Метод полигонометрии преследует те же цели, что и метод триангуляции. Полигонометрией называют геодезические работы по вытянутому ходу с точным измерением линий и углов этого хода и с закреплением поворотных пунктов на земле.
Основные геодезические работы (триангуляция и полигонометрия) выполняют весьма точными методами, степень точности которых изменяют применительно к поставленной задаче. Поэтому триангуляцию и полигонометрию и их сети подразделяют на классы по точности. Сети существующие и вновь создаваемые могут быть 1-го, 2-го, 3-го и 4-го классов, которые различаются между собой точностью измерений углов и расстояний, длиной сторон сети и последовательностью их развития.
Сеть 1-го класса используют для высокоточных геодезических работ. Сети 2-го класса заполняют полигоны, образованные звеньями триангуляции или полигонометрии 1-го класса. Их строят в виде сплошных сетей триангуляции или звеньями полигонометрии. Они являются основными сетями рабочего обоснования для всех геодезических работ.
Сети 3-го и 4-го классов создают установкой пунктов между пунктами сети высших (1-го и 2-го) классов. Длина сторон в триангуляции 3-го класса 5—8 км, а в триангуляции 4-го класса — 2—5 км. Сеть 3-го и 4-го классов можно создать такяее и методом
полигонометрии, прокладываемой между пунктами высшего класса. Длина сторон полигонометрии 3-го класса — 3 км, а 4-го класса — 2 км.
В узлах фигур триангуляции, в стыках звеньев триангуляции или полигонометрии сетей всех классов устанавливают специальные пункты геодезических сетей, в качестве которых применяют знаки трех основных типов: пирамиды (рис. 55, а), простые сигналы (рис. 55,6), сложные сигналы. Их основное различие между собой, не считая конструктивных форм, заключается в высоте. Пирамиды строят, когда инструмент достаточно поднять на высоту до 3 м, простые сигналы — от 4 до 10 м, а сложные — от 11 до 40 м. Материал постройки этих знаков — дерево и металл. Для закрепления на местности пунктов геодезической сети под
этими знаками закладывают подземные сооружения — центры геодезических знаков, изготовляемые обычно из бетона и металла. Заложенные центры должны долго сохраняться и не менять своего положения. Наружные геодезические знаки (пирамиды и сигналы) должны иметь столики для установки инструмента. Все геодезические знаки обычно имеют наименования, одинаковые с близко расположенным населенным пунктом.
При производстве промера довольно часто бывает недостаточно существующих знаков государственной геодезической сети. В этом случае для привязки промера требуется создавать рабочее обоснование промера. В качестве пунктов рабочего обоснования промера следует широко использовать искусственные сооружения и естественные ориентиры (мачты, обелиски, трубы заводов, водонапорные башни и т. д.), хорошо видные и отличные на фоне окружающей местности. Когда таких ориентиров недостаточно, следует производить установку временных знаков любого типа (деревянные вехи, пирамиды, каменные туры и др.). Под временными знаками необходимо закладывать центры. Когда под искусственными сооружениями рабочего обоснования заложить центры нельзя, то выносные центры не закладывают, а место установки инструмента при определении координат этих знаков исправляют введением поправок, которые называются центрировками и редукциями.
Определение пунктов рабочего обоснования производят развитием: а) аналитических сетей; б) съемочных сетей.
Для развития аналитических сетей рабочего обоснования исходными пунктами служат пункты государственной геодезической сети любого класса. Аналитические сети развивают методом триангуляции и полигонометрии. Средняя квадратнческая ошибка при определении координат таких пунктов не должна превышать ±2 м, а ошибка дирекцйонного угла сети доляша быть не более ±1. Определение пунктов рабочего обоснования прямыми засечками следует производить не менее чем с 3-х пунктов, а обратными засечками — не менее чем по 4-м пунктам. Углы в треугольниках сетей должны быть не менее 15°, а стороны—леясать в пределах 1,5—6 км. При определении пунктов прямыми или комбинированными засечками длины сторон не должны быть более 6 км, а углы между смежными направлениями при определяемом пункте —в пределах 20—160°. При. определении обратной засечкой пункты рабочего обоснования должны располагаться так, чтобы углы пересечения линий положения были не менее 30° и не более 150°.
Полигонометрические ходы разрешается прокладывать между пунктами геодезических сетей и пунктами рабочего обоснования, определенными из сплошных треугольников. Полигонометрические ходы могут быть:
разомкнутые, проложенные между двумя пунктами;
замкнутые, начинающиеся и оканчивающиеся на одном и том же пункте;
в виде системы ходов с одной или несколькими узловыми точками, опирающимися на два или несколько исходных пунктов. Линии хода должны иметь длину не менее 200 м.
Пункты съемочных сетей рабочего обоснования определяют аналитически прямыми, обратными и комбинированными засечками, проложением теодолитных ходов, а также графическим способом. Удаление пунктов съемочных сетей от пунктов геодезических сетей или аналитических сетей рабочего обоснования допускается не более 3 км.
Определение пунктов съемочных сетей должно производиться обязательно с контролем, т. е. иметь избыточные измерения. Расхождение координат, полученных по различным комбинациям исходных пунктов, не должно превышать 0,2 мм в масштабе отчетного планшета промера.
При проложении теодолитных ходов абсолютные линейные невязки хода должны быть:
Длины сторон ходов определяют стальными мерными лентами или оптическими дальномерами дважды, т. е. в прямом и обратном направлениях.
Графическое определение пунктов рабочего обоснования выполняют с помощью мензулы и кипрегеля способом, известным из курса геодезии.
Иногда бывает необходимым развивать опорную сеть рабочего обоснования на воде для привязки промерных галсов. В качестве пунктов рабочего обоснования на воде применяют буй или веху с укороченным буйрепом или забивные вехи и пирамиды. Такие пункты вблизи берега определяют многократной прямой или обратной засечками по пунктам геодезической сети, пунктам аналитических или съемочных сетей рабочего обоснования. При большом удалении от берега или при отсутствии достаточного количества опорных пунктов координаты пунктов рабочего обоснования на воде определяют с помощью высокоточных радионавигационных систем путем измерения расстояний до пунктов, координаты которых известны. Вся сеть опорных пунктов на воде должна быть надежно привязана к геодезической сети или проложена на планшете.
§ 67. Высотное обоснование промера
Всякий промер водной поверхности, кроме горизонтальной привязки в плане к определенным точкам земной поверхности, должен быть привязан по вертикали к уровенной поверхности. Уровенной поверхностью называется такая поверхность, касатель-
ные к которой перпендикулярны направлению силы тяжести. Для небольшого участка водной поверхности, которой является акватория порта, канала и прилежащие к ним воды, уровенную поверхность можно заменить горизонтальной плоскостью, т. е. продолжение ординат точек промера считать не сходящимися в центре земли, а параллельными друг другу. Этот условный прием практически не ухудшает точность промера, но значительно упрощает дело.
В нашей стране, омываемой несколькими морями и океанами и имеющей большие площади внутренних морей и рек, основной уровенной поверхностью считается поверхность воды в Финском заливе Балтийского моря. В Кронштадте имеется футшток, на котором из многолетних наблюдений намечен уровень воды в спокойном состоянии, и здесь установлен нуль Кронштадтского футштока, от которого идет счет высот по всему Советскому Союзу. Нуль Кронштадтского футштока иногда называют нулем бывшего Главного штаба (нулем БГШ). Система, в которой нулем высот служит нуль Кронштадтского футштока, называется Балтийской.
Для производства нивелирных, в том числе промерных, работ в любом районе СССР необходимо иметь исходные точки, от которых следует вести отсчет высот. Такими исходными точками служат реперы и марки, имеющие абсолютные отметки от нуля Кронштадтского футштока, расположенные по всей территории СССР и образующие опорные высотные сети 4-х классов. Нивелирование 1-го класса является высокоточным и принадлежит к числу точнейших геодезических работ. Линии нивелирования 1-го класса прокладывают так, чтобы они образовывали сеть полигонов по особой схеме для СССР. Высоты, полученные нивелированием 1-го класса, являются исходными для всех нивелировок 2-го, 3-го и 4-го классов. Нивелирование 2-го класса опирается на пункты нивелирования 1-го класса и служит основой нивелирной сети 3-го и 4-го классов. Нивелирование 3-го и 4-го классов служит для определения высот точек на земной поверхности, в том числе для промерных работ. Нивелирные ходы 3-го класса прокладывают между пунктами 1-го и 2-го классов длиной не более 200 км, ходы 4-го класса прокладывают между пунктами нивелирования 1-го, 2-го и 3-го классов длиной не более 100 км.
Опорными пунктами для закрепления на месте нивелирных и промерных работ служат реперы и марки. Репером называется сооружение (знак), предназначенное для обозначения закрепленной точки и сохраняющее неизменно долгое время свою высоту (отметку). По степени важности и способности долго сохранять неизменной свою отметку реперы делятся на вековые и фундаментальные. Вековые реперы устанавливают по особой схеме и они имеют прочную конструкцию, рассчитанную на полную незыблемость от явлений, происходящих в верхних слоях Земли (землетрясения, оползни, глубина промерзания и т. д.), от внешних температурных и атмосферных воздействий. Фундаментальные
реперы должны обеспечивать сохранность пунктов нивелирования 1-го и 2-го классов. При сооружении фундаментальных реперов (их ставят через 100—200 км) особое внимание обращают на ограждение их от внешних воздействий. На них помещается надпись «Ф.Р.», порядковый номер и год закладки. Рядом с ним закладывают рядовой репер.
Рядовые постоянные знаки могут быть в виде:
скальных реперов, т. е. в виде стенных марок, закладываемых в скалу;
стенных марок и реперов, заделываемых в стену прочных каменных и железобетонных сооружений и зданий на прочном фундаменте;
грунтовых реперов, закладываемых в грунт на глубину в зависимости от грунтовых условий.
Эти знаки обычно обслуживают нивелирование как 1-го и 2-го, так и 3-го и 4-го классов. Стенные марки устанавливают возможно чаще, через 6—10 км.
Уровни воды непрерывно изменяются, следовательно, изменяются глубины на каналах, акваториях, фарватерах. Для обеспечения безаварийного судоходства и для промерных работ организовано регулярное наблюдение за изменением уровня с помощью постоянных или временных уровенных постов. В качестве постоянных уровенных постов служат станции Гидрометеорологической службы СССР, уровенные посты управлений морских путей ММФ и посты, обеспечивающие деятельность водного хозяйства Министерства речного флота РСФСР (МРФ), а также уровенные посты дноуглубительных организаций Министерства транспортного строительства. На этих постах организовано круглосуточное наблюдение за изменением уровня. Временные посты, устанавливаемые на период производства промерных и дноуглубительных работ, служат только для приведения измеренных глубин к условному отсчетному уровню в пределах зоны действия этих постов. Количество уровенных постов зависит от гидрометеорологических особенностей района промера. Обычно для промера акваторий портов, расположенных на открытом побережье, достаточно одного поста. Для промера акваторий устьевых портов требуется не менее двух постов, расположенных в самом порту и в устье реки. Для промера каналов необходимо большее количество уровенных постов, расположенных не реже чем через 10—15 км по всей длине канала.
В качестве приборов, регистрирующих изменение уровня, используются: водомерные рейки, автоматические радиорейки и самопишущие приборы (лимниграфы на реках и мареографы на морях). Водомерная рейка вертикального типа (рис. 56), применяемая для морских условий, обычно деревянная, шириной 12 см, толщиной 2—4 см и длиной в зависимости от амплитуды колебаний уровня в районе установки (низ рейки не должен обнажаться при самых низких горизонтах воды, а верх — не погружаться под уровень при самых высоких горизонтах воды). Вся рейка по
длине разбита на дециметровые деления, которые через одно деление в шахматном порядке, в свою очередь, разбивают на пять делений по 2 см каждое. Двухсантиметровые деления окрашивают попеременно в белый и черный цвет.
Свободные дециметровые деления окрашивают в белый цвет и там же наносят черным цветом цифры дециметровых делений.
Рейки, радиорейки и мареографы устанавливают в защищенных от волнения местах, где колебания воды свободны от местных искажений, обеспечена сохранность приборов и удобен подход к ним для снятия отсчетов.
Нуль уровенного поста привязывают нивелированием к условному отсчетному уровню. Условным отсчетным уровнем в безливных морях является нуль глубин, т. е. средний многолетний уровень данного моря. Для морей, подверженных действию приливно-отливных явлений, условным отсчетным уровнем является теоретический нуль глубин (ТНГ), т. е. наинизший уровень моря, наблюдаемый в сизигийный отлив.
В практике эксплуатации акваторий портов и каналов встречается также термин «нуль порта». Нуль порта — это уровень моря в районе данного порта с обеспеченностью 92—99 %.
Нуль порта также привязывают к нулю глубин или ТНГ.
Глава XXII ПРОМЕР ГЛУБИН ПРИБРЕЖНЫХ УЧАСТКОВ
§ 68. Измерение глубин
Промер прибрежных участков моря выполняют эхолотом, наметкой, ручным лотом или рыбалотом. Применение указанных приборов диктуется условиями промера. Основным прибором является эхолот с самописцем, который обеспечивает непрерывную запись профиля дна и отсчет глубин.
Применение других приборов допускается только при отсутствии эхолота или при условиях, когда применение эхолота менее эффективно или невозможно:
а) при промере со льда;
б) при промере у гидротехнических сооружений в небольших гаванях или узкостях;
в) при промере мелководных участков с глубиной менее 1 м\
г) при наличии в воде воздушных пузырьков и водорослей, искажающих запись эхолота;
д) при малом объеме промерных работ.
Независимо от способа промера и его подробности глубина должна быть измерена:
Глубина, м Точность, см
До 5......................................................................... ±5
5—10....................................................................... ±10
Свыше 10................................................................ ±20
Исключение составляет промер искусственных прорезей (каналов, котлованов, траншей) и акваторий портов, где измерение глубин более 10 м выполняют с точностью ±10 см. Измерение глубин производят с катера или моторной шлюпки, приспособленных для установки эхолота и удобных для промера наметкой, ручным лотом или рыбалотом.
Шлюпочный эхолот — это специальный прибор для измерения сравнительно небольших глубин (0,5—60 м), принцип действия
которого основан на использовании скорости распространения ультразвукового импульса в воде. Скорость распространения звука в воде в зависимости от ее температуры и солености колеблется от 1400 до 1530 м/сек. Специальным излучателем (рис. 57) ультразвуковых импульсов (вибратором) в направлении дна посылается звуковой импульс, который отражается от дна и воспринимается приемником. Решающее устройство эхолота, учитывая скорость распространения звука в воде и время, затраченное на двойной пробег ультразвукового импульса от эхолота до дна и обратно, а также вводя поправку на заглубление вибратора и приемника эхолота под уровень воды, вычисляет глубину по формуле
и записывает ее на эхограмме (батиграмме), непрерывно рисуя профиль дна.
Наметка (рис. 58, а) — это шест из бамбука или еловой жерди длиной 6—7 м и диаметром 4—5 см. На ее нижний конец надет металлический плоский поддон диаметром до 20 см, который препятствует погружению наметки в илистый грунт. Наметка от нижней плоскости поддона при помощи стальной рулетки разбита на дециметровые деления. Каждое деление окрашивают попеременно в черный и белый цвета и оцифровывают. Деления, обозначающие метры, окрашивают в красный цвет. Наметкой выполняют промер глубин до 5—6 м с точностью до 5 см.
Ручной лот (рис. 58, б) представляет собой стальной цилиндрический груз весом 4—6 кг с круглым поддоном диаметром 10— 15 см. К ушку груза крепят стальной тросик (лотлинь) диамет
ром 3—5 мм и длиной до 20 м. Лотлинь маркируют стальной мерной лентой или рулеткой через каждые 10 см, начиная от нижней плоскости поддона. На каждом делении ставят марки из медной проволоки, вплетаемой в трос или припаеваемой к нему. Дециметровые марки обозначают проволочными витками длиной 5 мм, метровые—10 мм, пятиметровые — 20 мм. Ручным лотом измеряют глубины от 5 до 20 м.
Рыбалот (рис. 58, в) состоит из чугунного или свинцового груза весом 15—30 кг рыбообразной формы с хвостовиком из листового железа. Стальной лотлинь диаметром 2—3 мм крепят к отверстию в хвостовике, а для придания грузу горизонтального
положения дополнительно соединяют со средней частью груза менее прочным шпрюйтом. Назначение шпрюйта — обрываться при задеве за посторонний предмет или неровности дна и сохранять груз рыбалота от потери. Лотлинь намотан на вьюшку, с которой соединен блок-счетчик, служащий для отсчета вытравленного лотлиня. Угол отклонения лотлиня от вертикали измеряется с помощью угломерной вилки (на корме) или угломера (на борту). Измеряемую глубину вычисляют по формуле
Отличие рыбалота от лота заключается в том, что рыбалот после измерения глубины не выбирают из воды, а только припод |
нимают и буксируют под водой. Вследствие этого лотлинь отклоняется от вертикали, что должно учитываться при измерении глубин вводом поправки. Рыбалотом измеряют участки с твердым дном.
§ 69. Способы определения места
Для нанесения на план или планшет точек измеренных глубин необходимо определить положение этих точек на местности относительно других, положение которых известно, или, другими словами, осуществить привязку точек измеренных глубин. Существует несколько способов определения места: прямой засечкой; обратной засечкой; комбинированной засечкой; применением радионавигационных систем (РНС). Способ прямой засечки (рис. 59, а) состоит в том, что промерное судно (точку промера
Р) засекают двумя инструментами с берега, установленными в вершинах базиса (точки / и II). В качестве инструментов применяют теодолиты, мензулы с кипрегелями, секстаны. Положение точки промера определяется пересечением линий положения 1 и 2, нанесенными на план (планшет) под углами аир при точках стоянки инструментов / и II. Этот способ требует, чтобы стоянки I и II инструментов и линия базиса были предварительно нанесены на план (планшет). При применении этого способа можно ограничиться и одним инструментом, если судно, выполняющее промеры, следует по створу. В этом случае измеряется только один угол между базисом и судном. Этот угол дает одну линию положения, а другой является линия створа. На пересечении этих линий и находится определяемая точка.
Способ обратной засечки (рис. 59, б) заключается в том, что с промерного судна одновременно секстанами измеряют два угла а и р между тремя или четырьмя предметами, положение которых известно. В этом случае полояеение определяемой точки находится на пересечении линий положения а, b, с, прокладку которых на планшет осуществляют по измеренным углам a и B.
При этом способе, когда судно движется по створу, также можно ограничиться измерением одного угла между двумя предметами. В этом случае при нанесении точки на планшет вершина угла должна лежать на линии створа. Способ комбинированной засечки представляет собой комбинацию двух вышеописанных способов и особых пояснений не требует.
В последние годы стал применяться весьма высокоточный метод определения места с помощью РНС. Ряд организаций, связанных с работами по производству картографических съемок местности, с исследованиями моря, гидрографическими и строительными работами по прокладке нефтепроводов, высоковольтных линий и т. д. применяют РНС отечественного производства: «По- иск-М» с дальностью действия до 20 км и точностью определения места ±10 ж; «Чайка» с радиусом действия до 50 морских миль и точностью определения ±7 м. Из заграничных наиболее совершенных образцов известны системы РНС: «Авто-Фикс» (Япония), радиус действия до 40 км, точность определения ±3 м; «Хай- Фикс» (Англия), радиус действия до 100 морских миль, точность определения ±0,75 м; «Си-Фикс» (Англия), радиус действия до 20 морских миль, точность определения ± 1 м.
Вышеперечисленные РНС (кроме «Си-Фикс») громоздки, их станции требуют специального обслуживания; устанавливают их на берегу (или в море на специальных буях), и затраты на обслуживание велики. РНС «Си-Фикс» свободна от вышеперечисленных недостатков, она легка и портативна (построена на полупроводниках), транспортабельна, не требует берегового обслуживания, работает автоматически и дает точность, вполне удовлетворяющую промерные и дноуглубительные работы. Она состоит из трех станций: одной ведущей и двух ведомых. Имеет радиолаг для одного судна и фазовый зонд, который может обслуживать неограниченное число судов при наличии на них приемоиндикатора. Ведущую и ведомые станции устанавливают на берегу в специальных контейнерах (или в море на буях) и каждая состоит из трех основных узлов: блока управления, передатчика и антенны. Судовой комплект станции состоит из приемоиндикатора, путепрокладчика и антенны.
Принцип действия РНС заключается в следующем: ведущая и две ведомые станции, установленные на расстояниях 20—30 миль друг от друга, непрерывно излучают в эфир радиосигналы, которые принимаются приемоиндикатором на судне. С помощью фазового метода определения расстояний и гиперболической сетки, нанесенной на планшет путепрокладчика, на судне автоматически определяют и прокладывают на планшете место судна в каждый данный момент. РНС требует с начала ее работы точной привязки к одному опорному пункту (обычно вехе), координаты которого точно известны и нанесены на планшет. Определение места судна (места промерной точки) с помощью РНС — способ сравнительно новый, только развивающийся, и, несомненно, он имеет большое будущее, так как пока что только этот способ
удовлетворяет нормативной точности промера и чистоте выработки бровок при производстве дноуглубительных работ.
В практике выполнения промерных работ наибольшее распространение получил метод обратной засечки (по двум углам) определения положения места. Для облегчения и ускорения нанесения измеренной точки Р на планшет служит гониометрическая сетка. Она представляет собой две системы или более линий равных углов, пересекающихся между собой. Этими линиями являются вмещающие окружности (рис. 60), опирающиеся на опорные пункты А, В и В, С и проведенные из центров, лежащих на перпендикулярах М>М1 и М2М2, проходящих через середины хорд АВ и ВС.
Линии соседних дуг в каждой системе проходят через одинаковые угловые интервалы, зависящие от масштаба планшета, на который нанесена сетка. Положение точки Р на планшете с гониометрической сеткой весьма легко находится на пересечении двух дуг, оцифровка которых равна соответственно двум углам, измеренным секстанами в момент измерения глубины в определяемой точке.
§ 70. Способы производства промера
Промер прибрежных участков моря выполняют с целью наблюдения за состоянием глубин на каналах, фарватерах, акваториях портов и свалках грунта, а также с целью систематического контроля за достижением проектного габарита черпания при производстве дноуглубительных работ. В соответствии с этими задачами промер делится на три вида: приемо-сдаточный, подробный и контрольный.
Приемо-сдаточный промер производят на объектах дноуглубления для определения достигнутого габарита черпания и объемов
вынутого и удаленного грунта. Он состоит из предварительного промера до черпания и исполнительного — после черпания. Этот вид промера выполняют поперечными профилями для планов в масштабе 1: 500, 1: 1000 или 1:2000 в зависимости от размера и значимости промеряемого объекта.
Подробный промер производят с целью выявления состояния глубин на судоходных участках морских путей. Результаты этого промера используют для информации мореплавателей о состоянии глубин на подходах к порту и в порту, для планирования дноуглубительных работ и определения степени заносимости каналов и акваторий. Подробный промер также выполняют поперечными профилями (галсами) для планов каналов и акваторий в масштабе 1: 1000 и 1: 2000, а для рейдов и свалок грунта — в масштабе 1:5000.
Контрольный промер выполняют для получения оперативного обзора изменения глубин на лимитирующих судоходных участках пути. В отличие от приемо-сдаточного и подробного контрольный промер выполняют по продольному профилю, расположенному на оси канала (фарватера). Его производят в более мелком масштабе 1: 5000 или 1: 10 000. Контрольный промер часто делают и по поперечным, но разреженным профилям через 100, 200 или 500 м в более крупном масштабе 1:2000.
Подробность промера характеризуется расстоянием между профилями (галсами) и расстоянием между промерными точками на профиле. Выбор элементов подробности промера производят в зависимости от значимости объекта, вида и способа промера с расчетом получения полной картины изменения рельефа дна.
В зависимости от способа планового определения точек измеренных глубин способы промера подразделяются: по створу и засечкам с моря; по створу и засечкам с берега; по тросу; со льда; по секущим створам; с буксируемым мерным отрезком. Весьма ответственной работой при производстве промеров является разбивка промерных профилей (галсов) и привязка их к опорной сети. Типовыми, наиболее часто применяемыми, способами разбивки и привязки профилей являются: по ведущему створу и засечке с моря; по береговой магистрали; по тросу; по секущим створам. Наиболее простым способом промера является промер с засечкой промерных точек с берега. Этот способ, как и всякий другой, требует создания планового и высотного рабочего обоснования. Создание планового обоснования заключается в том, что необходимо теодолитным ходом (способом, известным из курса геодезии) привязать к опорному пункту стоянку инструмента (станцию) и разбиваемую на берегу магистраль или систему створов, выставляемых временно на берегу, показывающих положение промерных профилей. Высотное обоснование промера заключается в организации систематических уровенных наблюдений на уровен- ном посту или в установке временной водомерной рейки в районе промера и нивелировании ее нуля, т. е. привязке его к ближайшему реперу или к нулю контрольной рейки.
Указанны?! способ промера выполняется в следующей последовательности. Когда теодолитным ходом закреплена стоянка инструмета О (рис. 61, а), приступают к разбивке магистрали и установке створов. Береговую магистраль разбивают в виде прямой, если позволяют очертания берега, или ломаной линии, соответственно его изгибам. Углы перелома магистрали измеряют 30-секундным теодолитом одним полуприемом. Расстояния по магистрали между точками 0, 1, 2, 3 и т. д. измеряют мерной лентой, стальным тросиком или дальномером с относительной ошибкой не ниже 1: 1000. Разбивку створов, закрепляющих на
местности направление промерных профилей, производят по пикетам 1, 2, 3 и 4 магистрали с помощью теодолита, секстана или гониометра, которыми отбивается угол 90° к магистрали, и мерной лентой, которой измеряют расстояния между колышками. После разбивки участка на места колышков устанавливают створные вехи. При разбивке рабочего обоснования необходимо учитывать: разнос створных вех по линии створа, должен быть не менее с1 — 0,04Д', где Д'—расстояние от передней створной вехи до начала профиля (галса);