| Ресурсные подразделения |
| Производственные подразделения |
| Ресурсные подразделения |
| Управление организацией |
Основой многомерной организации является автономная рабочая группа, одновременно выполняющая три задач:
- обеспечение производственной деятельности необходимыми ресурсами,
- производство продукции или услуг для конкретного потребителя, рынка или территории,
- обслуживание конкретного потребителя, развитие или проникновение в конкретный рынок, проведение операции в пределах определенной территории.

По совокупности решаемых задач такие автономные группы получают статус центра прибыли, а в отдельных случаях могут быть самостоятельными компаниями.
Партисипативная организация – организация, основанная на участии работников в управлении.
Участие работников всех уровней в управлении предполагает:
- участие в принятии решений,
- участие в установлении целей,
- участие в решении проблем.
Принципиальное отличие модели партисипативной организации от традиционной представлено на рисунке.
| Традиционное управление |
| Традиционное управление |
| Руководитель принимает решение |
| Подчиненный выполняет решение |
| Вклад руководителя |
| РЕШЕНИЕ |
| Вклад подчиненного |
Различают три степени участия:
| 1) выдвижение предложений, | Не требует структурных изменений в организацию. Может осуществлять руководителем. |
| 2) выработка альтернатив, | Требует появления в организации специальных структур, которые могли бы эффективно решать эту задачу. Как правило создаются комитеты или комиссии. |
| 3) выбор окончательного решения. | Участие в управлении осуществляется в форме работы специальных советов научно-технического, технико-экономического и управленческого характера. |
Преимущества партисипативного управления:
1) повышается качество принимаемых решений,
2) повышается мотивация,
3) растет производительность.
Организация, ориентированная на рынок – организация, в которой все ее части группируются вокруг рынков, то есть система управления становится главным ресурсом предприятия: связи в организации формируются под влиянием отношений с потребителями, а не отношений между функциями.
По характеру взаимодействия с внешней средой представляет собой органический тип организации, быстро адаптируется к происходящим изменениям.