Московский договор

Кульминационным моментом "новой восточной политики" стало заключение 12 августа 1970 года договора ФРГ с Советским Союзом.

Переговоры по Договору между Союзом Советских Социалистических Республик и Федеративной Республикой Германии, подписанному 12 августа 1970 г., начались в декабре 1969, когда В.Брандт занимал пост министра иностранных дел. В октябре того же года новый министр иностранных дел В.Шеель и посол СССР в ФРГ договорились о возобновлении переговоров об отказе от применения силы. Затем последовал раунд непростых и тяжелых переговоров в Москве, который продолжался с января по май 1970 года, западногерманская сторона была представлена статс-секретарем ФРГ Э.Баром, советская – министром иностранных дел СССР А.Громыко. Результатом переговоров стал так называемый «документ Бара», в котором западногерманская сторона обязалась «в настоящем и будущем уважать нерушимость» границ всех европейских государств, а также не выдвигать в будущем никаких территориальных претензий. Однако существовала юридическая оговорка, заключавшаяся в том, что теоретически данный документ, подписанный ФРГ, не мог быть обязательным для будущей объединенной Германии. Со своей стороны Советский Союз отказывался от своих прав на военное вторжение в соответствии с положением Устава ООН о «вражеском государстве».

Дальнейшие переговоры в Москве, проходившие с июля по начало августа 1970 года окончились положительным результатом, однако, несмотря на это западногерманская сторона заявила, что между ФРГ и СССР «не может быть заключено соглашение, способное заменить мирный договор, отменить права союзников, свести принцип отказа от применения силы к признанию границ, не учитывать положение в Западном Берлине и ущемлять интересы других государств»1.

Основные положения договора закреплены в статьях 2 и 3. Стороны обязуются «разрешать свои споры исключительно мирными средствами» и «в вопросах, затрагивающих безопасность в Европе и международную безопасность, как и в своих взаимных отношениях, воздерживаться, согласно статье 2 Устава Организации Объединенных Наций, от угрозы силой или ее применения»2. В статье 3 СССР и ФРГ приходят к согласию в отношении того, что «мир в Европе может быть сохранен только в том случае, если никто не будет посягать на современные границы. Они берут на себя обязательство неукоснительно соблюдать территориальную целостность всех государств в Европе в их нынешних границах. Они заявляют, что не имеют каких-либо территориальных претензий к кому бы то ни было и не будут выдвигать такие претензии в будущем. Они рассматривают как нерушимые сейчас и в будущем границы всех государств в Европе, как они проходят на день подписания настоящего Договора, в том числе линию Одер - Нейсе, которая является западной границей Польской Народной Республики, и границу между Федеративной Республикой Германии и Германской Демократической Республикой»3.

Таким образом, согласно статье 2 исключалось любое применение сил, а статья 3 не исключала изменения границ по взаимному согласию (так как был использован компромиссный термин – нерушимость границ, а не неизменность. То есть отказ от нарушения границ силой.).

Статья 4, согласно которой Договор «не затрагивает ранее заключенных ими двусторонних и многосторонних договоров и соглашений», означала для ФРГ продолжение действия Договора 1952/54 г., согласно которому ФРГ получала статус суверенного государства.

Для немецкой стороны очень важным был тот факт, что Советская сторона без комментариев приняла направленное в день подписания в МИД СССР «Письмо о немецком единстве», который подтверждал приверженность руководства ФРГ идее германского единства. В книге Н.В. Павлова «Германия на пути в третье тысячелетие» содержится любопытное объяснение того почему «Письмо» было принято безоговорочно: «На самом деле члены советской делегации на переговорах в Москве отказались принять упомянутое письмо. Не обескураженные таким поворотом дел, представители правительства ФРГ по подсказке сотрудников своего посольства осуществили хитроумную операцию. 12 августа перед самым концом рабочего дня они сдали этот документ в экспедицию МИД СССР, где он был тут же зарегистрирован. Пока в соответствии со всеми советскими бюрократическими правилами письмо перекочевывало с этажа на этаж высотного здания на Смоленской площади, западногерманская делегация отбыла восвояси и вскоре уже отчитывалась о результатах поездки перед парламентариями в бундестаге»1. Содержание письма было следующим:

«Многоуважаемый господин министр!

В связи с сегодняшним подписанием Договора между Федеративной Республикой Германии и Союзом Советских Социалистических Республик правительство Федеративной Республики Германии имеет честь сообщить, что этот договор не противоречит политической цели Федеративной Республики Германии – содействовать созданию такой мирной обстановки в Европе, при которой немецкий народ путем свободного самоопределения вновь достигнет единства нации»

^ Примите, господин министр, заверения моего глубочайшего уважения.

Вальтер Шеель»1

Московский договор вызвал немало дискуссий в ФРГ. Оппозиция заявила, что правительство не уполномочено признавать границы и отказываться от притязаний на бывшие немецкие территории. Это право, по мнению оппонентов Брандта, может принадлежать только объединившемуся в условиях мира и свободы немецкому народу.

Одновременно с Московским соглашением была подписана «Договоренность о намерениях сторон». Этот документ предполагал, что Московское соглашение является частью единого пакета документов, в который наряду с ним войдут договоренности с другими социалистическими странами, в частности договоры с ГДР, Польской Народной Республикой и Чехословацкой Социалистической Республикой. В этом документе ФРГ выражает готовность «заключить с Правительством Германской Демократической Республики договор, который будет иметь общепринятую между государствами обязывающую силу, так же как и другие договоры, которые Федеративная Республика Германии и Германская Демократическая Республика заключают с третьими странами», а также «строить свои отношения с Германской Демократической Республикой на основе полного равноправия, отсутствия дискриминации, уважения независимости и самостоятельности каждого из обоих государств в делах, касающихся их внутренней компетенции, в их соответствующих границах»1. ФРГ заявила, что с третьими странами и ФРГ и ГДР могут строить отношения только на основе, согласно которой ни одно из государств не может представлять другое или действовать от его имени.

В ходе переговоров по подготовке подписания этого договора 1 февраля 1970 года было заключено три соглашения о поставках советского природного газа в ФРГ в обмен на трубы большого диаметра (соглашение «газ-трубы»); тогда же начались двусторонние консультации по вопросам более тесного технологического сотрудничества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: