Внутренняя и внешняя среда организации

Каждая организация имеет свою внутреннюю среду.

Внутренняя среда организации включает:

§ организационную структуру,

§ бизнес-процессы,

§ технологию,

§ кадры,

§ организационную культуру.

Внутренняя среда организации заключает в себе потенциал, который дает ей возможность функционировать. Но внутренняя среда также может быть источником проблем.

Если она окажется неспособной адаптироваться к воздействиям внешней среды, то поставленные цели не будут достигнуты, а в худшем случае компания вообще может прекратить свое функционирование.

Организационная структура – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, которые обеспечивают функционирование и развитие этих элементов как единого целого.

test Организационную структуру также можно определить как форму кооперации и разделения управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления

Технология и протекающие в компании бизнес-процессы определяется её отраслевой принадлежностью и спецификой деятельности.

В зависимости от вида деятельности организации одни процессы могут занимать ведущее место, другие могут вообще отсутствовать либо существовать в небольшом объеме.

Например, если мы сравним между собой бизнес-процессы протекающие в организациях связи и в строительных компаниях, то безусловно будут общие элементы.

В организации связи обязательно осуществляется строительство средств связи, но все же они не являются основным видом деятельности.

Технология – это средства, при помощи которых предмет труда трансформируется в готовую продукцию. В отрасли связи предметом труда является ИНФОРМАЦИЯ.

Комплекс организационно-технических средств, собирающих, обрабатывающих и передающих информацию, необходимую для эффективных коммуникаций и управления организацией, называется информационной подсистемой организации.

Организационная культура оказывает очень сильное влияние на состояние организации. Она включает:

§ философию компании, которая задает смысл существования организации, ее отношение к сотрудникам и клиентам,

§ преобладающие ценности,

§ нормы поведения, разделяемые сотрудниками организации,

§ традиции и т.п.

Носителями организационной культуры являются сотрудники организации. Влияние организационной культуры на результативность деятельности организации весьма велико: она может играть огромную роль в мобилизации ресурсов компании, но может являться мощным тормозом на пути достижения целей.

Поэтому руководству компании следует уделять достаточное внимание вопросу формирования, развития и поддержания организационной культуры. Необходимо проводить мероприятия, направленные на сплочение коллектива (team building).

Все организации являются открытыми системами [2] и подвержены влиянию внешней среды.

Внешняя среда – это вся совокупность факторов, окружающих организацию.

ВНЕШНЯЯ СРЕДА прямого воздействия
потребители
поставщики
конкуренты
Внутренняя среда организации: 1 Организационная структура, 2 Бизнес-процессы, 3 Технология, 4 Кадры, 5 Организационная культура.
профсоюзы
налоговые органы
ВНЕШНЯЯ СРЕДА косвенного воздействия
технологии
Законодат-во
Развитие социальной инфраструктуры, социокультурные факторы, образование населения
Экология

В процессе анализа обычно выделяют среду прямого и косвенного воздействия. Это обусловлено тем, что разные компоненты внешней среды требуют разной концентрации внимания и срочности реагирования со стороны организации на их изменение.

Например:

Банкротство поставщика или появление нового конкурента требуют БЫСТРОЙ РЕАКЦИИ со стороны организации. А изменение социальной инфраструктуры (например, открытие новой школы) не требует такой быстрой реакции.

К среде прямого воздействия относятся:

  1. экономическая среда, включающая:
    • потребителей,
    • поставщиков,
    • конкурентов,
    • профсоюзные организации,
    • налоговые органы и т.д.
  1. технологическая среда представляет собой существующие в обществе знания в отношении продукции, технологии её изготовления, дизайна.
  1. политическая среда включает:

§ внешне- и внутриполитическую ситуацию в тех государствах, на территории которых находится данная организация и на территории которых она реализует свою продукцию,

§ законодательство, разрешающее или запрещающее определенные виды производств и реализацию определенных видов товаров.

К среде косвенного воздействия относятся:

1. Социальная среда, включающая:

уровень развития социальной инфраструктуры (детские сады, школы, больницы);

социокультурные факторы (традиции, стереотипы поведения людей, жизненные ценности, приверженность определенной торговой марке);

уровень образования населения.

2. Экологическая среда. Влияние этой среды на деятельность организации постоянно возрастает, поскольку:

она влияет на здоровье и, следовательно, на производительность сотрудников;

сама организация, особенно если это промышленное предприятие, должна тратить немалые средства на создание и эксплуатацию различных очистительных сооружений;

НО, в то же время, экологические проблемы открывают новые возможности для бизнеса, ориентированного на их решение.

Среду прямого воздействия называют деловой, а среду косвенного воздействия – фоновой.

Т.е. каждая организация в процессе своей деятельности взаимодействует с большим количеством контрагентов:

§ с поставщиками оборудования, сырья и материалов,

§ со строительными организациями,

§ с торговыми организациями в процессе сбыта продукции,

§ с аутсорсинговыми компаниями,

§ с банками,

§ с налоговыми органами и т.д.

Рынок закупок
КОМПАНИЯ
Поставщики
Рынок сбыта потребители
Продавцы
Материально-техническое обеспечение
Складирование Отгрузка Реализация

Денежные потоки связывают предприятие с государством и рынком капиталов. Входные и выходные денежные потоки называются Сash Input flow и Cash Output flow (притоки и оттоки денежных средств).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: