double arrow
Средства навигационного оборудования, применяемые в условиях пониженной видимости

Наблюдаемые вооруясенным либо невооруженным глазом СНО являются наиболее надежными средствами, обеспечивающими судну безопасность плавания в стесненных условиях. Но при пло­хой видимости (непогоде, дожде, тумане, дымке) пользование ими становится затруднительным, а иногда и невозможным. Для ори­ентации судов в этих условиях вводят в действие дополнитель­ные виды СНО: звукосигнальные, гидроакустические и радиотех­нические. В качестве звукосигнальных СНО на береговых и плавучих маяках применяют наутофонные установки, которые в периоды плохой видимости подают воздушный звуковой сигнал, преобразуя электрическую энергию в звуковую. Тем же целям служат и пневматические сирены, в которых используется энер­гия сжатого воздуха. Буи БКБ и БММ оборудуются сигнальным колоколом, а БМБ и БМС -— воздушными волновыми ревунами. На плавучих СНО иностранного производства применяют гонги, которые на отечественных буях распространения не получили.

Гидроакустические средства в навигационном оборудовании морских каналов применяются редко, так как требуют наличия на судах гидроакустических и гидролокационных станций. Гид­ролокационные пассивные отражатели устанавливают на якорях на глубине от уровня моря от 30 до 100 м для ограждения от­дельных навигационных опасностей. Отражатели выполнены в виде стальной конструкции уголкового типа.

Очень важную роль в деле обеспечения безопасности плава­ния в условиях плохой видимости играют радиотехнические СНО. Особо важное значение в обеспечении безопасности движения судов в узкостях, на подходах к портам и в их акваториях при­обретают береговые радиолокационные станции (БРЛС), которые позволяют производить проводку судов в условиях исключитель­но плохой видимости.




Одним из средств, позволяющих ориентироваться судну в ус­ловиях плохой видимости, являются пассивные радиолокационные

отражатели — устройства, способные отражать значительную часть электромагнитной энергии, посылаемой судовой радиолокацион­ной станцией. Способностью отражать импульсы радиолокацион­ной станции обладают все фи­зические тела, но задачей пассивного радиолокационного отражателя является усиле­ние радиолокационной даль­ности обнаружения того нави­гационного знака, на котором он установлен. Конструктивно по количеству отражающих поверхностей одного элемен­та отражатели делятся на двухгранные и трехгранные (рис. 78). Обе разновидности отражателей применяются на плавучих и береговых СНО.



Наиболее распространенными пассивными радиолокационны­ми отражателями являются трехгранные (рис. 79), а из их чис­ла— спиральные. Предпочтение спиральным пассивным радио-

локационным отражателям отдается из-за их компактности и лег­кости по сравнению с другими, имеющими равную с ними отражательную поверхность.

Глава XXVII

СВЕТОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И ИСТОЧНИКИ ПИТАНИЯ НАВИГАЦИОННЫХ ЗНАКОВ

§ 83. Светотехническое оборудование

На СНО морей, на плавучих и береговых навигационных зна­ках для обеспечения их ночной видимости устанавливают свето- оптическое оборудование, которое состоит из: источника питания; источника света; светооптического аппарата с оптической систе­мой, увеличивающей силу источника света в требуемом направле­нии; автоматических приборов, обеспечивающих огню заданную характеристику. В качестве источника питания используют пере­менный ток от промышленной сети напряжением 110 и 220 в и постоянный ток напряжением 2,5; 6 и 12 в от сухих гальваниче­ских батарей и аккумуляторов. Реже используют ток, вырабаты­ваемый микрогэс и ветроэлектрическими агрегатами, и даже атом­ными генераторами и солнечными батареями. Другими по харак­теру источниками питания являются газоаккумуляторы (баллоны), в которых растворен газ ацетилен или находится под давлением осветительный газ пропан.

В соответствии с видом применяемого источника питания свето- оптическую аппаратуру навигационных знаков разделяют на элек­трическую и ацетиленовую. В настоящее время электрическое обо­рудование все больше и больше получает распространение в СНО морей, вытесняя ацетиленовое.

Маячными светооптическими аппаратами именуют все светооптнческие аппараты, устанавливаемые на плавучих и береговых навигационных знаках. Их разделяют на аппараты направленного и кругового действия. Аппараты направленного действия устанав­ливают на створных знаках, кругового — на всех остальных. В маячных светооптических аппаратах для преобразования свето­вого потока источника света в поток требуемой силы и направле­ния применяются маячные диоптрические линзы профиля Френеля, предложенные им в 1819 г. Линза Френеля состоит из плоско-вы­пуклого центрального элемента и нескольких периферийных эле­ментов, выполненных в виде сечений тора различных радиусов кривизны. Каждый элемент линзы можно считать за самостоя­тельную линзу с малым углом охвата (рис. 80). В маячных свето­оптических аппаратах применяются диоптрические линзы Френеля двух типов:

цилиндрические (поясные), образованные путем вращения про­филя Френеля вокруг проходящей через фокус линзы вертикаль

ной оси и создающие световой поток, видимый с любых направ­лений по горизонту;

дисковые (полизональные), образованные путем вращения про­филя Френеля вокруг горизонтальной оптической оси линзы и создающие световой поток в виде направленного пучка света.

Оба типа линз характеризуются коэффициентом усиления оп­тики, под которым понимается отношение силы света, приписывае­мой светящей оптике, к си­ле света его источника.

Для придания огню оп­ределенного цвета в маяч­ные светооптические аппа­раты устанавливают све­тофильтры из цветного стекла. Действие свето­фильтров основано на их свойстве пропускать свет определенной длины волны, соответствующей требуемо­му цвету. Светофильтры раз­личного цвета обладают коэффициентами пропуска­ния, зависящими также и от рода источника света. Светофильтры изготавливаются плоскими различной конфигурации и цилиндри­ческими из стекла следующих марок: КС-2 (красного цвета), ЗС-З (зеленого цвета), СС-8 (синего цвета), ОС-5 (оранжевого цвета). Цилиндрические светофильтры применяют на маячных аппаратах с поясными линзами, плоские —на створных аппаратах, в про­жекторах и в специальных маячных системах.

§ 84. Ацетиленовое оборудование плавучих и береговых навигационных знаков

Ацетиленовое светооптическое оборудование применяют на бе­реговых и плавучих навигационных знаках. По составу ацетиле­новое оборудование обоих типов знаков не отличается друг от друга. В его состав входят: ацетиленовый маячный светоопти­ческий аппарат; ацетиленовый проблескатор с регулятором давле­ния и ацетиленовой горелкой открытого пламени; кран перекрытия газопровода; гератолевый фильтр; войлочный или фетровый фильтр; коллектор; трубопровод; газовые баллоны (газоаккуму­ляторы). Примерная схема ацетиленового оборудования навига­ционного знака приведена на рис. 81. Применяется два типа аце­тиленовых маячных светооптических аппаратов: направленного действия (створные) типа АМС; кругового действия типа АМ.

Аппараты типа АМС, как правило, устанавливают на створных знаках; типа АМ — на всех плавучих и береговых навигационных знаках. Условные шифры аппаратов имеют следующие значения:

АМ — ацетиленовый маячный или ацетиленовый маяк; АМС — ацетиленовый маячный створный;

АМСУ—-ацетиленовый маячный с синхронным проблесковым устройством.

Следующая за буквенными обозначениями группа цифр пока­зывает диаметр маячной линзы аппарата в миллиметрах. В прак­тике используют следую­щие типы ацетиленовых маячных светооптических аппаратов;

кругового действия — АМ-75, АМ-100, АМ-140, АМ-200, АМ-300, АМ-500;

направленного дейст­вия— АМС- 120, АМС-210, АМС-350.

Внешний вид и габа­ритные размеры ацетиле­новых аппаратов показа­ны на рис. 82 и 83.

Ацетиленовый маяч­ный светооптический ап­парат кругового действия (см. рис. 82) состоит из фонаря с оптической си­стемой и проблескового аппарата с ацетилено­вой горелкой открытого пламени, установленных внутри корпуса фонаря. Вентиляционная система аппарата обеспечивает удале­ние из фонаря продуктов сгорания ацетилена, доступ внутрь фо­наря чистого воздуха, предохраняет пламя горелки от задувания и исключает возможность попадания внутрь фонаря воды. Опти-

ческая система аппарата состоит из линзы, светофильтра и ис­точника света. Все светооптические аппараты, кроме аппаратов ЭМ-100 и АМ-100, оборудованы стеклами, защищающими линзы от повреждения и загрязнения. Светофильтры из цветного стекла помещаются между линзой и ацетиленовой горелкой.

Ацетиленовые маячные светооптические аппараты направлен­ного действия, или створные (см. рис. 83), как и аппараты круго­вого действия, состоят из фонаря с оптической системой и про- блескатора с ацетиленовой горелкой. Принципиально устройство светооптического аппарата направленного действия отличается от устройства аппарата кругового действия только устройством


оптической системы. Устройство ацетиленового маячного светооп­тического аппарата направленного действия показано на рис. 84. Горелка открытого пламени в светооптическом аппарате являет­ся источником света. Она (рис. 85) представляет собой двухрожковый корпус из пирофилита, вставленный в металлическую оп­раву. Ацетилен проходит по каналам горелки и, смешиваясь с воздухом, засасываемым через боковые отверстия горелки, обра­зует горючую смесь. Приготовленная смесь выходит из горелки двумя струйками и, воспламененная сторожевым огоньком, горит ярким пламенем в форме «рыбьего хвоста». По часовому расходу ацетилена горелки разделяют на 5-, 10-, 15-, 20-, 25- и 30-литровые. Для получения большей силы света применяют групповые горелки.

Ацетиленовые проблесковые аппараты устанавливают в свето- оптических аппаратах кругового и направленного действия для обеспечения автоматической работы огня по заданной характери­стике. Применяют следующие типы ацетиленовых проблескаторов:

АП-20к — ацетиленовый проблескатор с предельным расходом газа 20 л/ч;

АП-75к—то же, с расходом газа 75 л/ч; УАП — универсальный ацетиленовый проблескатор; САП-Д и САП-П — датчик и повторитель (синхронные ацети­леновые проблескаторы).

Ацетиленовый проблескатор состоит из следующих частей: регулятора давления; прерывателя (собственно проблескатора);

воспламенителя (сторожевого огонька); стойки с горелкой открытого пламени. Пробле­скатор устанавливают внутри ацетиленового фонаря так, что­бы огонь горелки находился в фокусе оптической системы ап­парата. Ацетилен из баллона подается в камеру регулятора давления проблескатора под давлением около 1,7 МПа, где оно снижается до 4,7—5,4 кПа и поддерживается постоянным независимо от величины дав­ления газа в баллоне. Далее ацетилен поступает в камеру прерывателя, откуда подается к горелке автоматически, определенными порциями под давлени­ем 1,2—2 кПа.

В группопроблесковых проблескаторах АГП добавочные про­блески и малая темнота создаются механизмом дополнительных проблесков. Синхронные проблескаторы САП-Д (датчик) и САП-П (повторитель), разработанные на базе проблескаторов АП-75к, имеют дополнительные механизмы, обеспечивающие одновремен-

ность подачи газа к горелкам светооптических аппаратов обоих знаков. Универсальный ацетиленовый проблескатор УАП, создан­ный на базе проблескатора АП-20к, снабжен высокими и низки­ми стойками горелок, благодаря чему его можно использовать во всех типах аппаратов.

Для хранения ацетиленового газа служат стальные баллоны или газоаккумуляторы, заполненные пористой массой (активиро­ванным углем), пропитанной ацетоном. Расположенный в порах этой массы ацетилен не заполняет сплошь всего объема, что исключает распространение на всю массу газа взрывного рас­пада, возникающего в какой-либо части баллона. Благодаря вы­сокой растворяющей способности ацетона 40-литровый баллон вмещает до 6 м3 газа.

Ацетиленовый баллон представляет собой стальной цельно­тянутый сосуд цилиндрической формы со сферическими верхним и нижним донышками. В нарезанное утолщение верхнего донышка на конической резьбе вворачивают запорный мембранный вентиль ВАБ (вентиль ацетиленового баллона), снабженный войлочным фильтром и пластинчатым клапаном, позволяющим производить перекрытие газа. В нерабочем состоянии поверх вентиля ВАБ на кольцо, зачеканенное на приливе корпуса баллона, навинчивают стальной предохранительный колпак, защищающий вентиль от повреждения. В СНО используются ацетиленовые баллоны гид­равлической емкостью на 50, 40 и реже на 33, 27 и 25 л, изго­тавливаемые промышленностью в соответствии с ГОСТ 5948—60.

Ацетиленовые баллоны окрашивают в белый цвет, кроме места клеймения, которое покрывают бесцветным лаком и обводят рам­кой красного цвета. Необходимо следить за сохранностью бал­лонов, особенно при их транспортировке, оберегать от ударов и от нагревания солнечными лучами и отопительными приборами. При работе с ацетиленовыми баллонами необходимо соблюдать правила по технике безопасности, которые изложены в специаль­ных руководствах.

Подготовка ацетиленовой аппаратуры к эксплуатации заклю­чается в проверке ее исправности, регулировке на стенде и фоку­сировке источника света. При получении аппаратуры со склада необходимо провести ее тщательный нарулшый и внутренний ос­мотр. При наружном осмотре необходимо убедиться в целости штормовых стекол, их замазки и целости корпуса фонаря. При внутреннем осмотре проверяют сохранность линз, глетной замаз­ки, правильность монтажа газопроводных труб, целость горелки и сторожевого огонька. После осмотра аппаратуры необходимо ознакомиться с технической документацией: формуляром, техни­ческим паспортом и инструкцией по эксплуатации. По окончании осмотра аппаратуру подключают к газовой магистрали и прове­ряют в действии на стенде. На стенде производят регулировку аппаратуры на заданную характеристику и проверяют в течение 240 ч стабильность ее работы. Проведение стендовых испытаний фиксируют в специальном журнале. Проблесковые аппараты счи-

таются пригодными к эксплуатации, если в течение 240 ч их ра­боты отклонение характеристики от заданной не превышает ±5% при изменении температуры окружающего воздуха на ±10° от той, при которой была установлена заданная характеристика. Ста­бильность работы ацетиленовых проблескаторов проверяют се­кундомером путем замера характеристики дважды в сутки. При этом фиксируют время, за которое совершается 20 проблесков. Проверка длится 240 ч. Установив проблескатор внутрь фонаря, производят фокусировку источника света. От правильной фоку­сировки зависит сила источника света и, следовательно, даль­ность видимости огня. Способы фокусировки приводятся в спе­циальной технической литературе, в том числе и в «Технической инструкции по обслуживанию навигационного оборудования мор­ских подходных каналов и акваторий портов ММФ», а также в «Руководстве по эксплуатации ацетиленовых маячных светооптн- ческих аппаратов на навигационных знаках и буях».

При работе с ацетиленовым оборудованием необходимо соблю­дать «Правила по технике безопасности при производстве дно­углубительных работ и при оборудовании и эксплуатации средств навигационного ограждения»; правила, изложенные в «Техниче­ской инструкции по обслуживанию навигационного оборудования морских подходных каналов и акваторий портов ММФ» и в «Ти­повой инструкции по технике безопасности при перезарядке буев с ацетиленовым оборудованием». Общие требования техники безо­пасности при работе с ацетиленовым оборудованием и краткая характеристика свойств ацетилена приводятся ниже.

Ацетилен — бесцветный и горючий газ, обладающий, благодаря наличию в нем различных примесей, резким чесночно-эфирным запахом. Ядовит. Взрывоопасен при следующих условиях:

при нагреве до 450—500° С с одновременным повышением дав­ления до 0,1—0,16 МП а;

в смеси с воздухом при содержании в ней ацетилена по объе­му от 2,8 до 65%;

в смеси с кислодором при содержании в ней ацетилена по объему от 2,6 до 93%;

при длительном соприкосновении ацетилена с красной медью, серебром и ртутью.

Присутствие копоти и окислов металлов может привести к взрыву ацетилена даже при более низких давлениях и темпера­туре.

Ацетиленовые баллоны относятся к категории взрывоопасных. Нарушение правил по технике безопасности при их обслужива­нии может привести к взрыву.

Ацетиленовое оборудование, его хранение и обслуживание должны соответствовать требованиям действующих «Правил уст­ройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением». К обслуживанию ацетиленового оборудования на плавучих и береговых знаках должны допускаться только лица, прошедшие специальное обучение и получившие необходимые до-

кументы на право выполнения данной работы. На складах и на навигационных знаках баллоны должны быть в вертикальном положении и предохранены от ударов и падения.

Запрещается располагать баллоны на расстоянии менее 1 м от отопительных приборов и менее 10 м от источников открытого тепла. Между баллонами и источниками тепла должны быть уста­новлены теплоизоляционные экраны. При отсутствии электриче­ского освещения работать внутри склада можно только со взрыво- безопасными аккумуляторными фонарями. Шкафы и другие места установки ацетиленовых баллонов на плавучих и береговых зна­ках должны иметь естественную вентиляцию. При транспортировке ацетиленовых баллонов на них должны быть плотно навернуты предохранительные колпаки. Баллоны должны быть уложены на горизонтальные стеллажи, выполненные в виде гнезд, обшитых войлоком, и закреплены хомутами.

Запрещается перевозить и хранить баллоны незащищенными от действия солнечных лучей. В тех случаях, когда ацетиленовые баллоны нагрелись свыше +35° С, необходимо принять меры для их охлаждения (полить холодной водой и т. п.). Перемещать ацетиленовые баллоны на небольшие расстояния нужно на специ­альных тележках или носилках. В тесных и труднодоступных ме­стах допускается переносить баллоны на руках, но не менее чем двумя рабочими. Носить баллоны на плечах во всех случаях за­прещается. Запрещается совместное хранение и перевозка аце­тиленовых баллонов с кислородными, а также с горючими жид­костями и огнеопасными материалами. При хранении и транс­портировке пустых баллонов обслуживающий персонал должен обращаться с ними так же, как и с наполненными. Во время выгрузки и погрузки ацетиленовых баллонов запрещается бросать их, ударять друг о друга и т. п. Баллоны, получившие удар даже без видимого повреждения, должны быть немедленно изъяты из пользования и подготовлены к досрочному испытанию. Запреща­ется устранять дефекты наполненного ацетиленового баллона свои­ми средствами. При обнаружении дефекта баллон должен быть от­правлен на завод-наполнитель.

Проверка герметичности ацетиленовых трубопроводов и аппа­ратуры должна производиться мыльной водой или жидкостью ВК-2. Категорически запрещается использовать для этой цели от­крытый огонь. Запрещается: для изготовления трубопроводов аце­тиленового оборудования применять красную медь; промывать ацетиленовое оборудование этилированным бензином. Проверка и регулировка ацетиленовых аппаратов должны производиться на специально оборудованных стендах, изолированных от маячно- ацетиленовой мастерской. Помещение маячно-ацетиленовой ма­стерской и стенд испытания ацетиленовых аппаратов должны тща­тельно вентилироваться искусственной нагнетательной вентиляци­ей. Вход посторонним в эти помещения запрещен. В помещениях, где производят регулировку и ремонт ацетиленовой аппаратуры, устанавливать оборудование механической вентиляции нельзя.

§ 85. Электрическое оборудование плавучих и береговых навигационных знаков

Электрическое оборудование с питанием от сети переменного тока напряжением 127—220 в применяют на многих типах бере­говых навигационных знаков, к которым может быть подведен ток от промышленной или городской сети. Электрическое оборудова­ние с питанием от автономных источников тока применяют на: плавучих предостерегательных знаках (буях и бакенах); знаках портовых, расположенных на труднодоступных молах и волноломах;

необслуживаемых и труднодоступных навигационных знаках. Электрическое светооптическое оборудование навигационного знака, независимо от его типа и назначения, состоит из следую­щих основных частей: источника света, светооптического аппара­та, автоматического аппарата, обеспечивающего горение огня с заданной характеристикой, источника питания. На береговых и плавучих навигационных знаках используют следующие источни­ки света: лампы накаливания, лампы газосветные (газосветные трубки), импульсные газоразрядные лампы. Наибольшее распро­странение в навигационном оборудовании морских путей получи­ли следующие типы ламп накаливания:

с нормальной световой отдачей типа НВ (напряжение 127— 220 в, мощность 25—200 вт);

морские маячные типа ММ (напряжение 32—110 в, мощность 50—1000 вт; напряжение 6—12 в, мощность 3—23 вт);

прожекторные типа ПЖ (напряжение 127—220 в, мощность 500—1000 вт);

водные сигнальные типа ВС (напряжение 2,5 в, мощность 0,4— 1,1 вт).

Морские маячные лампы типа ММ предназначены специально для использования в маячных светооптических аппаратах типа ЭМ и ЭМС. Вид и габаритные размеры морских маячных ламп даны на рис. 86.

Лампы прожекторные типа ПЖ (ГОСТ 7874—66) применяют в светооптических приборах, устанавливаемых на береговых на­вигационных знаках. Вид некоторых из них показан на рис. 87.

Газосветные трубки являются газоразрядными источниками света. При пропускании тока через трубку, наполненную инерт­ным газом, между ее электродами возникает поток электронов, вызывающий свечение газа. Трубки, заполненные аргоном, светят­ся красным цветом, смесью аргона с парами ртути — голубым, гелием — желтым цветом. Для увеличения силы света внутрен­нюю поверхность трубки покрывают люминофором, слой которого светится под воздействием ультрафиолетовых лучей. В навига­ционном оборудовании морских каналов газосветные трубки ис­пользуют для освещения дорожек на створных знаках. На внут­ренних водных путях такие трубки применяют в фонарях плавучих и береговых знаков. Промышленность изготавливает газосвет-



ные трубки прямыми и изогнутыми в виде кольца или спирали. Газосветные трубки питают от сети переменного тока напряже­нием 127 или 220 в через повышающий трансформатор, а от низ­ковольтных источников тока — через полупроводниковый преобра­зователь. Газосветные трубки не требуют применения светофильт­ров, поскольку цвет их свечения зависит не от цвета стекла, а от наполнителя трубки.

Электрические маячные светооптические аппараты кругового и направленного действия созданы на базе ацетиленовых аппара­тов со следующими основными изменениями:

электрический источник света установлен или на специальной стойке, или в лампоменятеле, укрепленных внутри основания фо­наря на фокусирующем устройстве;

ацетиленовый проблескатор заменен электропроблесковыми аппаратами типа ЭПА-6, ЭПА-12 или БЭПА-6/12, выносимыми за пределы корпуса фонаря;

значительно упрощена вентиляционная система фонаря, по­скольку при электрическом освещении не требуется интенсивного обмена воздуха.

Таким образом, любой электрический аппарат путем замены в нем некоторых частей может быть переоборудован в ацетилено­вый, и наоборот. Большинство деталей аппаратов обоих типов уни­фицировано.

Маячные светооптические аппараты направленного действия тина ЭМС применяются на створных знаках.

Условные шифры маячных светооптических аппаратов имеют следующие значения:

ЭМ — электрический маяк или электрический маячный; ЭМВ — электрический маяк вращающийся; ЭМН — электрический маяк невращающийея; ЭМС — электрический маячный створный.

Следующая за этими буквенными обозначениями первая груп­па цифр обозначает диаметр маячной линзы в сантиметрах или миллиметрах, вторая — обозначает номер модели. В настоящее время эксплуатируют следующие типы электрических маячных светооптических аппаратов:

кругового действия — ЭМ-100, ЭМ-140, ЭМ-200, ЭМ-300, ЭМ-500; направленного действия — ЭМС-120, ЭМС-210, ЭМС-350. Внешний вид и габаритные размеры электрических маячных све­тооптических аппаратов даны на рис. 88 и 89.

Устройство электрического маячного светооптического аппарата кругового действия показано на рис. 90.

Для увеличения дальности видимости знака в условиях пони­женной видимости на створных знаках в качестве мощного источ­ника света применяют прожекторы типа:

БМ-60-1, спроектированные специально для установки на бере­говых маяках, но в настоящее время снятых с производства. Их можно встретить на некоторых створных знаках, установленными неподвижно по направлению оси створа;



Г13С-35 и ПЗС-45 заливающего света, предназначенные для ос­вещения территории порта, завода, строительных площадок и т. п., но с успехом используемые в качестве светооптических аппаратов на створных знаках. Распространению этих прожекторов способст­вует их небольшая стоимость, вес, габарит и удовлетворительные

светооптические характеристи­ки как вспомогательных ап­паратов.

В системе СНО морских каналов широкое распростра­нение на створных знаках на­шли газосветные светильники, светооптическая аппаратура которых питается от сети пе­ременного тока. Устройство светильника несложно. Све­тильник представляет собой параболический рефлектор с установленной в его фокусе прямой газосветной трубкой. На морских створных знаках светильник имеет сдвоенный параболический рефлектор, в фокусах которого установлено по одной трубке, электрически соединенных между собой па­раллельно. Такой сдвоенный рефлектор вместе с питающим высоковольтным трансформа­тором принято называть газо­светной коробкой, в которой светится одна из установлен­ных в ней газосветных трубок, имеющая меньшее сопротив­ление, а вторая (резервная) загорается только после выхо­да из строя первой трубки.

На морских створных зна­ках устанавливают от одной до десяти и более газосветных коробок, которые располагают одну над другой вертикально в центре створного щита, создавая эффект вертикальной светящей полосы — газосветной дорожки. Применяют два типа газосветных коробок: опускаемые и поворотные. Поворотные коробки более удобны для обслуживания.

Для автоматического управления огнями навигационных зна­ков по заранее заданным характеристикам в состав электрообору­дования вводят электрические проблесковые автоматы. Такие автоматы выпускают серийно для светооптических аппаратов, пи-

тающихся от автономных источников постоянного тока напряже­нием 2, 5, 6 и 12 в. Электропроблесковые автоматы для перемен­ного тока напряжением 127 и 220 в пока находятся в стадии раз­работки.

В СНО морей используют следующие типы электропроблеско­вых аппаратов:

ЭПА-6 с лампоменятелем ЛМ-6 (напряжение питающего тока 6 б);

ЭПА-12-2 с лампоменятелем ЛМ-12 (напряжение питающего тока 12 в);

БЭПА-6/12 с лампоменятелем ЛМ-12 (аппарат может быть отрегулирован для работы от питающего напряжения 6 или 12 в):

ФАУСП без лампоменятеля (напряжение питания 2, 5, 6 и при договоренности с заводом-изготовителем 12 в).

Индексы электропроблесковых аппаратов имеют следующие значения: Б — бесконтактный; Э — электрический; П — проблеско­вый; А — аппарат. Индекс ФАУСП обозначает фотоавтоматиче­ское устройство светосигнального прибора.

Аппараты ЭПА-6 и ЭПА-12-2 конструктивно выполнены оди­наково и состоят из электропроблескового механизма, заключен­ного в металлический корпус, и лампоменятеля, который установ­лен в светооптическом аппарате (фонаре). Электропроблесковый механизм состоит из механизма кода, механизма включения и выключения сигнальной лампы и фотореле, включающего или выключающего аппарат при определенных значениях освещен­ности атмосферы. Как правило, аппараты регулируют на включение при снижении освещенности атмосферы вечером до 200 лк и вы­ключение с рассветом при освещенности 600—800 лк. В лампоме- нятелях установлено по 6 ламп. В лампоменятелях ЛМ-6 приме­няют лампы ММ-31 и ММ-32; в лампоменятелях ЛМ-12 — лампы ММ-25, ММ-26 или ММ-27.

Аппараты типа ЭПА-6 имеют восемь, типа ЭПА-12-2 двенад­цать сменных кодовых дисков, обеспечивающих навигационному огню горение с одной из установленных ему характеристик.

Если в аппаратах ЭГ1А-6 и ЭПА-12 применен электромехани­ческий способ формирования характеристик горения огня, при ко­тором вращающийся кодовый диск благодаря определенному че­редованию выступов и впадин на его поверхности включает или выключает сигнальный огонь на определенные промежутки вре­мени, то в аппарате БЭПА-6/12 (бесконтактном) формирование характеристик производится с помощью системы дискретного дей­ствия. Аппарат БЭПА-6/12 состоит из следующих блоков: блока светового выключателя, лампоменятеля и блока формирования, размещенного в металлическом корпусе. Сам аппарат не имеет блока стабилизации напряжения, но может работать со стабили­затором напряжения СПП-12, выпускаемым промышленностью серийно. Электропроблесковый аппарат БЭПА-6/12 М, который может обеспечить огню 12 характеристик горения, является мо­дификацией аппарата БЭПА-6/12.

Фотоавтоматы типа ФАУСП были разработаны для светоопти­ческих аппаратов, устанавливаемых на внутренних водных путях, но их также используют на знаках морских подходных каналов и фарватеров, особенно в их речной и мелководной части.

Фотоавтоматы сконструированы из отдельных функциональных блоков, различные сочетания которых определяют тип и характе­ристику аппарата. Блоки фотоавтомата выполнены из полупровод­никовых элементов и для обеспечения водонепроницаемости за­литы эпоксидной смолой. Спаянные между собой блоки помещены в пластмассовом корпусе, состоящем из двух частей, соединен­ных винтами. Каждый поврежденный блок (не фотоавтомат) ремонту не подлежит и его заменяют другим исправным блоком. Фотоавтоматы ФАУСП могут быть собраны со стабилизатором на­пряжения и без него, с проблескатором, группопроблескатором на две или три вспышки, повторителем проблеска или дубликатором.

Береговые линии электропередач (низковольтные напряжением до 380 в и высоковольтные свыше 380 в) являются наиболее на­дежными и экономически выгодными источниками питания бере­говых навигационных знаков. Они позволяют применять на зна­ках, помимо мощных светооптических систем, и другое навигаци­онное оборудование: радиомаяки, звукосигнальное оборудование, системы телеуправления, прожекторы, газосветные дорожки на створных знаках и др.

Условные обозначения перечисленных в табл. 58 батарей рас­шифровываются следующим образом:

Наиболее распространенным автономным источником питания на плавучих предостерегательных и береговых навигационных знаках являются сухие гальванические батареи, характеристики которых приведены в табл. 58.

«Волна», «Экран», «Знак» и др.— потребительские наимено­вания батарей;

первое число в обозначении — начальное напряжение бата­реи, в;

число в конце — номинальная емкость батареи, кл\ Н — накальная;

МЦ — марганцево-цииковая система;

ВМЦ — воздушно-марганцево-цинковая система;

X — холодостойкая;

3 — для знаков береговых;

Б -— для буев.

Из перечисленных батарей наибольший интерес представляют батареи типа «Буй» и «Знак», разработанные специально для пи­тания огней навигационных знаков. Батареи типа «Буй» имеют размеры и форму, которые позволяют легко размещать их в пе­налах морских буев и, так же как батареи «Знак», не нуждаются в вентиляции. Последнее качество выгодно отличает их от осталь­ных батарей и позволяет применять на зимних светящих буях, батарейные отсеки которых, расположенные ниже уровня воды, герметично закрывают на весь период действия батареи. Поло­жительным качеством сухих гальванических батарей являются простота и безопасность обращения с ними и отсутствие необхо­димости их зарядки.

К недостаткам большинства сухих батарей нужно отнести сле­дующее:

падение напряжения батареи на 10—15% после нескольких часов непрерывной работы;

сравнительно короткий срок их годности, который снижается на 15—40% в течение года хранения из-за саморазряда в элемен­тах батареи;

малый разрядный ток большинства сухих батарей, который для питания большинства применяемых электроламп вынуждает при­менять смешанные соединения батарей.

Наряду с сухими гальваническими батареями применяют и ак­кумуляторы, получившие широкое распространение для питания навигационных огней на внутренних водных путях. В навигацион­ном оборудовании морских каналов аккумуляторы стали применять сравнительно недавно. Промышленность выпускает два типа ак­кумуляторов: щелочные и кислотные. Для питания навигацион­ных огней используют исключительно щелочные аккумуляторы кадмиево-никелевые (КМ) и железо-никелевые (ЖН), но послед­ние получили большее распространение из-за их меньшей стоимо­сти. В навигационном оборудовании морских каналов в основном используют щелочные аккумуляторные батареи емкостью 162 и 180 ккл.

Для питания навигационных знаков и оборудования, установ­ленных в труднодоступных местах морских побережий и на ост­ровах, применяют автоматические ветроэлектрические станции АВЭС-1-5 и АВЭС-0,1. В СНО морских подходных каналов, за

исключением районов Крайнего Севера, указанные ветроэлектри­ческие станции не применяют.

Для питания необслуживаемых навигационных знаков в насто­ящее время используют и солнечные батареи, преобразующие солнечную радиацию в электрическую энергию. В состав солнечной силовой установки типа МСУ-12 входят:

солнечная батарея из 720 круглых или 3168 прямоугольных кремниевых фотоэлементов;

аккумуляторная батарея из 11 последовательно включенных аккумуляторных элементов типа КН-100; блок автоматики;

блок защиты аккумуляторной батареи от перезаряда. Солнечная батарея должна быть установлена на южной сол­нечной стороне знака. Электрическая энергия, накопленная в ак­кумуляторной батарее в светлое время суток, с наступлением су­мерек при понижении освещенности до 150—200 лк автоматически переключается на питание огня навигационного знака. С рассве­том при повышении освещенности до 400—600 лк огонь также ав­томатически выключается.

Установка рассчитана па питание электроламп мощностью 12 вт при напряжении 12 в и работоспособна в условиях морских побережий в широтах от 40 до 60° при температуре воздуха от + 40 до —30° С и относительной влажности 98%.

Глава XXVIII

ОГРАЖДЕНИЕ МОРСКИХ КАНАЛОВ И ФАРВАТЕРОВ СРЕДСТВАМИ НАВИГАЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ






Сейчас читают про: