Доктрина Хальштейна

В декабре 1955 года правительством ФРГ во главе с Конрадом Аденауэром была принята «доктрина Хальштейна», согласно которой Западная Германия автоматически разрывала дипломатические отношения с любой страной, признавшей ГДР. Исключение из этой доктрины было сделано поначалу только для Советского Союза, дипотношения с которым ФРГ установила в сентябре 1955 года как для одной из четырех держав-победительниц, ответственных за Германию в целом. Кроме того, так или иначе, ФРГ стремилась получить доступ к ядерному оружию.

В основе «доктрины Хальштейна» лежало притязание правительства ФРГ на представительство всей Германии. Доктрина была непосредственно применена несколько раз, в том числе в отношении Югославии в 1957 году и Кубы в 1963 году.1

В своих публичных выступлениях и внешнеполитических доктринах западногерманские политики не отказывались от идеи восстановления германского единства, точнее, присоединения ГДР к ФРГ, которая и легла в основу всей внешнеполитической концепции ФРГ.

Однако реалии того времени были таковы, что ни о каком единстве и воссоединении речи идти не могло, так как ни СССР, ни США не собирались решать этот вопрос в пользу немцев. США больше интересовали отношения с СССР, приобретавшие все более и более конфронтационный характер, чем интересы одной европейской страны. Позднее В.Брандт так охарактеризует реакцию Джона Кеннеди на строительство берлинской стены 13 августа 1961 года: «Его интересовало лишь, не нарушены ли права союзников, а вовсе не то, что права всего Берлина оказались на помойке истории»1.

Правительство ФРГ само поставило под вопрос применение доктрины, стремясь к оживлению контактов с восточноевропейскими государствами и понимая, что ФРГ не должна слепо двигаться в фарватере американской политики, быть зависимой от нее, так как это противоречило ее интересам и стремлениям.

В декабре 1966 года на смену правительству «малой коалиции» (ХДС/ХСС и СвДП) приходит правительство «большой коалиции» (ХДС/ХСС и СДПГ), возглавляемое К.-Г.Кизингером. Председатель СДПГ Вилли Брандт получает пост министра иностранных дел в новом правительстве.

Первым отступлением от «доктрины Хальштейна» явилась так называемая «теория природного изъяна», выработанная новым правительством. Суть этой теории заключалась в том, что с самого своего появления коммунистические государства Восточной Европы страдали «природным изъяном», то есть обязанностью поддерживать дипломатические отношения с ГДР, однако это никак не должно было отражаться на их отношениях с ФРГ, в которых была заинтересована последняя. Этот поворот в восточной политике свидетельствовал о смене установок западногерманского руководства. Выступая в апреле 1967 года перед депутатами фракции ХДС/ХСС в бундестаге, Кизингер заявил: «Наступил момент, когда мы должны попытаться по-новому определить место нашей страны в этом мире, по отношению к союзникам, к «третьему миру», а также по отношению Востоку». Таким образом, руководство ФРГ пошло на нормализацию отношений с Румынией и Югославией. Однако вместе с тем ФРГ отказывалась признавать факт существования двух германских государств, отказалась присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия

Окончательный отказ от «доктрины Хальштейна» произошел 28 октября 1969 г., когда канцлер ФРГ Вилли Брандт в своем правительственном заявлении объявил о существовании в Германии «двух государств одной нации», чем де-факто признал ГДР. Очередным шагом, демонстрирующим отказ от «доктрины Хальштейна» можно считать присоединение Федеративной Республики Германии к Договору о нераспространении ядерного оружия, что было сделано 28 ноября 1969 года. Тем самым ФРГ отказывалась от любых претензий на доступ к ядерному оружию прямо или косвенно, например, через структуры НАТО.

В своей восточной политике западногерманское руководство ставило перед собой три основных цели: 1) улучшение отношений с СССР;
2) нормализация отношений с восточноевропейскими странами;
3) сохранение модуса вивенди между обеими частями Германии. По этому поводу Вилли Брандт заявил: «Даже если в Германии существуют два государства, то они не являются друг для друга заграницей, их отношения могут быть лишь особого рода».

«Восточные договоры»


В этой части работы будут рассмотрены так называемые «восточные договоры» – договоры, пописанные ФРГ в 1970 – 1973 годах с Советским Союзом (12 августа 1970 г.), Польшей (7 декабря 1970 г.) и Чехословакией (11 декабря 1973 г.). Целью подписания этих договоров явилась нормализация отношений с государствами-членами Организации Варшавского Договора. С ними тесно связанные германо-германские договоры (об основах отношений между ФРГ и ГДР (21 декабря 1972 г.), о Транзите (17 декабря 1971)) и Четырехстороннее Соглашение по Западному Берлину (3 сентября 1971 г.).

«Восточные договоры» явились международно-правовыми итогами смены внешнеполитических концепций ФРГ и вышеназванных государств. Для Западной Германии предпосылками их заключения стали установление дипломатических отношений между ФРГ и СССР в 1955 году, открытие торговых представительств ФРГ в Польше, Венгрии, Болгарии и Румынии и других социалистических странах.

В правительственном заявлении федерального канцлера Вилли Брандта 28 октября 1969 г. впервые было признано существование второго немецкого государства. Кроме того было объявлено о намерении заключения со всеми странами-членами ОВД «юридически обязывающих договоров о взаимном отказе применения или угрозы применения силы»1. Такой отказ подразумевал бы взаимное признание территориальной целостности. Взамен правительство ФРГ надеялось на признание странами ОВД связи Западного Берлина с ФРГ при сохранении контроля над городом четырьмя державами-победительницами, признание стремления немцев к самоопределению, стремления облегчения жизни немцев в условиях разделенной Германии (этот пункт касался, прежде всего, разделенных семей).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: