IV этап цивиоизационного развития России начинается в начале XX века, в 1920-х годах

Он продолжается до сих пор. Это этап динамизма, то есть быстрого развития государства и общества.

В среднем каждый этап развития нашей цивилизации длится 400 лет. Российская цивилизация находится на начальной стадии четвертого этапа своего развития это вселяет надежду на то, что Россия преодолеет трудности, в полосу которых она вступила с распадом СССР.

Что же ждет Россию в будущем? Российская цивилизация развивалась очень ярко, со своими взлётами и падениями. Вся наша история проходит через кризисы.

Сегодня Россия находится на 80 году четвертого этапа развития, то по разным теориям и точкам зрения(а мнения их оптимистические) Россия должна снова возвыситься в Европе и мире, обрести былое могущество, как это ей, как великой цивилизации, и подобает.

9. Предпосылки раздробленности русских земель. Особенности цивилизационного развития Галицко-Волынского княжества.

. Феодальная раздробленность как новая форма государственной политической организации, сменившая ране - феодальную Киевскую монархию, соответствовала развитому феодальному обществу.

Феодальные республики не случайно сложились в рамках бывших племенных союзов, этническая и областная устойчивость которых поддерживалась природными рубежами и культурными традициями.

В результате развития производительных сил и общественного разделения труда старые племя. центры и новые города превратились в экономические и политические центры. С "княжением" и "обояриванием» общинных земель в систему феодальной зависимости вовлеклись крестьяне. Старая родоплеменная знать превратилась в земских бояр и образовала вместе с другими категориями феодалов корпорации земельных собственников.

Во второй половине XI-XII веков образовалась «областная» территория по верхней части течения Днестра. На юго - востоке по Днестру она простиралась до Ушицы. В юго-западном направлении Галицкая территория захватывала верховья Прута.В междуречье Прута и Днестра лежал Кучельмин. Сама территория получила название "Галицкой» земли в начале 40-х годов XII-века. Волости Галицкая и Перемышльская объединились в руках Галицкого князя Городов в этом княжестве насчитывалось больше чем в других. Главным городом был Владимир, и Галицко-Галич. Часть Галицкой земли по запад-ному Бугу называлась Червенскими городами. Здесь, как и везде происходили между усобицы. Крупнейшими городами были: Холм, Перемышль, Теребоволь.Значительную часть жителей этих городов составляли ремесленники и торговые люди. Через эту землю проходил торговый путь из Балтийского в Черное море и сухопутные торговые пути из Руси в страны центральной Европы. Зависимость Днестровско-Дунайской низовой земли от Галича позволяло ему контролировать европейский судоходный торговый путь по Дунаю. Природные условия княжества благоприятствовали развитию земледелия в речных долинах. Мягкий климат, многочисленные леса и реки, перемежающиеся со степными пространствами, создавали благоприятные - условия для развития скотоводства и различного промысла. Высокого уровня достигло ремесло. Его отделение от земледелия способствовало росту городов. Феодальные отношения сложились рано. Общинные земли были экспроприированы феодальной знатью.Одной из характерных особенностей развития феодальных отношений было выделение среди феодалов влиятельной верхушки. Крупные бояре сосредотачивали в своих руках обширные земли. Боярское землевладение по хозяйственной мощине уступало княжескому домену. До середины XII-века Галицкая земля была раз-делена на несколько мелких княжеств, которые в 1141 году были объединены Перемышльским князем Владимиром Володаревичем, перенесшим столицу в Галич.Возвышение Галицкого княжества началось в XII-веке при Осмомысле. Он высоко поднял престиж своего княжества и успешно защищал общерусские интересы во взаимоотношениях с Византией. Военному могуществу Ярослава автор ("Слово о полку Игореве") посвятил патетические строки. Ярослав Осмомысл родился в 30-е гг. XII в., он сын князя Владимира Володаревича. В 1150 г. женился на дочери Юрия Долгорукого Ольге. Вел борьбу с мятежным галицким боярством, с киевскими князьями Изяславом Мстиславичем, в 1158 -- 1161 - с Изяслав Давыдовичем. Ярослав укрепил дружественные отношения с венгерски королем, польскими князьями и др. Прозвище "Осмомысл" означает мудрый, имеющий восемь смыслов, умов. В середине XII-века эта земля обособилась от Киева, закрепившись в качестве родовой отчиныза потомками Киевского князя Изяслава Мстиславовича. На Волыне рано сложился большой княжеский домен. Фактически передача княжеского домена по наследству сопровождалось особым юридическим оформлением, выражавшимся в написании"ряда".Волынские бояре, бывшие княжеские дружинники, оседали на земле. Князья жалуют им села и волости, которые они превращают в вотчины. Волынское княжество было центром земель западной Руси. Галицкие бояре решили объединиться с ним. Это делано, чтобы избавиться от нежелательного им князя Владимира. Князь Роман поло-жил начало объединению всех земель западной Руси в одно княжество. Объединение удалось в-1199 году. Его правление отмечено упрочением положения Галицко-Волынской земли, успехами в борьбе с половцами. Всё правление он вел борьбу с самовластием бояр. После занятия им в 1203 году Киева, под его властью оказалась вся южная Русь. При Романе княжество окрепло в военном отношении.Князь новгородский - с 1168 по 1169 Князь владимиро-волынский - с 1170 по 1205 с 1199 - галицкий. Был сыном великого князя киевского Мстислава Изяславича. Вел успешную борьбу с боярством и церковной знатью за укрепление княжеской власти. Владея объединенным Галицко – Волынским княжеством и распространив свою власть на Киевщину, Р.М. стал одним из сильнейших князей на Руси. С ним считались Византия, Венгрия, Польша, а римский папа Иннокентий III предложил Р.М.королевскую корону при условии принятия католичества, но получил отказ. Чтобы укрепить свое влияние на польские дела и продвинуться в Саксонию Р.М. вмешался в борьбу польских князей, но в 1205 г. попал в засаду, организованную поляками у Завихоста на Висле, и был убит.

В пределах небольших государств-княжеств феодалы могли эффективно защищать свои интересы, с которыми мало считались в Киеве. Подбирая и закрепляя за своими "столами" подходящих князей, местная знать, заставляла их отказаться от взгляда на «столы" как на временное для них кормление.

После смерти Владимира Святославовича в 1015 началась длительная война между его многочисленными сыновьями, управлявшими отдельными областями Руси. Зачинщиком усобицы был Святополк Окаянный, убивший своих братьев Бориса и Глеба. В междоусобных войнах князья - братья при водили на Русь то печенегов, то поляков, то наемные отряды варягов. В конце концов, победителем оказался Ярослав Мудрый деливший Русь (по Днепр) с братом Мстиславом Тмутараканским с 1024 по 1036 г., а затем после смерти Мстислава ставший "самовластием". После смерти Ярослава Мудрого в 1054 г. на Руси оказалось значительное число сыновей, родных и двоюродных племянников великого князя.

У каждого из них была та или иная "отчина", свой домен, и каждый в меру своих сил стремился увеличить домен или обменять его на более богатый. Это создавало напряженное положение во всех княжеских центрах и в самом Киеве. Исследователи иногда называют время после смерти Ярослава, временем феодальной раздробленности, но это нельзя признать правильным, так как настоящая феодальная раздробленность наступает тогда, когда кристаллизируются отдельные земли, вырастают большие города, возглавляющие эти земли, когда в каждом суверенном княжестве закрепляется своя княжеская династия. Все это появилось на Руси только после 1132 г., а во второй половине XI в. все было переменчиво, прочно и неустойчиво. Княжеские усобицы ли народ и дружину, расшатывали русскую государственность, но не вводили никакой новой политической формы. К внутренним противоречиям добавилось нашествие новых кочевых орд, которые на два столетия стали хозяевами степей. В последней четверти XI в. в сложных условиях внутреннего кризиса и постоянной угрозы опасности со стороны половецких ханов княжеские усобицы приобретали характер всенародного бедствия. Объектом раздоров стал великокняжеский престол: Святослав Ярославич выгнал из Киева своего старшего брата Изяслава, "положив начало изгнанию братьев". Особенно страшны, стали усобицы после того, как сын Святослава Олег вошел в союзные отношения с половцами и неоднократно приводил по - ловецкие орды на Русь для своекорыстного решения междукняжеских свар. Врагом Олега был молодой Владимир Всеволодович Мономах, княживший в пограничном Переяславле.

Мономаху удалось собрать княжеский съезд в Любече в 1097 г., задача которого состояла в том, чтобы закрепить "отчины" за князьями, осудить зачинщика усобиц Олега и по возможности устранить будущие усобицы, чтобы едиными силами противостоять половцам. Однако князья были бессильны установить порядок не только во всей Русской земле, но даже внутри своего княжеского круга родных и двоюродных братьев и племянников. Сразу же после съезда в Любече вспыхнула новая усобица, длившаяся несколько лет. Единственной силой, которая в тех условиях могла реально приостановить коловращение князей и княжеские свары,- это боярство - основной состав молодого и прогрессивного тогда феодального класса. Боярская программа в конце XI и начале XII в. состояла в ограничении княжеского произвола и бесчинств княжеских чиновников, в ликвидации усобиц и в общей обороне Руси от половцев. Совпадая в этих пунктах с устремлениями горожан, эта программа отражала общенародные интересы и была безусловно, прогрессивной. В 1093 г., после смерти Всеволодача, киевляне пригласили на трон незначительно - готуровского князя Святополка, но значительно просчитались, так как он оказался плохим водуем и жадным правителем. Святополк умер в 1113 г.; го смерть послу - жила сигналом к широкому восстанию в Киеве. Народ обрушился на дворы княжеских управителей и ростовщиков. Киевское боярство в обход княжеского старшинства выбрало великим князем Владимира Мономаха, который прокняжил успешно до своей смерти в 1125 г. После него единство Руси еще держалось при его сыне Мстиславе (1125- -1132 гг.), а затем, по выражению летописца, "раздрася вся земля Русская" на отдельные самостоятельные княжения.

10. Предпосылки раздробленности русских земель. Особенности цивилизационного развития Новгородской земли.

Феодальная раздробленность как новая форма государственной политической организации, сменившая ране - феодальную Киевскую монархию, соответствовала развитому феодальному обществу.

Феодальные республики не случайно сложились в рамках бывших племенных союзов, этническая и областная устойчивость которых поддерживалась природными рубежами и культурными традициями.

В результате развития производительных сил и общественного разделения труда старые племя. центры и новые города превратились в экономические и политические центры. С "княжением" и "обояриванием» общинных земель в систему феодальной зависимости вовлеклись крестьяне. Старая родоплеменная знать превратилась в земских бояр и образовала вместе с другими категориями феодалов корпорации земельных собственников.

Рубежи Новгородской области на юге стали определяться во II-ой половине XI-века. Новгородская «область» охватывает верхнее течение реки Великой и верховье реки Ловати. Если к I-ой половине VII-века Новгороду удалось довольно далеко распространить свою дань на юго-восток, на территорию, населённую частью не новгородцами, то эти успехи объяснились тем, что представители новгородской публичной власти пришли сюда раньше ростово-суздальской. На юге предел распространения был положен смоленской и полоцкой данью; успехи на юго-западе обусловлены захватом верхней Ловати. Территориальное нарастание в восточном направлении шло не прямо на восток от Новгорода и Ладоги, а через Заонежье. Земли между Ильменем и Чудским озером и по берегам рек Волхова, Мологи, Ловати и Мсты в территориально-географическом отношении делились на пятины: на северо-запад от Новгорода простиралась по направлению к Финскому заливу пятина Вотьская; на северо-восток, справа о Волхова, шла к Белому морю Обонежская пятина; к юго-востоку, между реками Мстою и Ловатью, простиралась Деревская пятина; к юго-западу по р. Шелони - Шелонская; за Обонежской и Деревской пятинами шла Бежецкая. Особенностью пятинного деления было то, что все пятины, кроме Бежецкой, начинались вплоть у самого Новгорода ив виде расширяющихся радикальных полос бежали вовсе стороны. Земли Новгородской земли в административном плане делились на сотни и погосты. Административное устройство города определяло структуру вечевых органов. Новгород как бы поглощал все городское население в округе радиусом 200 км. Другие города, за исключением Пскова, никогда не могли достигнуть самом то деятельности. Ладога стояла недалеко от впадины реки Волховав Ладожское озеро. Её большое значение объясняет участие ладожан в решение важных политических вопросов. В торговом отношении Ладога имела значение перевалочного пункта. Другой пригород-Торжок, или Новый Торг. Этот город занимал центральное и выгодное положение. По всей видимости, то был пункт, где новгородские купцы встречались с купцами из Владимиро-Суздальско Руси. В Торожке имелся укреплённый замок, способный выдержать длительную осаду. Старая Руса представляла довольно значительное поселение, сосредоточенное около крепости. С самого начала своего существования этот город имел не столько торговое значение, сколько промышленное, так как в этом районе находились богатые соляные варницы, разрабатывемых с давнего времени. Самым южным пригородом были Великие Луки. Из всех новгородских пригородов Псков имел наибольшее значение. Географическое положение способствовало его развитию как крупного торгового и ремесленного центра. О населении Пскова говорит сообщение о гибели 600 мужей в неудачной битве Изборском. Значительность Пскова подчёркивают попытки псковичей отделиться от Новгорода в 1136-37 годах, когда в него бежал князь новгородский Всеволод Мстиславович. В результате развития вечевой жизни в-XIV-XV - веках. Общественный строй здесь получил законченное развитие в сторону образования боярской республики, власть которой распространилась на всю прилегающую к Пскову землю. Несмотря на размеры, Новгородскую землю отличал невысокий уровень плотности населения. Рыбаков указывает на то, что основу экономики здесь составляли сельское хозяйство и промыслы, хотя в Новгороде преобладало торгово-ремесленное население. Новгородская земля ввиду неблагоприятных почвенных и климатических условий была мало плодородна, поэтому земледелие не могло удовлетворять потребности населения. Хлеб вынуждены были Новгородцы ввозить из других княжеств. Зато географическое положение благоприятствовало развитию промысла, ремесла, торговли. Новгород являлся одним из крупнейших торговых центров Восточной Европы. Бояре фактически монополизировали торговлю пушниной, которую получали из. В ряде районов крестьяне занимались добычей железной руды и соли. Все это объясняет особенность общественно-экономического развития Новгорода: значительно более высокое по сравнению с другими княжествами развитие ремесла и торговли. Вечевой строй в Новгороде был своеобразной феодальной "демократии"Вече имело несравненно большую силу. Причина этого заключалась в важной роли, которую играло торгово-ремесленное население и в стремлением осуществленного боярства не допустить княжеской власти. Вече, будучи верховным органом власти, осуществляло самые разнообразные функции. Ему принадлежала вся власть в области законодательства, оно решало все принципиальные вопросы внешней и внутренней политики: избирало или изгоняло князя, выносило решения по вопросам о войне, ведало чеканкой монет и т.д. По делам о государственных и должностных преступлениях вече выступало и в качестве высшей судебной инстанции. Участвовать в вечевых собраниях могли все взрослые жители, исключая женщин и холопов. Вече созывалось по звону колокола на Ярославском дворе или Софийской площади. Вече имело свою канцелярию и архив, а вечевая печать считалась государственной. Первое место среди выборных должностных лиц занимал епископ, получивший в 1165 году сан архиепископа. К его голосу всегда прислушивалась руководящая верхушка. В распоряжении же посадника и тысяцкого находился целый штат подчинённых, с помощью которых они осуществляли управление и суд. Они объявляли решение веча, извещали суд о совершении преступления, вызывали в суд, производили обыск и т.д. Рыбаков в своей книге отмечает, что низшей ступенью организации и управления в Новгороде было объединение соседей-"уличан» с выборными старостами во главе. Пять городских районов - «концов» образовывали самоуправляющиеся территориално-административные и политические единицы, имевшие также в коллективной феодальной собственности особые кончанские земли. В концах собирались свои вече, избиравшие кончанских старост. Боярство было элитарной прослойкой. Доходы бояр складывались от земельных вотчин, особенно крупных на новгородском севере. Особенности землевладения заключали неразвитости вассалитета, и боярство выступало как безусловный собственник земель. Бояре могли определять юридическую судьбу своих земель /дарить, менять, продавать/ в условиях высокой товарности экономики, отсюда следует ещё одна особенность: отношения боярства с собственным зависимым населением строились на отношениях экономической зависимости. Церковное землевладение сложилось несколько позже боярского. Значительная часть земли принадлежала церкви. В результате чего здесь отсутствовали княжеские Землевладения. Княжеский домен здесь не сложился. Специфика положения князей, присылаемых из Киева в качестве князей-наместников, исключила возможность превращения Новгорода в княжество. С конца XI-века, когда, по мнению Тихомирова, начинается борьба за городские вольности, политические верхи стали активно бороться за» угодных князей". Иногда даже устанавливались своеобразное "двоевластие": «князь-посадник".Роль князей заметно ограничивается в XIII-веке. С князьями заключались договора, в которых предусматривались их обязанности и права, окончательно кандидатуру утверждало вече. Предварительно она обсуждалась на заседании боярского совета. Три древнейшие договорные грамоты с великим князем Ярославом относят к 1264-1270 Развитие торговли и ремесла требует во времена феодальной раздробленности объединения. Древним купеческим объединением было Иванское сто, возникшим при церкви Ивана Предтечи на Опоках в Новгороде. Во главе стояли выборные старосты. Иванское сто носило характер замкнутой купеческой корпорации. Устав этого объединения являлся одним из древнейших уставов Средневековой Гильдии. Иванское сто с начала своего возникновения было типичной купеческой гильдией в том ё определении, а кое дает Дорен: "Купеческие гильдии это все те прочные товарные организации, в которых купцы объединяются, прежде всего, для охраны своих целей; в них цель объединения заключается в товарищеском регулировании и поощрении торговли,. единичное лицо остаётся самостоятельным купцом и ведёт, как раньше, дела на собственный счёт" Мастера одной специальности жили и работали в определенных местах. Кое-какие выгоды относительно концентрации ремесленников позволили сделать наблюдения над поклонными крестами. В Новгороде. Здесь были распространены каменные и деревянные поклонные кресты с изображениями. Двойное указание на людгощан ведёт нас к тому месту, где делали кресты. В уставе Ярослава упоминаются сотни, как определенные организации. Но они в отличие от концов улиц не приурочены к определённой территории. Естественно предполагать, что сотни устава - это какие-то организации, связанные с торговлей или ремеслом.Но кроме сотни в XV-веке упоминаются "ряды". Существует мнение, что рядовича приравнивали к купцу. Средневековая торговля обычно соединялась с ремеслом, поэтому организация рядовичей была одновременно и организацией ремесленников. Сразу хочу заметить, то не следует отождествлять процесс распространения государственной власти на севере и процесс колонизации, хотя в отдельных случаях оба процесса могли совпадать. Совершенно неясным остается о неславянских элементах населения Южного и Западного Подвинья. Это наиболее сложный вопрос, чем заселение Поморья и Академик Платонов не отрицает приоритета крестьянской колонизации Подвинья. прочной сетью крестьянских миров покрылось Северное Подвинье. Они дали много ценного материала для исследователей общественных форм народной жизни. Ключевский же выдвинул мысль о связи крестьянской и монастырской колонизации. Боярин шёл уже в места, расчищенные топором земледельца. Захват боярами и монастырями земель Обонежья, Беломорья, Подвинья сопровождались острой борьбой между прежними землевладельцами и новыми хозяевами. Столкновения чаще всего происходили из-за рыбных ловищ.Уже с конца XI века новгородская власть предопределяла кандидатуры князей, присылаемых из Киева. Основная задача присылаемых князей состояла в вооружённой защите и организации обороны. Так, в 1102 году бояре отказались принять сына князя Святополка.С 1015 года, когда Новгород отказался от уплаты дани Киеву, началась борьба Новгорода за политическую независимость от Киевского княжества. В XII-веке, когда возросло значение Великого Новгорода как крупного торгово-ремеслянного центра, сильное местное боярство, используя в своих интересах выступления торгово-ремесленного населения, добились сперва права выбора на вече ближайшего помощника князя-посадника из Новгородского боярства(1126-год), а затем, после крупного восстания смердов и низов городского населения против княжеской власти в 1136 году – права выбора князя. После этого князь Всеволод были изгнан из города, а княжеская администрация была заменена выборной. Так Великий Новгород стал феодальной республикой.В.О. Ключевский отмечает несколько противоречий политического быта Новгорода. Первое из них состояло в несогласии политического строя с социальным. Другое заключалось в отношении Новгорода с князьями. Город нуждался в князе для внешней обороны и поддержания внутреннего порядка, иногда готов был силою удержать его у себя, нов то же время относился к нему с крайним недоверием, гнал его от себя, когда был им недоволен. Эти противоречия вызывали необыкновенное движение в политической жизни города. По мере того как политический строй здесь приобретал все более выраженный боярско-олигархический характер, права князя сокращались. Князь не мог творить единолично суд, не мог без контроля посадника раздавать новгородские земли и государственные" грамоты". Запрещалось приобретать земли в республике князю и его вассалам. Законодательная и дипломатическая деятельность не могла проводиться единолично, но князья получали определенную часть финансовых доходов Республики. В новгородском управлении важное значение имел, полагал русский митрополит с собором епископов Киеве, следовательно, под влиянием великого князя. Но со второй половины XII-века новгородцы начали выбирать из местного духовенства и своего владыку, собираясь "всем городом» на вече и посылая избранного в Киев к Митрополиту для рукоположения. Первым таким выборным епископом был игумен одного из местных монастырей Аркадий избранный новгородцами в 1156году. С тех пор за киевским митрополитом осталось лишь право рукополагать присланного из Новгорода кандидата. Политическая история Новгорода в XII-XIII веке отличалась сложным переплетением борьбы за независимость с антифеодальными выступлениями народных масс и борьбы за власть между боярскими группировками (представлявшими боярские роды Торговой и Софийской сторон города, его концов и улиц). Антифеодальные выступления городской бедноты бояре нередко использовали для устранения от власти своих соперников, притупляя антифеодальный характер этих выступлений расправой с отдельными боярами или должностными лицами. Крупнейшим антифеодальным движением было восстание 1207году против посадника Дмитра Мирошкиничаи его родственников обременявших городской люд и крестьян произвольными поборами и ростовщическими кабалами. Восставшие разгромили городские усадьбы, и села Мирошкини, чей изъяли у них долговые кабалы. Бояре, враждебные Мирошкиничам, воспользовались восстанием, чтобы устранить их от власти.Эволюция республиканской государственности сопровождалась угасанием роли городского веча. Одновременно значение городского боярского совета росло. Не раз в истории реальное значение денег и власти над народом уничтожало так называемый демократизм. Республиканская государственность претерпела изменения от относительного демократизма до откровенной олигархической системы правления к XV веку. B XIII веке образовался совет из представителей пяти концов Новгорода из состава, которого выбирались посадники. Этот совет весьма целенаправленно играл интересами народа на вече. В начале XV века решения веча почти целиком подготавливались советом. Новгородское боярство вразрез с интересами горожан препятствовало присоединению к Москве. Но массовые избиения и насилия не помогли. В 1478 году Новгород подчинился Москве.

11. Борьба русского народа с агрессией европейских государств в XIII-XV вв.

Вторая треть XII - нач. XIV вв. характеризуются глубокими потрясениями на большей части территории Руси, вызванными нашествием монгольских кочевых племен.

Монгольская держава, образованная в начале XIII в. в глубинах Центральной Азии, поглотила огромные пространства Китая, среднеазиатских государств, Закавказье, а в конце 30-х годов XIII в. в поисках пастбищ, рабов и добычи приступила к завоеванию Восточной Европы, в первую очередь Руси. Зимой 1237 г. нападению подверглось Рязанское княжество. Несмотря на героизм и мужество защитников Рязани во главе с князем Юрием Ивановичем, Рязань пала. Страна, находившаяся в состоянии раздробленности и княжеских междоусобиц, не смогла объединиться перед лицом врага, и это определило неудачу сопротивления в 1238 г. монголам под руководством хана Батыя. Были завоеваны, разрушены, разграблены Владимир, Суздаль, Переяславль, Тверь, безвестная тогда еще Москва, Торжок. На следующий год та же участь постигла Чернигов, пала и древняя столица Руси - Киев. В 1240-1241 гг. была опустошена Галицко-Волынская Русь, после чего монголы двинулись дальше на запад.

Последствия нашествия были катастрофичны: тысячи погибших воинов, тысячи разоренных жилищ и сел, десятки оставшихся в руинах городов, многие тысячи угнанных в плен мужчин, женщин и детей, резкое сокращение населения страны. После возвращения в 1243 г. из европейского похода монгольского войска, добравшегося до границ Италии, над Русью была установлена система зависимости от огромной монгольской империи. В конце XIII в. это аморфное государство распалось на улусы (уделы) и Русь оказалась под властью одного из них - Золотой Орды. Центр ее находился на Нижней Волге (Сарай).

В отличие от других завоеванных монголами стран с их благоприятными природными условиями для кочевого скотоводства, Русь сохранила свою государственность. Зависимость Руси от Золотой Орды выражалась прежде всего в тяжелой дани (ясак), которой обложили русские земли. Для этого монголы провели перепись населения и установили свою систему управления через баскаков - наместников Золотой Орды в русских княжествах. Отряды во главе с баскаками собирали основную дань и другие многочисленные налоги, угоняли в рабство тех, кто не мог платить. Вся хозяйственная и финансовая жизнь княжеств находилась под их жестким контролем.

Под неусыпным оком монгольских ханов и их наместников находилась внутренняя и внешняя политика русских земель. Сохранив в руках князей власть в их княжествах, ханы потребовали официального признания ими вассальной зависимости от Орды. Получая от хана ярлыки (грамоты) на свои княжения, князья обязывались не только регулярно выплачивать дань, но и участвовать во всех военных предприятиях ханов, не вступать во враждебные Орде союзы с другими государствами и т.д. Функции контроля за действиями князей накладывались на баскаков. По доносам баскаков «провинившихся» в чем-либо князей вызывали в Орду или же посылали на русские земли карательные отряды.

Ханы Золотой Орды всячески способствовали дроблению русских земель и разжиганию усобиц между князьями, стремясь не допустить усиления наиболее опасных для них. Превратив выдачу ярлыков и, в первую очередь, главного из них - «золотого» на великое княжение владимирское в объект соперничества и торга между князьями, в орудие политического давления на них, ханы сталкивали послушных князей с неугодными, вмешивались в княжеские тяжбы, используя их в качестве предлогов для грабительских вторжений на Русь.

Жестокий гнет монгольских ханов вызвал освободительную борьбу русских земель, которую не удавалось подавить окончательно даже самыми опустошительными карательными походами. Широкая волна городских выступлений против монголов, прокатившаяся в конце XIII- начале XIV вв., вынудила ханов установить новую, менее тяжкую форму зависимости русских земель. В начале XIV в. сбор дани был передан русским князьям, а затем из русских городов были отозваны баскаки, что лишило Орду возможности непосредственно регламентировать внутреннюю жизнь русских княжеств.

Вместе с тем, несмотря на отдельные уступки, степень зависимости Руси от золотоордынских ханов оставалось еще очень сильной. Последствия Батыева нашествия и установившегося затем на два столетия монгольского владычества привели к длительному упадку в экономическом, политическим и культурном развитии русских земель, обусловили начало их отставания от западноевропейских стран.

Только к середине XIV в. наступила некоторая стабилизация в русско-ордынских отношениях, что позволило начать нелегкий период восстановления разрушенного хозяйства. Подъем экономики должен был стать важнейшей материальной предпосылкой для ликвидации политической раздробленности и объединения русских земель в единое централизованное государство.

Северо-западные районы Руси - Новгород и Псков - меньше других пострадали от монгольского нашествия конца 30-х годов XIII в. Однако глубокий кризис, охвативший большую часть русских земель, вызвал значительное замедление развития даже в этом регионе, не знавшем ужасов Батыева погрома.

Слабостью Руси воспользовались Швеция и немецкие духовно-рыцарские ордена, договорившиеся с благословения римского папы и при содействии германского императора об организации крестового похода против Северо-Западной Руси.

Первыми выступили шведы, поддержанные датскими и норвежскими рыцарями. В 1240 г. новгородский и владимирский князь Александр Ярославич (1252 - 1263), в спешном порядке прибывший из Новгорода со своей небольшой дружиной, полностью разгромил шведский лагерь. В бою Александр нанес тяжелое ранение предводителю вражеского войска Биргеру, который с жалкими остатками рыцарей бесславно отплыл в Швецию. За эту блистательную победу князь получил свое прозвище - Невский.

Новгородской и Псковской землям пришлось отражать и агрессию немецких духовно-рыцарских орденов, утвердившихся ранее на землях Прибалтики. Тевтонский и Ливонский ордена поделили ее территорию вопреки ожесточенному сопротивлению местного населения - ливов, земгалов, эстов. Не удовлетворившись эксплуатацией прибалтийского населения (с которого завоеватели получали оброк и десятину в пользу католической церкви), немецкие рыцари попытались захватить и соседние русские земли. Летом 1240 г. ливонские рыцари, поддержанные крестоносцами-авантюристами из северонемецких городов и земель, вторглись в русские пределы и захватили города Изборск, Копорье, Псков.

Александр Невский вновь мобильно собрал владимирские полки и новгородское ополчение и двинулся навстречу Ордену. В течение 1241-1242 г. он очистил от агрессоров захваченные ими земли и города. В решительном сражении на льду Чудского озера русские войска под предводительством Александра 5 апреля 1242 г. нанесли сокрушительное поражение тяжеловооруженным орденским рыцарям. Было убито 400 рыцарей и 50 взято в плен.

Победы русских войск под началом Александра Невского имели огромное значение. Хотя и позднее, в XIV - XV вв., делались новые попытки вторжения на русскую землю с Запада, угроза ее завоевания и порабощения с этой стороны была снята.

Особенного внимания заслуживает выдающаяся личность Александра Невского. Его блестящий полководческий дар был подкреплен незаурядными способностями государственного и политического деятеля. Став в 1252 г. великим князем владимирским, Александр довольно успешно боролся с удельной децентрализацией. Авторитет великокняжеской власти при Александре Невском распространился на многие города Смоленской, Черниговской и Новгород-Псковской земель. Считая основной задачей Руси борьбу против агрессии крестоносцев с запада, Александр в отношениях с монгольскими ханами стремился исходить из реального соотношения сил Руси и Орды в тот период. Он поддерживал с ханами мирные отношения, не давая им повода для новых вторжений и набегов. Это позволяло восстановить подорванные производительные силы и хозяйство страны, исподволь копить силы для будущей освободительной борьбы. Этот курс Невского в отношениях с Ордой надолго стал определяющим для владимирских, а затем и московских князей.

12. Монгольское нашествие, сущность монгольского ига, борьба русского народа за его свержение.

Тяжким итогом монгольского завоевания для Руси стала выплата дани Орде. Дань ("выход") начала взиматься еще в 40-е годы XIII в., а в 1257 г. по приказу хана Берке монголы произвели на Северо-Восточной Руси перепись населения ("число"), установив фиксированные размеры взимании. От уплаты выхода было освобождено только духовенство (до принятия в Орде ислама в начале XIV в. монголы отличались веротерпимостью). Для контроля за сбором дани на Русь направлялись представители хана - баскаки.

Ордынское иго надолго затормозило экономическое развитие Руси,
разрушило ее сельское хозяйство,
подорвало русскую культуру.
Татаро-монгольское нашествие привело к падению роли городов в политической и экономической жизни Руси.

Вследствие разрушения городов, гибели их в огне пожаров и увода в плен квалифицированных ремесленников надолго исчезли сложные виды ремесла,
приостановилось городское строительство,
пришло в упадок изобразительное и прикладное искусство.

Тяжелым последствием ига было углубление разобщения Руси и обособления отдельных ее частей.
Ос-лабленная страна не смогла отстоять ряд западных и южных районов, захваченных позже литовскими и польскими феодалами.

Нанесен был удар торговым связям Руси с Западом: торговые связи с зарубежными странами сохранились лишь у Новгорода, Пскова, Полоцка, Витебска и Смоленска.

Татаро-монгольское нашествие привело к резкому со-кращению населения страны, особенно городского. Множество людей было убито, не меньше уведено в рабство.
В некоторых разрушенных городах и селах жизнь так и не возродилась.

Гибель многих князей и дружинников, про-фессиональных воинов и феодалов приостановила развитие феодального земледелия.

Восстановление разрушенных городов и деревень в значительной степени затруднялось двумя долго действующими факторами.
Во-первых, существенная часть национального дохода страны уходила в Орду в виде дани.
Во-вторых, по свидетельству крупного историка-исследователя, специалиста по истории Золотой Орды В.Л. Егорова, до середины XIV в. на земли северо-восточной и юго-западной Руси было совершено более 20 военных нападений различных по численности золотоордынских отрядов, и крайне ослабленная после разгрома Русь длительное время фактически в одиночку сдерживала постоянный натиск монголов и даже в значительной мере сковывала их дальнейшую экспансию, неся при этом немалые потери (Егоров В.Л. Золотая Орда: Мифы и реальность. М., 1990).

Однако при всех тяжелых для Руси последствиях золотоордынское нашествие на Руси имело и некоторые осо-бенности, способствовавшие тому, что русский народ в условиях ига не только сохранил свою национальную самостоятельность, но и нашел в себе силы навсегда изгнать завоевателей из родных мест.

13. Предпосылки и основные периоды образования Московского государства.

Москва занимала географически выгодное центральное положение среди русских земель. Москва являлась центром развитого ремесла, сельскохозяйственного производства и торговли. Она оказалась важным узлом сухопутных и водных путей, служивших как для торговли, так и для военных действий. Возвышение Москвы объясняется также целенаправленной, гибкой политикой московских князей, сумевших привлечь на свою сторону не только Другие русские княжества, но и церковь. Быстро росла территория Московского княжества. В 1301 г. в его состав вошла отвоеванная у рязанского князя Коломна. В 1302 г. по завещанию бездетного переяславльского князя его владения перешли к Москве. В 1303 г. из состава Смоленского княжества к Москве был присоединен Можайск. Таким образом, территория Московского княжества за три года увеличилась вдвое и стала одной из крупнейших в Северо-Восточной Руси. Московский князь впервые в 1319 г. получил ярлык на великое княжение. Иван Данилович (1325?1340), разгромив восстание в Твери, получил ярлык на великое княжение, который с этого времени почти постоянно оставался в руках московских князей. Великий князь сумел добиться тесного союза между великокняжеской властью Москвы и церковью. Москва стала религиозным и идеологическим центром Руси. Иван Данилович был умным, последовательным, хотя и жестоким в достижении своих целей политиком. При нем Москва стала самым богатым княжеством Pycи. При Иване Калите усилилась роль Москвы как центра объединения всех русских земель. Он добился необходимой передышки от ордынских вторжений, давшей возможность поднять экономику и накопить силы для борьбы с монголо-татарами. Иван Калита получил право сбора дани с русских княжеств и доставки ее в Орду. Не прибегая к оружию, он значительно расширил свои владения. При нем подчинились Московскому княжеству Галичское (район Костромы), Угличское, Белозерское (район Вологды) княжества. Своеобразным символом успехов и силы Московского княжества была постройка всего за два года неприступного белокаменного Кремля Москвы (1367)? единственной каменной крепости на территории северо-восточной Руси. Соотношение сил на Руси изменилось в пользу Москвы. В 1378 г. войско мурзы Бегича было разбито Дмитрием на реке Вожене (Рдзанская земля). Эти сражения были прелюдией к Куликовской битве. Иван III. Он получил престол, когда ему было 22 года. За ним установилась слава расчетливого и удачливого, осторожного и дальновидного политика. В то же время отмечено, что он не раз прибегал к коварству и интригам. Иван III? одна из ключевых фигур нашей истории. Он первым принял титул?Государь всея Руси?. При нем двуглавый орел стал гербом нашего государства, При нем был возведен сохранившийся до наших дней красный кирпичный Московский Кремль. При нем было окончательно свергнуто ненавистное золотоордынское иго. При нем в 1497 г. был создан первый Судебник и ехали формироваться общегосударственные органы управления страной.

14. Характерные черты процесса образования Московского государства.

Объединение земель и образование русского единого государства значительно отличалось от аналогичных процессов, протекающих в странах Западной Европы. Если на Западе в основании объединения лежало развитие товарно-денежных отношений и установление экономических связей между отдельными областями, то в России преобладающее влияние имели социально-политические и духовные факторы. Воздействовали и социально-экономические процессы, но иные, чем в Западной Европе. Среди социально-экономических предпосылок необходимо учитывать и возрождение к концу ХIV в. экономического потенциала русской земли, распространение трехпольной системы земледелия, некоторое оживление ремесла и торговли в восстановленных городах во второй пол. ХV в. Именно "внутренняя колонизация" (т.е. освоение с сер. ХУ в. под пашню лесов Северо-Восточной Руси), заметный демографический подъем в деревнях, развитие в них промыслов становятся скрытым от поверхностного взгляда основанием прогресса страны, предпосылкой ее политической консолидации. Одним из главных социально-экономических факторов объединения явился рост боярского сословия и феодального землевладения в отдельных землях Северо-Восточной Руси. Основным источником распространения боярских вотчин стали княжеские пожалования земли с крестьянами. Но в условиях политической "распыленности" все более ощущался дефицит пахотных земель, что ограничивало развитие боярского сословия, а следовательно, подрывало силы князя, прежде всего военные.

Формирование единой территории Русского государства тесно переплеталось как с концентрацией власти в руках великого князя московского, так и с созданием общерусской системы управления.

Власть великого князя неуклонно крепла, что проявлялось в распространении служебно-подданнических отношений между князем и всеми слоями общества, включая и высшие. В их основе лежали не договорные отношения, характерные для стран Западной Европы и фиксировавшие как обязанности, так и права и даже привилегии тех или иных социальных групп, а жесткое подчинение и покорность воле великого князя. Прекращаются отъезды бояр от князя. Утверждается форма обращения бояр и князей к государю: "Я есмь холоп твой", - немыслимая для отношений между сюзереном и вассалом.

Посол Германской империи Сигизмунд Герберштейн в нач. XVI в. отмечал: "На Руси все они называют себя холопами, т.е. рабами государя... Этот народ находит больше удовольствие в рабстве, чем в свободе". Помимо подданничества авторитет великокняжеской власти укреплялся и благодаря появлению новой государственной символики, имевшей огромное значение для людей средневековья, воспринимающих действительность не рационально, а эмоционально. Так, овдовев, Иван III женился в 1472 г. вторым браком на племяннице последнего императора Византии Софье Палеолог. Сам брак уже таил в себе притязания великого князя на византийское наследство, об этом же свидетельствовало заимствование имперского герба.

15. Экономический и социальный уклад Московского общества в XV-XVI вв.

История Московского государства начинается со второй половины XIII в. В течение XIV—XV вв. оно превращается из небольшого княжества в мощное централизованное государство с сильной монархической властью. К концу XVI в. его. территория расширяется, прирастая Западной Сибирью и Поволжьем. Московское государство все чаще именуется теперь "Россия" или "Великая Россия".

В начале XVII в. происходит крах общественно-политической системы Московского государства, который выливается в так называемую Смуту. "Смутное время" заканчивается в 1613 г. утверждением на русском монархическом престоле новой династии — Романовых. И хотя в письменных памятниках XVII в. русское государство продолжает именоваться Московским государством, многие факты социальной, политической и духовной жизни русского общества данного столетия явно указывают на то, что прежнее Московское государство уступило место новому государственному организму.

Таким образом, говоря о политической и правовой мысли Московского государства, мы имеем в виду эпоху, длившуюся с конца XIII до начала XVII в. Основными событиями этой эпохи, определявшими характер и государственной власти на Руси, и русского политико-правового сознания, были: объединение русских земель вокруг Москвы, Куликовская битва 1380 г., Ферраро-Флорентийс-кий собор 1438—1445 гг., принявший унию византийской православной церкви с римско-католической, окончательное крушение Византийской империи в результате взятия турками-османами Константинополя (Царьграда) в 1453 г., женитьба государя всея Руси Ивана III на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог в 1472 г., окончательное освобождение Руси от татаро-монгольского ига в 1480 г., опричнина Ивана IV.

Социально-экономический и политический строй Московского государства отличался от социально-экономического и политического строя Киевской Руси. Московия значительно дальше продвинулась по пути феодализации. Это было общество другой исторической эпохи — уже вполне зрелое феодальное общество.

Различия в социально-экономической и политической сферах общественной жизни Московского государства и Киевской Руси обусловили в конечном итоге и различия в области политической и правовой мысли.

Политическая и правовая идеология Московского государства в сравнении с идеологией Киевской Руси выглядит более сложной по содержанию, более разнообразной по тематике. В рамках ее существуют идеологические течения, предлагающие прямо противоположные варианты решения одних и тех же проблем. Представители этих течений ведут борьбу между собой, как идеологическую, так и политическую.

Пример Московии показывает, что сильная единоличная государственная власть вполне может сочетаться с политическим разномыслием в обществе, разнообразием политических и правовых концепций, с борьбой различных политических идеалов и мнений. Правда, для этого необходимо, чтобы в обществе были в достаточном числе люди, способные для торжества своих идей идти на великие жертвы.

Нашествие татаро-монголов на русские земли нанесло огромный урон русской культуре. Во время осады городов горели церковные храмы, а с ними и различные произведения искусства, в том числе и книги. Множество литературных сочинений были навсегда утрачены. Специалисты высказывают предположение — то, что дошло до наших дней из литературного наследия Киевской Руси, вряд ли составляет более одного процента от того, что было. Большая часть утрат приходится при этом на эпоху татаро-монгольского владычества на Руси.

Однако даже это великое бедствие не могло сдержать поступательного развития русской культуры. После утверждения своего господства на Руси татаро-монгольские завоеватели не препятствовали строительству здесь новых церквей и монастырей, открытию новых школ, распространению грамотности среди русского населения, созданию новых книг.

Русская политическая и правовая мысль в условиях Московского государства имела значительно более солидный культурный фундамент для своей эволюции, чем тот, на котором она развивалась в Киевской Руси.

В течение XIV—XV вв. впервые переводится на русский язык большое число произведений философской христианской литературы, таких, как творения св. Дионисия Ареопагита, Петра Дамаски-на, поучения св. Ефрема Сирина, Исаака Сирина, Феодора Студита, и многих других.

XIV—XVI вв. — это эпоха расцвета русского летописания. Почти все дошедшие до нас летописи происходят именно из этого времени.

16. Основные характеристики политической и ментальной сферы жизни Московского социума в XV-XVI вв.

????????????

17. Реформы Ивана IV Грозного.

В 1547 г. по достижении 17 лет (совершеннолетия в то время) Иван IV вступил на престол. Особенностью его прихода к власти было то, что впервые в истории Руси великий князь был венчан на царство и получил титул иар я:

- термин "царь" пришел на Русь от монголо-татар;

- до падения ига царем называл себя главный хан Золотой Орды;

- данным титулом золотоордынский царь подчеркивал свою власть над всеми (как над другими ханами, так и над русскими князьями, которые ездили в Орду на поклон к царю);

- впервые приняв титул "царь", Иван Грозный показал свою абсолютную суверенность, независимость от всех других властей;

- также этим шагом Иван Грозный показал, что теперь, после падения Золотой Орды, высшим правителем как на Гуси, так и на всем окружающем восточноевропейском пространстве, таким же, какими 240 лет были ханы, является московский государь и центр власти переместился из Сарай-Бату в Москву;

- в этом шаге была определенная правопреемственность с Византией — монголо-татары заимствовали термин "царь" у византийцев (царь — сокращенный монголами вариант слова "цезарь", а цезарями именовали себя императоры Рима и Византии).

Через 2 года после венчания на царство в 1549 г. Иван Грозный начал реформы, в ходе которых были:

- создана Избранная Рада;

- впервые созван Земский собор;

- принят новый Судебник;

- проведена земская реформа;

- проведена реформа церкви.

Избранная Рада — совещательный орган при царе:

- фактически выполнял роль правительства, "коллективного мозга", помогавшего царю в осуществлении управления страной,

- но не имел официального статуса (подобно правительствам, кабинетам других стран).

В состав Избранной Рады входили ближайшие соратники царя, среди которых:

- Алексей Адашев — талантливый государственный деятель, вышедший из незнатного помещичьего рода;

- князь Андрей Курбский — молодой реформатор;

- митрополит Макарий (глава Русской Православной Церкви);

- отец Сильвестр — духовный наставник и воспитатель царя в юности;

- думный дьяк Висковатый.

Избранная Рада повлияла на проведение почти всех реформ раннего Ивана Грозного. Несмотря на то, что она имела неофициальный статус, это был первый опыт функционирования правительства на Руси.

В 1549 г., примерно в одно время с созданием Избранной Рады, впервые в истории Руси был созван Земский собор — сословно-представительный орган.

Земский собор — наряду с новгородским вечем, первый представительный орган на Руси. В отличие от веча, которое пред­ставляло горожан, Земский собор являлся сословно-представительным органом:

- имел общерусский характер;

- представлял различные сословия русской элиты — бояр, дворян, духовенство;

- созывался для решения важнейших вопросов, которые определяли судьбу государства.

Решения Земского собора были окончательными и имели большой авторитет для народа. Так, Земскими соборами были приняты такие исторические документы и решения, как принятие Судебника 1550 г., избрание на царство династии Романовых, решение о воссоединении Украины с Россией. 7. Суть земской реформы, проведенной при Иване Грозном в 1555 — 1556 гг., заключалась в совершенствовании местного самоуправления на Руси:

- был введен институт земских старост (глав сел и небольших городов), которыми избирались представители зажиточных крестьян и горожан;

- городовых, которые назначались царем и руководили крупными городами, финансовыми и административными делами;

- губных старост (глав губерний), которые назначались царем и осуществляли управленческие, полицейские и судебные функции. При Иване Грозном окончательно сформировалась приказная система:

- управленческие функции отдельными направлениями государственной деятельности на общерусском уровне были закреплены за приказами ("министерствами");

- Посольский приказ ведал иностранными делами;

- Разрядный приказ отвечал за сбор и организацию армии;

- Поместный приказ ведал делами по распределению земли за людьми, находящимися на службе у государства;

- впоследствии были созданы и иные приказы.

Церковная реформа заключалась в том, что были унифицированы ранее свободно трактуемые нормы церковной жизни. Новый единый для всех порядок был закреплен в решении Стоглавого собора 1551 г. — съезда священнослужителей с участием боярства и царя, который оформил новый церковный устав в виде 100 глав.

Военная реформа заключалась в том, что:

- ополчение, которое собиралось на время войны, было заменено постоянной армией;

- главным принципом организации армии стала постоянная военная служба, которая вознаграждалась земельными угодьями;

- ядро новой армии составляли "избранная тысяча" (1070 отбор­ных дворян, которые получили обширные земельные участки

под Москвой) и стрелецкое войско (стрельцы), состоящее из 3 тыс. человек, обученных обращению с огнестрельным оружием;

- часть войска (в основном обознотыловая служба) набиралась из крестьян.

Новый Судебник, принятый Земским собором в 1550 г.:

- провозгласил закон единственным источником права на Руси;

- ликвидировал право удельных князей осуществлять судебные функции;

- закрепил функцию суда исключительно за государством;

- упорядочил налоги;

- подтвердил право крестьян на "Юрьев день" (право уйти к другому помещику с выплатой предыдущему "пожилого").

Главное значение реформ Ивана Грозного 50 — 60-х гг. XVI в. состояло в том, что, благодаря им:

- усовершенствовалась система управления государством;

- на Руси сложилась сословно-представительная монархия (монархия, опирающаяся на сословия (важнейшие: боярство, дворянство, духовенство), которые допущены к управлению государством и представлены в различных государственных органах.

18. Социально-экономический и политический кризис Московского социума во второй половине XVI в. (Опричнина и её последствия).

В 1560 г. произошел разрыв между Иваном IV и деятелями Избранной рады. Иван обвинил Адашева и Сильвестра в стремлении сосредоточить в своих руках всю реальную власть, оттеснив царя. Это обострило отношения царя с боярством, на сторону которого стал и глава Русской церкви.

В январе 1565 г. царь вводит новый порядок управления государством, получивший название опричнины. Страна была разделена на две части: личный удел царя именовался опричниной. Остальная часть государства стала именоваться земщиной. Ею управляла Боярская дума.

Политическим и административным центром опричнины стал "особый двор" со своей Боярской думой и приказами. В опричнине была особая казна и особое опричное войско: первоначально одна тысяча, к концу опричнины - шесть тысяч. В основном - незнатные люди, но были и представители старых родов. Территория опричнины постоянно увеличивалась и захватила большую часть государства. Опричная часть выделялась и в Москве. Из крупных городов за земщиной остались Тверь, Владимир и Калуга.

При введении опричнины царь добился согласия боярства на право казнить и подвергать опале всех, кого он сочтет изменниками. Сразу же с территории опричнины были выселены сотни боярских семей, их земли отошли опричникам. Конфискации подвергались и земли служилых людей, не доказавших своей абсолютной преданности царю.

Опричный террор достиг апогея в 1569 - 1570 гг. Были убиты митрополит Филипп и последний удельный князь Владимир Старицкаий. Совершен карательный поход на Новгород, в ходе которого разгрому подверглись также Тверь, Клин, Торжок, сотни сел. Совершены массовые казни в Москве. В 1572 г. опричнина была отменена.

Результатом опричнины были:

1/ ослабление боярско-княжеского землевладения и подрыв политической роли боярства;

2/ запустошение многих районов страны, бегство их населения на окраины;

3/ установление деспотического режима личной власти царя.

Большинство историков считают, что опричнина была хорошо продуманным политическим шагом Ивана Грозного и была направлена против тех сил, которые противостояли его самовластью, т.е. прежде всего против боярско-княжеской оппозиции. В опричнине отразились и личные качества Ивана IV - человека государственного ума, но с гипертрофированно развитым властолюбием.

19. Основные направления внешней политики России во второй половине XVI в.

Основные задачи. Внешняя политика России второй половины ХVI в. определялась стремлением расширить свои территориальные владения, обезопасить внешние рубежи от постоянных набегов "наследников" Золотой орды - Казанского и Крымского ханств, обеспечить условия для развития внешней торговли, что было немыслимо без выхода к незамерзающим морям, а также защитить православную веру, "гонимую" в других землях.

Восточное направление. В 1552 г. после длительной борьбы была взята Казань и присоединено Казанское ханство, а в 1556 г. - Астраханское. Так весь волжский торговый путь оказался под контролем Москвы, а кроме того в состав Русского государства вошли земли Поволжья, открылась дорога для дальнейшего продвижения на восток, были развязаны руки для активизации действий на западе. Укрепились международные позиции России, а также авторитет Ивана IV. Победа над исламским царством в годы неоспоримого могущества Османской империи расценивалась как символ особого благословения Бога, как знак избранности православного царя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: