В Советском Союзе приняты следующие системы навигационного оборудования плавучими предостерегательными знаками:
кардинальная — навигационные опасности ограждают относительно стран света (по компасу);
латеральная — ограждают стороны каналов и фарватеров; система обозначения осей фарватеров — обозначают оси фарватеров и рекомендованных курсов.
Существуют также системы ограждения затонувших судов, рыболовных снастей, кабелей, мест якорных и карантинных стоянок. Все перечисленные системы соответствуют «Описанию систем навигационного оборудования в водах Союза ССР плавучими предостерегательными знаками», которое предусматривает единообразие наименования, окраски, характера, цвета огня и вида топовых фигур плавучих предостерегательных знаков. Форма и конструкция буев и вех «Описанием систем» не регламентируются.
По кардинальной системе ограждают навигационные опасности, лежащие в открытом море или простирающиеся от береговой черты, районы минной опасности, свалок грунта и запретные для
|
|
плавания. Предостерегательные знаки, ограждающие опасность относительно четырех основных направлений по компасу, принимают название того компасного направления, в какую сторону надлежит оставить этот знак. В данной системе ограждения применяют пять разновидностей буев, баканов или вех: северные, южные, восточные, западные и крестовые.
Северные (нордовые) знаки выставляют к югу от опасности; они указывают: «Оставь меня к северу».
Южные (зюйдовые) знаки выставляют к северу от опасности; они указывают: «Оставь меня к югу».
Восточные (остовые) знаки выставляют к западу от опасности: они указывают: «Оставь меня к востоку».
Западные (вестовые) знаки выставляют к востоку от опасности; они указывают: «Оставь меня к западу».
Крестовые знаки выставляют на опасности небольших размеров; они указывают: «Стою на опасности, обходить со всех сторон».
По латеральной системе буями, бакенами и вехами ограждают правую («правая») и левую («левая») стороны фарватеров и морских каналов по направлению с моря. В данной системе ограждения применяют три разновидности знаков:
знаки сторон канала и фарватера — левой стороны, правой стороны;
поворотные знаки канала и фарватера—левой стороны, правой стороны;
знаки разделения и соединения каналов и фарватеров. Знакам левой стороны канала и фарватера присвоен красный цвет, красный проблесковый огонь и четные порядковые номера, наносимые белой краской.
Знакам правой стороны канала и фарватера присвоен черный цвет, белый проблесковый огонь и нечетные номера, наносимые белой краской.
|
|
Отдельно лежащие на канале или ф>арватере опасности ограждают крестовыми вехами, бакенами или буями, такими же, как и в кардинальной системе.
Знаки сторон канала и фарватера выставляют: левой стороны, указывающие «Оставь меня слева»,— с левой стороны канала или фарватера;
правой стороны, указывающие «Оставь меня справа»,— с правой стороны канала или фарватера.
Знаки поворота канала и фарватера выставляют в местах их поворота с одного колена на другое, а также в местах их разделения и соединения:
левой стороны — с левой стороны канала или фарватера; правой стороны — с правой стороны канала или фарватера. Знаки разделения и соединения каналов и фарватеров выставляются в местах разделения и соединения каналов или фарватеров.
Знаки сторон канала и фарватера, как правило, выставляют попарно. В зависимости от местных условий их могут также ста
вить в шахматном порядке или с одной стороны канала или фарватера.
Порядковую нумерацию буев и бакенов на каналах осуществляют считая от порта в море, а на фарватерах и рекомендованных курсах—так, как это удобно по местным условиям. Номера на светящих буях могут быть на щитках, укрепленных на их надстройке.
Поворотные знаки правой и левой сторон выставляют, как правило, одновременно по обеим сторонам канала и фарватера в местах поворотов, за исключением случаев, когда:
на месте поворота канала или фарватера при наличии значительных глубин одна из бровок пропадает;
одна из точек места поворота (по направлению с моря) является одновременно местом разделения или соединения каналов и фарватеров. В данном месте взамен поворотного знака (парного) ставится знак разделения или соединения каналов и фарватеров.
Знаки крестовые и ограждения затонувших судов являются общими для всех систем ограждения.
Осевой буй, используемый для обозначения оси фарватера, может быть выставлен в качестве приемного в подходной точке к каналу или фарватеру.
Систему обозначения осей фарватеров и рекомендованных курсов применяют в следующих случаях:
когда плавание происходит определенными фарватерами или рекомендованными курсами, сокращающими путь судна, в районе которых на большом пространстве не имеется навигационных опасностей;
для указания наиболее глубокой части фарватера, когда в этом имеется необходимость;
в некоторых случаях для обеспечения плавания по протраленным фарватерам;
па мерных милях при использовании предостерегательных знаков вместо ведущего створа;
при плавании в Амурском лимане.
В данной системе обозначения осей фарватеров и рекомендованных курсов применяются следующие знаки: осевые и поворотные осевые.
Осевые знаки, указывающие «Следуй со знака на знак», выставляют на оси фарватера вдоль рекомендованного курса.
Знаки поворотные осевые, указывающие «У знака делай поворот на следующий осевой или поворотный знак», выставляют на поворотах на оси фарватеров и рекомендованных курсов.
Затонувшие суда ограждают светящими буями, бакенами и вехами зеленого цвета. Знаки выставляют вблизи затонувшего судна или над ним, о чем сообщается в Извещениях мореплавателям. Эти знаки являются общими для всех систем ограждения морских каналов и фарватеров.
Рыболовные снасти ограждают рыбацкими вехами, которые выставляют по кардинальной системе, показывающей взаимное
положение рыболовной снасти и ограждающего плавучего знака относительно стран света. Вехи могут нести соответствующие огни.
Район прокладки кабеля, запретный для постановки на якорь, ограждают по границам района светящими кабельными буями, бакенами и вехами черно-желтого цвета
Места якорных стоянок обозначают светящими якорными буями, бакенами, вехами и швартовными бочками красно- желтого цвета.
|
|
При наличии на рейде нескольких якорных или швартовных бочек им присваивают порядковые номера, которые наносят черной краской в круге желтого цвета.
Места карантинных стоянок обозначают светящими карантинными буями, бакенами, вехами и швартовными бочками желтого цвета.
Для определения вида, окраски и характеристики огня плавучего предостерегательного знака в соответствующей системе ограждения необходимо руководствоваться указаниями «Описаний систем навигационного оборудования в водах Союза ССР плавучими предостерегательными знаками», издаваемыми гидрографической службой МО.
В практике повседневной работы встречаются случаи расстановки плавучих предостерегательных знаков, которые возникают при ограждении морских каналов и фарватеров, когда они меняют свое направление, разветвляются или встречают на своем пути опасность.
На рис. 91 показаны три способа ограждения прямолинейных участков каналов (фарватеров).
Парную расстановку знаков (рис. 91, а) применяют наиболее часто: черные — на правой бровке, красные — на левой. Этот спо
соб позволяет надежно ориентироваться на всем протяжении канала, но неудобен для проводки больших караванов судов и особенно затрудняет их маневрирование при небольшой ширине канала.
При шахматной расстановке (рис. 91,6) знаки соответствующего цвета выставляют также по обеим бровкам канала, но через удвоенный интервал и таким образом, чтобы знаки одной стороны канала оказывались против середины интервала знаков противоположной стороны канала. Этот способ расстановки знаков может быть рекомендован для узких каналов и каналов с интенсивным движением судов.
Способ односторонней расстановки знаков (рис. 91,в) на морских каналах применяют сравнительно редко и в основном там, где нет необходимости показывать ширину канала, а также на морских каналах в осенне-зимний период при одностороннем расположении навигационных опасностей и небольшой интенсивности движения судов.
|
|
В местах поворотов каналов и фарватеров на их бровках выставляют поворотные знаки левой и правой сторон (рис. 92, а), а в случае если в местах поворота канала или фарватера одна из бровок теряется из-за больших глубин, то обозначают места поворотов одной бровки (рис. 92,6).
На рис. 93 представлены три случая разделения каналов и фарватеров:
канал (фарватер) разделяется на обе стороны по прямой (рис. 93, а);
канал (фарватер) разделяется, сохранив прямой ход и получив ответвление в одну из сторон (рис. 93, 6);
канал (фарватер) разделяется, сохранив прямой ход и получив ответвление в обе стороны (рис. 93, в).
В перечисленных случаях для обозначения мест поворотов и разделения каналов (фарватеров) применяют знаки поворотные правой и левой сторон, а также знаки разделения и соединения.
На рис. 94 показаны два случая, когда канал на своем пути разделяется островом:
канал разъединяется островом на два, а затем соединяется вновь, кроме того, имеет ответвления в правую и левую стороны (рис. 94,6). |
канал разъединяется островом на два, а затем соединяется вновь (рис. 94, а);
В обоих случаях, помимо бровочных знаков, которые выставляют на прямолинейных участках канала, в местах поворотов вы-
ставляют поворотные знаки правой и левой сторон, а там, где канал разветвляется,— знаки разделения (соединения) каналов.
Отдельные навигационные опасности небольшого размера, лежащие на канале или фарватере, обставляют по кардинальной системе крестовыми вехами, бакенами или буями, однако такие случаи чрезвычайно редки.
Перечисленные случаи применения ограждения навигационных опасностей и судоходных путей могут варьироваться и в других различных комбинациях в зависимости от местных условий, но все они содержат элементы рассмотренных сочетаний и поэтому не представят затруднений для их решения.
§ 87. Ограждение районов производства дноуглубительных работ
При ограждении участков дноуглубительных работ, свалок грунта и подходов к ним необходимо руководствоваться следующими указаниями «Технической инструкции по производству морских дноуглубительных работ».
7. Для обеспечения заданной точности выработки рабочие бровки углубляемой прорези должны быть обозначены светящими створными вехами.
8. Применение плавучих бровочных створных вех допускается только при ремонтном дноуглублении каналов, пролегающих в плотном грунте, где выход папильонажного земснаряда на бровку ощущается упором грунтозаборного устройства или при выполнении работ на большой забровочной глубине. В остальных случаях вехи должны забиваться в грунт.
9. При установке створных вех на воде на каждой бровке необходимо ставить не менее трех вех, чтобы в случае утраты одной из них земснаряд мог продолжать работу. При установке бровочных створных вех на берегу достаточно устанавливать по две вехи на каждой бровке.
10. На участках с большой толщиной грунта, извлекаемого последовательно несколькими слоями, должны быть обвехованы линии рабочих бровок для каждого слоя грунта.
11. На участках большой протяженности, углубляемых папильонажными земснарядами, створные вехи устанавливают на расстоянии 500—1000 м от земснаряда и по мере его продвижения переставляют вперед. Расстояние между вехами по линиям бровок должно быть 100—200 м.
12. При работе самоотвозного землесоса на канале, имеющем несколько колен, рабочий участок, если позволяют условия, должен быть огражден тремя-пятью парами створных вех: одна пара на оси, две пары на бровках и по одной паре между бровкой и осью канала. Пример ограждения показан на рис. 95.
13. Для ориентации землесоса в процессе грунтозабора на прямолинейном участке дноуглубления должны быть выставлены бро- вочные створные вехи, как показано на рис. 96. Трасса движения
землесоса на свалку грунта должна быть ограждена светящими плавучими знаками.
При ограждении свалок грунта и подходов к ним выполняются следующие правила:
14. Глубоководную свалку грунта практически неограниченной емкости обозначают одним светящим буем с характеристикой, соответствующей принятой системе ограждения. Разгрузку шаланд производят вокруг этого буя.
15. Подводную свалку грунта, имеющую ограниченные емкость, и размеры, необходимо ограждать светящими буями. Первоначально буи устанавливают на границе свалки грунта, наиболее удаленной от участка дноуглубления, и по мере заполнения свалки грунтом и перемещения ее границы буи, обозначающие границу, перемещают в сторону участка дноуглубления. Таким образом обеспечивается рациональное использование емкости свалки и безопасность перемещения к месту разгрузки.
16. При выгрузке грунта из шаланды в постель подводного гидротехнического сооружения граница отвала должна быть обозначена створными вехами, не мешающими движению шаланды.
17. Навигационное ограждение свалок и подходов к ним должно обеспечивать круглосуточную и безопасную работу грунтоотвозных средств. При наличии на шаландах судовых радиолокационных станций знаки ограждения свалок должны быть оборудованы пассивными радиолокационными отражателями.
18. Схемы навигационного ограждения подходов к свалкам, разрабатываемые службой пути Управления морских путей, должны быть согласованы с местной инспекцией портнадзора. При их разработке учитывают возможность использования кратчайших расстояний до свалки грунта при различных колебаниях уровня.
19. Об установке знаков навигационного ограждения свалок грунта и подходов к ним ставят в известность местную инспекцию портнадзора, которая, в свою очередь, оповещает мореплавателей.
В целом требования к знакам, ограждающим районы производства дноуглубительных работ, свалок грунта и подходов к ним, аналогичны требованиям, предъявляемым к обычным плавучим предостерегательным знакам.
§ 88. Общие условия ограждения морских каналов средствами навигационного оборудования
Основной задачей навигационного оборудования, применяемого для ограждения морских каналов, фарватеров, подходов к портам, их акваторий является обеспечение безопасности и ритмичности движения судов в любой метеорологической обстановке. Для этих целей применяют все виды СНО: буи, вехи, створные и другие навигационные знаки, специальные радиолокационные станции, обеспечивающие движение судов при любых погодных условиях.
Наиболее широко применяются простые и проверенные длительной практикой буи, вехи и береговые створные знаки, конструкции и оборудование которых непрерывно совершенствуются. В рекомендациях, которые будут изложены ниже, основной упор сделан на этот тип оборудования.
При ограждении морских каналов, фарватеров и акваторий портов необходимо руководствоваться следующими основными положениями:
20. Применяемые для ограждения навигационные знаки должны обладать следующими качествами:
обеспечивать требуемую визуальную дальность их обнаружения в дневное и ночное время;
обладать достаточной радиолокационной дальностью обнаружения;
иметь вид, форму и окраску, способствующие их безошибочному распознаванию;
плавучие знаки должны надежно сохранять штатные места.
21. Для закрепления оси канала должны быть установлены береговые створные знаки.
22. Вход в канал с моря должен быть обозначен светящим буем с высокой фокальной плоскостью, оборудованным ревуном или сигнальным колоколом, пассивным радиолокационным отражателем (ПРЛО) или радиомаяком-ответчиком (РМО).
23. Количество плавучих и береговых знаков на канале и в акватории порта не должно быть избыточным, чтобы не затруднять маневрирование судов, и недостаточным, чтобы не ухудшать их ориентировку.
24. При достаточной ширине канал должен быть огражден по латеральной (двусторонней) системе, которая создает перспективность и облегчает глазомерную оценку местоположения судна на канале. При парной расстановке плавучих знаков судоводитель должен видеть одновременно на фарватерах не менее одной пары знаков, на каналах — не менее двух пар буев или вех.
25. Для обеспечения плавания по каналу в ледовых условиях на штатные места плавучего ограждения должны быть выставлены зимние знаки светящие и несветящие, заменяющие на этот период летнюю обстановку.
26. Окраска знаков, форма топовых фигур вех, цвет и характеристика огней плавучих предостерегательных знаков должны соответствовать «Описаниям систем навигационного оборудования в водах Союза ССР плавучими предостерегательными знаками».
27. Для облегчения пользования створами в ночное время в дополнение к обычным стандартным створным фонарям на знаках рекомендуется применять цветное газосветное освещение, особенно в тех случаях, когда створ проектируется на фоне ярко освещенного города или порта.
28. Входы в порт, гавани и бассейны порта, а также отдельные волноломы и молы необходимо ограждать светящими портовыми знаками.
29. Интервалы между парными буями и вехами на канале должны определяться из следующих условий.
Для каналов, имеющих входные створы,
l = 0,65 L, (117)
где l — интервал между знаками по одной из сторон канала или фарватера, км\
L— дневная дальность видимости знака при средних условиях видимости, км.
Для каналов, не имеющих входных створов,
l=0,4L. (118)
Результаты, полученные по этим формулам, округляют с точностью до 0,5 км.
11. Потребное количество плавучих знаков для ограждения канала определяют следующим образом. |
Поворотные буи должны иметь дальность видимости в 1,5 раза большую, чем у бровочных. Для определения интервалов между знаками можно пользоваться табл. 59, рассчитанной по приведенным формулам.
При выборе типов плавучих предостерегательных знаков необходимо учитывать условия места их постановки (глубину, защищенность, наличие течения в канале) и значение самого канала как транспортной магистрали (интенсивность движения, тоннаж и размеры следующих по каналу судов). Тип буя или вехи, калибры их якорных цепей могут быть определены по ГОСТ 13694—68 «Навигационное оборудование морей. Буи и вехи». Для того чтобы определить, какие типы буев и вех понадобятся для постановки на канале или отдельной его части, необходимо из наблюдений или лоции моря определить характеристику районов их постановки и по данным табл. 57 подобрать соответствующий тип знака. Буи приемные, поворотные и разделения (соединения) фарватеров по размерам должны быть больше бровочных и иметь звукосигнальное, радиолокационное и наиболее мощное светооптическое оборудование.
Каналы с интенсивным движением судов большого тоннажа н размеров должны быть ограждены по возможности знаками больших размеров, так как при значительной высоте глаза наблюдателя небольшие размеры знаков затрудняют ориентировку судна. То же касается и акваторий портов. Каналы с малой интенсивностью движения судов небольшого тоннажа можно ограждать даже несветящими знаками. В этом случае, для обеспечения возможности движения судов по каналу в темное время суток, на знаках устанавливают щиты, покрытые светоотражающей пленкой, отражающей лучи судового прожектора.
Пример подбора типов знаков для канала, состоящего из четырех различных по характеристикам колеи, приведен на рис. 97.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.......................................................................................................................
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ОСНОВЫ ГЕОЛОГИИ И ГРУНТОВЕДЕНИЯ
Раздел А Основы геологии
Глава I. Общие сведения..........................................................................................
§ 1. Геология и дноуглубление.......................................................................
§ 2. Происхождение и строение Земли..........................................................
Глава II. Горные породы............................................................................
§ 3. Породообразующие минералы................................................................
§ 4. Магматические породы.............................................................................
§ 5. Осадочные породы....................................................................................
§ 6. Метаморфические горные породы..............................................
Глава III. Геоморфология морских побережий и дна морей
§ 7. Очертание морских берегов......................................................................
§ 8. Рельеф морского дна................................................................................
§ 9. Морские побережья и устья рек.............................................................
§ 10. Классификация морских берегов...........................................................
Глава IV. Внутренняя и внешняя динамика Земли.............................................
§ 11. Геологическая деятельность внутренних сил Земли.
§ 12. Выветривание горных пород..................................................................
§ 13. Геологическая деятельность внешних сил Земли....
Раздел Б Основы грунтоведения
Г л а в а V. Предварительные понятия..........
§ 14. Горные породы как грунты и их классификация. § 15. Основные свойства грунтов
Глава VI. Основные физические свойства грунтов без жесткой связи
между ними.......................................................................................................
§ 16. Связные и несвязные грунты.................................................................
§ 17. Гранулометрический состав грунтов.....................................................
§ 18. Физические свойства грунтов................................................................
Глава VII. Свойства увлажненных грунтов без жесткой связи между
частицами..........................................................................................................
§ 19. Влажность грунтов..................................................................................
§ 20. Пластичность грунтов.............................................................................
§ 21. Связность грунтов..................................................................................
§ 22. Характеристика грунтов для целей дноуглубления
Глава VIII. Технические свойства грунтов................................................................
§ 23. Условия прочности грунтов...................................................................
§ 24. Сопротивление грунтов сдвигу..............................................................
Глава IX. Лабораторное исследование грунтов.........................................................
§ 25. Отбор образцов грунтов.........................................................................
§ 26. Гранулометрический анализ грунтов.....................................................
§ 27. Определение физических свойств грунтов............................................
Г л а в а X. Классификация грунтов для целей дноуглубления.
§ 28. Гранулометрическая характеристика грунтов.......................................
§ 29. Классификация грунтов по трудности кх разработки земснарядами..
ЧАСТЬ ВТОРАЯ МОРСКИЕ КАНАЛЫ И НАВИГАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ МОРСКИХ ПУТЕЙ
Раздел А
Гидрометеорологические условия морских берегов и устьев рек
Глава XI. Метеорологические условия................................................................
§ 30. Основные условия метеорологического режима....
§ 31. Синоптические процессы.........................................................................
Глава XII. Гидрологические условия.........................................................................
§ 32. Уровень моря.........................................................................................
§ 33. Волнение.................................................................................................
§ 34. Течения.....................................................................................................
§ 35. Водный баланс внутренних морей СССР..............................................
§ 36. Ледовые условия.....................................................................................
§ 37. Наносы.....................................................................................................
Раздел Б
N
Общее устройство порта
Глава XIII. Порт — транспортный узел.....................................................................
§ 38. Понятие о порте.......................................................................................
§ 39. Грузооборот и пропускная способность порта.....................................
§ 40. Классификация морских портов.............................................................
Глава XIV. Основные элементы порта......................................................................
§ 41. План порта...............................................................................................
§ 42. Внешние оградительные сооружения.....................................................
§ 43. Внутренние портовые сооружения.........................................................
§ 44. Причальные приспособления.................................................................. "
Раздел В
Морские каналы
Глава XV. Классификация каналов.........................................................................
§ 45. Общие классификационные признаки....................................................
§ 46. Соединительные и подходные каналы..................................................
§ 47. Открытые и закрытие (шлюзованные), открытые неогражденные и огражденные каналы
Глава XVI. Основные элементы морских каналов...................................................
§ 48. Трасса канала............................................................................................
§ 49. Ширина канала.........................................................................................
§ 50. Глубина канала и портовой акватории...................................................
§ 51. Боковые откосы канала...........................................................................
§ 52. Определение ширины и глубины канала......
Глава XVII. Общее описание каналов........................................................................
§ 53. Характеристика иностранных соединительных каналов. § 54. Характеристика соединительных каналов Советского Союза. § 55. Характеристика подходных каналов Советского Союза.
Глава XVIII. Заносимость морских каналов.............................................................
§ 56. Причины заносимости морских каналов...............................................
§ 57. Заносимость основных подходных каналов СССР....
Глава XIX. Исследования заносимости морских каналов........................................
§ 58. Назначение изыскательских работ..........................................................
§ 59. Методы наблюдений над заносимостью морских каналов.
Глава XX. Мероприятия по борьбе с заносимостью морских каналов.
§ 60. Защитные мероприятия на каналах........................................................
§ 61. Методы защиты каналов от заносимости.............................................
§ 62. Основные положения для расчета устойчивости оградительны;
сооружений...................................................................................................
§ 63. Составление рабочего проекта ремонтных дноуглубительных
работ на каналах...............................................................................................
§ 64. Свалки грунта.........................................................................................
§ 65. Определение толщины слоя наносов в морских каналах:. '
Раздел Г Промер каналов и акваторий
Глава XXI. Плановое и высотное обоснование промера..... 1
§ 66. Плановое обоснование промера............................................................. 1
§ 67. Высотное обоснование промера........................................................... 1
Глава XXII. Промер глубин прибрежных участков................................................. 1
§ 68. Измерение глубин................................................................................... 1
§ 69. Способы определения места................................................................... ^
§ 70. Способы производства промера............................................................. '
Глава XXIII. Промер акваторий портов и морских каналов....
§ 71. Промер акваторий портов.......................................................................
§ 72. Промер морских каналов.......................................................................
§ 73. Обработка промера.................................................................................
§ 74. Подсчет объема дноуглубительных работ............................................
Раздел Д
Навигационное оборудование морских путей
Глава XXIV. Классификация средств навигационного оборудования. § 75. Назначение и расположение средств навигационного оборудования...........................................................................................................................
§ 76. Классификация средств навигационного оборудования.
Глава XXV. Береговые средства навигационного оборудования. § 77. Типы береговых средств навигационного оборудования.
§ 78. Навигационные створы...........................................................................
§ 79. Расчет линейного створа.......................................................................
Глава XXVI. Плавучие средства навигационного оборудования.
§ 80. Плавучие знаки........................................................................................
§ 81. Зимние плавучие предостерегательные знаки.......................................
§ 82. Средства навигационного оборудования, применяемые в условиях пониженной видимости
Глава XXVII. Светотехническое оборудование и источники питания навигационных знаков
§ 83. Светотехническое оборудование........ § 84. Ацетиленовое оборудование плавучих и береговых навигационных знаков
§ 85. Электрическое оборудование плавучих и береговых навигационных знаков
Глава XXVIII. Ограждение морских каналов и фарватеров средствами
навигационного оборудования.......................................................................
§ 86. Системы навигационного оборудования навигационными предостерегательными знаками, принятые в водах СССР.... § 87. Ограждение районов производства дноуглубительных работ. § 88. Общие условия ограждения морских каналов средствами навигационного оборудования.........................................................................
Приложения............................................................................................................
Список литературы....................................................................................................