Каждая организация имеет свою внутреннюю среду.
Внутренняя среда организации включает:
§ организационную структуру,
§ бизнес-процессы,
§ технологию,
§ кадры,
§ организационную культуру.
Внутренняя среда организации заключает в себе потенциал, который дает ей возможность функционировать. Но внутренняя среда также может быть источником проблем.
Если она окажется неспособной адаптироваться к воздействиям внешней среды, то поставленные цели не будут достигнуты, а в худшем случае компания вообще может прекратить свое функционирование.
Организационная структура – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, которые обеспечивают функционирование и развитие этих элементов как единого целого.
test | Организационную структуру также можно определить как форму кооперации и разделения управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления |
Технология и протекающие в компании бизнес-процессы определяется её отраслевой принадлежностью и спецификой деятельности.
|
|
В зависимости от вида деятельности организации одни процессы могут занимать ведущее место, другие могут вообще отсутствовать либо существовать в небольшом объеме.
Например, если мы сравним между собой бизнес-процессы протекающие в организациях связи и в строительных компаниях, то безусловно будут общие элементы.
В организации связи обязательно осуществляется строительство средств связи, но все же они не являются основным видом деятельности.
Технология – это средства, при помощи которых предмет труда трансформируется в готовую продукцию. В отрасли связи предметом труда является ИНФОРМАЦИЯ.
Комплекс организационно-технических средств, собирающих, обрабатывающих и передающих информацию, необходимую для эффективных коммуникаций и управления организацией, называется информационной подсистемой организации. |
Организационная культура оказывает очень сильное влияние на состояние организации. Она включает:
§ философию компании, которая задает смысл существования организации, ее отношение к сотрудникам и клиентам,
§ преобладающие ценности,
§ нормы поведения, разделяемые сотрудниками организации,
§ традиции и т.п.
Носителями организационной культуры являются сотрудники организации. Влияние организационной культуры на результативность деятельности организации весьма велико: она может играть огромную роль в мобилизации ресурсов компании, но может являться мощным тормозом на пути достижения целей.
Поэтому руководству компании следует уделять достаточное внимание вопросу формирования, развития и поддержания организационной культуры. Необходимо проводить мероприятия, направленные на сплочение коллектива (team building).
|
|
Все организации являются открытыми системами [2] и подвержены влиянию внешней среды.
Внешняя среда – это вся совокупность факторов, окружающих организацию.
ВНЕШНЯЯ СРЕДА прямого воздействия |
потребители |
поставщики |
конкуренты |
Внутренняя среда организации: 1 Организационная структура, 2 Бизнес-процессы, 3 Технология, 4 Кадры, 5 Организационная культура. |
профсоюзы |
налоговые органы |
ВНЕШНЯЯ СРЕДА косвенного воздействия |
технологии |
Законодат-во |
Развитие социальной инфраструктуры, социокультурные факторы, образование населения |
Экология |
В процессе анализа обычно выделяют среду прямого и косвенного воздействия. Это обусловлено тем, что разные компоненты внешней среды требуют разной концентрации внимания и срочности реагирования со стороны организации на их изменение.
Например:
Банкротство поставщика или появление нового конкурента требуют БЫСТРОЙ РЕАКЦИИ со стороны организации. А изменение социальной инфраструктуры (например, открытие новой школы) не требует такой быстрой реакции.
К среде прямого воздействия относятся:
- экономическая среда, включающая:
- потребителей,
- поставщиков,
- конкурентов,
- профсоюзные организации,
- налоговые органы и т.д.
- технологическая среда представляет собой существующие в обществе знания в отношении продукции, технологии её изготовления, дизайна.
- политическая среда включает:
§ внешне- и внутриполитическую ситуацию в тех государствах, на территории которых находится данная организация и на территории которых она реализует свою продукцию,
§ законодательство, разрешающее или запрещающее определенные виды производств и реализацию определенных видов товаров.
К среде косвенного воздействия относятся:
1. Социальная среда, включающая:
уровень развития социальной инфраструктуры (детские сады, школы, больницы);
социокультурные факторы (традиции, стереотипы поведения людей, жизненные ценности, приверженность определенной торговой марке);
уровень образования населения.
2. Экологическая среда. Влияние этой среды на деятельность организации постоянно возрастает, поскольку:
она влияет на здоровье и, следовательно, на производительность сотрудников;
сама организация, особенно если это промышленное предприятие, должна тратить немалые средства на создание и эксплуатацию различных очистительных сооружений;
НО, в то же время, экологические проблемы открывают новые возможности для бизнеса, ориентированного на их решение.
Среду прямого воздействия называют деловой, а среду косвенного воздействия – фоновой.
Т.е. каждая организация в процессе своей деятельности взаимодействует с большим количеством контрагентов:
§ с поставщиками оборудования, сырья и материалов,
§ со строительными организациями,
§ с торговыми организациями в процессе сбыта продукции,
§ с аутсорсинговыми компаниями,
§ с банками,
§ с налоговыми органами и т.д.
Рынок закупок |
КОМПАНИЯ |
Поставщики |
Рынок сбыта потребители |
Продавцы |
Материально-техническое обеспечение |
Складирование Отгрузка Реализация |
Денежные потоки связывают предприятие с государством и рынком капиталов. Входные и выходные денежные потоки называются Сash Input flow и Cash Output flow (притоки и оттоки денежных средств).