Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Средства навигационного оборудования, применяемые в условиях пониженной видимости




Наблюдаемые вооруясенным либо невооруженным глазом СНО являются наиболее надежными средствами, обеспечивающими судну безопасность плавания в стесненных условиях. Но при пло­хой видимости (непогоде, дожде, тумане, дымке) пользование ими становится затруднительным, а иногда и невозможным. Для ори­ентации судов в этих условиях вводят в действие дополнитель­ные виды СНО: звукосигнальные, гидроакустические и радиотех­нические. В качестве звукосигнальных СНО на береговых и плавучих маяках применяют наутофонные установки, которые в периоды плохой видимости подают воздушный звуковой сигнал, преобразуя электрическую энергию в звуковую. Тем же целям служат и пневматические сирены, в которых используется энер­гия сжатого воздуха. Буи БКБ и БММ оборудуются сигнальным колоколом, а БМБ и БМС -— воздушными волновыми ревунами. На плавучих СНО иностранного производства применяют гонги, которые на отечественных буях распространения не получили.

Гидроакустические средства в навигационном оборудовании морских каналов применяются редко, так как требуют наличия на судах гидроакустических и гидролокационных станций. Гид­ролокационные пассивные отражатели устанавливают на якорях на глубине от уровня моря от 30 до 100 м для ограждения от­дельных навигационных опасностей. Отражатели выполнены в виде стальной конструкции уголкового типа.

Очень важную роль в деле обеспечения безопасности плава­ния в условиях плохой видимости играют радиотехнические СНО. Особо важное значение в обеспечении безопасности движения судов в узкостях, на подходах к портам и в их акваториях при­обретают береговые радиолокационные станции (БРЛС), которые позволяют производить проводку судов в условиях исключитель­но плохой видимости.

Одним из средств, позволяющих ориентироваться судну в ус­ловиях плохой видимости, являются пассивные радиолокационные

отражатели — устройства, способные отражать значительную часть электромагнитной энергии, посылаемой судовой радиолокацион­ной станцией. Способностью отражать импульсы радиолокацион­ной станции обладают все фи­зические тела, но задачей пассивного радиолокационного отражателя является усиле­ние радиолокационной даль­ности обнаружения того нави­гационного знака, на котором он установлен. Конструктивно по количеству отражающих поверхностей одного элемен­та отражатели делятся на двухгранные и трехгранные (рис. 78). Обе разновидности отражателей применяются на плавучих и береговых СНО.

Наиболее распространенными пассивными радиолокационны­ми отражателями являются трехгранные (рис. 79), а из их чис­ла— спиральные. Предпочтение спиральным пассивным радио-




локационным отражателям отдается из-за их компактности и лег­кости по сравнению с другими, имеющими равную с ними отражательную поверхность.

Глава XXVII

СВЕТОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И ИСТОЧНИКИ ПИТАНИЯ НАВИГАЦИОННЫХ ЗНАКОВ

§ 83. Светотехническое оборудование

На СНО морей, на плавучих и береговых навигационных зна­ках для обеспечения их ночной видимости устанавливают свето- оптическое оборудование, которое состоит из: источника питания; источника света; светооптического аппарата с оптической систе­мой, увеличивающей силу источника света в требуемом направле­нии; автоматических приборов, обеспечивающих огню заданную характеристику. В качестве источника питания используют пере­менный ток от промышленной сети напряжением 110 и 220 в и постоянный ток напряжением 2,5; 6 и 12 в от сухих гальваниче­ских батарей и аккумуляторов. Реже используют ток, вырабаты­ваемый микрогэс и ветроэлектрическими агрегатами, и даже атом­ными генераторами и солнечными батареями. Другими по харак­теру источниками питания являются газоаккумуляторы (баллоны), в которых растворен газ ацетилен или находится под давлением осветительный газ пропан.

В соответствии с видом применяемого источника питания свето- оптическую аппаратуру навигационных знаков разделяют на элек­трическую и ацетиленовую. В настоящее время электрическое обо­рудование все больше и больше получает распространение в СНО морей, вытесняя ацетиленовое.

Маячными светооптическими аппаратами именуют все светооптнческие аппараты, устанавливаемые на плавучих и береговых навигационных знаках. Их разделяют на аппараты направленного и кругового действия. Аппараты направленного действия устанав­ливают на створных знаках, кругового — на всех остальных. В маячных светооптических аппаратах для преобразования свето­вого потока источника света в поток требуемой силы и направле­ния применяются маячные диоптрические линзы профиля Френеля, предложенные им в 1819 г. Линза Френеля состоит из плоско-вы­пуклого центрального элемента и нескольких периферийных эле­ментов, выполненных в виде сечений тора различных радиусов кривизны. Каждый элемент линзы можно считать за самостоя­тельную линзу с малым углом охвата (рис. 80). В маячных свето­оптических аппаратах применяются диоптрические линзы Френеля двух типов:



цилиндрические (поясные), образованные путем вращения про­филя Френеля вокруг проходящей через фокус линзы вертикаль

ной оси и создающие световой поток, видимый с любых направ­лений по горизонту;

дисковые (полизональные), образованные путем вращения про­филя Френеля вокруг горизонтальной оптической оси линзы и создающие световой поток в виде направленного пучка света.

Оба типа линз характеризуются коэффициентом усиления оп­тики, под которым понимается отношение силы света, приписывае­мой светящей оптике, к си­ле света его источника.

Для придания огню оп­ределенного цвета в маяч­ные светооптические аппа­раты устанавливают све­тофильтры из цветного стекла. Действие свето­фильтров основано на их свойстве пропускать свет определенной длины волны, соответствующей требуемо­му цвету. Светофильтры раз­личного цвета обладают коэффициентами пропуска­ния, зависящими также и от рода источника света. Светофильтры изготавливаются плоскими различной конфигурации и цилиндри­ческими из стекла следующих марок: КС-2 (красного цвета), ЗС-З (зеленого цвета), СС-8 (синего цвета), ОС-5 (оранжевого цвета). Цилиндрические светофильтры применяют на маячных аппаратах с поясными линзами, плоские —на створных аппаратах, в про­жекторах и в специальных маячных системах.

§ 84. Ацетиленовое оборудование плавучих и береговых навигационных знаков

Ацетиленовое светооптическое оборудование применяют на бе­реговых и плавучих навигационных знаках. По составу ацетиле­новое оборудование обоих типов знаков не отличается друг от друга. В его состав входят: ацетиленовый маячный светоопти­ческий аппарат; ацетиленовый проблескатор с регулятором давле­ния и ацетиленовой горелкой открытого пламени; кран перекрытия газопровода; гератолевый фильтр; войлочный или фетровый фильтр; коллектор; трубопровод; газовые баллоны (газоаккуму­ляторы). Примерная схема ацетиленового оборудования навига­ционного знака приведена на рис. 81. Применяется два типа аце­тиленовых маячных светооптических аппаратов: направленного действия (створные) типа АМС; кругового действия типа АМ.

Аппараты типа АМС, как правило, устанавливают на створных знаках; типа АМ — на всех плавучих и береговых навигационных знаках. Условные шифры аппаратов имеют следующие значения:

АМ — ацетиленовый маячный или ацетиленовый маяк; АМС — ацетиленовый маячный створный;

АМСУ—-ацетиленовый маячный с синхронным проблесковым устройством.

Следующая за буквенными обозначениями группа цифр пока­зывает диаметр маячной линзы аппарата в миллиметрах. В прак­тике используют следую­щие типы ацетиленовых маячных светооптических аппаратов;

кругового действия — АМ-75, АМ-100, АМ-140, АМ-200, АМ-300, АМ-500;

направленного дейст­вия— АМС- 120, АМС-210, АМС-350.

Внешний вид и габа­ритные размеры ацетиле­новых аппаратов показа­ны на рис. 82 и 83.

Ацетиленовый маяч­ный светооптический ап­парат кругового действия (см. рис. 82) состоит из фонаря с оптической си­стемой и проблескового аппарата с ацетилено­вой горелкой открытого пламени, установленных внутри корпуса фонаря. Вентиляционная система аппарата обеспечивает удале­ние из фонаря продуктов сгорания ацетилена, доступ внутрь фо­наря чистого воздуха, предохраняет пламя горелки от задувания и исключает возможность попадания внутрь фонаря воды. Опти-

ческая система аппарата состоит из линзы, светофильтра и ис­точника света. Все светооптические аппараты, кроме аппаратов ЭМ-100 и АМ-100, оборудованы стеклами, защищающими линзы от повреждения и загрязнения. Светофильтры из цветного стекла помещаются между линзой и ацетиленовой горелкой.

Ацетиленовые маячные светооптические аппараты направлен­ного действия, или створные (см. рис. 83), как и аппараты круго­вого действия, состоят из фонаря с оптической системой и про- блескатора с ацетиленовой горелкой. Принципиально устройство светооптического аппарата направленного действия отличается от устройства аппарата кругового действия только устройством


оптической системы. Устройство ацетиленового маячного светооп­тического аппарата направленного действия показано на рис. 84. Горелка открытого пламени в светооптическом аппарате являет­ся источником света. Она (рис. 85) представляет собой двухрожковый корпус из пирофилита, вставленный в металлическую оп­раву. Ацетилен проходит по каналам горелки и, смешиваясь с воздухом, засасываемым через боковые отверстия горелки, обра­зует горючую смесь. Приготовленная смесь выходит из горелки двумя струйками и, воспламененная сторожевым огоньком, горит ярким пламенем в форме «рыбьего хвоста». По часовому расходу ацетилена горелки разделяют на 5-, 10-, 15-, 20-, 25- и 30-литровые. Для получения большей силы света применяют групповые горелки.

Ацетиленовые проблесковые аппараты устанавливают в свето- оптических аппаратах кругового и направленного действия для обеспечения автоматической работы огня по заданной характери­стике. Применяют следующие типы ацетиленовых проблескаторов:

АП-20к — ацетиленовый проблескатор с предельным расходом газа 20 л/ч;

АП-75к—то же, с расходом газа 75 л/ч; УАП — универсальный ацетиленовый проблескатор; САП-Д и САП-П — датчик и повторитель (синхронные ацети­леновые проблескаторы).

Ацетиленовый проблескатор состоит из следующих частей: регулятора давления; прерывателя (собственно проблескатора);

воспламенителя (сторожевого огонька); стойки с горелкой открытого пламени. Пробле­скатор устанавливают внутри ацетиленового фонаря так, что­бы огонь горелки находился в фокусе оптической системы ап­парата. Ацетилен из баллона подается в камеру регулятора давления проблескатора под давлением около 1,7 МПа, где оно снижается до 4,7—5,4 кПа и поддерживается постоянным независимо от величины дав­ления газа в баллоне. Далее ацетилен поступает в камеру прерывателя, откуда подается к горелке автоматически, определенными порциями под давлени­ем 1,2—2 кПа.

В группопроблесковых проблескаторах АГП добавочные про­блески и малая темнота создаются механизмом дополнительных проблесков. Синхронные проблескаторы САП-Д (датчик) и САП-П (повторитель), разработанные на базе проблескаторов АП-75к, имеют дополнительные механизмы, обеспечивающие одновремен-

ность подачи газа к горелкам светооптических аппаратов обоих знаков. Универсальный ацетиленовый проблескатор УАП, создан­ный на базе проблескатора АП-20к, снабжен высокими и низки­ми стойками горелок, благодаря чему его можно использовать во всех типах аппаратов.

Для хранения ацетиленового газа служат стальные баллоны или газоаккумуляторы, заполненные пористой массой (активиро­ванным углем), пропитанной ацетоном. Расположенный в порах этой массы ацетилен не заполняет сплошь всего объема, что исключает распространение на всю массу газа взрывного рас­пада, возникающего в какой-либо части баллона. Благодаря вы­сокой растворяющей способности ацетона 40-литровый баллон вмещает до 6 м3 газа.

Ацетиленовый баллон представляет собой стальной цельно­тянутый сосуд цилиндрической формы со сферическими верхним и нижним донышками. В нарезанное утолщение верхнего донышка на конической резьбе вворачивают запорный мембранный вентиль ВАБ (вентиль ацетиленового баллона), снабженный войлочным фильтром и пластинчатым клапаном, позволяющим производить перекрытие газа. В нерабочем состоянии поверх вентиля ВАБ на кольцо, зачеканенное на приливе корпуса баллона, навинчивают стальной предохранительный колпак, защищающий вентиль от повреждения. В СНО используются ацетиленовые баллоны гид­равлической емкостью на 50, 40 и реже на 33, 27 и 25 л, изго­тавливаемые промышленностью в соответствии с ГОСТ 5948—60.

Ацетиленовые баллоны окрашивают в белый цвет, кроме места клеймения, которое покрывают бесцветным лаком и обводят рам­кой красного цвета. Необходимо следить за сохранностью бал­лонов, особенно при их транспортировке, оберегать от ударов и от нагревания солнечными лучами и отопительными приборами. При работе с ацетиленовыми баллонами необходимо соблюдать правила по технике безопасности, которые изложены в специаль­ных руководствах.

Подготовка ацетиленовой аппаратуры к эксплуатации заклю­чается в проверке ее исправности, регулировке на стенде и фоку­сировке источника света. При получении аппаратуры со склада необходимо провести ее тщательный нарулшый и внутренний ос­мотр. При наружном осмотре необходимо убедиться в целости штормовых стекол, их замазки и целости корпуса фонаря. При внутреннем осмотре проверяют сохранность линз, глетной замаз­ки, правильность монтажа газопроводных труб, целость горелки и сторожевого огонька. После осмотра аппаратуры необходимо ознакомиться с технической документацией: формуляром, техни­ческим паспортом и инструкцией по эксплуатации. По окончании осмотра аппаратуру подключают к газовой магистрали и прове­ряют в действии на стенде. На стенде производят регулировку аппаратуры на заданную характеристику и проверяют в течение 240 ч стабильность ее работы. Проведение стендовых испытаний фиксируют в специальном журнале. Проблесковые аппараты счи-

таются пригодными к эксплуатации, если в течение 240 ч их ра­боты отклонение характеристики от заданной не превышает ±5% при изменении температуры окружающего воздуха на ±10° от той, при которой была установлена заданная характеристика. Ста­бильность работы ацетиленовых проблескаторов проверяют се­кундомером путем замера характеристики дважды в сутки. При этом фиксируют время, за которое совершается 20 проблесков. Проверка длится 240 ч. Установив проблескатор внутрь фонаря, производят фокусировку источника света. От правильной фоку­сировки зависит сила источника света и, следовательно, даль­ность видимости огня. Способы фокусировки приводятся в спе­циальной технической литературе, в том числе и в «Технической инструкции по обслуживанию навигационного оборудования мор­ских подходных каналов и акваторий портов ММФ», а также в «Руководстве по эксплуатации ацетиленовых маячных светооптн- ческих аппаратов на навигационных знаках и буях».

При работе с ацетиленовым оборудованием необходимо соблю­дать «Правила по технике безопасности при производстве дно­углубительных работ и при оборудовании и эксплуатации средств навигационного ограждения»; правила, изложенные в «Техниче­ской инструкции по обслуживанию навигационного оборудования морских подходных каналов и акваторий портов ММФ» и в «Ти­повой инструкции по технике безопасности при перезарядке буев с ацетиленовым оборудованием». Общие требования техники безо­пасности при работе с ацетиленовым оборудованием и краткая характеристика свойств ацетилена приводятся ниже.

Ацетилен — бесцветный и горючий газ, обладающий, благодаря наличию в нем различных примесей, резким чесночно-эфирным запахом. Ядовит. Взрывоопасен при следующих условиях:

при нагреве до 450—500° С с одновременным повышением дав­ления до 0,1—0,16 МП а;

в смеси с воздухом при содержании в ней ацетилена по объе­му от 2,8 до 65%;

в смеси с кислодором при содержании в ней ацетилена по объему от 2,6 до 93%;

при длительном соприкосновении ацетилена с красной медью, серебром и ртутью.

Присутствие копоти и окислов металлов может привести к взрыву ацетилена даже при более низких давлениях и темпера­туре.

Ацетиленовые баллоны относятся к категории взрывоопасных. Нарушение правил по технике безопасности при их обслужива­нии может привести к взрыву.

Ацетиленовое оборудование, его хранение и обслуживание должны соответствовать требованиям действующих «Правил уст­ройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением». К обслуживанию ацетиленового оборудования на плавучих и береговых знаках должны допускаться только лица, прошедшие специальное обучение и получившие необходимые до-

кументы на право выполнения данной работы. На складах и на навигационных знаках баллоны должны быть в вертикальном положении и предохранены от ударов и падения.

Запрещается располагать баллоны на расстоянии менее 1 м от отопительных приборов и менее 10 м от источников открытого тепла. Между баллонами и источниками тепла должны быть уста­новлены теплоизоляционные экраны. При отсутствии электриче­ского освещения работать внутри склада можно только со взрыво- безопасными аккумуляторными фонарями. Шкафы и другие места установки ацетиленовых баллонов на плавучих и береговых зна­ках должны иметь естественную вентиляцию. При транспортировке ацетиленовых баллонов на них должны быть плотно навернуты предохранительные колпаки. Баллоны должны быть уложены на горизонтальные стеллажи, выполненные в виде гнезд, обшитых войлоком, и закреплены хомутами.

Запрещается перевозить и хранить баллоны незащищенными от действия солнечных лучей. В тех случаях, когда ацетиленовые баллоны нагрелись свыше +35° С, необходимо принять меры для их охлаждения (полить холодной водой и т. п.). Перемещать ацетиленовые баллоны на небольшие расстояния нужно на специ­альных тележках или носилках. В тесных и труднодоступных ме­стах допускается переносить баллоны на руках, но не менее чем двумя рабочими. Носить баллоны на плечах во всех случаях за­прещается. Запрещается совместное хранение и перевозка аце­тиленовых баллонов с кислородными, а также с горючими жид­костями и огнеопасными материалами. При хранении и транс­портировке пустых баллонов обслуживающий персонал должен обращаться с ними так же, как и с наполненными. Во время выгрузки и погрузки ацетиленовых баллонов запрещается бросать их, ударять друг о друга и т. п. Баллоны, получившие удар даже без видимого повреждения, должны быть немедленно изъяты из пользования и подготовлены к досрочному испытанию. Запреща­ется устранять дефекты наполненного ацетиленового баллона свои­ми средствами. При обнаружении дефекта баллон должен быть от­правлен на завод-наполнитель.

Проверка герметичности ацетиленовых трубопроводов и аппа­ратуры должна производиться мыльной водой или жидкостью ВК-2. Категорически запрещается использовать для этой цели от­крытый огонь. Запрещается: для изготовления трубопроводов аце­тиленового оборудования применять красную медь; промывать ацетиленовое оборудование этилированным бензином. Проверка и регулировка ацетиленовых аппаратов должны производиться на специально оборудованных стендах, изолированных от маячно- ацетиленовой мастерской. Помещение маячно-ацетиленовой ма­стерской и стенд испытания ацетиленовых аппаратов должны тща­тельно вентилироваться искусственной нагнетательной вентиляци­ей. Вход посторонним в эти помещения запрещен. В помещениях, где производят регулировку и ремонт ацетиленовой аппаратуры, устанавливать оборудование механической вентиляции нельзя.

§ 85. Электрическое оборудование плавучих и береговых навигационных знаков

Электрическое оборудование с питанием от сети переменного тока напряжением 127—220 в применяют на многих типах бере­говых навигационных знаков, к которым может быть подведен ток от промышленной или городской сети. Электрическое оборудова­ние с питанием от автономных источников тока применяют на: плавучих предостерегательных знаках (буях и бакенах); знаках портовых, расположенных на труднодоступных молах и волноломах;

необслуживаемых и труднодоступных навигационных знаках. Электрическое светооптическое оборудование навигационного знака, независимо от его типа и назначения, состоит из следую­щих основных частей: источника света, светооптического аппара­та, автоматического аппарата, обеспечивающего горение огня с заданной характеристикой, источника питания. На береговых и плавучих навигационных знаках используют следующие источни­ки света: лампы накаливания, лампы газосветные (газосветные трубки), импульсные газоразрядные лампы. Наибольшее распро­странение в навигационном оборудовании морских путей получи­ли следующие типы ламп накаливания:

с нормальной световой отдачей типа НВ (напряжение 127— 220 в, мощность 25—200 вт);

морские маячные типа ММ (напряжение 32—110 в, мощность 50—1000 вт; напряжение 6—12 в, мощность 3—23 вт);

прожекторные типа ПЖ (напряжение 127—220 в, мощность 500—1000 вт);

водные сигнальные типа ВС (напряжение 2,5 в, мощность 0,4— 1,1 вт).

Морские маячные лампы типа ММ предназначены специально для использования в маячных светооптических аппаратах типа ЭМ и ЭМС. Вид и габаритные размеры морских маячных ламп даны на рис. 86.

Лампы прожекторные типа ПЖ (ГОСТ 7874—66) применяют в светооптических приборах, устанавливаемых на береговых на­вигационных знаках. Вид некоторых из них показан на рис. 87.

Газосветные трубки являются газоразрядными источниками света. При пропускании тока через трубку, наполненную инерт­ным газом, между ее электродами возникает поток электронов, вызывающий свечение газа. Трубки, заполненные аргоном, светят­ся красным цветом, смесью аргона с парами ртути — голубым, гелием — желтым цветом. Для увеличения силы света внутрен­нюю поверхность трубки покрывают люминофором, слой которого светится под воздействием ультрафиолетовых лучей. В навига­ционном оборудовании морских каналов газосветные трубки ис­пользуют для освещения дорожек на створных знаках. На внут­ренних водных путях такие трубки применяют в фонарях плавучих и береговых знаков. Промышленность изготавливает газосвет-



ные трубки прямыми и изогнутыми в виде кольца или спирали. Газосветные трубки питают от сети переменного тока напряже­нием 127 или 220 в через повышающий трансформатор, а от низ­ковольтных источников тока — через полупроводниковый преобра­зователь. Газосветные трубки не требуют применения светофильт­ров, поскольку цвет их свечения зависит не от цвета стекла, а от наполнителя трубки.

Электрические маячные светооптические аппараты кругового и направленного действия созданы на базе ацетиленовых аппара­тов со следующими основными изменениями:

электрический источник света установлен или на специальной стойке, или в лампоменятеле, укрепленных внутри основания фо­наря на фокусирующем устройстве;

ацетиленовый проблескатор заменен электропроблесковыми аппаратами типа ЭПА-6, ЭПА-12 или БЭПА-6/12, выносимыми за пределы корпуса фонаря;

значительно упрощена вентиляционная система фонаря, по­скольку при электрическом освещении не требуется интенсивного обмена воздуха.

Таким образом, любой электрический аппарат путем замены в нем некоторых частей может быть переоборудован в ацетилено­вый, и наоборот. Большинство деталей аппаратов обоих типов уни­фицировано.

Маячные светооптические аппараты направленного действия тина ЭМС применяются на створных знаках.

Условные шифры маячных светооптических аппаратов имеют следующие значения:

ЭМ — электрический маяк или электрический маячный; ЭМВ — электрический маяк вращающийся; ЭМН — электрический маяк невращающийея; ЭМС — электрический маячный створный.

Следующая за этими буквенными обозначениями первая груп­па цифр обозначает диаметр маячной линзы в сантиметрах или миллиметрах, вторая — обозначает номер модели. В настоящее время эксплуатируют следующие типы электрических маячных светооптических аппаратов:

кругового действия — ЭМ-100, ЭМ-140, ЭМ-200, ЭМ-300, ЭМ-500; направленного действия — ЭМС-120, ЭМС-210, ЭМС-350. Внешний вид и габаритные размеры электрических маячных све­тооптических аппаратов даны на рис. 88 и 89.

Устройство электрического маячного светооптического аппарата кругового действия показано на рис. 90.

Для увеличения дальности видимости знака в условиях пони­женной видимости на створных знаках в качестве мощного источ­ника света применяют прожекторы типа:

БМ-60-1, спроектированные специально для установки на бере­говых маяках, но в настоящее время снятых с производства. Их можно встретить на некоторых створных знаках, установленными неподвижно по направлению оси створа;



Г13С-35 и ПЗС-45 заливающего света, предназначенные для ос­вещения территории порта, завода, строительных площадок и т. п., но с успехом используемые в качестве светооптических аппаратов на створных знаках. Распространению этих прожекторов способст­вует их небольшая стоимость, вес, габарит и удовлетворительные

светооптические характеристи­ки как вспомогательных ап­паратов.

В системе СНО морских каналов широкое распростра­нение на створных знаках на­шли газосветные светильники, светооптическая аппаратура которых питается от сети пе­ременного тока. Устройство светильника несложно. Све­тильник представляет собой параболический рефлектор с установленной в его фокусе прямой газосветной трубкой. На морских створных знаках светильник имеет сдвоенный параболический рефлектор, в фокусах которого установлено по одной трубке, электрически соединенных между собой па­раллельно. Такой сдвоенный рефлектор вместе с питающим высоковольтным трансформа­тором принято называть газо­светной коробкой, в которой светится одна из установлен­ных в ней газосветных трубок, имеющая меньшее сопротив­ление, а вторая (резервная) загорается только после выхо­да из строя первой трубки.

На морских створных зна­ках устанавливают от одной до десяти и более газосветных коробок, которые располагают одну над другой вертикально в центре створного щита, создавая эффект вертикальной светящей полосы — газосветной дорожки. Применяют два типа газосветных коробок: опускаемые и поворотные. Поворотные коробки более удобны для обслуживания.

Для автоматического управления огнями навигационных зна­ков по заранее заданным характеристикам в состав электрообору­дования вводят электрические проблесковые автоматы. Такие автоматы выпускают серийно для светооптических аппаратов, пи-

тающихся от автономных источников постоянного тока напряже­нием 2, 5, 6 и 12 в. Электропроблесковые автоматы для перемен­ного тока напряжением 127 и 220 в пока находятся в стадии раз­работки.

В СНО морей используют следующие типы электропроблеско­вых аппаратов:

ЭПА-6 с лампоменятелем ЛМ-6 (напряжение питающего тока 6 б);

ЭПА-12-2 с лампоменятелем ЛМ-12 (напряжение питающего тока 12 в);

БЭПА-6/12 с лампоменятелем ЛМ-12 (аппарат может быть отрегулирован для работы от питающего напряжения 6 или 12 в):

ФАУСП без лампоменятеля (напряжение питания 2, 5, 6 и при договоренности с заводом-изготовителем 12 в).

Индексы электропроблесковых аппаратов имеют следующие значения: Б — бесконтактный; Э — электрический; П — проблеско­вый; А — аппарат. Индекс ФАУСП обозначает фотоавтоматиче­ское устройство светосигнального прибора.

Аппараты ЭПА-6 и ЭПА-12-2 конструктивно выполнены оди­наково и состоят из электропроблескового механизма, заключен­ного в металлический корпус, и лампоменятеля, который установ­лен в светооптическом аппарате (фонаре). Электропроблесковый механизм состоит из механизма кода, механизма включения и выключения сигнальной лампы и фотореле, включающего или выключающего аппарат при определенных значениях освещен­ности атмосферы. Как правило, аппараты регулируют на включение при снижении освещенности атмосферы вечером до 200 лк и вы­ключение с рассветом при освещенности 600—800 лк. В лампоме- нятелях установлено по 6 ламп. В лампоменятелях ЛМ-6 приме­няют лампы ММ-31 и ММ-32; в лампоменятелях ЛМ-12 — лампы ММ-25, ММ-26 или ММ-27.

Аппараты типа ЭПА-6 имеют восемь, типа ЭПА-12-2 двенад­цать сменных кодовых дисков, обеспечивающих навигационному огню горение с одной из установленных ему характеристик.

Если в аппаратах ЭГ1А-6 и ЭПА-12 применен электромехани­ческий способ формирования характеристик горения огня, при ко­тором вращающийся кодовый диск благодаря определенному че­редованию выступов и впадин на его поверхности включает или выключает сигнальный огонь на определенные промежутки вре­мени, то в аппарате БЭПА-6/12 (бесконтактном) формирование характеристик производится с помощью системы дискретного дей­ствия. Аппарат БЭПА-6/12 состоит из следующих блоков: блока светового выключателя, лампоменятеля и блока формирования, размещенного в металлическом корпусе. Сам аппарат не имеет блока стабилизации напряжения, но может работать со стабили­затором напряжения СПП-12, выпускаемым промышленностью серийно. Электропроблесковый аппарат БЭПА-6/12 М, который может обеспечить огню 12 характеристик горения, является мо­дификацией аппарата БЭПА-6/12.

Фотоавтоматы типа ФАУСП были разработаны для светоопти­ческих аппаратов, устанавливаемых на внутренних водных путях, но их также используют на знаках морских подходных каналов и фарватеров, особенно в их речной и мелководной части.

Фотоавтоматы сконструированы из отдельных функциональных блоков, различные сочетания которых определяют тип и характе­ристику аппарата. Блоки фотоавтомата выполнены из полупровод­никовых элементов и для обеспечения водонепроницаемости за­литы эпоксидной смолой. Спаянные между собой блоки помещены в пластмассовом корпусе, состоящем из двух частей, соединен­ных винтами. Каждый поврежденный блок (не фотоавтомат) ремонту не подлежит и его заменяют другим исправным блоком. Фотоавтоматы ФАУСП могут быть собраны со стабилизатором на­пряжения и без него, с проблескатором, группопроблескатором на две или три вспышки, повторителем проблеска или дубликатором.

Береговые линии электропередач (низковольтные напряжением до 380 в и высоковольтные свыше 380 в) являются наиболее на­дежными и экономически выгодными источниками питания бере­говых навигационных знаков. Они позволяют применять на зна­ках, помимо мощных светооптических систем, и другое навигаци­онное оборудование: радиомаяки, звукосигнальное оборудование, системы телеуправления, прожекторы, газосветные дорожки на створных знаках и др.

Условные обозначения перечисленных в табл. 58 батарей рас­шифровываются следующим образом:

Наиболее распространенным автономным источником питания на плавучих предостерегательных и береговых навигационных знаках являются сухие гальванические батареи, характеристики которых приведены в табл. 58.

«Волна», «Экран», «Знак» и др.— потребительские наимено­вания батарей;

первое число в обозначении — начальное напряжение бата­реи, в;

число в конце — номинальная емкость батареи, кл\ Н — накальная;

МЦ — марганцево-цииковая система;

ВМЦ — воздушно-марганцево-цинковая система;

X — холодостойкая;

3 — для знаков береговых;

Б -— для буев.

Из перечисленных батарей наибольший интерес представляют батареи типа «Буй» и «Знак», разработанные специально для пи­тания огней навигационных знаков. Батареи типа «Буй» имеют размеры и форму, которые позволяют легко размещать их в пе­налах морских буев и, так же как батареи «Знак», не нуждаются в вентиляции. Последнее качество выгодно отличает их от осталь­ных батарей и позволяет применять на зимних светящих буях, батарейные отсеки которых, расположенные ниже уровня воды, герметично закрывают на весь период действия батареи. Поло­жительным качеством сухих гальванических батарей являются простота и безопасность обращения с ними и отсутствие необхо­димости их зарядки.

К недостаткам большинства сухих батарей нужно отнести сле­дующее:

падение напряжения батареи на 10—15% после нескольких часов непрерывной работы;

сравнительно короткий срок их годности, который снижается на 15—40% в течение года хранения из-за саморазряда в элемен­тах батареи;

малый разрядный ток большинства сухих батарей, который для питания большинства применяемых электроламп вынуждает при­менять смешанные соединения батарей.

Наряду с сухими гальваническими батареями применяют и ак­кумуляторы, получившие широкое распространение для питания навигационных огней на внутренних водных путях. В навигацион­ном оборудовании морских каналов аккумуляторы стали применять сравнительно недавно. Промышленность выпускает два типа ак­кумуляторов: щелочные и кислотные. Для питания навигацион­ных огней используют исключительно щелочные аккумуляторы кадмиево-никелевые (КМ) и железо-никелевые (ЖН), но послед­ние получили большее распространение из-за их меньшей стоимо­сти. В навигационном оборудовании морских каналов в основном используют щелочные аккумуляторные батареи емкостью 162 и 180 ккл.

Для питания навигационных знаков и оборудования, установ­ленных в труднодоступных местах морских побережий и на ост­ровах, применяют автоматические ветроэлектрические станции АВЭС-1-5 и АВЭС-0,1. В СНО морских подходных каналов, за

исключением районов Крайнего Севера, указанные ветроэлектри­ческие станции не применяют.

Для питания необслуживаемых навигационных знаков в насто­ящее время используют и солнечные батареи, преобразующие солнечную радиацию в электрическую энергию. В состав солнечной силовой установки типа МСУ-12 входят:

солнечная батарея из 720 круглых или 3168 прямоугольных кремниевых фотоэлементов;

аккумуляторная батарея из 11 последовательно включенных аккумуляторных элементов типа КН-100; блок автоматики;

блок защиты аккумуляторной батареи от перезаряда. Солнечная батарея должна быть установлена на южной сол­нечной стороне знака. Электрическая энергия, накопленная в ак­кумуляторной батарее в светлое время суток, с наступлением су­мерек при понижении освещенности до 150—200 лк автоматически переключается на питание огня навигационного знака. С рассве­том при повышении освещенности до 400—600 лк огонь также ав­томатически выключается.

Установка рассчитана па питание электроламп мощностью 12 вт при напряжении 12 в и работоспособна в условиях морских побережий в широтах от 40 до 60° при температуре воздуха от + 40 до —30° С и относительной влажности 98%.

Глава XXVIII

ОГРАЖДЕНИЕ МОРСКИХ КАНАЛОВ И ФАРВАТЕРОВ СРЕДСТВАМИ НАВИГАЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ





Дата добавления: 2015-08-13; просмотров: 3848; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9670 - | 7329 - или читать все...

Читайте также:

 

54.161.31.247 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.016 сек.