со стоянки инструмента (О) должны быть обеспечены обзор всего промеряемого участка и прямая видимость исходного пункта (например, одной из створных вех на магистрали);
углы пересечения линий положения (w), т. е. засечки и створа, должны находиться в пределах 30—150°;
наибольшее удаление последнего промерного профиля по линии магистрали не должно превышать 4 км.
После того как створы поставлены, устанавливают инструмент точно над центром О, ориентируют его на исходный пункт и при
ступают к промеру. Промерная шлюпка выходит на первый створ (Пр. 0), включает эхолот (или готовит лот, наметку) и подает сигнал о готовности к промеру. Получив ответный сигнал о готовности поста (стоянки инструмента) к наблюдению, шлюпка начинает движение по створу, устанавливает постоянную скорость и приступает к промеру. Одновременность промера на шлюпке и засечки этого промера на посту осуществляют либо по радио, либо условной флажной сигнализацией. Начало промера на шлюпке обозначают поднятием флажка. В момент резкого опускания флажка на шлюпке нажимается кнопка эхолота (отмечается точка на эхограмме), а на стоянке берут отсчет угла и делают запись в журнале, если наблюдение ведется в трубу теодолита, или производят засечку первой точки промера на планшете мензулы, если наблюдение ведется в трубу кипрегеля. Далее, через равные интервалы времени заблаговременно рассчитанные, повторяют промер и засечки на всех других точках этого профиля. Закончив промер на первом профиле, переходят на второй, в таком же порядке выполняют промер и засечки всех точек его, переходят на третий и т. д. до окончания последнего профиля на данном участке.
Средние квадратические ошибки планового положения промерных точек в метрах при определении их положения по створу и прямой засечкой рассчитывают по формуле
По полученным данным составляют план промеров, осуществив привязку его к государственной опорной сети в плановом и высотном отношениях.
Описанный способ промера применяют в основном при промере судоходных фарватеров на реках, в речной части каналов, на участках моря вдоль гидротехнических сооружений, на свалках грунта, т. е. на акваториях шириной не более 1,5 км. Более распространенным способом, не требующим наличия береговой бригады с инструментом, однако дающим меньшую точность планового определения, является способ промера по береговым створам с засечками с моря. Этот способ промера, в свою очередь, в зависимости от участка промера, естественных условий, наличия существующих или устанавливаемых временных створов, а также
от наличия промерного оборудования, может видоизменяться на промер:
по установленным на берегу временным створам, закрепляющим на местности положение профилей, отличающимся от ранее описанного только тем, что положение каждой промерной точки определяют по углу между двумя предметами обратной засечкой (рис. 61,6);
по ведущему створу, расположенному на оси канала (фарватера), которым осуществляют промер по продольному профилю. Положение точек промера определяют по углу обратной засечкой и по створу. Если этим способом необходимо сделать промер по поперечным профилям, то пикет профиля определяют по углу обратной засечкой и створу, а положение точек на профиле-по двум углам обратной засечкой;
по ведущему створу с применением троса. Пикет профиля определяют по створу и углу обратной засечкой, а положение точек на профиле — по маркам троса, растянутого перпендикулярно ведущему створу.
Место пикета промерного профиля определяют и закрепляют следующим образом. Выполняющая работу промерная партия должна иметь предварительно составленную таблицу углов, содержащую углы пикетов на оси створа между направлением на опорный пункт и направлением ведущего створа. Опорные пункты выбирают из числа близкорасположенных приметных пунктов (обелиски, мачты, трубы и др.) с известными координатами, хорошо видимыми с моря. Угол между пунктом и створом на пикете должен быть не менее 30 и не более 120° и должен быстро меняться от пикета к пикету. Углы вычисляют аналитически по координатам опорных пунктов и створных знаков или непосредственно измеряют теодолитом при промере со льда. Разбивку пикетажа выполняют в следующей последовательности. Промерная шлюпка ложится на створ и устанавливает равномерный ход. Наблюдатель устанавливает на секстане значение угла нужного пикета. Второй наблюдатель готовит буек с буйрепом, несколько большим, чем глубина на оси канала. Наблюдатель через трубу секстана следит за прямовидимым предметом и его отражением в зеркале. В момент их схождения он дает команду на выброс буйка. Шлюпка следует далее по створу, наблюдатель устанавливает на секстане значение следующего угла и таким образом продолжает разбивку пикетажа до конца участка. Теперь, когда положение всех пикетов закреплено буйками, приступают непосредственно к промеру глубин на профиле. Вторую шлюпку устанавливают на якорь на месте первого буйка и под углом 90° к створу дают направление первой шлюпке с эхолотом. О первой шлюпки, двигающейся равномерно в заданном направлении, через равные интервалы времени, одновременно измеряют секстаном углы между соответствующими опорными пунктами и в момент их измерения делают отметки на эхограмме. Наблюдаемые углы записывают в журнал. Прокладку углов на планшет, т. е. нанесение промерных
точек, производят либо протрактором, либо по гониометрической сетке.
Если промерная партия оснащена только лотом (наметкой) и промерным тросом, то первая шлюпка под углом 90° к створу растягивает трос, следуя указаниям второй шлюпки, стоящей на якоре на месте буйка. Затем трос обтягивают, находят марку на тросе, которая лежит строго на створе, и от нее делают промер лотом по соответствующим маркам сначала в одну сторону от оси, затем в другую. Измеренные глубины записывают в промерный журнал установленного образца.
Глава XXIII ПРОМЕР АКВАТОРИЙ ПОРТОВ И МОРСКИХ КАНАЛОВ
§ 71. Промер акваторий портов
Промер портовых акваторий выполняют с большей подробностью, чем каналов и открытых прибрежных участков, применяя для этой цели три вида промеров: приемо-сдаточный — для организации дноуглубительных работ; подробный-—для информации мореплавателей о состоянии глубин в порту; контрольный — для выявления общей картины о глубинах и обмелевших участках. В соответствии с видом промера намечают и масштаб отчетного планшета или плана: для приемо-сдаточного— 1:500 и 1:1000; для подробного — 1: 1000 и 1:2000; для контрольного— 1: 1000 и 1:2000, но с разреженными профилями. Промер акваторий всегда выполняют по поперечным профилям. Имея в виду, что подробность промера зависит от густоты промерных точек и что подробность промеров у причалов должна быть выше, назначают следующие расстояния между профилями и точками:
при приемо-сдаточных и подробных промерах у причалов расстояния между профилями назначают через 10 или 20 м. Промерные точки на профилях располагают, считая от линии кордона, в следующей последовательности:
При наличии на профиле откоса искусственной выемки или других сложностей рельефа дна промерные точки сгущают до 2,5 м независимо от расстояния от кордона;
при приемо-сдаточном и подробном промере гаваней, ковшов, аванпортов и районов у внешних оградительных сооружений расстояния между профилями назначают через 20 или 50 м, в зависимости от сложности рельефа дна. Точки на профилях располагают через 10 м, в местах со сложным рельефом дна и на участках дноуглубления — уменьшают до 5 или 2,5.и;
при выполнении контрольного промера у причальных сооружений расстояния между профилями назначают через 20 или 40 м, а промерные точки в два раза реже, чем при подробном, но не реже 10 м.
При промере других районов внутренних акваторий расстояния между профилями устанавливают через 50 или 100 ж с интервалами между точками 5 и 10 м. Промер акваторий всегда начинают с подготовительных мероприятий, основным из которых является заблаговременная подготовка схемы разбивки и закрепления на местности профилей. Схему составляют в масштабе 1: 2000, и она должна содержать следующие сведения:
положение магистрали с привязкой ее нуля и точек излома к государственной геодезической сети или к аналитической сети рабочего обоснования промера;
нумерацию профилей и расстояния между ними; направления профилей относительно магистрали и длины профилей;
нуль глубин и его привязку к контрольному реперу; положение контрольных и рабочих реек; периодичность подробных и контрольных промеров; нумерацию причалов, названия гаваней, молов, дамб и другие подробности.
Название объекта указывают в заголовке схемы. Наиболее ответственной стадией подготовки схемы является разбивка магистрали и закрепление на местности профилей с учетом их постоянства при последующих промерах. Магистраль разбивают по контуру гидротехнических сооружений. Нуль магистрали, точки поворота и конец определяют как пункты аналитической сети рабочего обоснования или как пункты съемочной сети, как это указано в § 66, и закрепляют центрами. Далее следует приступить к разбивке профилей. За начало разбивки принимают условные точки, расположенные в вершинах углов излома причальной линии, в начале и конце причалов, в головах молов и характерных точках волноломов и дамб. Нулевые и поворотные точки привязывают к магистрали. Общий принцип разбивки профилей таков:
профили всегда разбивают перпендикулярно причальной линии;
профили разбивают через всю гавань перпендикулярно наибольшему прямолинейному причалу;
при пересечении профилей двух причалов, расположенных под углом друг к другу, необходимо обеспечивать некоторое перекрытие. При этом у других причалов, независимо от направления профилей, проходящих через всю гавань, профили прокладывают длиной не менее 30 ж с обязательным обеспечением перекрытия;
у прямолинейных причалов или с незначительным изломом причальной линии разбивку профилей производят от одной условной точки через равные интервалы по всей длине причальной линии, сохраняя нумерацию профилей сквозной. В местах излома причальной линии назначают дополнительные профили, распо
ложенные перпендикулярно линиям смежных причалов и проходящие через точку излома причальной линии;
у причальных сооружений, имеющих резко изломанную конфигурацию, за начальную точку разбивки профилей принимают вершины углов смежных причалов. Счет профилей идет в обе стороны для каждого из смежных причалов самостоятельно. В вершинах углов назначают дополнительные профили;
у пирсов, молов и волноломов профили разбивают со всех сторон.
Рис. 62. Схема разбивки промерных профилей на акватории порта |
Счет профилей идет от углов головы сооружения в каждую сторону самостоятельно. В вершинах углов разбивают дополнительные профили веером под углом 22°,5 друг к другу. На рис. 62 показана схема разбивки профилей с учетом основных принципов, описанных выше. В процессе разбивки магистрали и профилей точки разбивки закрепляют на местности для последующих промеров. Нулевые и поворотные точки магистрали закрепляют центрами, прочно заделываемыми в тело сооружения, а точки положения профилей и их номера обычно закрепляют на вертикальных стенках гидротехнических сооружений путем нанесения полос и номеров масляной краской.
Когда подготовлена схема разбивки профилей, плавсредства и необходимое промерное оборудование, приступают непосредственно к промеру глубин. Наиболее часто применяемые способы промера глубин на акватории: по тросу и со льда. Реже употребляют промер обратной засечкой по двум углам с применением гониометрической сетки или промер по прямым засечкам с берега с применением сетки лучей. Промер глубин по тросу является основным способом промера акваторий, так как обеспечивает повышенную точность плановой привязки глубин к контурам гидротех-
нических сооружений. При промере этим способом требуется следующее оборудование: шлюпка с промерным тросом; шлюпка, приспособленная для промера эхолотом, лотом или наметкой; секстан, эккер или гониометр.
Промер выполняют в следующей последовательности. Якорь троса укрепляют на причале точно против пикета профиля, строго совместив исходную марку на тросе с линией кордона. Техник, став точно на пикет и наблюдая в секстан, эккер или гониометр, направляет шлюпку под углом 90° к причалу, постоянно корректируя направление шлюпки движением поднятой руки или флажком. Когда трос размотан на нужную длину, на шлюпке с промерным тросом отдают якорь и обтягивают трос втугую. Вторая шлюпка подходит к причалу, укрепляет трос в роликах и начинает движение вдоль троса с промером глубин на соответствующих марках. Закончив промер на этом профиле, сбрасывают трос с промерной шлюпки. Тросовая шлюпка поднимает якорь, собирает трос и переходит на следующий пикет для продолжения промера в той же последовательности. Измеренные глубины вписывают в журнал установленного образца. Кроме этого, в журнал на объекте промера записывают номер профиля, дату и время промера. Журнал подписывает руководитель промера и присутствующий на промере представитель порта.
Промер со льда является наиболее точным, но и более трудоемким способом промера. Его применяют в основном для промера акваторий и реже для промера лимитирующих участков канала (фарватера). Промер со льда предпочтительнее выполнять в начале зимы, когда лед уже достаточно окреп, но еще не очень толст. При подготовке к промеру следует достаточно подробно продумать организацию работ и предусмотреть необходимые мероприятия по технике безопасности. Если количество людей достаточно, можно одновременно выполнять несколько параллельных работ: разбивку профилей, точек и бурение лунок; бурение лунок и промер и т. д. Разбивку профилей и точек осуществляют по тросу с привязкой к магистрали точно так же, как и при промере тросом со шлюпок. Бурение лунок производят ручным или механическим ледобуром, а при толщине льда не более 0,4 м — пешней. Измерение глубин выполняют ручным лотом или наметкой. Запись глубин в журнал и организацию уровенных наблюдений выполняют так же, как и при всяком другом способе промера.
После окончания работ на объекте промера исполнителям необходимо произвести полевую обработку промера.
§ 72. Промер морских каналов
Приемо-сдаточный и подробный промер морских каналов осуществляют различными способами, выбор которых диктуется местными условиями и оснащенностью промерных партий промерным оборудованием. Способ промера с определением места точек промера по секущим створам применяют в районах с мало-
развитой береговой или морской сетью опорных пунктов. Сущность способа заключается в том, что параллельно оси канала устанавливают два временных створа, которые будут являться секущими относительно направления промерных профилей (рис. 63). Расстояние между осями этих створов будет являться поперечной расчетной базой для установления места точек промера. Место профиля на оси ведущего навигационного створа канала определяют любым из ранее описанных способов: по углу и створу, по двум углам, по тросу и т. д. Этот способ промера, как, впрочем, и всякий другой, содержит две стадии работ: подготовку участка и производство промера.
Подготовка участка заключается в установке створных вех на берегу или воде. При наличии ведущего навигационного створа разбивку участка для установки створных вех на воде осуществляют следующим образом. На участке канала, где чувствительность ведущего створа не превышает ±3 м, первую промерную шлюпку устанавливают на якорь строго на оси створа. Вторая промерная шлюпка, руководимая сигналами первой, растягивает трос под углом 90° к оси створа. На первой шлюпке, наблюдая в бинокль и сводя створные знаки с одной и другой стороны, точно определяют ось створа и навязывают на тросе в этом месте марку. Затем в обе стороны от этой марки по тросу отбивают одинаковые расстояния, немного превышающие полуширину канала (чтобы веха попала на более мелкое забровочное пространство), и в этих местах устанавливают по одной вехе с каждой стороны канала. Веху в грунт забивают ручной бабой, а для большей устойчивости нижнюю часть ее желательно утяжелить путем обвивки ее куском цепи. Ошибка в точности установки вехи в поперечном направлении не должна превышать трех диаметров шеста вехи. Закончив установку первой пары вех, тросом отбивают рас
стояние 500—1000 м вдоль оси канала и точно таким же способом устанавливают вторую пару вех, а затем через 500—1000 м и третью. Третья пара вех необходима для предупреждения срыва промера, если одна из трех вех, обозначающих линию секущего створа, по какой-либо причине будет утеряна (сбита, повалена волной, наклонена и т. д.). Расстояние между секущими створами 2L является расчетной базой для разбивки точек промера на эхограмме эхолота.
При отсутствии ведущего створа вначале выставляют три вехи одного створа с одной стороны канала, а затем по тросу под прямым углом к линии этого створа на расстоянии 2L выставляют три вехи другого створа. Разбивку на местности направления первого створа выполняют одним из двух способов:
по углам, снятым с планшета, при наличии опорной сети;
по фактическому направлению бровок канала при отсутствии опорной сети.
В первом случае с планшета снимают углы положения первой вехи и направления оси створа. На местности двумя секстанами находят точку, устанавливают веху, отбивают направление оси створа и устанавливают вторую и третью вехи.
Во втором случае лотом или наметкой нащупывают бровку канала и устанавливают ряд буйков на расстоянии 300—400 м друг от друга. Этот ряд буйков обозначит направление первого створа. По этому направлению и выставляют три вехи.
Положение пикета промерного профиля определяют одним из способов:
по углу между опорным пунктом и створом. Угол снимают с планшета протрактором или выбирают из заранее составленной таблицы углов;
по буйкам, выставленным на пикетах с помощью промерного троса.
Промер выполняют в следующей последовательности. Первую шлюпку с наблюдателем устанавливают на якорь на линии секущего створа и пикете профиля. Наблюдатель секстаном или эккером, пользуясь условной сигнализацией, задает направление движения второй шлюпке перпендикулярно секущим створам. Вторая шлюпка выходит на указываемое направление, включает эхолот, устанавливает равномерное движение и начинает промер профиля. В момент пересечения первого секущего створа на эхограмме эхолота делается отметка. Такая же отметка делается и в момент пересечения второго секущего створа. Закончив промер первого профиля, со второй шлюпки делают отмашку об окончании работ, и обе шлюпки идут к пикету следующего профиля. Промер продолжается в такой же последовательности.
При промере морских каналов или фарватеров применяется и способ промера с определением места промерных точек по створу и засечкам с берега, описанный в § 69. Этот способ дает большую точность, чем способ с определением места по секущим створам.
В районах, где слабо развита опорная геодезическая сеть или где она отсутствует, при промере каналов часто применяют способ промера с буксируемым мерным отрезком. Этот способ промера можно выполнять одной, двумя или тремя шлюпками. Сущность этого способа практически не отличается от способа промера по секущим створам. Здесь расчетной базой для определения места точек служит длина буксируемого мерного отрезка. Этот способ требует наличия ведущего створа или временного секущего. Промерная шлюпка при измерении глубин эхолотом буксирует за кормой точно измеренный отрезок троса с буйком на конце. Моменты пересекания линии створа вибратором эхолота и буйком отмечаются на эхограмме. Расстояние между этими двумя точками на эхограмме при известном действительном расстоянии на местности (длина мерного отрезка) и является линейным масштабом для установления и привязки промерных точек на промерном планшете. Место пикета промерного профиля определяют по углу и створу или по двум углам. Направление шлюпки, производящей промер, указывают со второй шлюпки, стоящей на якоре на оси створа. Когда второй шлюпки нет, то направление при промере профиля определяют по компасу. При промере одной шлюпкой точность способа понижается, так как момент пересечения створа буксируемым буйком фиксируется менее безошибочно. Поэтому этот способ промера следует применять при контрольном промере. Вариант промера с двумя и тремя шлюпками применяют при подробном и приемо-сдаточном промере. Этим способом промера удобно пользоваться на каналах с большими забровочными глубинами, где установка забивных вех невозможна, а плавучие не дают нужной точности. Промер каналов по тросу дает наибольшую точность планового положения промерных точек по отношению к другим способам промера, и его обычно применяют при подробном и приемо-сдаточном промере, т. е. когда требуется повышенная точность. Сущность промера по тросу и последовательность операций описаны в § 7I.
Различие при промере каналов заключается только в том, что нулевую точку промера располагают на оси канала и счет точек ведут от этой нулевой точки в обе стороны к бровкам. Положение пикета промерного профиля определяют:
по углу и створу. Углы рассчитывают аналитически и сводят в таблицу или снимают протрактором с планшета;
по тросу, растянутому по оси створа, и буйкам на якорях, выставляемым на пикетах-
Закладку троса перпендикулярно линии створа производят с промерной шлюпки, направление которой дает вторая шлюпка, установленная на пересечении линий створа и пикета.
После обтяжки троса точно по оси створа находят марку, где и производят первый промер (нулевая точка). Промер производят со шлюпки лотом или наметкой на каждой марке, двигаясь вдоль троса, о чем делают соответствующую запись в промерном журнале установленного образца (табл. 52). Закончив промер одной
стороны канала, шлюпку возвращают на ось, где проверяют положение нулевой марки. Если марка сдвинулась с оси, значит пополз якорь, промер следует повторить. Таким же образом выполняют промер другой половины канала. Затем в такой же последовательности выполняют промер на других профилях. Обработку промера осуществляют камерально после возвращения на базу.
Таблица 52 Профиль |
§ 73. Обработка промера
Заключительным этапом промерных работ является полевая и камеральная обработка полученных промерных данных. Полевую обработку выполняют непосредственно на объекте промера. Ее сущность заключается в предварительном контроле полноты полученных сведений, проверке сомнительных результатов, качества и полноты записей в промерном журнале, правильности оформления лент самописцев эхолотов, ситуационных схем, мензульных планшетов и т. д. Контроль за правильностью выполнения полевой обработки материалов промера осуществляет руководитель промерных работ. Убедившись в достаточности, надежности и качественности материалов, руководитель принимает работу от исполнителей и подписывает каждый документ, указав дату, свою должность и фамилию.
К камеральной обработке приступают после возвращения на базу. Она состоит из нескольких выполняемых последовательно друг за другом операций:
разбивки промерных точек на эхограмме и планшете; исправления глубин поправками; снятия глубин с эхограммы;
составления планшетов на жесткой основе или промерных планов и чертежей;
изготовления калек с планшетов и планов и организации их бессрочного хранения.
Разбивку промерных точек на эхограмме выполняют различными методами в зависимости от способа промера:
при промере с определением мест промерных точек по двум углам сначала на планшет с гониометрической сеткой (или с помощью протрактора, если планшет без гониометрической сетки) наносят промерные точки по углам, записанным на эхограмме. Эти точки обводят простым карандашом и над кружочками надписывают номера определений, соответствующие записанным на эхограмме. Затем расстояние между соседними точками на планшете делят на равные интервалы в соответствии с масштабом промера. Расстояния между этими же точками на эхограмме также делят на такое же количество интервалов, как на планшете, и над нулевой линией накалывают точки. Глубины на эхограмме против этих точек позже будут перенесены на планшет;
при промере с определением места точек с помощью секущих створов на планшет в соответствующем масштабе наносят линии секущих и ведущего створов. Затем изготавливают пропорциональную палетку из прозрачного материала (плексигласа или слегка промасленной кальки), на которую в масштабе планшета наносят линии тех же створов, а расстояние между ними L и 2L (рис. 64) делят на нужное количество интервалов и прокалывают точки. Через эти точки проводят семейство линий, параллельных линиям створов. Накладывают палетку на эхограмму и поворотом ее на нужный угол совмещают линии створов на палетке с точками на эхограмме, соответствующими этим линиям. Затем на эхограмме прокалывают точки пересечения нулевой линии с семейством прямых на палетке, обозначающих промежуточные точки промера. Опустив из найденных на нулевой линии точек перпендикуляры до пересечения их с линией дна, находят глубины, соответствующие этим точкам;
при промере с определением места точек с помощью буксируемого мерного отрезка разбивку точек на эхограмме производят так же, как и при промере по секущим створам. В этом случае на палетке и планшете наносят две линии, ограничивающие длину мерного отрезка, причем одна линия совмещается с линией ведущего (или секущего) створа;
при промере по створу и засечке с берега линию положения промерного профиля, совпадающую с осью створа, наносят на планшет перед промером. Промерные точки, определенные по
засечкам, наносят сразу на мензульный планшет, если определение производилось кипрегелем, или позже с помощью протрактора или сетки лучей, если засечки выполнялись теодолитом. Нанесенные точки обводят кружком и отмечают номерами, соответствующими номерам определений на эхограмме. Разбивку промежуточных точек на эхограмме и планшете производят так же, как и при способе промера по двум углам;
при промере с определением места точек по створу и углу обратной засечкой никаких принципиальных различий по сравнению с промером по створу и засечке с берега нет.
После разбивки промерных точек на эхограмме приступают к исправлению измеренных глубин. Исправление глубин выполняют по формуле
Частные поправки, входящие в формулу (92), выписывают с той точностью, с которой они получены или вычислены, а общую поправку округляют до 5 см для глубин до 10 м и до 10 см — для глубин более 10 м. После того как определена общая поправка глубин, эхограмму эхолота разбивают на участки с равными общими поправками, на которых карандашом наносят линию «нуля глубин». От этой линии и следует вести отсчет исправленных глубин. Снятие глубин с эхограммы производят с помощью прозрачного угольника, передвигаемого по линейке, установленной параллельно линии «нуля глубин» эхограммы. Угольник и линейку устанавливают так, чтобы нуль угольника совпадал с линией «нуля глубин» эхограммы. Вертикальное ребро угольника с делениями подводят к промерной точке на эхограмме и снимают отсчет глубины против линии дна (линии дешифрирования). Полученный отсчет округляют до 5 см и выписывают чернилами над точкой эхограммы.
Если промер выполняют наметкой пли лотом, то глубины, исправленные срезкой, записывают чернилами в промерном журнале в графе «Глубина приведенная» (см. табл. 52).
После того как эхограмма обработана или в промерном журнале получены приведенные к условному уровню глубины, приступают непосредственно к конечной стадии промера — составлению планшетов или планов промера. Планшеты на жесткой основе рекомендуется составлять для постоянных объектов промера, где требуется получение высокой точности планового определения промерных профилей и точек на них. В качестве жесткой основы при-
меняют листы дюралюминия толщиной 1—2 мм или листы высококачественной фанеры толщиной 3 мм. Лицевую сторону планшета оклеивают высококачественным ватманом, а обратную —- полуватманом или плотной рисовальной бумагой. Планшеты составляют в масштабе 1: 500, 1: 1000, 1: 2000, 1: 5000 и 1: 10 000 в зависимости от подробности промера. На планшет наносят рамку, координатную сетку, опорные пункты геодезической сети (пункты плановой привязки), пункты магистрали, створные знаки и направления створов, пикеты, промерные профили (галсы) и точки иа них с глубинами, а также другие подробности. Рамку планшета и координатную сетку всегда ориентируют по меридиану. Не допускается ориентация рамок под углом к координатной сетке. Типовые размеры листов планшетов следующие: 60X60, 70X70, 80X80, 80X110, 90X140 см. Рамки на планшетах размещают с отступлением по 5 см от кромок планшета. Правильность нанесения рамок контролируют размером диагоналей с допуском не более ±0,3 мм. Так как обычно объекты промера, например каналы, на одном планшете не умещаются, то производят так называемую «нарезку планшетов», т. е. покрытие объекта промера нужным количеством планшетов. Нарезку всегда производят встык, без перекрытия планшетов друг другом, и каждому планшету присваивают свой номер. Прямоугольную координатную сетку наносят с помощью координатографа, штангенциркуля, контрольной линейки (штрихового метра) или линейки Дробышева. Координатную сетку строят в виде системы квадратов со сторонами по 10 см. Опорные пункты геодезической сети и пункты магистрали наносят на планшет по координатам с точностью ±0,3 мм. Линии навигационных ведущих створов наносят только по отрезкам на рамках планшета, вычисленных аналитически, и ни в коем случае не графически, путем соединения точек створных знаков.