Финансовое хозяйство:
охватывает: стоимостные потоки так называемых общественно-правовых корпораций, к которым относят административно-территориальные единицы.
Признаки финансового хозяйства:
1. Создание доходов путем нормативного изъятия (принудительное изъятие)
Часть экономики, нацеленная на покрытие потребностей, а не на производство
Функции финансового хозяйства:
1. Функция аллокации(предоставление обществу определенных услуг, т.е. общественных благ за счет финансовых ресурсов)
2. Функция перераспределения – состоит в корректировке распределения ресурсов и имущества с ориентацией на большее социальное равенство
3. Функция стабилизации (полная занятость, экономический рост, стабильные цены)
Финансы – совокупность стоимостных потоков, связанных с мобилизацией, распределением и использованием денежных ресурсов. Специфические признаки финансов:
1. Это всегда денежные отношения
2. Это всегда распределительные отношения (возникает не на стадии производства, обмена или потребления, а только на стадии распределения).
|
|
3. Всегда безэквивалентные, отсутствует встречный поток
4. Движение денежных, финансовых ресурсов осуществляется только через денежные фонды.
Финансовая система (ФС):
Представляет совокупность взаимосвязанных структурных финансовых документов. На современном этапе в состав ФС РФ входят 5 основных элементов:
1. Бюджетная система – совокупность бюджетов всех уровней
2. Внебюджетные фонды – образуются вне бюджета и имеют строго целевой характер функционирования (пенсионный, ОМС, соц. страхование и т.д.), средства образуются из взносов
3. Финансы хозяйственных субъектов – особые денежные фонды, децентрализованные, однако являющиеся необходимым звеном, т.к. связаны с материальным производством, в процессе которого создается национальный доход
4. Имущественное и личное страхование – обеспечивает формирование страховых денежных фондов, направленных на возмещение материального ущерба
5. Кредит – выражается в привлечении свободных денежных средств различных субъектов, аккумуляцию их в денежные фонды и предоставление другим субъектам во временное использование на условиях возвратности, срочности и платности (кредиты различают государственный и банковский)
Процесс функционирования ФС представляет собой финансовую политику.
26. Госбюджет как основной финансовый план страны, его роль в экономике.
Госбюджет - основной план государства, который по материальному содержанию есть централизованный фонд денежных средств, а по социально-экономической сущности это инструмент перераспределения национального дохода.
|
|
Роль бюджета:
1. Перераспределяет национальный доход
2. Равномерное развитие экономики и культуры на всей территории страны, а также целесообразное размещение в ее пределах производственных сил
3. Финансовое обеспечение финансовой политики
4. Стимулирование НТП, а также стимулирование или сдерживание экономики
5. Создает финансовую базу государства и муниципальных образований для выполнения ими своих задач
6. Создание единого экономического пространства
Структура бюджета:
1) Доходы – денежные средства, поступающие на безвозмездной и безвозвратной основе в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления.
Доходы бюджета:
- налоговые (90%), основная часть налоговых – НДС, налог на прибыль, платежи за использование ресурсов.
- неналоговые:
· Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности (приватизация)
· Средства, привлекаемые на добровольных основаниях
· Административные штрафы
· Все виды пошлин, исключая государственную пошлину за пользование гос. ресурсами
· Имущество, оставленное без наследников
· Доходы от внешнеэкономической деятельности
2) Расходы - денежные средства, выделенные из бюджета в виде ассигнований на содержание бюджетных учреждений, оплату товаров и услуг по государственному контракту, трансфертов населению, ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий и т.д.
3) Сбалансированность: превышение доходов над расходами – профицит, наоборот – дефицит. Сумма накопленных бюджетных дефицитов образуют государственный долг.
Бюджетная система 3х уровневая, которая понимается как совокупность бюджетов всех уровней:
1. Федеральный бюджет,
2. Региональный бюджет,
3. Местный бюджет:
· областной
· городской, поселение, села.
27. Налоговая система. Принципы налогообложения. Кривая Лаффера:
Налоговая система – совокупность налоговых инструментов и способов их применения в отдельно взятой стране, а также принципов ее построения.
Основными элементами налогообложения является: налог, сбор и пошлина.
Принципы налогообложения:
· Принцип справедливости – каждый налогоплатежник должен осознавать необходимость уплаты налогов.
· Принцип простоты – налоги должны быть легко считаемы и понимаемы.
· Экономии – собранные налоги должны многократно превышать расходы на их сборы
· Принцип равенства
· Принцип однократности – одна и та же сумма должна облагаться налогом один раз.
Кривая Лаффера (принцип золотого сечения): где t – ставка налогообложения, Т – доходы госбюджета.
Описывает связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями в государственный бюджет. Согласно концепции американского экономиста Артура Лаффера, наиболее известного сторонника теории экономики предложения, стремление правительства пополнить казну, увеличивая налоговый пресс, может привести к противоположным результатам. Это и продемонстрировал американский ученый при помощи своей известной кривой.
Особенности Налоговой системы в РФ.
1. Устоявшийся характер налоговой системы
2. Действует преимущественно косвенное налогообложение (косвенные – налоги на определенные товары и услуги, взимаемые через надбавку к цене, и частично или полностью переносится на цену товаров и услуг; НДС, акцизы, налог на имущество юридических лиц)
3. Расщепление налогов между бюджетами разных уровней
4. Стимулирующая тенденция ставок налогов в РФ:
• НДФЛ: 12 – 35% à 13%
• на прибыль банка: 35% à 24%
• ЕСН: 38% à 26%
• НДС: 20% à 18%
5. Переложение налогового бремени с юридических лиц на физические
6. Существование большой системы льгот и кредитов