double arrow

Открытые и закрытые (шлюзованные), открытые неогражденные и огражденные каналы 6 страница



со стоянки инструмента (О) должны быть обеспечены обзор всего промеряемого участка и прямая видимость исходного пункта (например, одной из створных вех на магистрали);

углы пересечения линий положения (w), т. е. засечки и створа, должны находиться в пределах 30—150°;

наибольшее удаление последнего промерного профиля по ли­нии магистрали не должно превышать 4 км.

После того как створы поставлены, устанавливают инструмент точно над центром О, ориентируют его на исходный пункт и при

ступают к промеру. Промерная шлюпка выходит на первый створ (Пр. 0), включает эхолот (или готовит лот, наметку) и подает сигнал о готовности к промеру. Получив ответный сигнал о готов­ности поста (стоянки инструмента) к наблюдению, шлюпка начи­нает движение по створу, устанавливает постоянную скорость и приступает к промеру. Одновременность промера на шлюпке и за­сечки этого промера на посту осуществляют либо по радио, либо условной флажной сигнализацией. Начало промера на шлюпке обозначают поднятием флажка. В момент резкого опускания флажка на шлюпке нажимается кнопка эхолота (отмечается точ­ка на эхограмме), а на стоянке берут отсчет угла и делают запись в журнале, если наблюдение ведется в трубу теодолита, или про­изводят засечку первой точки промера на планшете мензулы, если наблюдение ведется в трубу кипрегеля. Далее, через равные ин­тервалы времени заблаговременно рассчитанные, повторяют промер и засечки на всех других точках этого профиля. Закончив промер на первом профиле, переходят на второй, в таком же порядке вы­полняют промер и засечки всех точек его, переходят на третий и т. д. до окончания последнего профиля на данном участке.




Средние квадратические ошибки планового положения про­мерных точек в метрах при определении их положения по створу и прямой засечкой рассчитывают по формуле


По полученным данным составляют план промеров, осущест­вив привязку его к государственной опорной сети в плановом и высотном отношениях.

Описанный способ промера применяют в основном при про­мере судоходных фарватеров на реках, в речной части каналов, на участках моря вдоль гидротехнических сооружений, на свалках грунта, т. е. на акваториях шириной не более 1,5 км. Более рас­пространенным способом, не требующим наличия береговой бри­гады с инструментом, однако дающим меньшую точность плано­вого определения, является способ промера по береговым створам с засечками с моря. Этот способ промера, в свою очередь, в за­висимости от участка промера, естественных условий, наличия существующих или устанавливаемых временных створов, а также



от наличия промерного оборудования, может видоизменяться на промер:

по установленным на берегу временным створам, закрепляю­щим на местности положение профилей, отличающимся от ранее описанного только тем, что положение каждой промерной точки определяют по углу между двумя предметами обратной засечкой (рис. 61,6);

по ведущему створу, расположенному на оси канала (фарва­тера), которым осуществляют промер по продольному профилю. Положение точек промера определяют по углу обратной засечкой и по створу. Если этим способом необходимо сделать промер по поперечным профилям, то пикет профиля определяют по углу обратной засечкой и створу, а положение точек на профиле-по двум углам обратной засечкой;

по ведущему створу с применением троса. Пикет профиля оп­ределяют по створу и углу обратной засечкой, а положение точек на профиле — по маркам троса, растянутого перпендикулярно ве­дущему створу.

Место пикета промерного профиля определяют и закрепляют следующим образом. Выполняющая работу промерная партия должна иметь предварительно составленную таблицу углов, со­держащую углы пикетов на оси створа между направлением на опорный пункт и направлением ведущего створа. Опорные пункты выбирают из числа близкорасположенных приметных пунктов (обелиски, мачты, трубы и др.) с известными координатами, хо­рошо видимыми с моря. Угол между пунктом и створом на пикете должен быть не менее 30 и не более 120° и должен быстро ме­няться от пикета к пикету. Углы вычисляют аналитически по ко­ординатам опорных пунктов и створных знаков или непосредст­венно измеряют теодолитом при промере со льда. Разбивку пи­кетажа выполняют в следующей последовательности. Промерная шлюпка ложится на створ и устанавливает равномерный ход. Наблюдатель устанавливает на секстане значение угла нужного пикета. Второй наблюдатель готовит буек с буйрепом, несколько большим, чем глубина на оси канала. Наблюдатель через трубу секстана следит за прямовидимым предметом и его отражением в зеркале. В момент их схождения он дает команду на выброс буй­ка. Шлюпка следует далее по створу, наблюдатель устанавливает на секстане значение следующего угла и таким образом продол­жает разбивку пикетажа до конца участка. Теперь, когда поло­жение всех пикетов закреплено буйками, приступают непосред­ственно к промеру глубин на профиле. Вторую шлюпку устанавли­вают на якорь на месте первого буйка и под углом 90° к створу дают направление первой шлюпке с эхолотом. О первой шлюпки, двигающейся равномерно в заданном направлении, через равные интервалы времени, одновременно измеряют секстаном углы между соответствующими опорными пунктами и в момент их измерения делают отметки на эхограмме. Наблюдаемые углы записывают в журнал. Прокладку углов на планшет, т. е. нанесение промерных

точек, производят либо протрактором, либо по гониометрической сетке.

Если промерная партия оснащена только лотом (наметкой) и промерным тросом, то первая шлюпка под углом 90° к створу растягивает трос, следуя указаниям второй шлюпки, стоящей на якоре на месте буйка. Затем трос обтягивают, находят марку на тросе, которая лежит строго на створе, и от нее делают промер лотом по соответствующим маркам сначала в одну сторону от оси, затем в другую. Измеренные глубины записывают в про­мерный журнал установленного образца.

Глава XXIII ПРОМЕР АКВАТОРИЙ ПОРТОВ И МОРСКИХ КАНАЛОВ

§ 71. Промер акваторий портов

Промер портовых акваторий выполняют с большей подробно­стью, чем каналов и открытых прибрежных участков, применяя для этой цели три вида промеров: приемо-сдаточный — для орга­низации дноуглубительных работ; подробный-—для информации мореплавателей о состоянии глубин в порту; контрольный — для выявления общей картины о глубинах и обмелевших участках. В соответствии с видом промера намечают и масштаб отчетного планшета или плана: для приемо-сдаточного— 1:500 и 1:1000; для подробного — 1 : 1000 и 1 :2000; для контрольного— 1 : 1000 и 1 :2000, но с разреженными профилями. Промер акваторий всегда выполняют по поперечным профилям. Имея в виду, что подроб­ность промера зависит от густоты промерных точек и что подроб­ность промеров у причалов должна быть выше, назначают следую­щие расстояния между профилями и точками:

при приемо-сдаточных и подробных промерах у причалов рас­стояния между профилями назначают через 10 или 20 м. Промер­ные точки на профилях располагают, считая от линии кордона, в следующей последовательности:


При наличии на профиле откоса искусственной выемки или других сложностей рельефа дна промерные точки сгущают до 2,5 м независимо от расстояния от кордона;

при приемо-сдаточном и подробном промере гаваней, ковшов, аванпортов и районов у внешних оградительных сооружений рас­стояния между профилями назначают через 20 или 50 м, в зави­симости от сложности рельефа дна. Точки на профилях распола­гают через 10 м, в местах со сложным рельефом дна и на участ­ках дноуглубления — уменьшают до 5 или 2,5 .и;

при выполнении контрольного промера у причальных сооруже­ний расстояния между профилями назначают через 20 или 40 м, а промерные точки в два раза реже, чем при подробном, но не реже 10 м.

При промере других районов внутренних акваторий расстоя­ния между профилями устанавливают через 50 или 100 ж с ин­тервалами между точками 5 и 10 м. Промер акваторий всегда начинают с подготовительных мероприятий, основным из которых является заблаговременная подготовка схемы разбивки и закреп­ления на местности профилей. Схему составляют в масштабе 1 : 2000, и она должна содержать следующие сведения:

положение магистрали с привязкой ее нуля и точек излома к государственной геодезической сети или к аналитической сети ра­бочего обоснования промера;

нумерацию профилей и расстояния между ними; направления профилей относительно магистрали и длины про­филей;

нуль глубин и его привязку к контрольному реперу; положение контрольных и рабочих реек; периодичность подробных и контрольных промеров; нумерацию причалов, названия гаваней, молов, дамб и другие подробности.

Название объекта указывают в заголовке схемы. Наиболее от­ветственной стадией подготовки схемы является разбивка магист­рали и закрепление на местности профилей с учетом их постоян­ства при последующих промерах. Магистраль разбивают по кон­туру гидротехнических сооружений. Нуль магистрали, точки поворота и конец определяют как пункты аналитической сети рабочего обоснования или как пункты съемочной сети, как это указано в § 66, и закрепляют центрами. Далее следует присту­пить к разбивке профилей. За начало разбивки принимают услов­ные точки, расположенные в вершинах углов излома причальной линии, в начале и конце причалов, в головах молов и характерных точках волноломов и дамб. Нулевые и поворотные точки привязы­вают к магистрали. Общий принцип разбивки профилей таков:

профили всегда разбивают перпендикулярно причальной ли­нии;

профили разбивают через всю гавань перпендикулярно наи­большему прямолинейному причалу;

при пересечении профилей двух причалов, расположенных под углом друг к другу, необходимо обеспечивать некоторое перекры­тие. При этом у других причалов, независимо от направления про­филей, проходящих через всю гавань, профили прокладывают длиной не менее 30 ж с обязательным обеспечением перекрытия;

у прямолинейных причалов или с незначительным изломом причальной линии разбивку профилей производят от одной ус­ловной точки через равные интервалы по всей длине причальной линии, сохраняя нумерацию профилей сквозной. В местах излома причальной линии назначают дополнительные профили, распо

ложенные перпендикулярно линиям смежных причалов и прохо­дящие через точку излома причальной линии;

у причальных сооружений, имеющих резко изломанную кон­фигурацию, за начальную точку разбивки профилей принимают вершины углов смежных причалов. Счет профилей идет в обе сто­роны для каждого из смежных причалов самостоятельно. В вер­шинах углов назначают дополнительные профили;

у пирсов, молов и волноломов профили разбивают со всех сторон.

Рис. 62. Схема разбивки промерных профилей на акватории порта

Счет профилей идет от углов головы сооружения в каждую сторону самостоятельно. В вершинах углов разбивают дополни­тельные профили веером под углом 22°,5 друг к другу. На рис. 62 показана схема разбивки профилей с учетом основных принципов, описанных выше. В процессе разбивки магистрали и профилей точки разбивки закрепляют на местности для последующих про­меров. Нулевые и поворотные точки магистрали закрепляют цент­рами, прочно заделываемыми в тело сооружения, а точки положе­ния профилей и их номера обычно закрепляют на вертикальных стенках гидротехнических сооружений путем нанесения полос и номеров масляной краской.

Когда подготовлена схема разбивки профилей, плавсредства и необходимое промерное оборудование, приступают непосред­ственно к промеру глубин. Наиболее часто применяемые способы промера глубин на акватории: по тросу и со льда. Реже употреб­ляют промер обратной засечкой по двум углам с применением гониометрической сетки или промер по прямым засечкам с берега с применением сетки лучей. Промер глубин по тросу является ос­новным способом промера акваторий, так как обеспечивает повы­шенную точность плановой привязки глубин к контурам гидротех-

нических сооружений. При промере этим способом требуется сле­дующее оборудование: шлюпка с промерным тросом; шлюпка, приспособленная для промера эхолотом, лотом или наметкой; секстан, эккер или гониометр.

Промер выполняют в следующей последовательности. Якорь троса укрепляют на причале точно против пикета профиля, строго совместив исходную марку на тросе с линией кордона. Техник, став точно на пикет и наблюдая в секстан, эккер или гониометр, направляет шлюпку под углом 90° к причалу, постоянно коррек­тируя направление шлюпки движением поднятой руки или флаж­ком. Когда трос размотан на нужную длину, на шлюпке с про­мерным тросом отдают якорь и обтягивают трос втугую. Вторая шлюпка подходит к причалу, укрепляет трос в роликах и начинает движение вдоль троса с промером глубин на соответствующих марках. Закончив промер на этом профиле, сбрасывают трос с промерной шлюпки. Тросовая шлюпка поднимает якорь, собирает трос и переходит на следующий пикет для продолжения промера в той же последовательности. Измеренные глубины вписывают в журнал установленного образца. Кроме этого, в журнал на объ­екте промера записывают номер профиля, дату и время промера. Журнал подписывает руководитель промера и присутствующий на промере представитель порта.

Промер со льда является наиболее точным, но и более трудо­емким способом промера. Его применяют в основном для промера акваторий и реже для промера лимитирующих участков канала (фарватера). Промер со льда предпочтительнее выполнять в на­чале зимы, когда лед уже достаточно окреп, но еще не очень толст. При подготовке к промеру следует достаточно подробно продумать организацию работ и предусмотреть необходимые мероприятия по технике безопасности. Если количество людей достаточно, мож­но одновременно выполнять несколько параллельных работ: раз­бивку профилей, точек и бурение лунок; бурение лунок и промер и т. д. Разбивку профилей и точек осуществляют по тросу с при­вязкой к магистрали точно так же, как и при промере тросом со шлюпок. Бурение лунок производят ручным или механическим ледобуром, а при толщине льда не более 0,4 м — пешней. Измере­ние глубин выполняют ручным лотом или наметкой. Запись глу­бин в журнал и организацию уровенных наблюдений выполняют так же, как и при всяком другом способе промера.

После окончания работ на объекте промера исполнителям не­обходимо произвести полевую обработку промера.

§ 72. Промер морских каналов

Приемо-сдаточный и подробный промер морских каналов осу­ществляют различными способами, выбор которых диктуется мест­ными условиями и оснащенностью промерных партий промер­ным оборудованием. Способ промера с определением места точек промера по секущим створам применяют в районах с мало-

развитой береговой или морской сетью опорных пунктов. Сущность способа заключается в том, что параллельно оси канала уста­навливают два временных створа, которые будут являться секу­щими относительно направления промерных профилей (рис. 63). Расстояние между осями этих створов будет являться поперечной расчетной базой для установления места точек промера. Место профиля на оси ведущего навигационного створа канала определя­ют любым из ранее описанных способов: по углу и створу, по двум углам, по тросу и т. д. Этот способ промера, как, впрочем, и вся­кий другой, содержит две стадии работ: подготовку участка и про­изводство промера.


Подготовка участка заключается в установке створных вех на берегу или воде. При наличии ведущего навигационного створа разбивку участка для установки створных вех на воде осущест­вляют следующим образом. На участке канала, где чувствитель­ность ведущего створа не превышает ±3 м, первую промерную шлюпку устанавливают на якорь строго на оси створа. Вторая промерная шлюпка, руководимая сигналами первой, растягивает трос под углом 90° к оси створа. На первой шлюпке, наблюдая в бинокль и сводя створные знаки с одной и другой стороны, точ­но определяют ось створа и навязывают на тросе в этом месте марку. Затем в обе стороны от этой марки по тросу отбивают одинаковые расстояния, немного превышающие полуширину кана­ла (чтобы веха попала на более мелкое забровочное пространст­во), и в этих местах устанавливают по одной вехе с каждой сторо­ны канала. Веху в грунт забивают ручной бабой, а для большей устойчивости нижнюю часть ее желательно утяжелить путем обвивки ее куском цепи. Ошибка в точности установки вехи в попе­речном направлении не должна превышать трех диаметров шеста вехи. Закончив установку первой пары вех, тросом отбивают рас

стояние 500—1000 м вдоль оси канала и точно таким же способом устанавливают вторую пару вех, а затем через 500—1000 м и третью. Третья пара вех необходима для предупреждения срыва промера, если одна из трех вех, обозначающих линию секущего створа, по какой-либо причине будет утеряна (сбита, повалена волной, наклонена и т. д.). Расстояние между секущими створами 2L является расчетной базой для разбивки точек промера на эхограмме эхолота.

При отсутствии ведущего створа вначале выставляют три вехи одного створа с одной стороны канала, а затем по тросу под пря­мым углом к линии этого створа на расстоянии 2L выставляют три вехи другого створа. Разбивку на местности направления пер­вого створа выполняют одним из двух способов:

по углам, снятым с планшета, при наличии опорной сети;

по фактическому направлению бровок канала при отсутствии опорной сети.

В первом случае с планшета снимают углы положения первой вехи и направления оси створа. На местности двумя секстанами находят точку, устанавливают веху, отбивают направление оси створа и устанавливают вторую и третью вехи.

Во втором случае лотом или наметкой нащупывают бровку канала и устанавливают ряд буйков на расстоянии 300—400 м друг от друга. Этот ряд буйков обозначит направление первого створа. По этому направлению и выставляют три вехи.

Положение пикета промерного профиля определяют одним из способов:

по углу между опорным пунктом и створом. Угол снимают с планшета протрактором или выбирают из заранее составленной таблицы углов;

по буйкам, выставленным на пикетах с помощью промерного троса.

Промер выполняют в следующей последовательности. Первую шлюпку с наблюдателем устанавливают на якорь на линии секу­щего створа и пикете профиля. Наблюдатель секстаном или экке­ром, пользуясь условной сигнализацией, задает направление движе­ния второй шлюпке перпендикулярно секущим створам. Вторая шлюпка выходит на указываемое направление, включает эхолот, устанавливает равномерное движение и начинает промер про­филя. В момент пересечения первого секущего створа на эхограм­ме эхолота делается отметка. Такая же отметка делается и в момент пересечения второго секущего створа. Закончив промер первого профиля, со второй шлюпки делают отмашку об оконча­нии работ, и обе шлюпки идут к пикету следующего профиля. Промер продолжается в такой же последовательности.

При промере морских каналов или фарватеров применяется и способ промера с определением места промерных точек по ство­ру и засечкам с берега, описанный в § 69. Этот способ дает боль­шую точность, чем способ с определением места по секущим ство­рам.

В районах, где слабо развита опорная геодезическая сеть или где она отсутствует, при промере каналов часто применяют способ промера с буксируемым мерным отрезком. Этот способ промера можно выполнять одной, двумя или тремя шлюпками. Сущность этого способа практически не отличается от способа промера по секущим створам. Здесь расчетной базой для определения места точек служит длина буксируемого мерного отрезка. Этот способ требует наличия ведущего створа или временного секущего. Про­мерная шлюпка при измерении глубин эхолотом буксирует за кормой точно измеренный отрезок троса с буйком на конце. Мо­менты пересекания линии створа вибратором эхолота и буйком отмечаются на эхограмме. Расстояние между этими двумя точка­ми на эхограмме при известном действительном расстоянии на местности (длина мерного отрезка) и является линейным масшта­бом для установления и привязки промерных точек на промер­ном планшете. Место пикета промерного профиля определяют по углу и створу или по двум углам. Направление шлюпки, произво­дящей промер, указывают со второй шлюпки, стоящей на якоре на оси створа. Когда второй шлюпки нет, то направление при про­мере профиля определяют по компасу. При промере одной шлюп­кой точность способа понижается, так как момент пересечения створа буксируемым буйком фиксируется менее безошибочно. Поэтому этот способ промера следует применять при контрольном промере. Вариант промера с двумя и тремя шлюпками применя­ют при подробном и приемо-сдаточном промере. Этим способом промера удобно пользоваться на каналах с большими забровоч­ными глубинами, где установка забивных вех невозможна, а пла­вучие не дают нужной точности. Промер каналов по тросу дает наибольшую точность планового положения промерных точек по отношению к другим способам промера, и его обычно применяют при подробном и приемо-сдаточном промере, т. е. когда требуется повышенная точность. Сущность промера по тросу и последова­тельность операций описаны в § 7I.

Различие при промере каналов заключается только в том, что нулевую точку промера располагают на оси канала и счет точек ведут от этой нулевой точки в обе стороны к бровкам. Положение пикета промерного профиля определяют:

по углу и створу. Углы рассчитывают аналитически и сводят в таблицу или снимают протрактором с планшета;

по тросу, растянутому по оси створа, и буйкам на якорях, выставляемым на пикетах-

Закладку троса перпендикулярно линии створа производят с промерной шлюпки, направление которой дает вторая шлюпка, установленная на пересечении линий створа и пикета.

После обтяжки троса точно по оси створа находят марку, где и производят первый промер (нулевая точка). Промер производят со шлюпки лотом или наметкой на каждой марке, двигаясь вдоль троса, о чем делают соответствующую запись в промерном журна­ле установленного образца (табл. 52). Закончив промер одной

стороны канала, шлюпку возвращают на ось, где проверяют по­ложение нулевой марки. Если марка сдвинулась с оси, значит пополз якорь, промер следует повторить. Таким же образом вы­полняют промер другой половины канала. Затем в такой же после­довательности выполняют промер на других профилях. Обработку промера осуществляют камерально после возвращения на базу.

Таблица 52 Профиль

§ 73. Обработка промера

Заключительным этапом промерных работ является полевая и камеральная обработка полученных промерных данных. Полевую обработку выполняют непосредственно на объекте промера. Ее сущность заключается в предварительном контроле полноты по­лученных сведений, проверке сомнительных результатов, качества и полноты записей в промерном журнале, правильности оформле­ния лент самописцев эхолотов, ситуационных схем, мензульных планшетов и т. д. Контроль за правильностью выполнения полевой обработки материалов промера осуществляет руководитель про­мерных работ. Убедившись в достаточности, надежности и каче­ственности материалов, руководитель принимает работу от испол­нителей и подписывает каждый документ, указав дату, свою должность и фамилию.

К камеральной обработке приступают после возвращения на базу. Она состоит из нескольких выполняемых последовательно друг за другом операций:

разбивки промерных точек на эхограмме и планшете; исправления глубин поправками; снятия глубин с эхограммы;

составления планшетов на жесткой основе или промерных пла­нов и чертежей;

изготовления калек с планшетов и планов и организации их бессрочного хранения.

Разбивку промерных точек на эхограмме выполняют различны­ми методами в зависимости от способа промера:

при промере с определением мест промерных точек по двум углам сначала на планшет с гониометрической сеткой (или с по­мощью протрактора, если планшет без гониометрической сетки) наносят промерные точки по углам, записанным на эхограмме. Эти точки обводят простым карандашом и над кружочками надписывают номера определений, соответствующие записанным на эхограмме. Затем расстояние между соседними точками на планшете делят на равные интервалы в соответствии с масштабом промера. Расстояния между этими же точками на эхограмме так­же делят на такое же количество интервалов, как на планшете, и над нулевой линией накалывают точки. Глубины на эхограмме против этих точек позже будут перенесены на планшет;

при промере с определением места точек с помощью секущих створов на планшет в соответствующем масштабе наносят линии секущих и ведущего створов. Затем изготавливают пропорциональ­ную палетку из прозрачного материала (плексигласа или слегка промасленной кальки), на которую в масштабе планшета наносят линии тех же створов, а расстояние между ними L и 2L (рис. 64) делят на нужное количество интервалов и прокалывают точки. Через эти точки проводят семейство линий, параллельных лини­ям створов. Накладывают палетку на эхограмму и поворотом ее на нужный угол совмещают линии створов на палетке с точками на эхограмме, соответствующими этим линиям. Затем на эхограм­ме прокалывают точки пересечения нулевой линии с семейством прямых на палетке, обозначающих промежуточные точки промера. Опустив из найденных на нулевой линии точек перпендикуляры до пересечения их с линией дна, находят глубины, соответствую­щие этим точкам;

при промере с определением места точек с помощью буксируе­мого мерного отрезка разбивку точек на эхограмме производят так же, как и при промере по секущим створам. В этом случае на палетке и планшете наносят две линии, ограничивающие длину мерного отрезка, причем одна линия совмещается с линией веду­щего (или секущего) створа;

при промере по створу и засечке с берега линию положения промерного профиля, совпадающую с осью створа, наносят на планшет перед промером. Промерные точки, определенные по

засечкам, наносят сразу на мензульный планшет, если определение производилось кипрегелем, или позже с помощью протрактора или сетки лучей, если засечки выполнялись теодолитом. Нанесенные точки обводят кружком и отмечают номерами, соответствующими номерам определений на эхограмме. Разбивку промежуточных то­чек на эхограмме и планшете производят так же, как и при спо­собе промера по двум углам;


при промере с определением места точек по створу и углу обратной засечкой никаких принципиальных различий по сравнению с промером по створу и засечке с берега нет.

После разбивки промерных точек на эхограмме приступают к исправлению измеренных глубин. Исправление глубин выполняют по формуле



Частные поправки, входящие в формулу (92), выписывают с той точностью, с которой они получены или вычислены, а общую поправку округляют до 5 см для глубин до 10 м и до 10 см — для глубин более 10 м. После того как определена общая поправка глубин, эхограмму эхолота разбивают на участки с равными об­щими поправками, на которых карандашом наносят линию «нуля глубин». От этой линии и следует вести отсчет исправленных глу­бин. Снятие глубин с эхограммы производят с помощью прозрач­ного угольника, передвигаемого по линейке, установленной па­раллельно линии «нуля глубин» эхограммы. Угольник и линейку устанавливают так, чтобы нуль угольника совпадал с линией «ну­ля глубин» эхограммы. Вертикальное ребро угольника с деления­ми подводят к промерной точке на эхограмме и снимают отсчет глубины против линии дна (линии дешифрирования). Полученный отсчет округляют до 5 см и выписывают чернилами над точкой эхограммы.

Если промер выполняют наметкой пли лотом, то глубины, ис­правленные срезкой, записывают чернилами в промерном журнале в графе «Глубина приведенная» (см. табл. 52).

После того как эхограмма обработана или в промерном журна­ле получены приведенные к условному уровню глубины, присту­пают непосредственно к конечной стадии промера — составлению планшетов или планов промера. Планшеты на жесткой основе рекомендуется составлять для постоянных объектов промера, где требуется получение высокой точности планового определения про­мерных профилей и точек на них. В качестве жесткой основы при-

меняют листы дюралюминия толщиной 1—2 мм или листы высоко­качественной фанеры толщиной 3 мм. Лицевую сторону планшета оклеивают высококачественным ватманом, а обратную —- полуват­маном или плотной рисовальной бумагой. Планшеты составляют в масштабе 1 : 500, 1 : 1000, 1 : 2000, 1 : 5000 и 1 : 10 000 в зависи­мости от подробности промера. На планшет наносят рамку, коор­динатную сетку, опорные пункты геодезической сети (пункты пла­новой привязки), пункты магистрали, створные знаки и направ­ления створов, пикеты, промерные профили (галсы) и точки иа них с глубинами, а также другие подробности. Рамку планшета и координатную сетку всегда ориентируют по меридиану. Не до­пускается ориентация рамок под углом к координатной сетке. Ти­повые размеры листов планшетов следующие: 60X60, 70X70, 80X80, 80X110, 90X140 см. Рамки на планшетах размещают с отступлением по 5 см от кромок планшета. Правильность нанесе­ния рамок контролируют размером диагоналей с допуском не бо­лее ±0,3 мм. Так как обычно объекты промера, например кана­лы, на одном планшете не умещаются, то производят так назы­ваемую «нарезку планшетов», т. е. покрытие объекта промера нужным количеством планшетов. Нарезку всегда производят встык, без перекрытия планшетов друг другом, и каждому план­шету присваивают свой номер. Прямоугольную координатную сет­ку наносят с помощью координатографа, штангенциркуля, конт­рольной линейки (штрихового метра) или линейки Дробышева. Координатную сетку строят в виде системы квадратов со сторона­ми по 10 см. Опорные пункты геодезической сети и пункты маги­страли наносят на планшет по координатам с точностью ±0,3 мм. Линии навигационных ведущих створов наносят только по отрез­кам на рамках планшета, вычисленных аналитически, и ни в коем случае не графически, путем соединения точек створных знаков.



Сейчас читают про: