Инновационные методы

Главная задача использования инновационных методов — выработка максимально большого количества творческих идей при полном отсутствии критики (чтобы ничто не угрожало человеку показаться в глазах коллег смешным и ничто не мешало рождению неожиданных идей).

К данной группе методов относятся:

1) Метод мозгового штурма, или мозговой атаки, ориентирована коллективную выработку творческих идей; первая группа участников — «генераторы» — создает идеи; вторая — «аналитики» — оценивает выдвинутые идеи.

Запрет на прямую критику!!!

2) Метод синектики ориентирован на выработку творческих идей при помощи аналогий.

Термин «синектика» в буквальном переводе с греческого означает «совмещение разнородных элементов». Метод «синектика» был предложен американским ученым У. Гордоном в середине 50-х годов XX...

В противоположность мозговому штурму здесь целью является не количество альтернатив, а генерирование небольшого числа альтернатив (даже единственной альтернативы), разрешающей данную проблему.

Суть метода синектики:

Формируется группа из 5-7 человек, отобранных по признакам гибкости мышления, практического опыта (предпочтение отдается людям менявшим профессии и специальности), психологической совместимости, общительности.

Выработав определенные навыки совместной работы, группа ведет систематическое направленное обсуждение любых аналогий. При этом могут возникать и чисто фантастические аналогии.

Успеху работы синектических групп способствует соблюдение определенных правил, в частности:

o запрещено обсуждать достоинства и недостатки членов группы;

o каждый имеет право прекратить работу без каких-либо объяснений при малейших признаках утомления;

o роль ведущего периодически переходить к другим членам группы.

3) Метод свободных ассоциаций имеет наибольший уровень оригинальности, так как ориентирован на выработку творческих идей при помощи ассоциаций, случайно выбранных понятий.

Пример:

Допустим, вы являетесь руководителем типографии. Вам необходимо найти идеи для решения проблемы: как повысить эффективность рекламы выпускаемой вами продукции.

Руководитель группы на основе метода свободных ассоциаций предлагает, например, слово «студент».

Это слово дает несколько ассоциаций и соответственно идей того, как активизировать рекламу продукции типографии. На основе ассоциаций, которые вызывает у членов группы слово «студент» генерируются следующие идеи:

1) необходимо шире рекламировать нашу продукцию среди студенческой, учащейся молодежи;

2) необходимо дифференцированно подходить к рекламе среди студентов, учащихся и других категорий населения;

3) для рекламы необходимо привлекать самих студентов, учащихся;

4) необходимо чаще публиковать рекламу нашей продукции в изданиях, которые читают студенты, учащиеся и т. д.

Затем кто-то из членов группы в качестве слова для зарождения новых ассоциативных связей и генерирования новых идей предлагает слово «телевизор». Это слово также может использоваться как стимул для генерирования новых идей по проблеме: как повысить эффективность выпускаемой типографией рекламной продукции.

4) Метод ключевых вопросов

ориентирован на выработку творческих идей при помощи наводящих вопросов (что? где? куда?), что позволяет ведущему упорядочить процесс рассмотрения проблемы, управлять направленностью творческого поиска, детализируя и упрощая этот процесс.

5) Метод инверсии или «обращение».

Его можно сформулировать так: сделать наоборот.

Ориентирован на выработку творческих идей в самых неожиданных направлениях. Если не удается решить задачу с начала до конца, то попытайтесь решить ее от конца к началу и т. д.

Несомненным достоинством метода инверсии является то, что он позволяет развивать диалектику мышления, отыскивать выход из, казалось бы, безвыходной ситуации, находить оригинальные, порой весьма неожиданные решения различного уровня трудности и проблемности творческих задач.

Его недостатком и ограничением является то, что он требует достаточно высокого уровня творческих способностей, базисных знаний, умений и опыта.

6) Метод эмпатии или личной аналогии.

В его основе лежит принцип замещения исследуемого объекта, процесса другим. Означает отождествление себя с объектом и предметом творческой деятельности, осмысление функций исследуемого предмета на основе "вживания" в образ

7) Метод «Буриданов осел»

Буриданов осёл — философский парадокс, названный по имени Жана Буридана.

Суть метода состоит в том, что если у вас имеется две равноценных альтернативы, необходимо положиться на случайность. Например, кинуть монетку.

8) Метод нокаута – последовательное исключение по определенным критериям

Существуют и другие классификации методов принятия решений, в частности их можно разделить на:

· Интуитивно-логические

· Математические методы

· эвристические (или поисковые) методы

Интуитивно-логические методы принятия решений используются в тех случаях, когда исходная информация изложена в качественной форме (описательной, нецифровой), проблема достаточно проста, а ситуация часто повторяется в практике управления.

Решение принимается путем размышлений руководителя, использующего для этого свои знания, опыт, интуицию и организаторские способности.

Оформляется такое решение, как правило, в виде письменного или устного распоряжения.

В наибольшей степени волевые методы принятия решений используются на нижних уровнях управления организацией.

Математические методы принятия решений используются в ситуациях, когда вся исходная информация изложена в количественной (т.е. цифровой) форме и имеется возможность провести расчеты.

Круг этих методов достаточно широк:

§ Метод КРА,

§ Линейного программирования,

§ Динамического программирования,

§ Имитационного моделирования,

§ Метод кластерного анализа,

§ Метод дерева решений,

§ Метод анализа сценариев,

§ Метод анализа чувствительности и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: