(Тне icc моdel соммеrс1al аgenсy соnтrаст)
Идея типового коммерческого контракта (далее — «проформа МТП») состоит в том, чтобы помочь агенту и принципалу урегулировать свои отношения таким образом, чтобы избежать возможного противоречия с нормами применимого материального права. Разработчики проформы МТП на основании анализа материально-правовых норм различных государств, регулирующих агентские отношения, попытались вывести наиболее общие правила, находящие применение в международной торговле.
Таким образом, стороны, которые заключают коммерческий агентский контракт, при использования типовой проформы МТП, в значительной степени снижают риск того, что положения заключенного ими контракта будут признаны недействительными в связи с противоречием императивным нормам применимого законодательства.
В связи с тем, что участники внешнеторговой деятельности могут использовать как в целом проформу МТП, так и заимствовать некоторые из ее положений, имеет смысл указать на основные ее положения.
В соответствии с проформой МТП, по общему правилу агент не вправе совершать сделки от имени принципала, он должен лишь способствовать продаже товаров принципала. При этом:
1.
2. агент не вправе заключать контракты от имени принципала или иным образом обязывать принципала перед третьими лицами, если иное специальное не согласовано между агентом и принципалом. Агент должен лишь только собирать заказы у покупателей для принципала, который вправе принять их либо отвергнуть;
3.
4. проводя переговоры с потенциальными покупателями, агент должен действовать в соответствии с условиями договора купли-продажи, которые ему установит принципал;
5.
6. принципал не вправе получать платежи в пользу принципала, если не будет на это уполномочен;
7.
8. агент несет ответственность за действия покупателей, которых он привлек (как агент делькредере), только лишь в случае, если об этом имеется прямое указание в договоре.
Проформа МТП предполагает определение территории, на которой должен действовать агент (далее – «территория»). Территория имеет значение, поскольку:
1.
2. принципал не вправе в течение срока действия договора предоставлять любому иному лицу, кроме агента, право продавать товары или представлять товары на территории; вместе с тем, это не означает ограничения права принципала на самостоятельную работу с покупателями на территории;
3.
4. принципал при размещении новых товаров на территории должен обсуждать это с агентом;
5.
6. агент не вправе искать заказы за пределами территории, если иное не будет разрешено принципалом;
7.
8. агент получает комиссионные от всех продаж, которые совершит принципал с покупателями, находящимися на территории;
9.
10. понятие территории используется также при определении и иных обязательств агента (по рекламе, сбору информации, поддержании сервиса и т.д.).
Проформа МТП содержит ряд положений о неконкуренции, в частности:
1.
2. Без предварительного разрешения принципала агент не вправе представлять, производить или распространять любую продукцию, которая конкурирует с продукцией принципала.
3.
4. Агент вправе представлять, производить или распространять продукцию, неконкурентную с продукцией принципала, при условии уведомления принципала об этом. Вместе с тем, агент не вправе представлять или распространять и неконкурентную продукцию, если такая продукция производится компанией, которая является конкурентом принципала, если принципал заявит разумное требование об этом.
Проформа МТП устанавливает достаточно детальные правила выплаты комиссионных, и, в частности:
1.
2. Принципал обязан извещать агента о подлежащих оплате комиссионных за каждый квартал. Комиссионные подлежат выплате не позднее последнего дня месяца, следующего за отчетным кварталом.
3.
4. Агент приобретает право на комиссионные после полной оплаты покупателем счета. В случае частичной оплаты покупателем, агент имеет право на пропорциональный авансовый платеж.
5.
6. Агент имеет право на получение всей необходимой ему информации, в частности, на получение выписок из документов бухгалтерского учета принципала с тем, чтобы проверить причитающуюся ему сумму комиссии. Принципал должен разрешить независимому аудитору, назначенному для этой цели агентом, проверить учетные документы принципала с целью проверки сведений, необходимых для подсчета суммы комиссии.
7.
8. В случае, если для выплаты комиссионного вознаграждения агенту за границу принципалу требуется получение разрешения компетентных властей, то такой платеж производится после получения такого разрешения.
9.
10. Все налоги, которые должны быть уплачены с суммы комиссии на территории, должны уплачиваться агентом.
11.
12. В случае неисполнения контракта, заключенного принципалом на основании заказа, полученного агентом, агент вправе также получить комиссию по данному контракту, за исключением случаев, когда контракт не исполнен по причине, за которую принципал не отвечает.
Вместе с тем, применительно к некоторым положениям коммерческого агентского контракта проформа МТП содержит и ряд альтернатив, поскольку в зависимости от применимого права возможно использование только лишь одного из двух предложенных альтернативных вариантов. Это касается срока контракта и возможности его продления и досрочного расторжения; возмещения убытков в случае расторжения контракта; применимого права.
^ Руководство по составлению коммерческих агентских контрактов (Guide for drawing up соммеrс1al аgenсy соnтrаст)
С целью помочь сторонам в составлении коммерческих агентских контрактов Международная торговая палата опубликовала в 1983 г. «Руководство по составлению коммерческих агентских контрактов» (далее – «Руководство МТП»), которое фактически является новой редакцией предыдущей публикации МТП 1961 г.
Руководство МТП касается отношений между принципалами и коммерческими агентами в строгом смысле этого слова, то есть между принципалами и физическими или юридическими лицами, которые имеют постоянные полномочия на поиск и посещение покупателей с целью проведения переговоров, а при соответствующих обстоятельствах заключения договора продажи от имени и в пользу принципала.
При этом Руководство МТП акцентирует внимание на то, что оно прямо не предназначено для использования в иных случаях, то есть когда в результате действий агента заключаются не договор на продажу товара, а, скажем, договор на оказание услуг.
Руководство МТП, помимо рекомендаций общего характера, которые касаются учета императивных норм применимого права, проверки полномочий лица на совершение сделки и т. п., содержат также и рекомендации специального характера, применимые лишь к агентским отношениям.
Так, в частности, указывается, что в некоторых странах право на осуществление агентских функций предоставлено только лишь лицам, принадлежащим к данному государству, которые, кроме того, должны быть зарегистрированы с этой целью 22.
Руководство МТП обращает внимание на тот факт, что стороны должны достаточно внимательно подойти к вопросу об определении территории, на которой агент будет действовать, учитывая ограничения, имеющиеся в законодательстве ЕС. Несмотря на данные положения в контракте важно определить, будет ли агент являться исключительным агентом, а также в каких случаях принципал будет иметь право самостоятельно проводить переговоры и подписывать контракты с покупателями.
Фактически же Руководство МТП представляет собой комментарий по поводу того, каким образом целесообразнее всего использовать нормы проформы МТП, а также каким вопросам следует уделить особое внимание при подписании коммерческого агентского контракта.