Типовой Коммерческий агентский контракт МТП

(Тне icc моdel соммеrс1al аgenсy соnтrаст)

Идея типового коммерческого контракта (далее — «проформа МТП») состоит в том, чтобы помочь аген­ту и принципалу урегулировать свои отношения таким образом, чтобы избежать возможного противоречия с нормами применимого материального права. Разработ­чики проформы МТП на основании анализа материально-правовых норм различных государств, регулирую­щих агентские отношения, попытались вывести наибо­лее общие правила, находящие применение в междуна­родной торговле.

Таким образом, стороны, которые заключают ком­мерческий агентский контракт, при использования ти­повой проформы МТП, в значительной степени снижа­ют риск того, что положения заключенного ими кон­тракта будут признаны недействительными в связи с противоречием императивным нормам применимого за­конодательства.

В связи с тем, что участники внешнеторговой дея­тельности могут использовать как в целом проформу МТП, так и заимствовать некоторые из ее положений, имеет смысл указать на основные ее положения.

В соответствии с проформой МТП, по общему пра­вилу агент не вправе совершать сделки от имени прин­ципала, он должен лишь способствовать продаже това­ров принципала. При этом:

1.

2. агент не вправе заключать контракты от имени принципала или иным образом обязывать принципала перед третьими лицами, если иное специальное не со­гласовано между агентом и принципалом. Агент дол­жен лишь только собирать заказы у покупателей для принципала, который вправе принять их либо отверг­нуть;

3.

4. проводя переговоры с потенциальными покупате­лями, агент должен действовать в соответствии с усло­виями договора купли-продажи, которые ему установит принципал;

5.

6. принципал не вправе получать платежи в пользу принципала, если не будет на это уполномочен;

7.

8. агент несет ответственность за действия покупателей, которых он привлек (как агент делькредере), только лишь в случае, если об этом имеется прямое указание в договоре.

Проформа МТП предполагает определение террито­рии, на которой должен действовать агент (далее «территория»). Территория имеет значение, поскольку:

1.

2. принципал не вправе в течение срока действия договора предоставлять любому иному лицу, кроме агента, право продавать товары или представлять това­ры на территории; вместе с тем, это не означает огра­ничения права принципала на самостоятельную работу с покупателями на территории;

3.

4. принципал при размещении новых товаров на территории должен обсуждать это с агентом;

5.

6. агент не вправе искать заказы за пределами тер­ритории, если иное не будет разрешено принципалом;

7.

8. агент получает комиссионные от всех продаж, которые совершит принципал с покупателями, находя­щимися на территории;

9.

10. понятие территории используется также при оп­ределении и иных обязательств агента (по рекламе, сбору информации, поддержании сервиса и т.д.).

Проформа МТП содержит ряд положений о неконкуренции, в частности:

1.

2. Без предварительного разрешения принципала агент не вправе представлять, производить или распро­странять любую продукцию, которая конкурирует с продукцией принципала.

3.

4. Агент вправе представлять, производить или рас­пространять продукцию, неконкурентную с продукци­ей принципала, при условии уведомления принципала об этом. Вместе с тем, агент не вправе представлять или распространять и неконкурентную продукцию, ес­ли такая продукция производится компанией, которая является конкурентом принципала, если принципал за­явит разумное требование об этом.

Проформа МТП устанавливает достаточно деталь­ные правила выплаты комиссионных, и, в частности:

1.

2. Принципал обязан извещать агента о подлежа­щих оплате комиссионных за каждый квартал. Комис­сионные подлежат выплате не позднее последнего дня месяца, следующего за отчетным кварталом.

3.

4. Агент приобретает право на комиссионные после полной оплаты покупателем счета. В случае частичной оплаты покупателем, агент имеет право на пропорцио­нальный авансовый платеж.

5.

6. Агент имеет право на получение всей необходи­мой ему информации, в частности, на получение вы­писок из документов бухгалтерского учета принципа­ла с тем, чтобы проверить причитающуюся ему сумму комиссии. Принципал должен разрешить независимо­му аудитору, назначенному для этой цели агентом, проверить учетные документы принципала с целью проверки сведений, необходимых для подсчета суммы комиссии.

7.

8. В случае, если для выплаты комиссионного воз­награждения агенту за границу принципалу требуется получение разрешения компетентных властей, то та­кой платеж производится после получения такого раз­решения.

9.

10. Все налоги, которые должны быть уплачены с суммы комиссии на территории, должны уплачиваться агентом.

11.

12. В случае неисполнения контракта, заключенного принципалом на основании заказа, полученного аген­том, агент вправе также получить комиссию по данному контракту, за исключением случаев, когда контракт не исполнен по причине, за которую принципал не отвечает.

Вместе с тем, применительно к некоторым положениям коммерческого агентского контракта проформа МТП содержит и ряд альтернатив, поскольку в зависимости от применимого права возможно использование только лишь одного из двух предложенных альтерна­тивных вариантов. Это касается срока контракта и возможности его продления и досрочного расторжения; возмещения убытков в случае расторжения контракта; применимого права.

^ Руководство по составлению коммерческих агентских контрактов (Guide for drawing up соммеrс1al аgenсy соnтrаст)

С целью помочь сторонам в составлении коммерчес­ких агентских контрактов Международная торговая па­лата опубликовала в 1983 г. «Руководство по состав­лению коммерческих агентских контрактов» (далее «Руководство МТП»), которое фактически является новой редакцией предыдущей публикации МТП 1961 г.

Руководство МТП касается отношений между прин­ципалами и коммерческими агентами в строгом смысле этого слова, то есть между принципалами и физически­ми или юридическими лицами, которые имеют постоянные полномочия на поиск и посещение покупателей с целью проведения переговоров, а при соответствующих обстоятельствах заключения договора продажи от име­ни и в пользу принципала.

При этом Руководство МТП акцентирует внимание на то, что оно прямо не предназначено для использования в иных случаях, то есть когда в результате действий агента заключаются не договор на продажу товара, а, скажем, договор на оказание услуг.

Руководство МТП, помимо рекомендаций общего характера, которые касаются учета императивных норм применимого права, проверки полномочий лица на совершение сделки и т. п., содержат также и реко­мендации специального характера, применимые лишь к агентским отношениям.

Так, в частности, указывается, что в некоторых странах право на осуществление агентских функций предоставлено только лишь лицам, принадлежащим к данному государству, которые, кроме того, должны быть зарегистрированы с этой целью 22.

Руководство МТП обращает внимание на тот факт, что стороны должны достаточно внимательно подойти к вопросу об определении территории, на которой агент будет действовать, учитывая ограничения, имею­щиеся в законодательстве ЕС. Несмотря на данные положения в контракте важно определить, будет ли агент являться исключительным агентом, а так­же в каких случаях принципал будет иметь право само­стоятельно проводить переговоры и подписывать кон­тракты с покупателями.

Фактически же Руководство МТП представляет собой комментарий по поводу того, каким образом целе­сообразнее всего использовать нормы проформы МТП, а также каким вопросам следует уделить особое внима­ние при подписании коммерческого агентского контракта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: