double arrow

Открытые и закрытые (шлюзованные), открытые неогражденные и огражденные каналы 7 страница



Планы промеров составляют в отличие от планшетов всегда на одном листе независимо от размеров объекта. Масштаб выби­рают в зависимости от размеров объекта и подробности промера. Для компактности изображения план составляют разномасштаб­но, т. е. сжатым в продольном направлении. Масштаб профиля делают более крупным, а расстояния между профилями оформля­ют в более мелком масштабе, как это показано в табл. 53.

Рамку плана ориентируют вдоль меридиана. Канал наносят на план в виде прямолинейной полосы вдоль горизонтальной рамки. Если длина канала невелика, то на плане его помещают в один ряд, а если велика — то в несколько рядов, независимо от количе­ства колен. Стыки колен на плане изображают двумя вертикаль­ными линиями с нанесением глубин обоих смежных профилей, расположенных под углом друг к другу. Для обеспечения ясности плана и лучшего распознавания объекта промера на плане поме­щают ситуационный план в более мелком масштабе, наносят кон­туры береговой линии или гидротехнических сооружений, пункты привязки плана и опорной сети, линию магистрали, наименования причалов, молов, опорных пунктов.





План оформляют указаниями и надписями: заголовком; чис­ловым масштабом (под заголовком плана); стрелкой истинного меридиана, если план повернут относительно рамки; ситуацион­ным планом, который ориентируют по меридиану; примечанием, в котором указывают дату промера и привязки глубин к условно­му горизонту; изобатой проектной глубины (жирной линией) п другими изобатами через 2, 1 или 0,5 м (тонкими линиями); про­ектной границей выемки (пунктирной линией); подписями испол­нителей и руководителей промера. Место измеренной глубины обо­значают на плане точкой. Справа от точки выписывают глубину (в сантиметрах) до черпания, слева — после черпания. Высота цифры 2 мм. Номера профилей или пикетов помещают сверху над соответствующим профилем.

План промера у причальных и оградительных гидротехнических сооружений составляют в масштабе 1 : 500 или 1 : 1000, а аквато­рии порта, рейдов и свалок грунта — 1 : 1000, 1 : 2000 или 1 : 5000. План для промеров, выполненных всеми способами, кроме спосо­бов с определением места по прямой или обратной засечке, разре­шается составлять на миллиметровой бумаге. Окончательное оформление плана производят на кальке, которую хранят бес­срочно.

Галсы и точки на них, выполненные способом промера с опре­делением места по прямой, обратной или комбинированной засеч­кам, наносят только на планшет с жесткой основой, так как при нанесении их на план неизбежно появление графических ошибок из-за неровности и усадки бумаги от действия изменяющейся влажности атмосферы.



Когда необходимо более наглядно представить сложность рель­ефа дна или изменение глубин между определенными промерами, составляют чертежи продольных и поперечных профилей. Чаще всего такие чертежи выполняют при составлении проекта органи­зации дноуглубительных работ на объекте. На чертеж профиля наносят линию фактического дна, линию проектной глубины и ли­нию условного уровня воды. Фактические, глубины, кроме графиче­ского изображения, помещают в горизонтальной рамке под про­филем. Чертеж оформляют разномасштабно. Вертикальный мас

штаб для нанесения линии глубин принимают более крупным: 1 : 50 или 1 : 100; горизонтальный — 1 : 500, 1 : 1000 и Г : 2000. Чертеж оформляют названием его, указанием о привязке к услов­ному горизонту, датой производства промера и подписями испол­нителей и руководителя работ.

§ 74. Подсчет объема дноуглубительных работ

Объем дноуглубительных работ обычно определяют для: пред­стоящего (планируемого) дноуглубления; определения объема выполненных дноуглубительных работ. Объем предстоящих дно­углубительных работ определяют следующим путем. Объем грун­та, ограниченный проектной глубиной и рабочей шириной проре­зи, находят по формуле



Указанные здесь формулы для подсчета поперечного сечения профилей и объема дноуглубительных работ применяют независи­мо от того, каким способом измерялись глубины: эхолотом, лотом или наметкой. Глубины и толщины удаляемого слоя грунта сни­мают с планшетов, планов промера или чертежей поперечных профилей.

РАЗДЕЛ Д

НАВИГАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ МОРСКИХ ПУТЕЙ

Глава XXIV

КЛАССИФИКАЦИЯ СРЕДСТВ НАВИГАЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ

§ 75. Назначение и расположение средств навигационного оборудования

Для обеспечения безопасности плавания судов, определения ими своего местоположения в море и надежной ориентации отно­сительно навигационных опасностей при следовании в море, по рекомендованным путям, фарватерам, морским каналам и в ак­ваториях портов служат различные средства навигационного обо­рудования (СНО). Размещают СНО в обслуживаемом ими рай­оне с учетом их особенностей и технических характеристик и та­ким образом, чтобы создать единую систему, обеспечивающую проходящим судам надежную ориентировку и безопасность.

На большом удалении от берега, где не могут быть приме­нены непосредственно наблюдаемые СНО (маяки, различного ви­да береговые навигационные знаки, буи и т. п.), используют ра­диотехнические средства: радиомаяки, групповые или одиночные радиопеленгаторные станции, группы станций радионавигацион­ных систем.

Для обеспечения плавания в сравнительно небольшом удале­нии от берега, на расстоянии, не превышающем дальности види­мости огней и знаков, применяют оборудование, состоящее в ос­новном из непосредственно наблюдаемых СНО, наиболее простых и надежных. Наряду с береговыми маяками, знаками и ориенти­рами здесь применяют и плавучие средства: плавмаяки, буи и вехи, и широко используют акустические и радиотехнические средства. Плавание в непосредственной близости от берега, в сте­сненных в навигационном отношении районах моря, в узкостях и по морским каналам может обеспечиваться применением ком­бинаций непосредственно наблюдаемых, акустических и радио­технических средств.

§ 76. Классификация средств навигационного оборудования

СНО морей по их расположению можно классифицировать на плавучие и береговые, а по характеру применяемого оборудова­ния или характеру технических устройств и информации, которую они предоставляют судоводителю,— на зрительные, акустические и радиотехнические. Береговые СНО, имеющие строго фиксиро­ванное местоположение, служат целям определения места судна. Плавучие знаки являются предостерегательными. Они предназна­чены только для ориентировки положения корабля относительно ограждаемой навигационной опасности. Исключение составляют плавучие маяки, которые выставляют в местах со строго опреде­ленными координатами.

При современном развитии СНО редко можно найти, чтобы тот или иной навигационный знак был оснащен каким-либо од­ним средством или видом технического оборудования. Чаще все­го на одном знаке наряду со световым применяют акустическое и даже радиолокационное оборудование, что в значительной сте­пени повышает надежность ориентации проходящих судов, а сле­довательно, и их безопасность.

Все СНО на берегу или на воде, имеющие отличную и хорошо различимую форму, независимо от их технического оснащения, являются непосредственно наблюдаемыми, и для обнаружения их обычно окрашивают в контрастные цвета (белый, черный, крас­ный). Такие СНО имеют конфигурацию, позволяющую легко вы­делять их на окружающем фоне. Как правило, непосредственно наблюдаемые СНО снабжены навигационными огнями, имеющи­ми установленную характеристику (постоянную, проблесковую, затмевающуюся или другую). Для усиления зрительного эффекта знаки могут быть окрашены специальными красителями (флуо

ресцентными эмалями), улучшающими их видимость днем и даже в сумерках. Иногда такие знаки оклеивают или снабжают щита­ми со светоотражающими пленками.

В качестве звукосигнальных устройств применяют пневмати­ческие сирены, наутофонные установки и воздушные волновые ревуны, колокола и гонги. Из числа гидроакустических СНО мо­рей используют электромеханические излучатели, создающие гид­роакустические сигналы большой длительности, и гидролокацион­ные пассивные отражатели, отражающие гидроакустические сиг­налы судовой гидролокационной станции.

При современном развитии радиотехники и электроники ра­диотехнические СНО морей начинают играть все большую роль в обеспечении безопасности мореплавания как в открытом море или океане, так и на подходах к портам в непосредственной близости от берегов, при движении по морским каналам, фарватерам, в уз- костях и других сложных в навигационном отношении участках акватории. Радиотехнические СНО по характеру применяемого оборудования и методике его использования разделяют на: радио­маяки морские, радиопеленгаторные станции, радиолокационные устройства, радионавигационные системы. С помощью перечислен­ных устройств и систем могут быть с большой точностью опреде­лены координаты места судна в море или осуществлена его про­водка в порт по каналу в условиях плохой видимости.

Глава XXV

БЕРЕГОВЫЕ СРЕДСТВА НАВИГАЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ

§ 77. Типы береговых средств навигационного оборудования

Береговые СНО морских путей можно подразделить на собст­венно знаки навигационные и специальные устройства или уста­новки.

К собственно навигационным знакам относятся: маяки свето­вые; створные знаки; портовые знаки; навигационные знаки; вехи постоянные.

К специальным устройствам или установкам береговых СНО относятся: радиомаяки; аэромаяки; береговые пеленгаторные и дальномерные станции; береговые радиолокационные станции; ве­дущие кабели (электролоцманы); огни навигационные.

Береговые навигационные знаки могут быть светящими и не- светящими.

Световой маяк представляет собой специальное долговремен­ное инженерное сооружение в виде маячной башни высотой от 10 до 50 м, снабженное мощным светооптическим оборудованием с осевой силой света до 2 млн. св, обеспечивающей оптическую даль­ность видимости белого огня, равную 26—28 милям. Помимо светооптических, маяки оборудуют звукосигнальными устройствами (колоколами, сиренами, наутофонами), оснащают радиолокацион-

ными маяками-ответчиками и пассивными радиолокационными отражателями.

Створные знаки, как правило, являются также долговременны­ми сооружениями, выполненными в виде металлических или де­ревянных башен, колонн или столбов и оснащенных специальны­ми створными щитами и светотехническим оборудованием. Если на створных знаках светооптическое оборудование не устанавли­вают, то они являются только дневными навигационными ориен­тирами. Створные знаки изготовляют высотой от 6 до 45 м. В на­вигационном оборудовании ММФ створные знаки сооружают по типовым проектам в виде: решетчатых башен высотой от 6 до 30 м (рис. 65); металлических колонн высотой 7, 9 и 11 м (рис. 66).

Современные маяки представляют собой комплекс инженерных сооружений, имеющих автономное энергоснабжение мощностью от 4 до 50 кет. На многих маяках установлены ветроэлектрические станции и солнечные батареи.

Высота створного знака, размер, форма и окраска его створ­ного щита, а также характер светооптического оборудования опре­деляются гидрографическим расчетом створа в зависимости от местных условий, дальности действия створа и метеорологических условий района установки знака. В зависимости от типа створа створные знаки устанавливают группами по два или три знака и таким образом, чтобы плоскости их створных щитов были перпен­дикулярны линии створа. Створные знаки типа «колонна» соору­жают из листовой стали в виде металлической колонны, спереди которой монтируют деревянный створный щит из досок, устанавливаемых наклонно под углом 15° к вертикали для улучшения видимости щита при различных углах освещенно­сти. Перед щитом навешивают поворотные коробки с газосветными трубками. Внизу колонны устроен металлический шкаф для раз­мещения ацетиленовых баллонов дублирующего или основного ацетиленового освещения. Для удобства обслуживания знака сза­ди щита по высоте колонны устраивают переходные площадки с вертикальными трапами. На верху колонны имеется площадка, с которой обслуживают светооптические аппараты. Для лучшей рас­познаваемости знаков на них устанавливают щиты и топовые фи­гуры различной формы (в виде прямоугольников, трапеций, тре­угольников и других комбинаций геометрических фигур). Створ­ные знаки типа «колонна» разработаны в двух вариантах:

с электрическим и дублирующим ацетиленовым оборудова­нием;

с ацетиленовым оборудованием.

Створные знаки с башней решетчатой конструкции (см. рис. 65) выполняют из угловой стали в виде призматических ажурных кон­струкций. На лицевой части знака монтируют деревянный створ­ный щит трапециевидной или прямоугольной формы. На верху знака устраивают площадку, на которой устанавливают фонарную будку, защищающую обслуживающий персонал от непогоды. Буд­ка имеет застекленные световые проемы и дверь. Внизу знака на отдельном фундаменте устанавливают металлический шкаф для электрического или ацетиленового оборудования. Доступ на верх знака и к газосветным коробкам осуществляют по наклонным тра­пам и переходным площадкам. Знаки небольших высот (до 12 м) оборудуют вертикальными трапами. Светооптическое оборудова­ние знаков выполнено в двух вариантах:

электрическое (от промышленной сети переменного тока на­пряжением 220 в) с дублирующим ацетиленовым; ацетиленовое.

В электрифицированном варианте знак оборудован газосвет­ной дорожкой, состоящей из опускающихся (на знаках, разрабо­танных до 1964 г.) или поворотных (на знаках, разработанных позднее) газосветных коробок.

Портовые знаки (рис. 67) выполнены в виде цилиндрической колонны, сужающейся к вершине, где устанавливают светооптический аппарат кругового действия.

Портовые знаки, как правило, оснащают электрическим или ацетиленовым оборудованием, размещаемым в металлическом шкафу внизу знака. При необходимости такие знаки оснащают автономными электрическими источниками пита­ния (сухими батареями и аккумуляторами). Для портов ММФ разработаны унифицированные проекты портовых знаков высотой 4, 6, 8 и 10 ж.

Портовые знаки устанавливают в пределах акватории порта на оконечностях молов, пирсов и причалов с целью обеспечить безопасность пе­редвижения судов в стесненных условиях.

Навигационные знаки (светящие и несветящие)—это сооружения такого же типа, как и световые маяки, но более легкой конструкции. В навигационном оборудовании морских путей эти сооружения встречаются значительно реже, чем, например, створные или портовые знаки.

Постоянные вехи (деревянные или металличе­ские шесты, закрепляемые в грунте) выполняют те же функции, что и обычные плавучие. Их выставляют для ограждения каналов и фарвате­ров, малые забровочные глубины которых не поз­воляют применять плавучей обстановки. Дере­вянные вехи используются также в качестве ра­бочей обстановки на участках дноуглубительных работ.

Навигационный огонь — это обычно автомати­чески действующее светотехническое устройство с дальностью видимости огня до 15 миль, устанав­ливаемое на зданиях, пирсах, надводной части затонувшего судна и т. п.

Описание специальных береговых устройств и установок (радио- и аэромаяков, береговых пеленгаторных и радиолокационных станций, ведущих кабелей и др.) приводится в специальных изданиях и навигационных ру­ководствах.

§ 78. Навигационные створы

Навигационным створом называется система двух или несколь­ких навигационных огней или знаков, ось симметрии которой, как правило, совмещена с осью канала или фарватера. Ими поль­зуются при плавании по прямым участкам каналов и фарватеров, в узкостях, при входе на рейды и в гавани, в прибрежных райо­нах, стесненных в навигационном отношении подводными камня­ми, мелями, банками и другими опасностями. Навигационные створы играют значительную роль в деле обеспечения безопасно­сти плавания судов благодаря простоте их устройства, эксплуа­тации и надежности. Недостатком навигационных створов яв­ляется их зависимость от состояния (прозрачности) атмосферы.

В зависимости от зрительного восприятия навигационные ство­ры разделяются на линейные, прицельные, щелевые, перспектив­ные и лучевые.


Линейным створом называется система, состоящая из двух, реже трех огней или знаков, расположенных таким образом по оси канала, что судоводитель, двигаясь по каналу в безопасной створной зоне, видит огни (знаки) расположенными на одной вертикали. При отклонении судна от линии створа, условная пря­мая (ось симметрии), проходящая через центры огней (знаков), будет просматриваться как наклонная. Схема линейного створа и взаимное положение створных знаков при различных позициях судна даны на рис. 68.

Прицельным и щелевым створом называется система из трех знаков (огней), расположенных в вершинах равнобедренного тре­угольника, основание которого обращено в сторону моря. Высота, опущенная на основание этого треугольника, является осью сим­метрии системы и совмещена с осью канала или фарватера. При движении судна по прицельному створу задний, обычно более вы­сокий, знак или огонь должен просматриваться точно посредине между двумя передними. Смещение заднего знака в сторону одно­го из передних будет показывать на то, что судно смещается с оси фарватера (рис. 69). Устройство щелевого створа аналогично уст­ройству прицельного, но принцип плавания по нему иной. Следуя по щелевому створу, задний, более высокий, знак или огонь судо­водитель должен все время наблюдать в растворе с передними. Если окажется, что задний огонь или знак придет на линию створа с одним из передних, то это будет означать, что судно сошло с линии створа (рис. 70).

Перспективный створ представляет собой систему двух, трех или более пар знаков или огней, расположенных через равные расстояния таким образом, чтобы ось симметрии всей системы парных знаков проходила по оси фарватера или канала. При пла­вании по перспективным створам судоводитель должен вести суд

но так, чтобы дальние пары знаков или огней были расположены симметрично и внутри ближней к нему пары.

Лучевой створ создается лучом прожектора, направленным по оси фарватера под углом 5—10° к горизонту. Если судно движет­ся по оси канала, то наблюдатель видит луч прожектора направ­ленным вертикально вверх; при отклонении судна от линии створа в сторону луч прожектора будет представляться направленным как бы под углом к горизонту.

Створы, огни или знаки которых располагаются по носу иду­щего с моря судна, называются прямыми, а если по корме — обратными.


Если участки фарватера оборудованы одновременно прямыми и обратными створами, то их называют встречными. Створы мо­гут быть светящими и несветящими.

По дальности действия створы разделяются на: а) створы ближнего действия (до 10 км) и б) створы дальнего действия (свыше 10 км).

Створы девиационные, тральные, промерные, мерных линий и секущие относятся к специальным и служат для особых целей. В частности, секущим называется створ, который, пересекаясь с основным ведущим створом, определяет какую-либо его харак­терную точку (разделение фарватеров, пикет канала и др.).

§ 79. Расчет линейного створа

В практике обслуживания СНО морских каналов иногда воз­никает необходимость решения ряда вопросов, связанных с расче­том линейных навигационных створов. В этом разделе кратко даются основные рекомендации, необходимые для их ориентировоч­ного расчета. Проектирование ответственных навигационных ство­ров является сложной и творческой задачей, требующей большого опыта и специальных знаний. Расчетная схема линейного створа дана на рис. 71.








Глава XXVI

ПЛАВУЧИЕ СРЕДСТВА НАВИГАЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ

§ 80. Плавучие знаки

К плавучим СНО относятся плавучие маяки и плавучие предо­стерегательные знаки: буи, вехи и баканы. Плавучий маяк пред­ставляет собой небольшое самоходное или несамоходное судно, имеющее сложное светотехническое, звукосигнальное, радиотехни­ческое и другое специальное навигационное оборудование. Пла­вучий маяк устанавливают па штатное место с точно определен­ными координатами и удерживают на нем надежной якорной си­стемой. Надстройки и окраска плавучего маяка характерны, что позволяет легко отличать его от других, плавающих в этом райо-

не, судов. Как правило, на борта плавучего маяка наносят его название.

Применяемые в настоящее время плавучие предостерегатель­ные знаки имеют большое количество типов, которые различаются по следующим основным показателям: по виду исполнения (буи или вехи); по району постановки [морские, лиманные, канальные (иногда рейдовые бухтовые) и речные]; по наличию светооптиче- ского оборудования (светящие и несветящие); по наличию звуко­вого оборудования (со звуковыми сигналами и без них); по роду источников питания светооптического оборудования (электрифици­рованные, ацетиленовые, реже пропановые); по размеру (большие, средние и малые); по конструктивному исполнению (с хвостови­ками, плоскодонные, сигарообразные и др.).

В Советском Союзе разработан Государственный стандарт на буи и вехи: ГОСТ 13694—68, определяющий типы и основные па­раметры морских буев и вех и устанавливающий технические тре­бования с целью повышения их потребительских качеств. В соот­ветствии с требованиями ГОСТ 13694—68 разработаны и введены в действие унифицированные буи и вехи, обязательные для при­менения всеми организациями ММФ, занимающимися эксплуата­цией СНО.

Помимо указанного стандарта, разработан и введен в действие ряд нормативных документов ММФ на отдельные элементы СНО (якоря, цепи и др.). Типы знаков и районы применения буев и вех, внесенных в ГОСТ 13694—68, приведены в табл. 56.

Таблица 56

Государственным стандартом предусматривается применение морских и канальных буев и вех. Разделение буев и вех на мор­ские и канальные обусловливается характеристикой района их по­становки.

Буи морские, как правило, глубокосидящие с хвостовиками, используют для ограждения отдельных опасностей в открытом море и морских подходных каналов и фарватеров на значитель­ном удалении от берега.

Буи канальные плоскодонные, мелкосидящие, используют в условиях мелководных морских каналов, где могут наблюдаться большие сгоны воды, а также в устьях рек и на речных участках подходных каналов.

Плавание судов по морским каналам и фарватерам происхо­дит в трех характерных районах, определяющих основные пара­метры и характеристики плавучих предостерегательных знаков: морском глубоководном, морском мелководном и речном. По сте­пени защищенности от волнового воздействия ГОСТ 13694-—68 устанавливает три района постановки знаков: открытый, при­брежный и закрытый. В соответствии с характеристикой районов постановки (табл. 56) к морскому глубоководному району отнесе­ны районы моря с глубинами свыше 7 м и различной степенью защищенности (открытые, прибрежные и закрытые). Районы мо­ря с глубиной до 7 м, достаточно защищенные от волнового воз­действия (закрытые и реясе прибрежные), относятся к мелковод­ным морским районам. Унифицированные буи и вехи спроектиро­ваны применительно к требованиям указанной классификации районов их постановки.

В морских глубоководных районах выставляют следующие типы унифицированных буев и вех: БМБ, БМС, БММ и ВМ; в морских мелководных — БКБ, БКС, БКМ и ВК. Речные районы морских подходных каналов к портам приравниваются по усло­виям плавания к закрытым морским мелководным районам, по­этому сеткой типоразмеров стандарта специальных конструкций буев не предусматривается и используются буи малые канальные (БКМ), при проектировании которых особенности речных условий были учтены.

Морской буй состоит из цилиндрического корпуса, металличе­ской надстройки и хвостовика с чугунным балластом, обеспечи­вающим бую необходимую остойчивость. Внутрь корпуса буя вва­рены герметически закрывающиеся пеналы, в которые помещают или ацетиленовые баллоны, или электрические батареи, питающие светооптические аппараты, установленные на верху металличе­ской надстройки. Надстройка выполнена из стальных угольников в виде четырёх- или трехгранной сварной фермы. Внутри надст­ройки размещены воздушноволновой ревун или колокол и пас­сивный радиолокационный отражатель. Светооптическое оборудо­вание может быть электрическим или ацетиленовым. Вид морских буев показан на рис. 72, а основные технические характеристики приведены в табл. 57.

Буй канальный большой (БКБ) состоит из стального цилинд­рического корпуса с металлической трехгранной надстройкой. В нижней части корпуса размещен чугунный балласт, обеспечи­вающий бую необходимую остойчивость. Внутрь корпуса вварены три герметически закрывающихся пенала для электробатарей или ацетиленовых баллонов. В верхней части надстройки установлен светооптический аппарат, а выше его на стойках, опирающихся на оградительное трубчатое кольцо, пассивный радиолокационный


отражатель спирального тина. Буи этого типа обычно предназна­чаются для использования в качестве приемных, поворотных, раз­деления фарватеров и поэтому дополнительно снабжены сигналь­ным колоколом. Буй канальный средний (БКС) устроен анало­гично большому, но его надстройка выполнена в виде сплошного конуса и обладает, несмотря на сравнительно небольшие разме­ры, хорошей видимостью. В центр надстройки вварен один герме­тический пенал для электробатарей или ацетиленового баллона. Пенал закрывается герметично крышкой, на которой установлен светооптический аппарат, защищенный круговым ограждением, выполненным из металлических полос. К этому ограждению при­креплен спиральный пассивный радиолокационный отражатель.



Средний канальный буй (БКС) предназначен для установки На мелководных морских каналах в качестве бровочного. Буй малый канальный (БКМ) рассчитан на постановку в районах морских каналов, проходящих в устьях рек или по рекам, где наблю­даются значительные течения. Буй БКМ в надводной своей ча­сти выполнен аналогично бую БКС, но несколько меньших раз­меров. В подводной части для уменьшения воздействия течения, днище буя БКМ сделано коническим с низко расположенным чу­гунным кольцевым балластом. Применение на нем ацетиленового


оборудования не предусмотрено. Вид канальных буев показан на рис. 73, а основные их технические характеристики приведены в табл. 57.

Корпуса малых канальных буев для обеспечения их непотоп­ляемости могут быть заполнены пенопластом. На буях БМБ, БМС и БММ, а также БКБ применяют звукосигнальные устрой­ства в виде воздушноволнового ревуна или сигнального колокола.

Государственным стандартом предусмотрено применение двух типов вех: морской металлической и металлической канальной. Каждая из указанных вех состоит из металлического корпуса и пропущенной через него металлической трубы. Низ этой трубы является хвостовиком, на котором закреплен съемный балласт из чугунных колец. К верху трубы прикреплен болтами съемный шест с топовой фигурой. Шест переменного сечения и выполнен сварным из стальных труб. Вехи отличаются друг от друга фор­мой корпуса и длиной шеста. Для обеспечения вехам большей живучести предусмотрено заполнение их корпусов пенопластом.

Вид морских и канальных вех показан на рис. 74.


Достижения науки и техники позволили получить новые син­тетические материалы, которые по своим свойствам не уступают таким испытанным материалам, как сталь, чугун, бронза, алюми­ний



Сейчас читают про: