В общем виде источники информации подразделяют на первичные и вторичные. Последние, в свою очередь, - на внешние и внутренние.
Первичную информацию получают путем проведения полевых (в некабинетных) маркетинговых исследований (опросов, наблюдения, интервьюирования).
Вторичную информацию получают в результате проведения кабинетных маркетинговых исследований. Она представлена данными, ранее собранными для других целей.
К внутренним источникам информации относятся внутренняя статистическая и бухгалтерская отчетность, акты ревизий и проверок, производственная и научно-техническая информация, деловая переписка и т.п.
Внешние источники информации находятся за пределами самой организации и характеризуют состояние внешней маркетинговой среды.
В международном маркетинге в качестве внешних источников информации чаще всего выступают:
1. Отчеты международных организаций (ООН, ЮНИДО, ВТО и др.).
2. Национальные статистические справочники.
3. Периодические издания, содержащие общеэкономическую и коммерческую информацию. В Украине примерами таких изданий являются газета «Бизнес», журнал «Капитал». Среди американских изданий популярными являются «Business Week» и «Fortune». Заслуживают внимания и британские издания «Economist», «Financial Times».
|
|
4. Издания торгово-промышленных палат и центров научно-технической информации.
5. Публикации внешнеторговых, специализированных информационных и исследовательских маркетинговых фирм, государственных организаций.
6. Публикации общественных организаций (обществ защиты прав потребителей, общества «зеленых» и т.д.)
7. Международные выставки, ярмарки, презентации.
8. Электронные средства массовой информации.
9. Информация, публикуемая самими фирмами (финансовая отчетность, проспекты, буклеты, каталоги).
10. Справочники по фирмам – содержат систематизированную информацию о предприятиях или организациях, действующих в различных отраслях народного хозяйства.