента заносимости n1 по месяцам (табл. 48), вычисляемых за многолетний период наблюдений.

Таблица 48 Значения среднего коэффициента заносимости по месяцам

Для нашего случая гарантированная глубина канала равна 7,3 м, ширина канала 100 м, проектный уровень 0,0 м. Грунты илистые. Канал в течение декабря, января и февраля покрыт льдом.

По данным промера в декабре подсчитываем среднюю глубину на канале и на бровках по километрам. В соответствии с графн

ком судоремонта на участке 0—4 км ремонтные дноуглубитель­ные работы будут начаты многочерпаковым снарядом в мае, на участке 4—14 км — самоотвозным землесосом в апреле. Для ап­реля коэффициент заносимости по табл. 48 принимаем 0,2, для мая —0,3. Зная распределение процента заносимости канала по километрам (см. табл. 47), вычисляем по километрам глубину на участке канала 0—4 км в июне и на участке — 4—14 км в мае. Дан­ные расчета сводим в табл. 49.

Таблица 49

Определение прогнозируемой глубины по участкам капала на 1 июня (0—4 км) и на 1 мая (4—14 км)

.Получив прогнозируемую глубину, определяем объем ремонт­ных дноуглубительных работ (табл. 50) по следующим данным:


Подсчет объема ремонтных дноуглубительных работ для обеспечения гарантированной глубины


Анализ объема дноуглубительных работ, условий их производ­ства на объекте, сопоставление технических и технологических ха­рактеристик земснарядов и обслуживающего флота позволяют произвести комплектование земкараванов и сделать полный тех­нико-экономический расчет.

§ 64. Свалки грунта

При выборе места шаландовых свалок в море или в лимане необходимо руководствоваться следующим:

место свалки грунта следует располагать возможно ближе от места черпания;

путь шаланд от места черпания к свалке грунта должен быть свободным;

емкость свалки грунта и глубины на ней должны соответство­вать объему работ при строительном черпании и последующих ремонтных черпаниях;

попадание грунта из свалки в прорезь канала по возможности должно быть исключено.

В практике дноуглубительных работ в море или лимане уста­новилось мнение, что во избежание возвращения в канал грунта, вывезенного на шаландовую свалку, ее необходимо располагать не ближе 2 км от канала по направлению господствующих дви­жений водных масс. Более удаленное расположение шаландовых свалок (3/8 км) обусловливается отсутствием возможности ор­ганизовать ближнюю свалку. Выбор места свалки должен быть

экономически обоснован, особенно в тех случаях, когда поблизо­сти от прорези расположить ее нельзя. Зная стоимость 1 м3 выну­того грунта и стоимость 1 ж3 грунта, отвозимого на свалку, мож­но рассчитать, что экономичнее: вывозить ли грунт на дальнюю свалку или вторично вычерпать часть грунта, который возвратит­ся в прорезь с более близкой свалки.

Шаландовых свалок на баре и в реке нужно избегать. При про­изводстве дноработ в реке с вывозом грунта шаландами свалку грунта не следует назначать в том рукаве реки, где проходит про­резь, хотя бы и на глубоких плесовых участках, так как грунт со скалки может попасть в прорезь канала. Для шаландовых свалок нужно избирать плесовые участки других рукавов. Рефулерные свалки имеют в общем небольшое удаление от днопрорези, обычно порядка 0,3—0,5 км и даже ближе, поэтому рефулирование грун­та на свалку чаще производят на баре и в реке. В целях защиты прорези канала от заносимости на мелководных барах рефулиро- ванием грунта по грунтопроводу нужно создавать сплошные, одно­сторонние или двусторонние подводные или надводные дамбы (в зависимости от наличия грунта на канале). Возможность отвала грунта для создания подводной дамбы решается в зависимости от инженерно-геологической характеристики грунтов, в которых вы­черпана прорезь канала, и наносов, создающих заносимость на канале. При производстве дноработ в реке рефулирование грун­та необходимо производить на берег или, в крайнем случае, в ре­ку около берега. Не следует создавать в реке отдельных островов из рефулированного грунта. Во всяком случае рефулирование в реке должно производиться только после гидравлического расче­та, выявляющего, какое живое сечение в результате дноработ должна иметь река.

Уменьшение объемного веса илистого грунта, уложенного на свалку, создает более благоприятные условия для увеличения

Как показали исследования, при дноуглубительных работах многочерпаковыми снарядами или самоотвозными землесосами илистый грунт Азовского моря на пути канал — трюм — свалка сильно разрыхляется и объемный вес его уменьшается (табл. 51).

Таблица 51 Изменение объемного веса илистого грунта

заносимости дна каналов при прочих равных условиях, так как такие грунты легче взмываются волнением и насыщают водную массу взвешенными частицами. Это обстоятельство необходимо учитывать при определении мест свалок.

§ 65. Определение толщины слоя наносов в морских каналах

Распределение наносов в морском потоке зависит от их круп­ности. При залегании на мелководном дне моря илистых грунтов разной консистенции (см. табл. 4) наносы в морском потоке пре­имущественно находятся во взвешенном состоянии (см. табл. 43). Во время штормов взмученные со дна илистые наносы распреде­ляются в толще воды довольно равномерно, но в определенные периоды поднимаются со дна большими клубами. В условиях песчаного мелководного дна наносы преимущественно располага­ются в придонном слое (см. табл. 43), но в штормовой период массы воды, насыщенные наносами, так же клубами поднимаются на поверхность.

Характер отложения наносов обусловлен действием ветров на каналах (обычно от сильных до жестоких штормовых), распреде­ление которых в их годовом и многолетнем ходе неравномерно и изменяется по направлению и скорости.

Заносимость морских каналов также подвержена колебаниям и зависит от следующих факторов:

ветра (направления, повторяемости, скорости, разгона); волнения (высоты, длины, периода и разгона волны); течения (распределения по вертикали, направления, повторяе­мости, скорости);

наносов (распределения по вертикали, гидравлической круп­ности) ;

естественной глубины водоема по направлению разгона гос­подствующих ветров и волнения;

естественной глубины на бровках канала; габаритов канала.

Математического обоснования явлений взвешивания и осажде­ния наносов в морском потоке и их осаждения в каналах с доста­точной полнотой еще не разработано. Необходимо отметить, что ряд условий, увеличивающих заносимость морских каналов, труд­но учитывать при выводе зависимости заносимости каналов от гидрологических явлений. К ним относятся: устройство ловушек в прорези канала небольшого протяжения, переуглубление проре­зи на небольших участках, прохоледение жестоких штормов над каналами, примыкание других каналов или ответвления от них, на­личие наносозащитных сооружений, приближение свалок и др. Все это усложняет решение поставленной задачи.

Морские каналы, протрассированные по естественному водоему (море, лиман) с несудоходными глубинами (рис. 54), имеют ис­кусственную выемку — прорезь, где hgh — глубина прорези. Кана­лом является участок в пределах АБВГДЕ. Если искусственная




соответствии с «Технической инструкцией по производству мор­ских дноуглубительных работ» 1970 г.;

на каналах, подверженных большой заносимости при штормо­вых ветрах, действующих в течение короткого периода времени и создающих нарушения в судоходстве, следует устанавливать эф­фективные наносозащитные сооружения.

РАЗДЕЛ Г ПРОМЕР КАНАЛОВ И АКВАТОРИЙ

Глава XXI

ПЛАНОВОЕ И ВЫСОТНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОМЕРА

§ 66. Плановое обоснованиепромера

Промер водных поверхностей (акваторий портов, каналов и прибрежных участков) всегда оформляют планом промера, база которого (магистраль или нулевой пикет) должна быть привяза­на к общегосударственной геодезической сети. Геодезическая сеть создается методами триангуляции, полигонометрии, трилатерации или их сочетаниями.

Метод триангуляции применяют для точного определения срав­нительно небольшого количества основных точек для последующей съемки подробностей поверхности, лежащей вблизи этих основ­ных точек. Триангуляция состоит из ряда треугольников, раски­нутых по поверхности земли в виде цепи или сети. В каждом из треугольников точно измеряют все три угла, а стороны тригоно­метрически вычисляют по углам и длине одной основной сторо­ны, которую называют базисом. Базис также должен быть точно измерен одним из способов, применяемых в геодезии. В итоге три­гонометрических работ вычисляют координаты пунктов триангу­ляции, лежащие в вершинах углов треугольников, из которых со­стоит сеть триангуляции. Эти координаты наносят на план и ис­пользуют в дальнейшем для привязки промера.



Сейчас читают про: