double arrow

Открытые и закрытые (шлюзованные), открытые неогражденные и огражденные каналы 5 страница



Метод полигонометрии преследует те же цели, что и метод триангуляции. Полигонометрией называют геодезические работы по вытянутому ходу с точным измерением линий и углов этого хо­да и с закреплением поворотных пунктов на земле.

Основные геодезические работы (триангуляция и полигонометрия) выполняют весьма точными методами, степень точности кото­рых изменяют применительно к поставленной задаче. Поэтому триангуляцию и полигонометрию и их сети подразделяют на клас­сы по точности. Сети существующие и вновь создаваемые могут быть 1-го, 2-го, 3-го и 4-го классов, которые различаются между собой точностью измерений углов и расстояний, длиной сторон сети и последовательностью их развития.

Сеть 1-го класса используют для высокоточных геодезических работ. Сети 2-го класса заполняют полигоны, образованные звеньями триангуляции или полигонометрии 1-го класса. Их строят в виде сплошных сетей триангуляции или звеньями поли­гонометрии. Они являются основными сетями рабочего обоснова­ния для всех геодезических работ.

Сети 3-го и 4-го классов создают установкой пунктов между пунктами сети высших (1-го и 2-го) классов. Длина сторон в три­ангуляции 3-го класса 5—8 км, а в триангуляции 4-го класса — 2—5 км. Сеть 3-го и 4-го классов можно создать такяее и методом





полигонометрии, прокладываемой между пунктами высшего класса. Длина сторон полигонометрии 3-го класса — 3 км, а 4-го класса — 2 км.

В узлах фигур триангуляции, в стыках звеньев триангуляции или полигонометрии сетей всех классов устанавливают специаль­ные пункты геодезических сетей, в качестве которых применяют знаки трех основных типов: пирамиды (рис. 55, а), простые сиг­налы (рис. 55,6), сложные сигналы. Их основное различие между собой, не считая конструктивных форм, заключается в высоте. Пирамиды строят, когда инструмент достаточно поднять на вы­соту до 3 м, простые сигналы — от 4 до 10 м, а сложные — от 11 до 40 м. Материал постройки этих знаков — дерево и металл. Для закрепления на местности пунктов геодезической сети под

этими знаками закладывают подземные сооружения — центры геодезических знаков, изготовляемые обычно из бетона и метал­ла. Заложенные центры должны долго сохраняться и не менять своего положения. Наружные геодезические знаки (пирамиды и сигналы) должны иметь столики для установки инструмента. Все геодезические знаки обычно имеют наименования, одинаковые с близко расположенным населенным пунктом.



При производстве промера довольно часто бывает недостаточ­но существующих знаков государственной геодезической сети. В этом случае для привязки промера требуется создавать рабочее обоснование промера. В качестве пунктов рабочего обоснования промера следует широко использовать искусственные сооружения и естественные ориентиры (мачты, обелиски, трубы заводов, во­донапорные башни и т. д.), хорошо видные и отличные на фоне окружающей местности. Когда таких ориентиров недостаточно, следует производить установку временных знаков любого типа (деревянные вехи, пирамиды, каменные туры и др.). Под времен­ными знаками необходимо закладывать центры. Когда под искус­ственными сооружениями рабочего обоснования заложить центры нельзя, то выносные центры не закладывают, а место установки инструмента при определении координат этих знаков исправляют введением поправок, которые называются центрировками и редук­циями.

Определение пунктов рабочего обоснования производят разви­тием: а) аналитических сетей; б) съемочных сетей.

Для развития аналитических сетей рабочего обоснования ис­ходными пунктами служат пункты государственной геодезической сети любого класса. Аналитические сети развивают методом три­ангуляции и полигонометрии. Средняя квадратнческая ошибка при определении координат таких пунктов не должна превышать ±2 м, а ошибка дирекцйонного угла сети доляша быть не более ±1. Определение пунктов рабочего обоснования прямыми засеч­ками следует производить не менее чем с 3-х пунктов, а обратными засечками — не менее чем по 4-м пунктам. Углы в треуголь­никах сетей должны быть не менее 15°, а стороны—леясать в пре­делах 1,5—6 км. При определении пунктов прямыми или комби­нированными засечками длины сторон не должны быть более 6 км, а углы между смежными направлениями при определяемом пункте —в пределах 20—160°. При. определении обратной засеч­кой пункты рабочего обоснования должны располагаться так, что­бы углы пересечения линий положения были не менее 30° и не более 150°.

Полигонометрические ходы разрешается прокладывать между пунктами геодезических сетей и пунктами рабочего обоснования, определенными из сплошных треугольников. Полигонометрические ходы могут быть:

разомкнутые, проложенные между двумя пунктами;

замкнутые, начинающиеся и оканчивающиеся на одном и том же пункте;

в виде системы ходов с одной или несколькими узловыми точ­ками, опирающимися на два или несколько исходных пунктов. Линии хода должны иметь длину не менее 200 м.

Пункты съемочных сетей рабочего обоснования определяют аналитически прямыми, обратными и комбинированными засеч­ками, проложением теодолитных ходов, а также графическим спо­собом. Удаление пунктов съемочных сетей от пунктов геодезиче­ских сетей или аналитических сетей рабочего обоснования допу­скается не более 3 км.

Определение пунктов съемочных сетей должно производиться обязательно с контролем, т. е. иметь избыточные измерения. Рас­хождение координат, полученных по различным комбинациям ис­ходных пунктов, не должно превышать 0,2 мм в масштабе отчет­ного планшета промера.

При проложении теодолитных ходов абсолютные линейные не­вязки хода должны быть:


Длины сторон ходов определяют стальными мерными лентами или оптическими дальномерами дважды, т. е. в прямом и обрат­ном направлениях.

Графическое определение пунктов рабочего обоснования вы­полняют с помощью мензулы и кипрегеля способом, известным из курса геодезии.

Иногда бывает необходимым развивать опорную сеть рабоче­го обоснования на воде для привязки промерных галсов. В каче­стве пунктов рабочего обоснования на воде применяют буй или веху с укороченным буйрепом или забивные вехи и пирамиды. Та­кие пункты вблизи берега определяют многократной прямой или обратной засечками по пунктам геодезической сети, пунктам ана­литических или съемочных сетей рабочего обоснования. При боль­шом удалении от берега или при отсутствии достаточного коли­чества опорных пунктов координаты пунктов рабочего обоснования на воде определяют с помощью высокоточных радионавига­ционных систем путем измерения расстояний до пунктов, коорди­наты которых известны. Вся сеть опорных пунктов на воде долж­на быть надежно привязана к геодезической сети или проложена на планшете.

§ 67. Высотное обоснование промера

Всякий промер водной поверхности, кроме горизонтальной привязки в плане к определенным точкам земной поверхности, должен быть привязан по вертикали к уровенной поверхности. Уровенной поверхностью называется такая поверхность, касатель-

ные к которой перпендикулярны направлению силы тяжести. Для небольшого участка водной поверхности, которой является акватория порта, канала и прилежащие к ним воды, уровенную поверхность можно заменить горизонтальной плоскостью, т. е. продолжение ординат точек промера считать не сходящимися в центре земли, а параллельными друг другу. Этот условный прием практически не ухудшает точность промера, но значительно упро­щает дело.

В нашей стране, омываемой несколькими морями и океанами и имеющей большие площади внутренних морей и рек, основной уровенной поверхностью считается поверхность воды в Финском заливе Балтийского моря. В Кронштадте имеется футшток, на ко­тором из многолетних наблюдений намечен уровень воды в спо­койном состоянии, и здесь установлен нуль Кронштадтского фут­штока, от которого идет счет высот по всему Советскому Союзу. Нуль Кронштадтского футштока иногда называют нулем бывше­го Главного штаба (нулем БГШ). Система, в которой нулем вы­сот служит нуль Кронштадтского футштока, называется Балтий­ской.

Для производства нивелирных, в том числе промерных, работ в любом районе СССР необходимо иметь исходные точки, от ко­торых следует вести отсчет высот. Такими исходными точками служат реперы и марки, имеющие абсолютные отметки от нуля Кронштадтского футштока, расположенные по всей территории СССР и образующие опорные высотные сети 4-х классов. Ниве­лирование 1-го класса является высокоточным и принадлежит к числу точнейших геодезических работ. Линии нивелирования 1-го класса прокладывают так, чтобы они образовывали сеть полиго­нов по особой схеме для СССР. Высоты, полученные нивелирова­нием 1-го класса, являются исходными для всех нивелировок 2-го, 3-го и 4-го классов. Нивелирование 2-го класса опирается на пункты нивелирования 1-го класса и служит основой нивелирной сети 3-го и 4-го классов. Нивелирование 3-го и 4-го классов служит для определения высот точек на земной поверхности, в том числе для промерных работ. Нивелирные ходы 3-го класса про­кладывают между пунктами 1-го и 2-го классов длиной не более 200 км, ходы 4-го класса прокладывают между пунктами нивели­рования 1-го, 2-го и 3-го классов длиной не более 100 км.

Опорными пунктами для закрепления на месте нивелирных и промерных работ служат реперы и марки. Репером называется сооружение (знак), предназначенное для обозначения закреплен­ной точки и сохраняющее неизменно долгое время свою высоту (отметку). По степени важности и способности долго сохранять неизменной свою отметку реперы делятся на вековые и фунда­ментальные. Вековые реперы устанавливают по особой схеме и они имеют прочную конструкцию, рассчитанную на полную незыб­лемость от явлений, происходящих в верхних слоях Земли (зем­летрясения, оползни, глубина промерзания и т. д.), от внешних температурных и атмосферных воздействий. Фундаментальные

реперы должны обеспечивать сохранность пунктов нивелирования 1-го и 2-го классов. При сооружении фундаментальных реперов (их ставят через 100—200 км) особое внимание обращают на ограждение их от внешних воздействий. На них помещается над­пись «Ф.Р.», порядковый номер и год закладки. Рядом с ним за­кладывают рядовой репер.

Рядовые постоянные знаки могут быть в виде:

скальных реперов, т. е. в виде стенных марок, закладываемых в скалу;

стенных марок и реперов, заделываемых в стену прочных ка­менных и железобетонных сооружений и зданий на прочном фун­даменте;

грунтовых реперов, закладываемых в грунт на глубину в зави­симости от грунтовых условий.

Эти знаки обычно обслуживают нивелирование как 1-го и 2-го, так и 3-го и 4-го классов. Стенные марки устанавливают возмож­но чаще, через 6—10 км.

Уровни воды непрерывно изменяются, следовательно, изменя­ются глубины на каналах, акваториях, фарватерах. Для обеспе­чения безаварийного судоходства и для промерных работ органи­зовано регулярное наблюдение за изменением уровня с помощью постоянных или временных уровенных постов. В качестве посто­янных уровенных постов служат станции Гидрометеорологической службы СССР, уровенные посты управлений морских путей ММФ и посты, обеспечивающие деятельность водного хозяйства Мини­стерства речного флота РСФСР (МРФ), а также уровенные посты дноуглубительных организаций Министерства транспортного строительства. На этих постах организовано круглосуточное на­блюдение за изменением уровня. Временные посты, устанавливае­мые на период производства промерных и дноуглубительных работ, служат только для приведения измеренных глубин к условному отсчетному уровню в пределах зоны действия этих постов. Коли­чество уровенных постов зависит от гидрометеорологических осо­бенностей района промера. Обычно для промера акваторий пор­тов, расположенных на открытом побережье, достаточно одного поста. Для промера акваторий устьевых портов требуется не ме­нее двух постов, расположенных в самом порту и в устье реки. Для промера каналов необходимо большее количество уровенных постов, расположенных не реже чем через 10—15 км по всей дли­не канала.

В качестве приборов, регистрирующих изменение уровня, ис­пользуются: водомерные рейки, автоматические радиорейки и самопишущие приборы (лимниграфы на реках и мареографы на морях). Водомерная рейка вертикального типа (рис. 56), приме­няемая для морских условий, обычно деревянная, шириной 12 см, толщиной 2—4 см и длиной в зависимости от амплитуды колеба­ний уровня в районе установки (низ рейки не должен обнажаться при самых низких горизонтах воды, а верх — не погружаться под уровень при самых высоких горизонтах воды). Вся рейка по

длине разбита на дециметровые деления, которые через одно де­ление в шахматном порядке, в свою очередь, разбивают на пять делений по 2 см каждое. Двухсантиметровые деления окрашивают попеременно в белый и черный цвет.

Свободные дециметровые деления окрашивают в белый цвет и там же наносят черным цветом цифры дециметровых делений.

Рейки, радиорейки и мареографы устанавливают в защищенных от волнения местах, где колебания воды свободны от местных искажений, обеспечена сохран­ность приборов и удобен подход к ним для снятия от­счетов.

Нуль уровенного поста привязывают нивелировани­ем к условному отсчетному уровню. Условным отсчетным уровнем в безливных морях является нуль глубин, т. е. средний многолетний уровень данного моря. Для морей, подверженных действию приливно-отливных яв­лений, условным отсчетным уровнем является теорети­ческий нуль глубин (ТНГ), т. е. наинизший уровень мо­ря, наблюдаемый в сизигийный отлив.

В практике эксплуатации акваторий портов и кана­лов встречается также термин «нуль порта». Нуль пор­та — это уровень моря в районе данного порта с обес­печенностью 92—99 %.

Нуль порта также привязывают к нулю глубин или ТНГ.

Глава XXII ПРОМЕР ГЛУБИН ПРИБРЕЖНЫХ УЧАСТКОВ

§ 68. Измерение глубин

Промер прибрежных участков моря выполняют эхолотом, на­меткой, ручным лотом или рыбалотом. Применение указанных приборов диктуется условиями промера. Основным прибором яв­ляется эхолот с самописцем, который обеспечивает непрерывную запись профиля дна и отсчет глубин.

Применение других приборов допускается только при отсут­ствии эхолота или при условиях, когда применение эхолота менее эффективно или невозможно:

а) при промере со льда;

б) при промере у гидротехнических сооружений в небольших гаванях или узкостях;

в) при промере мелководных участков с глубиной менее 1 м\

г) при наличии в воде воздушных пузырьков и водорослей, искажающих запись эхолота;

д) при малом объеме промерных работ.

Независимо от способа промера и его подробности глубина должна быть измерена:

Глубина, м Точность, см

До 5......................................................................... ±5

5—10....................................................................... ±10

Свыше 10................................................................ ±20

Исключение составляет промер искусственных прорезей (кана­лов, котлованов, траншей) и акваторий портов, где измерение глу­бин более 10 м выполняют с точностью ±10 см. Измерение глубин производят с катера или моторной шлюпки, приспособленных для установки эхолота и удобных для промера наметкой, ручным ло­том или рыбалотом.

Шлюпочный эхолот — это специальный прибор для измерения сравнительно небольших глубин (0,5—60 м), принцип действия

которого основан на исполь­зовании скорости распростра­нения ультразвукового им­пульса в воде. Скорость рас­пространения звука в воде в зависимости от ее температу­ры и солености колеблется от 1400 до 1530 м/сек. Специаль­ным излучателем (рис. 57) ультразвуковых импульсов (вибратором) в направлении дна посылается звуковой импульс, который отражается от дна и воспринимается приемником. Решающее устройство эхолота, учитывая скорость распространения звука в воде и время, затра­ченное на двойной пробег ультразвукового импульса от эхолота до дна и обратно, а также вводя поправку на заглубление виб­ратора и приемника эхолота под уровень воды, вычисляет глубину по формуле


и записывает ее на эхограмме (батиграмме), непрерывно рисуя профиль дна.

Наметка (рис. 58, а) — это шест из бамбука или еловой жер­ди длиной 6—7 м и диаметром 4—5 см. На ее нижний конец на­дет металлический плоский поддон диаметром до 20 см, который препятствует погружению наметки в илистый грунт. Наметка от нижней плоскости поддона при помощи стальной рулетки разби­та на дециметровые деления. Каждое деление окрашивают попе­ременно в черный и белый цвета и оцифровывают. Деления, обо­значающие метры, окрашивают в красный цвет. Наметкой выпол­няют промер глубин до 5—6 м с точностью до 5 см.

Ручной лот (рис. 58, б) представляет собой стальной цилиндри­ческий груз весом 4—6 кг с круглым поддоном диаметром 10— 15 см. К ушку груза крепят стальной тросик (лотлинь) диамет

ром 3—5 мм и длиной до 20 м. Лотлинь маркируют стальной мер­ной лентой или рулеткой через каждые 10 см, начиная от нижней плоскости поддона. На каждом делении ставят марки из медной проволоки, вплетаемой в трос или припаеваемой к нему. Деци­метровые марки обозначают проволочными витками длиной 5 мм, метровые—10 мм, пятиметровые — 20 мм. Ручным лотом измеря­ют глубины от 5 до 20 м.

Рыбалот (рис. 58, в) состоит из чугунного или свинцового гру­за весом 15—30 кг рыбообразной формы с хвостовиком из листо­вого железа. Стальной лотлинь диаметром 2—3 мм крепят к от­верстию в хвостовике, а для придания грузу горизонтального


положения дополнительно соединяют со средней частью груза менее прочным шпрюйтом. Назначение шпрюйта — обрываться при задеве за посторонний предмет или неровности дна и сохра­нять груз рыбалота от потери. Лотлинь намотан на вьюшку, с которой соединен блок-счетчик, служащий для отсчета вытрав­ленного лотлиня. Угол отклонения лотлиня от вертикали измеря­ется с помощью угломерной вилки (на корме) или угломера (на борту). Измеряемую глубину вычисляют по формуле

Отличие рыбалота от лота заключается в том, что рыбалот после измерения глубины не выбирают из воды, а только припод

нимают и буксируют под водой. Вследствие этого лотлинь от­клоняется от вертикали, что должно учитываться при измерении глубин вводом поправки. Рыбалотом измеряют участки с твердым дном.

§ 69. Способы определения места

Для нанесения на план или планшет точек измеренных глубин необходимо определить положение этих точек на местности от­носительно других, положение которых известно, или, другими словами, осуществить привязку точек измеренных глубин. Суще­ствует несколько способов определения места: прямой засечкой; обратной засечкой; комбинированной засечкой; применением ра­дионавигационных систем (РНС). Способ прямой засечки (рис. 59, а) состоит в том, что промерное судно (точку промера


Р) засекают двумя инструментами с берега, установленными в вершинах базиса (точки / и II). В качестве инструментов применяют теодолиты, мензулы с кипрегелями, секстаны. Положе­ние точки промера определяется пересечением линий положения 1 и 2, нанесенными на план (планшет) под углами аир при точ­ках стоянки инструментов / и II. Этот способ требует, чтобы сто­янки I и II инструментов и линия базиса были предварительно нанесены на план (планшет). При применении этого способа мож­но ограничиться и одним инструментом, если судно, выполняющее промеры, следует по створу. В этом случае измеряется только один угол между базисом и судном. Этот угол дает одну линию положения, а другой является линия створа. На пересечении этих линий и находится определяемая точка.

Способ обратной засечки (рис. 59, б) заключается в том, что с промерного судна одновременно секстанами измеряют два уг­ла а и р между тремя или четырьмя предметами, положение ко­торых известно. В этом случае полояеение определяемой точки находится на пересечении линий положения а, b, с, прокладку которых на планшет осуществляют по измеренным углам a и B.

При этом способе, когда судно движется по створу, также можно ограничиться измерением одного угла между двумя предметами. В этом случае при нанесении точки на планшет вершина угла должна лежать на линии створа. Способ комбинированной засеч­ки представляет собой комбинацию двух вышеописанных спосо­бов и особых пояснений не требует.

В последние годы стал применяться весьма высокоточный ме­тод определения места с помощью РНС. Ряд организаций, свя­занных с работами по производству картографических съемок местности, с исследованиями моря, гидрографическими и строи­тельными работами по прокладке нефтепроводов, высоковольтных линий и т. д. применяют РНС отечественного производства: «По- иск-М» с дальностью действия до 20 км и точностью определения места ±10 ж; «Чайка» с радиусом действия до 50 морских миль и точностью определения ±7 м. Из заграничных наиболее совер­шенных образцов известны системы РНС: «Авто-Фикс» (Япония), радиус действия до 40 км, точность определения ±3 м; «Хай- Фикс» (Англия), радиус действия до 100 морских миль, точность определения ±0,75 м; «Си-Фикс» (Англия), радиус действия до 20 морских миль, точность определения ± 1 м.

Вышеперечисленные РНС (кроме «Си-Фикс») громоздки, их станции требуют специального обслуживания; устанавливают их на берегу (или в море на специальных буях), и затраты на обслу­живание велики. РНС «Си-Фикс» свободна от вышеперечисленных недостатков, она легка и портативна (построена на полупроводни­ках), транспортабельна, не требует берегового обслуживания, ра­ботает автоматически и дает точность, вполне удовлетворяющую промерные и дноуглубительные работы. Она состоит из трех стан­ций: одной ведущей и двух ведомых. Имеет радиолаг для одного судна и фазовый зонд, который может обслуживать неограничен­ное число судов при наличии на них приемоиндикатора. Ведущую и ведомые станции устанавливают на берегу в специальных контей­нерах (или в море на буях) и каждая состоит из трех основных узлов: блока управления, передатчика и антенны. Судовой ком­плект станции состоит из приемоиндикатора, путепрокладчика и антенны.

Принцип действия РНС заключается в следующем: ведущая и две ведомые станции, установленные на расстояниях 20—30 миль друг от друга, непрерывно излучают в эфир радиосигналы, которые принимаются приемоиндикатором на судне. С помощью фазового метода определения расстояний и гиперболической сетки, нане­сенной на планшет путепрокладчика, на судне автоматически определяют и прокладывают на планшете место судна в каждый данный момент. РНС требует с начала ее работы точной при­вязки к одному опорному пункту (обычно вехе), координаты которого точно известны и нанесены на планшет. Определение места судна (места промерной точки) с помощью РНС — способ сравнительно новый, только развивающийся, и, несомненно, он имеет большое будущее, так как пока что только этот способ

удовлетворяет нормативной точности промера и чистоте выработки бровок при производстве дноуглубительных работ.

В практике выполнения промерных работ наибольшее распро­странение получил метод обратной засечки (по двум углам) опре­деления положения места. Для облегчения и ускорения нанесения измеренной точки Р на планшет служит гониометрическая сетка. Она представляет собой две системы или более линий равных уг­лов, пересекающихся между собой. Этими линиями являются вме­щающие окружности (рис. 60), опирающиеся на опорные пункты А, В и В, С и проведенные из центров, лежащих на перпендику­лярах М>М1 и М2М2, проходящих через середины хорд АВ и ВС.


Линии соседних дуг в каждой системе проходят через одинаковые угловые интервалы, зависящие от масштаба планшета, на кото­рый нанесена сетка. Положение точки Р на планшете с гониомет­рической сеткой весьма легко находится на пересечении двух дуг, оцифровка которых равна соответственно двум углам, измерен­ным секстанами в момент измерения глубины в определяемой точке.

§ 70.Способы производства промера

Промер прибрежных участков моря выполняют с целью наблю­дения за состоянием глубин на каналах, фарватерах, акваториях портов и свалках грунта, а также с целью систематического конт­роля за достижением проектного габарита черпания при производ­стве дноуглубительных работ. В соответствии с этими задачами промер делится на три вида: приемо-сдаточный, подробный и контрольный.

Приемо-сдаточный промер производят на объектах дноуглуб­ления для определения достигнутого габарита черпания и объемов

вынутого и удаленного грунта. Он состоит из предварительного промера до черпания и исполнительного — после черпания. Этот вид промера выполняют поперечными профилями для планов в масштабе 1 : 500, 1 : 1000 или 1 :2000 в зависимости от размера и значимости промеряемого объекта.

Подробный промер производят с целью выявления состояния глубин на судоходных участках морских путей. Результаты этого промера используют для информации мореплавателей о состоянии глубин на подходах к порту и в порту, для планирования дноуг­лубительных работ и определения степени заносимости каналов и акваторий. Подробный промер также выполняют поперечными профилями (галсами) для планов каналов и акваторий в масшта­бе 1 : 1000 и 1 : 2000, а для рейдов и свалок грунта — в масштабе 1 :5000.

Контрольный промер выполняют для получения оперативного обзора изменения глубин на лимитирующих судоходных участках пути. В отличие от приемо-сдаточного и подробного контрольный промер выполняют по продольному профилю, расположенному на оси канала (фарватера). Его производят в более мелком масшта­бе 1 : 5000 или 1 : 10 000. Контрольный промер часто делают и по поперечным, но разреженным профилям через 100, 200 или 500 м в более крупном масштабе 1:2000.

Подробность промера характеризуется расстоянием между профилями (галсами) и расстоянием между промерными точками на профиле. Выбор элементов подробности промера производят в зависимости от значимости объекта, вида и способа промера с расчетом получения полной картины изменения рельефа дна.

В зависимости от способа планового определения точек изме­ренных глубин способы промера подразделяются: по створу и засечкам с моря; по створу и засечкам с берега; по тросу; со льда; по секущим створам; с буксируемым мерным отрезком. Весьма ответственной работой при производстве промеров является раз­бивка промерных профилей (галсов) и привязка их к опорной сети. Типовыми, наиболее часто применяемыми, способами раз­бивки и привязки профилей являются: по ведущему створу и засеч­ке с моря; по береговой магистрали; по тросу; по секущим ство­рам. Наиболее простым способом промера является промер с за­сечкой промерных точек с берега. Этот способ, как и всякий другой, требует создания планового и высотного рабочего обос­нования. Создание планового обоснования заключается в том, что необходимо теодолитным ходом (способом, известным из курса геодезии) привязать к опорному пункту стоянку инструмента (станцию) и разбиваемую на берегу магистраль или систему ство­ров, выставляемых временно на берегу, показывающих положение промерных профилей. Высотное обоснование промера заключается в организации систематических уровенных наблюдений на уровен- ном посту или в установке временной водомерной рейки в районе промера и нивелировании ее нуля, т. е. привязке его к ближайше­му реперу или к нулю контрольной рейки.

Указанны?! способ промера выполняется в следующей после­довательности. Когда теодолитным ходом закреплена стоянка инструмета О (рис. 61, а), приступают к разбивке магистрали и установке створов. Береговую магистраль разбивают в виде пря­мой, если позволяют очертания берега, или ломаной линии, со­ответственно его изгибам. Углы перелома магистрали измеряют 30-секундным теодолитом одним полуприемом. Расстояния по магистрали между точками 0, 1, 2, 3 и т. д. измеряют мерной лентой, стальным тросиком или дальномером с относительной ошибкой не ниже 1 : 1000. Разбивку створов, закрепляющих на


местности направление промерных профилей, производят по пи­кетам 1, 2, 3 и 4 магистрали с помощью теодолита, секстана или гониометра, которыми отбивается угол 90° к магистрали, и мерной лентой, которой измеряют расстояния между колышками. После разбивки участка на места колышков устанавливают створные вехи. При разбивке рабочего обоснования необходимо учитывать: разнос створных вех по линии створа, должен быть не менее с1 — 0,04Д', где Д'—расстояние от передней створной вехи до нача­ла профиля (галса);



Сейчас читают про: