Четырехстороннее Соглашение по Западному Берлину


Тесно связано с Восточными договорами "Четырехстороннее соглашение по Берлину", заключенное в 1971 году между СССР и тремя западными державами-победительницами. Для СССР, да и для ГДР, урегулирование проблемы Западного Берлина также являлось крайне важным, так как именно от исхода переговоров зависела не только ратификация Московских соглашений и договора с ПНР западногерманским Бундестагом, но и весь ход «разрядки», ее международный аспект, так как правительство ФРГ ясно дало понять, что ратификация договоров с СССР и ПНР тесно связана с тем, насколько четырем державам удастся продвинуться в урегулировании проблемы Западного Берлина.

Соглашение по Берлину представляло собой компромисс между западной и восточной точками зрения на проблему. Ни СССР, ни ФРГ не смогли удовлетворить свои первоначальные требования. Западные сектора Берлина не рассматривались как отдельная федеральная земля, что было желанием ФРГ и не стали «независимым политическим образованием», в качестве третьего немецкого государства, как того хотело руководство ГДР. В Соглашении четыре державы торжественно заявляли о том, что они «будут стремиться способствовать устранению напряженности и предотвращению осложнений в соответствующем районе»1, стороны также отказывались от применения силы и угрозы ее применения, обязывались решать споры исключительно мирными средствами, а также уважать индивидуальные и совместные права, касающиеся западных секторов Берлина. Правительство СССР обязалось выполнять условие, согласно которому «транзитное сообщение по шоссейным, железным дорогам и водным путям по территории Германской Демократической Республики гражданских лиц и грузов между Западными секторами Берлина и Федеративной Республикой Германии будет происходить без помех, что такое сообщение будет облегчено с тем, чтобы оно осуществлялось наиболее простым и быстрым образом, и что оно будет пользоваться благоприятствованием»2. В свою очередь, США, Великобритания и Франция заявили, что «связи между Западными секторами Берлина и Федеративной Республикой Германии будут поддерживаться и развиваться с учетом того, что эти сектора по-прежнему не являются составной частью Федеративной Республики Германии и не будут управляться ею впредь»3

В этом документе Советский Союз впервые признал, что ФРГ имеет законное право на тесные связи с Западным Берлином, и обязался гарантировать сообщение между ними. Советский Союз дал согласие на то, чтобы ФРГ представляла Западный Берлин на международной арене.

В декабре 1971 года также был подписан первый германо-германский договор – Соглашение о Транзитном Сообщении, которое хоть и не нормализовало отношения, но в сравнении с предшествующей практикой все-таки дало возможность констатировать прогресс.

Московский, Варшавский договоры и Соглашение по Западному Берлину были ратифицированы немецкой стороной и вступили в силу 3 июня 1972 года после одной из самых острых политических дискуссий со времен разделения Германии. В апреле 1972 года оппозиция выразила В.Брандту конструктивный вотум недоверия. Однако, несмотря на это, для ратификации договоров были созданы специальные межфракционные рабочие группы, которые разработали «совместную резолюцию» бундестага по «восточным договорам». 17 мая 1972 года «восточные договоры» были ратифицированы западногерманским бундестагом. Однако проблему это не устранило, а лишь обострило. 22 сентября 1972 года канцлеру В.Брандту было отказано в доверии, после чего пришлось распустить бундестаг. Однако последующие выборы в бундестаг принесли убедительную победу социал-либералам (СДПГ и СвДП), что позволило коалиции продолжить «новую восточную политику». Но сам факт произошедшего свидетельствовал об отсутствии единства в бундестаге и шаткости позиций правящей коалиции.
^


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: