Тв-во М. Горького нач. 21в. р-н «Мать» и зарожд-е соц. реал-ма, «Дело Артамоновых»

Максим Горький (1868-1936) род. в Нижнем Новгороде в семье ремесленника. После смерти отца жил в семье деда по матери в Каширина. Этим годом посвящено «Детство».В 1879 году умерла мать, и дед отправляет его в наемные работники. Об этом он расскажет во 2-й ч. Трилогии «В людях» Казанскому периоду жизни: попытке поступить в Казанский ун-т, увлеченность идеями народничества посвящена 3-я ч. Трилогии «Мои университеты». В Казани Г. сблизился с народом, отправился в народ для пропаганды революц. идей среди крестьянства. Там он приходит к выводу, что крест-во, не тот слой населения, кот. сможет совершить революцию и возвращается в Н. Новгород. Г. пытается понять нар. жизнь => в 1891г. отправился в путешествие по России (по Волге, Баку, Тифлис). В Тифлисе и появляется его 1 р-з, под псевдонимом М.Горький, «Макар Чудра». В нем заявлена горьковская концепция, выше всего ценящей свободу. В 1892г. Г. возвращается в Н. Новгород и начинает зан-тся лит. трудом, выступает с очерками и р-зами в Павлыгинской газете. С 1895г. его печатают столичные журналы, выходит 2-х томное собрание очерков и р-зов. Молодой Г. соединяет в своем тв-ве лучшие традиции романтизма и реализма 19в. Его романтич. герои стремятся к свободе и это определяет все их поступки. В р-зе «Старуха Изергиль» Г. представил два типа свободолюбия. В образе Лары и Данко, кот. ищет свободу для народа. В романтич. произведениях «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике», «Человек». Представлена горьковская концепция Л. как активного участника происходящего. На рубеже веков наступает новый период в творчестве Г.: он обращается к крупным формам. В 1899г. начинает печататься «Фома Гордеев». В р-не прослеживается развитие рус. капитализма и даны основные типы буржуазии. Повесть «Трое» (1900). В ней рассказывается о трех товарищах, кот. ищут свое жизненную дорогу. В начале века Г. обращается к драматургии пишет пьесы «Мещане» (1901), «На дне» (1902). В 1904-1905г. пишет три пьесы об интел-ции. Пьеса «Дачники» посв. идейной расслоенности демократ. интеллигенции, часть кот. мчится к активной борьбе, а другая мечтает о спокойной жизни. Пьеса «Дети солнца» - говорит о творческой интеллигенции, кот. в своих поисках забыла о нуждах народа. «Варвары» посл. технической интеллигенции. В 1906г. Г. пишет пьесу «Враги». В ней показывает, как забастовское движение промтариата под влиянием большевиков поднимается до политической борьбы. В 1906г. Г. уезжает в Америку. Там он начинает р-н «Мать», материал для кот. дали события Сормовской Первомайской демонстрации. Основная тема р-на – рождение нового человека в процессе коллективной освободительной войны. Р-н «Мать» и пьеса «Враги» считаются классическими произведениями соц. реализма. Чертами нового метода стали: 1) политическое тенденциозность; 2) проведение позитивной программы действий; 3) вмешательство в реальные общественно-политич. процессы. Соц. реализм обосновывал воздействие личности на среду. Эта идея стала центральной в эстетике соц. реализма и утвердила в качестве идеала сильную личность способную преобразовать действительность. С осени 1906г. Г. живет на Капри. В этот п-д он пишет пьесу «Последние», в кот. предсказывает обреченность царского режима; пьесу «Васса Железнова», кот. изображает процесс разложения класса буржуазии. В 1901-1911г. – Г. пишет дилогию о мещанстве. Для Г. мещанство не просто сословие, а общ. – политич. сила, пытающаяся, задержать процесс нормального развития классовых противоречий. В «Городке о Курове» Г. показал, как мещанская психология перерастает в политич. реакцию. В пов. «Жизнь Матвея Кожемякина» Г. выявляет соц. пассивность в разных слоях уездного общества. С. 11-13гг. Г. создает три цикла р-зов, между кот. существует несомненная связь. Циклы «По Руси» и «Сказки об Италии» раскрывают черты народной психологии, а сатирический цикл «Русские сказки» изображает эпоху реакции и её деятелей. В к. 13-х. гг. Г. возвращается в Россию.

«Дело Артамоновых» - это соц-историческое произведение о предреволюционной жизни в России. Картины жизни семьи А. даны на фоне истории страны от революции 1861 до Окт. революции. На первом плане история 3-х поколений буржуазной семьи. Главная тема – вырождение буржуазии как класса. Г. даёт этому процессу новое социально – историческое объяснение. Главная идея – внутренний распад буржуазного мира – реализуется в системе характеров. В центре – судьба «дела Артамоновых». Причины крушения в истощении творческой силы буржуазного сословия. Лишь один потомок - внук Илья – порывает со своим сословием и уходит в другое дело.

Илья Артамонов отец трёх сыновей Петра (старший), Никиты (горбатый), Алексея (младший). Ульяна Баймакова после смерти мужа стала жить с Ильёй, а её дочь Наташа вышла замуж за Петра. Алексей женился на Ольгушке Орловой, а Никита ушёл в монастырь. У Петра с Наташей родился сын – Илья, затем Яков и дочери Елена («какая-то чужая барышня») и Таня. У Алексея - сын Мирон. Павел – друг Ильи, которого Пётр из-за ревности к сыну убил в бане. Яков встречается с Полиной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: