На основании анализа данных по промеру поперечных профилей каналов, имеющих разные направления и грунтовые условия, автором определены значения углов откосов прорезей каналов (табл. 44).
Значения углов откосов Таблица 44 |
Таблица 44
При производстве дноуглубительных работ земснаряды разрабатывают прорезь, имеющую довольно ровное дно. Чистота выработки прорези зависит от конструкции земснаряда, грунтовых условий, метеорологической обстановки и опытности багермейстера. После прохождения земснарядом профиля начинается его формирование (уполаживание откосов прорези) и процесс заносимости прорези от внутренних и внешних причин. Если по каналу нет движения судов, происходит постепенное отложение наносов в прорези. Так, например, в законченной строительством опытной прорези в восточной части Азовского моря в 10 км от южного берега (длина 1160 м, глубина 1,5—1,7 м) за 3,5 года (1Х-1926 г. —II-1930 г.) отложился довольно ровный слой илистых наносов толщиной до 94 см (заносимость за год составила в среднем 22 см, или около 14%). Такого же характера были поперечные профили и на Ждановском канале, когда движения по нему не было (1942—1945 гг.).
Исследованием поперечных профилей, заснятых эхолотами, установлено, что в распределении наносов и в выработке попереч
иого профиля морского канала большую роль играет движение по каналам крупнотоннажных судов, создающих корабельные волны. Исследование движения судов с достаточной полнотой проведено на речных каналах. Для прорезей каналов Мариинской системы установлено, что носовые волны от судов, идущих по каналу, вытягивают из откосов по высоте около 50 см от стоящего уровня мелкие частицы грунта, затем обратная волна с силой ударяется в них и выбивает грунт, который падает в канал и способствует энергичному отложению «намоев». По оси канала под влиянием сил, возникающих от движения винтов, дно подвергается значительному размыву, и продукты его опять-таки оказываются отброшенными к откосам, увеличивая массу «намоев», образовавшихся от сползания подводных и разрушения надводных откосов. Благодаря описанным выше явлениям профильканала принимает следующую форму: углы у подошвы откосов^Ъказываются совершенно замытыми, к средней части толщина «намоев» постепенно уменьшается, а в средней части они отсутствуют и здесь происходит размыв дна канала. Для предохранения от размыва при движении судов производят крепление откосов.
Морские каналы имеют жесткий профиль в нижней части (прорезь канала) и жидкую среду выше бровок канала. Так как вода несжимаема, то можно считать, что и выше бровок имеется полужесткое ограничение.
В 1954 г. в морской части одного из каналов, проложенного по мелководью, были проведены ремонтные дноуглубительные работы. В последующие годы ремонтное черпание не производилось и канал начал заиливаться. В 1959 г. на участке А этого канала (рис. 45, а) были произведены дноуглубительные работы. На участке Б, примыкающем к участку А, дноуглубительных работ не было с 1954 г. и его поперечные профили приняли треугольную форму под влиянием судоходства на канале. В центральной части профиля заносимость наименьшая, в то время как у бровок наблюдаются значительные скопления наносов (рис. 45,6). Бровки на этом участке мелководные. После проведения дноуглубительных работ в 1959 г. на участке А прорезь канала приняла трапецеидальную форму (рис. 45, а), но спустя несколько месяцев после дноуглубительных работ уже наметилось переформирование профиля в результате отложения наносов и движения по каналу судов: в средней части профиля глубины сохранились, а наносы сосредоточились у бровок.
Дноуглубительные работы на канале к одному из портов производят ежегодно. После ремонтных работ поперечные профили на этом канале имеют более или менее правильную форму, но затем начинают вырабатываться вполне определенные формы профилей с минимальной заносимостью в средней части и большим отложением наносов около бровок (рис, 46).
Описанные формы поперечных профилей были выработаны под влиянием заносимости морских каналов и движения судов на них. При движении судов возникающие корабельные волны
дважды проходят по откосам прорези канала, вызывая их размыв и отложение наносов у подошвы откосов. По ходу судна наносы винтами отбрасываются из центральной части прорези к бровкам.
Поперечные профили морских каналов обычно имеют следующую форму: в центральной части расположены наибольшие глубины, создаваемые размывом дна прорези винтами крупнотоннажных судов, а у бровок — минимальные вследствие отложения здесь наносов. Одесским институтом инженеров морского флота были поставлены специальные лабораторные исследования волнового
сопротивления судна в каналах. В результате этих исследований и нормах технологического проектирования морских каналов (ВНС—19—70,ММФ) были приняты ограничения в скорости движения судов на каналах.
Для уменьшения перераспределения наносов, после производства ремонтных дноуглубительных работ, необходимо закладывать откосы прорези канала строго в соответствии с грунтовыми условиями, чтобы уменьшить их размыв при движении судов. Явления перераспределения наносов по профилю канала под влиянием судовождения нужно отнести к внутренней заносимости каналов.
Заносимость прорези канала наносами из морского потока (внешняя заносимость) зависит от литологии верхнего слоя грунтов, покрывающих дно моря, угла пересечения канала волнами и течением, вызываемых ветром, и окружающих канал глубин. Литология изучает механический и химический состав осадочных пород, условия их образования и процессы изменения, а в морских условиях, кроме того, осаждение и изменение состава наносов. Чем мельче наносы, тем легче они подвержены взмыванию. Распределение наносов по вертикали будет зависеть от крупности частиц и агрегатов и скорости морского потока.
При пересечении канала морским потоком путь его в пределах канала будет меняться. Наибольшая заносимость в условиях одной и той же емкости морского потока будет происходить при пересечении потока нормально каналу. При других направлениях всегда будет возникать движение вдоль канала, создающее дополнительные условия для выноса наносов из канала. Такой вывод сделан на основании изучения заносимости морских каналов, имеющих разные направления по отношению к господствующему движению морского потока.
Емкость морского потока изменяется не только от гидрологических условий, но и от глубины самого водоема — с ее увеличением емкость уменьшается. При одной и той же отметке черпания участки канала, находящиеся в зоне увеличивающихся естественных глубин и уменьшающихся глубин самой прорези, имеют меньшее количество откладывающихся в ней наносов (процент же заносимости канала по длине изменяется незначительно).
Для характеристики заносимости на четырех морских каналах выделены участки протяженностью 5 км, на которых забровоч- ные глубины приблизительно одинаковы, а прорези каналов проходят в илистых грунтах — каналы А, Е, Г и в илах песчаных — канал Б (табл. 45).
Из табл. 45 следует, что заносимости каналов, отнесенные к глубине каналов, весьма близки между собою. Отсюда напрашивается вывод, что заносимости каналов пропорциональны общим их глубинам. Такой вывод может привести к ошибочному представлению, что любой из каналов Б, Е, Г, доведенный до глубины канала А, будет иметь ту же заносимость. Но у каждого канала есть свои особенности в режиме заносимости, и поэтому применение аналогий при проектировании каналов не всегда оп-
где а — коэффициент, представляющий основную характеристику но заносимости. Данные 20-летних наблюдений за заносимостыо на двухкилометровом участке одного из каналов показали, что при глубине прорези 3,8—4,2 м толщина наносов составила 0,8— 1,0 м, а коэффициент заносимости — 0,21—0,25.
Изменение заносимости морских каналов по времени может происходить под влиянием следующих причин:
обмеления забровочных глубин на каналах. Под влиянием общего заиливания водоема и свалок грунта естественные глубины водоемов постепенно уменьшаются. Вследствие обмеления бровок канала, при постоянной глубине канала, происходит увеличение глубины прорези, что вызывает увеличение заносимости канала;
изменения действия штормовых ветров. Установлено, что заносимость каналов на мелководье зависит от гидрометеорологиче-
ского режима: чем больше штормовых ветров в течение навигации, тем выше насыщение морского потока наносами и тем больше заносимость канала. При ледоставе заносимости канала почти не происходит и глубины, достигнутые осенью, не изменяются в течение всего ледостава. Для одного и того же канала, чем больше период ледостава и период спокойной погоды, тем меньше годовой слой наносов. Знание метеорологических условий и заносимости каналов Азовского моря позволило связать заносимость канала с энергией волнения. Энергия волнения е определялась из учета энергии ветра для двух главных направлений движения
Р. Я. Кнапс для Балтийского моря (песчаное побережье) рекомендует следующие расчетные формулы:
Эти формулы были использованы для расчета движения наносов по восточному берегу Балтийского моря. Они также служат для расчета передвижения наносов на песчаных побережьях других морей.
Водоемы, в которые впадают мощные реки, каким является, например, Таганрогский залив Азовского моря, имеют непостоянный солевой состав, что в свою очередь вызывает изменения качественного состава взвешенных наносов. Весной и летом, когда материковый сток в залив максимальный и вода опреснена, плотность ее приближается к единице и коагуляции наносов почти не происходит. В осеннее время приток пресной воды сокращается, соленость Таганрогского залива резко увеличивается и крупность наносов, благодаря коагуляции наносов при той же турбулентности, увеличивается. К таким водоемам относятся северо-западная часть Каспийского моря, Двинская губа Белого моря и др.
На выходе реки в море при встрече неподвижной массы морской воды происходит затухание скоростей течения, выпадение наносов из взвешенного состояния и образование бара. Ширина бара зависит от расхода речного потока и его насыщения наносами. При прорезании бара морским каналом на нем обычно откладываются наносы и в канале образуется наибольшая заносимость. Исследованию заносимости судоходных каналов, расположенных в устьевых участках рек, уделяется большое внимание.
Особые условия режима наблюдаются в эстуариях, подверженных приливно-отливным явлениям. Здесь образование отмелей происходит под влиянием сложного взаимодействия стокового и приливно-отливного течений. По мнению американских исследователей, заиливание эстуариев вызывается частым смешением плотной соленой и пресной вод. При этом в эстуариях наблюдаются:
хорошая слоистость, если приток пресной воды из реки велик по сравнению с приливной водой из моря;
частичное смешивание, когда приток пресной воды из реки и соленой воды из моря при приливе одинаков;
хорошее смешивание, когда приток пресной воды на реке меньше по сравнению с поступающей соленой приливной водой.
Место отложения влекомых и взвешенных речных наносов и возвращенных морским донным течением является зоной наибольшей заносимости.
Наличие большого ряда данных по заносимости каждого канала и знание метеорологической и гидрологической обстановок этих каналов позволяют составить зависимость между толщиной слоя наносов и глубиной прорези, энергией волнения и объемом заносимости и др.
Такие зависимости были составлены для Ждановского, Бердянского и других каналов, трассы которых проходят по илистым грунтам.
Их молено составить и для каналов Балтийского, Каспийского и других морей.
Для Ждановского канала сделан расчет энергии волнения за 1955 г. и полученный результат (6,84 килоединицы) нанесен на график связи заносимости канала с энергией волнения (точка с кружком на рис. 47). По графику заносимость канала составила 1190 тыс. ж3, фактически— 1094 тыс. м3.
В табл. 46 приведена зависимость толщины слоя наносов для отдельных периодов с энергией волнения.
Таблица 46 Зависимость толщины слоя наносов от энергии волнения, вызываемого господствующими ветрами |
Таким образом, при точном прогнозе метеорологической обстановки на каналах на последующий год по месяцам или кварталам можно будет с достаточной точностью составить прогноз заносимости каналов.
§ 57. Заносимость основных подходных каналов СССР
Архангельский морской порт расположен в вершине дельты реки Северной Двины. Он связан с морем судовым ходом длиной 73 км.-, в Двинской губе (морской части канала)-—23,5 км и в реке — 49,5 км. Ниже Архангельска русло реки разделяется на несколько широких рукавов и узких проток, образующих дельту. Главные рукава дельты: Никольский, Мурманский, Корабельный, или Березовый, Маймакса и Кузнечиха. Крупные острова дельты: Соломбальские, Повракульский, Реушинский, Прилук и др. Судоходный фарватер от Архангельска идет по Корабельному рукаву и реке Маймаксе. В 1963—1970 гг. заносимость канала в морской части на 1 км прорези наблюдалась вдвое выше, чем в речной. За этот же период изменение ширины морского канала перед черпанием находилось в пределах 78—85 м, а толщины слоя наносов— 0,42—1,05 м. Для речной части эти изменения находились соответственно в пределах 50—75 и 0,25—0,70 м (см. приложение 1).
В соответствии с выражением (73) для канала Березового бара установлена следующая зависимость между толщиной слоя наносов и глубиной прорези:
у = 0,35 х, (81)
где 0,35—коэффициент заносимости канала.
Как установлено, канал Березового бара за время своего существования полностью сформировался, что привело к уполажи- ванию откосов до величины 1: 13—1: 15. Заносимость канала вызывается двумя факторами: отложениями наносов на баре и в канале в период весеннего половодья реки, имеющей максимальный твердый сток в этот период; насыщением морского потока наносами и отложением их в канале при штормовых ветрах севе- ро-западных направлений, особенно сильных и продолжительных в осенний и весенний периоды. Наносы на канале Березовый бар представлены мелкозернистыми песками, в разной степени заиленными.
Использование самоотвозных землесосов на восстановлении глубин на канале позволило в сравнении с работой черпаковых снарядов несколько уменьшить объем ремонтного черпания за счет большей чистоты выработки прорези. Рабочий период за навигацию вырос до 70—85% (землесосы работают в более сложных метеорологических условиях). В речной части на каналах в основном подчищают только бровки.
Продление навигации в Архангельском порту осуществляют за счет проводки судов ледоколами. Для улучшения условий плавания в ноябре — январе увеличивают количество буев и вех. Навигация (с ледоколами) продолжается до середины января. Для поддержания глубин до следующего черпания дноуглубительными снарядами (самоотвозными землесосами, многочерпаковы- ми земснарядами) создаются запасы глубин на заносимость каналов.
Вентспилсский морской канал обеспечивает выход из порта Вентспилс, расположенного в устье реки Венты, на большие глубины Балтийского моря. Собственно портом служит устье реки Венты. Строительство сходящихся молов (Южного и Северного, выведенных на глубину около 7,5 м) для ограждения устья реки началось в 1897 г. В первые годы после постройки молов количество отложений на входном канале не превышало 50 тыс. ж3 в год. Грунт (разнозернистые пески) удалялся земснарядами. Постройка сходящихся молов Вентспилсского порта перекрыла всю зону забурунивания штормовых волн, где происходило максимальное перемещение наносов. Как установлено расчетами, общая мощность потока наносов с юга на север составила 1 млн. ж3 в год. По этим лее подсчетам, за 60 лет к югу от Южного мола отложилось 6,7 млн. ж3 наносов, в аванпорте — 3,1 млн. м3, за Северным молом — 4,4 млн, ж3 и на баре — 0,5 млн- м3. Всего было задержано 14,7 млн. ж3 наносов. Линия берега к югу от Южного мола выдвинулась в море в 1960 г. на 715 ж. Изобаты глубин также отодвигаются в сторону моря. Непосредственно у Северного мола также происходило отложение наносов: берег и изобаты глубин за период 1898—1953 гг. выдвинулись в море на 300 м.
Глубины на баровом канале и на канале аванпорта поддерживают только ремонтным черпанием. При прекращении дноуглубительных работ на баровом канале глубины уменьшаются до 4— 5 м. Для защиты барового канала от наносов в последнее время с южной и северной сторон от головы молов вычерпаны карманы. На баровом канале порта Вентспилс на разведанных глубинах до 15,6 ж вскрыты следующие отложения. С поверхности залегает толща морских современных песков мощностью 7—9 ж с преобладающей фракцией 0,25—0,05 мм (784-93,%) и наличием валунов размером в диаметре 0,4—0,8 ж и крупнее. Ниже, с абсолютных отметок 13,2—14,6 ж, лежат межледниковые озерные отложения (на баровом участке эти отложения полностью размыты).
На заносимость барового канала оказывают особое влияние продолжительные юго-западные ветры, увеличивающие перемещение наносов с юга на север, которые пересекают канал, а также непродолжительные, но сильные западные ветры, размывающие южную мель. Заносимость канала аванпорта вызывается поступлением наносов с участка барового канала. На заносимость канала аванпорта, как и речных участков, влияет твердый сток в половодье реки Венты. Для ускорения дноуглубительных работ по созданию новых глубин был осуществлен поворот барового канала на 18° к юго-западу. В дальнейшем подходный канал будет проложен по старому направлению. Новое же направление канала будет служить для движения более мелких судов и улучшения условий расхождения судов на подходах к порту.
Данные о заносимости канала за 60-летний период (см. приложение 2) были использованы для построения кривой связи между глубинами на канале и объемом ремонтных дноуглубитель- пых работ (рис. 48).
Ждановский морской канал проложен к порту Жданов, находящемуся в северо-западном углу Таганрогского залива Азовского моря между двумя песчаными косами: Ляпиной и Белосарай- ской. Акватория, заключенная между этими косами, представляет Ждановский рейд (ширина между оконечностями кос 45 км, углубление в материк против Кленовой балки около 4,5 км). Ждановский порт является самым крупным на Азовском море.
Наиболее сильными и продолжительными ветрами для Таганрогского залива являются ветры северо-северо-восточных и восточных направлений, вызывающие сгоны воды, и сильные, но менее про- должительные ветры юго-юго-западных и западных направлений, создающие нагоны воды. Сгоны воды в Ждановском порту достигают 108 см, нагоны — 108 см от нуля порта.
Первоначально (1901 — 1926 гг.) канал к порту был протрассирован к аванпорту. Большая заносимость, трудность поддержания судоходных глубин и невозможность их увеличения заставили изменить трассу канала, направив ее к угольной гавани. К строительству канала было приступлено в 1926 г., и через два года канал шириной по дну 100 м, длиной 12 км на гарантированную глубину 7,3 м был сдан в эксплуатацию. Канал заносится илистыми наносами, находящимися в период отложения в жидком состоянии, затем после некоторого уплотнения — в текучепластич- ном состоянии. Удаление наносов производится ежегодно преимущественно самоотвозными землесосами (см. приложение 3).
Глава XIX
ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАНОСИМОСТИ МОРСКИХ КАНАЛОВ
§ 58. Назначение изыскательских работ
Для исследования заносимости морских каналов необходимо знание естественных условий района. В состав изыскательских работ входят: топографо-геодезические работы; гидрографические работы (промеры); метеорологические наблюдения и гидрологические исследования; инженерно-геологические работы. Способы производства работ при изысканиях морских портов и каналов изложены в специальных руководствах, здесь же даются некоторые пояснения к ним.
Топографо-геодезические работы выполняются при топографической съемке в приурезовых зонах в крупных масштабах (1:5000, 1:2000, 1:1000, 1:500 и реже в масштабе 1:10000).
Они должны базироваться на опорную государственную триангуляционную сеть I и II классов. На участке съемки развивают триангуляционную сеть III класса или полигонометрию III класса и производят нивелирование III и IV классов.
При съемочных работах места для постановки створных знаков п маяков должны легко привязываться к пунктам опорной сети. При рекогносцировке, служащей для выбора обоснования, на исследуемом участке моря от береговой сети развивают сеть плавучей триангуляции в виде цепочек треугольников. Опорными пунктами в море слулеат плавучие вехи, установленные на якорях. Углы измеряют секстаном с борта катера или шлюпки в штилевую погоду. Невязка в треугольниках допускается до 5'.
На основе промера, проведенного при рекогносцировке, по сторонам цепочки треугольников вычерчивают план участка, по которому составляют проект триангуляции и определяют высоты пирамид. Класс триангуляции выбирают в зависимости от площади промера. Сеть развивают до глубины 6 м. Морская триангуляция III класса должна иметь длину сторон в пределах 3—6 км, диагональное направление — не свыше 8 км. Углы должны находиться в пределах 30—120°. Угловая невязка в треугольниках допускается 20". Средняя квадратическая ошибка измеренного угла не должна превышать ±7". Горизонтальное направление в триангуляции III класса измеряют способом круговых приемов теодолитом с точностью 5". Морская триангуляция должна опираться своими начальными и конечными сторонами на береговые пункты. Если в сети не более 6—8 треугольников, конечная сторона не привязывается.
На каждом пункте триангуляции III класса в море выстраивают простую четырехугольную пирамиду. По сравнению с наземными морские пирамиды делают облегченного типа, так как их устанавливают только на время работ. После установки пирамиды ставят центральную сваю, которая служит столиком для инструмента. Сваю забивают в грунт на глубину 2,5—3 м., закрепляют подкосами на глубину 1 —1,5 м. Чтобы избежать определения элементов центрировок и редукции, визирные цилиндры ставят в центре столика. При наблюдениях на пункте визирный цилиндр снимают и вместо него в центре ставят инструмент. В зависимости от глубины моря высоту пирамид рассчитывают так, чтобы луч визирования проходил на высоте не менее 2,5 м над водой. На рис. 49 показаны типы морских пирамид для разных глубин.
Уравнивание морской триангуляции производят обычным методом. Для сгущения опорной сети III класса развивают сеть IV класса. На базе III или IV класса в море для дальнейшего сгущения сети развивают аналитическую сеть специального назначения (АСС) методом триангуляции. Для пунктов АСС забивают сваи на глубину 1,5—2,5 м с подкосами. Сваи должны возвышаться над уровнем моря на 2 м. Для наблюдения около сваи устанавливают легкую переносную пирамиду. Теодолит при наблюдении устанавливают на сваю. Длина сторон треугольников
АСС должна находиться в пределах 1—3 км. Измерение углов производят способом повторений 30"-теодолитом. Угловая невязка в треугольниках не должна превышать ±30". При вытянутом в одном направлении участке промера (по трассе канала) стороны треугольников АСС методом триангуляции обычно находятся в пределах 0,6—'1,5 км. Метод закрепления вершин треугольников и способ измерения углов остаются прежними. Для сгущения триангуляционной сети развивают съемочные сети рабочего обоснования.
Рис. 49. Типы морских триангуляционных знаков для глубин 2 и 5 м |
Гидрографические работы объединяют: обоснование для промера, фиксацию промерных точек и собственно промер. Они являются одним из основных видов работ и имеют целью получение данных о рельефе морского дна. Промер не ограничивается одной фиксацией состояния подводного рельефа, но и служит для изучения его динамики по периодическим сопоставлениям форм рельефа.
Метеорологические наблюдения, и в особенности режим ветра, являются одним из главных факторов в выборе направлений канала и изучении его заносимости. Общую характеристику движения масс воздуха за возможно больший период производят по климатическим справочникам. При этом изучают изменения режима ветров по отдельным годам и в общем их ходе. Весьма важно изучение режима ветров при шторме, когда наблюдается усиленная турбулентность морского потока и интенсивная зано
симость морских каналов. Для расчета волнения данные наблюдения за ветром по флюгеру должны быть приведены к уровню 10 ж и пересчитаны на анемометрические.
Основные гидрометеорологические элементы для проектирования каналов и изучения их заносимости выбирают из климатических и гидрологических справочников за имеющиеся периоды. Схема обработки следующая:
выявляют суточный и годовой ход уровня, приливы и отливы, повторяемость и продолжительность (обеспеченность) уровня. Устанавливают изменения уровенной поверхности под влиянием ветра (сгоны и нагоны воды);
определяют элементы волны и зависимость их от направления и скорости ветра;
устанавливают общую схему течения. При наличии данных определяют зависимость между скоростями течений, господствующих ветров и режимом уровня;
выявляют наличие наблюдений по наносам и устанавливают зависимость между наносами, ветром, волнением и течением. Прорабатывают наблюдения за физикой морских вод, их химическим составом и ледовым режимом.
При расположении канала в устьевой области определяют жидкий и твердый стоки по месяцам и годам, скорость течения и уровни. Инженерно-геологические работы в морских условиях имеют цель искусственным вскрытием пород буровыми скважинами осветить геологическое строение дна моря и выявить физические и механические свойства пород. При бурении из скважин отбирают по глубине, через каждый метр, грунты с ненарушенной структурой (монолиты). Для бурения на воде необходимо плавучее вспомогательное устройство — понтон. Буксировку понтона осуществляют катером, который по условиям безопасности производства буровых работ на море должен также дежурить около понтона. Более надежно буровую площадку с буровой вышкой устанавливать на корме катера и бурение производить непосредственно с него. На мелководных участках моря (до глубины 5 м) бурение можно проводить со специально устроенных пирамид, устанавливаемых на дно. Такие установки позволяют проводить бурение и при волнении. Исследование поверхностных грунтов на глубину 1,5—2 м между буровыми скважинами по трассе канала производят при помощи грунтовых трубок. Конструкция их разная.
Камеральная обработка материалов должна быть подчинена освещению инженерно-геологических условий района для целей дноуглубительных работ.
§ 59. Методы наблюдений над заносимостью морских каналов
Определение заносимости морских каналов производят путем сравнения промера после прохода дноуглубительного снаряда с промером до ремонтного черпания. Коэффициент заносимости канала определяют отношением кубатуры заносимости по километ
рам к кубатуре строительной выемки по километрам. Заносимость морских каналов устанавливают за весенне-летний, осенний и зимний периоды. Достоверность исследований о заносимости морских каналов зависит от точности промерных работ на каналах, особенно при их заносимости иловатыми наносами.
При изучении заносимости каналов на стационарных пунктах (неподвижных свайных постах или плавучих несамоходных шаландах) трансформацию волн наблюдают с двух постов с помощью волнографов и стереофотосъемки, которыми должна быть захвачена поверхность в поперечном направлении между бровками канала по ширине 150 м. В этом случае можно будет проследить влияние прорези канала на волну. В период действия штормовых ветров (скорость ветра 15 м/сек и выше) открывают наблюдения на втором наблюдательном пункте. Состав работ и сроки наблюдений те же, что и на основном пункте; наблюдения производят через 2 ч. При наблюдениях на двух стационарных постах у бровок с каждой стороны канала по направлению главных струй течения устанавливают приборы Шаповалова, длительно накапливающие наносы (от 3 до 10 и больше дней, в зависимости от условий погоды и количества наносов). Установка приборов Шаповалова возможна в иловатых, глинистых, песчаных и песчано-ракушечных грунтах на глубинах до 6 м. Приборы по горизонтам устанавливают на постоянной вехе, забитой в грунт и укрепленной растяжками. Во избежание попадания рачков и мелкой рыбы трубки сверху прикрывают сетками. В приборы на вехах вставляют стеклянные пробирки, позволяющие изучать изменение состава взвешенных наносов при их отложении в трубках. Устанавливают и извлекают приборы в штилевую погоду.