Изображение революции и трагедии войны как национальная трагедия в романах М. Шолохова «Тихий Дон», «Поднятая Целина»

В 1940 г. М.Шолохов завершил свой 14-ий (1926-1940) труд над «Тихим Доном», вышла восьмая последняя часть романа.Первоначальный замысел «Тихого Дона» был связан с послереволюционной жизнью казачества. Но, начав свою эпопею с теперешней второй книги, где описывается участие казаков в белогвардейском корниловском движении, Шолохов пришел к мысли о необходимости показать читателю предшествующую историю казачества, уяснить историческую закономерность появления контрреволюционных настроений и противостоящих им революционных сил в среде казачества после Октября. Не мог быть в достаточной степени уяснении сложный путь Григория Мелехова, если бы автор ограничился изображением Мелехова в зрелом возрасте и не обрисовал среду, в которой формировался его характер. Это заставило Шолохова, отложив уже написанные части романа обратиться к более раннему историческому периоду. В окончательной, увидевшей свет редакции хронологические рамки первого тома определяются 1912-1916гг., второго ─ 1916-весной 1918г. В последующих томах действие происходит в 1918- 1922 гг. Таким образом, роман охватывает десятилетие жизни донского казачества (с 1912 по 1922г.), имевшее первостепенное и историческое значение для судеб не только казацкого Дона, но и всей России. Такова внешняя хронология романа.Время действия первого тома: с мая 1912 по ноябрь 1914 г.Реальное время трудно определить, оно подчинено крестьянскому календарю. Затем показано начало мобилизации, объявление Германией войны России, развертывание войск на границе, участие героя в первых боевых действиях.

Принцип двуплановости композиции становится с конца первой книги характерной структурной особенностью романа.

Писатель чередует описание быта народа, его трудности жизни с показом фронтов мировой войны и описанием общественно-политических событий в стране.

Действие второго тома: с октября 1916 до июня 1918г.

Структура второго тома определяется логикой исторических событий: первая мировая война; февральская революция; октябрьская революция; гражданская война на юге России; широкое изображение различных социальных лагерей.

Вторая книга завершается гибелью Подтелкого и Кривошлыкого, Бунчука. Многие герои остались на распутье.

В третьем томе писатель динамично вводит читателя в атмосферу сложнейших противоречий и событий гражданской войны на Дону; а вся 6-я часть третьего тома полностью посвящена верхнедонскому восстанию в 1919г., вызванному перегибами по отношения к казаку-середняку.Эмиссары Деникина объединили повстанческие вспышки в поголовно организованное выступление.

На образ Мелехова в третьей книге ложится основная идейно-композиционная нагрузка. Все события проходят через него ─ призваны выразить не только искания его как личности, а сложные пути множества людей в гражданской войне.

Все события происходят большей частью в Верхнедонских станицах и хуторах, связи с этим образ Тихого Дона приобретает особую нагрузку.

Завершается 6-я ч. Переходом повстанцев к обороне за Доном, а Григорий Мелехов показан командиром повстанческой дивизии под станицей Веминской.

4-й том изображает события с мая 1919 по 1922г.

В этом томе Шолохов показал разгром белого движения на Дону.

Развязка драматических событий надвигается. Казаки не хотят воевать против советской власти. Смерть пришла в семью Мелеховых. Погибла Наталья, утопилась Дарья, умер Пантелей Прокофьевич.

В финале Григорий возвращается в родной хутор с твердым желанием выйти из борьбы, но Кошевой открыто высказывает Григорию свое недоверие, так Григорий оказывается в банде Фомина. Весной 1921 – банда разваливается.В конце Григорий вместе с Аксиньей уходит из хутора, но Аксинья погибает, и Григорий возвращается домой – зимой 1922 г.О своем герое Шолохов писал так: «У Мелехова очень индивидуальная судьба, и в нем я не пытался олицетворять середняцкое казачество. От белых я его оторву, но в большевика превращать не буду. Не большевик он.»

В романе Шолохов создает грандиозную картину борьбы 2-х миров, ломки старых общественных отношений и возникновении новых.Исторический процесс предстает в эпопее в живом движении масс, в накале классовой борьбы.Сюжетными и композиционными узлами произведения являются исторически значительные события.

Массовые сцены, множество второстепенных и эпизодических персонажей, исторические и военно-политические отступления не заслоняют судеб главных действующих лиц – Григория Мелехова, Аксиньи, Натальи, Михаила Кошевого.

Проблематика романа включает вопросы о характере связи Личности с историческими судьбами народа, об исторической необходимости и свободе выбора, об исторических обстоятельствах, определяющих трагический конфликт.

История жизни Г.Мелехова входит составной частью не только в драматическую историю донского казачества; в ней отражены исторические процессы и вскрыта народная душа.Драматическая борьба социальных симпатий и антипатий в душе Григория, его любовь к Аксинье и Наталье открывают нам героя с разных сторон, представляют правдивый образ человека эпохи классовых боев.

Борьба революционного народа становится объективным критерием оценок, которые позволяют отделить исторически оправданные заблуждения Мелехова от его вины.

Григорий живет и действует в мире, социальная структура которого предстает в своей обнаженной враждебности.

На крутых исторических поворотах герой все время оказывается перед необходимостью выбора. Переходы из одного стана в другой, тягостные сомнения в правильности выбранного пути отражают не только судьбу героя, а коренные драматические противоречия времени.

Истоки социальной трагедии в социальной двойственности самого героя. Он выбирает, что важнее: общенародное или свое, казачье.

Политика представителей советской власти на Дону осложнила судьбу Мелехова, всего донского казачества и революция затруднила выбор правильного пути.

Если по ходу сюжета два антипода Григория – Лесницкий и Кошевой – обрели каждый свою истину, то Мелехов отрицает обе истины, пытается быть между ними. Временами в душе Григория вспыхивает иллюзия 3-го пути, несостоятельность которого в годы исторических катаклизмов несомненна.

В финале Шолохов не дает однозначного ответа. Вернувшись домой, Григорий опять окажется перед выбором. Григорий отринул старый мир, но правды новой действительности, утверждавшейся в борьбе, крови и страданиях он не понял и оказался на историческом распутье.

В образе Мелехова Шолохов представил нам народного философа-правдоискателя, для которого неотвратимость революции и неотвратимость выбора позиции должны быть доказаны всем ходом последующей жизни.

В «Тихом Доне» показано не только гибель казачества как сословия, а величайший социальный сдвиг в судьбе народа.

Шолохов прослеживает общенародную судьбу: столкнулись два мира, произошли крутые исторические разломы, отсюда неизбежность трагических событий, а трагическому эпосу соответствует герой, синтезирующий в себе коренные противоречия эпохи, воплотившей общенациональную трагедию.

«Поднятая целина». книга первая-1932г., книга вторая-1960г. Повествует о 1932 годе, о великом переломе в жизни деревни. Сюжетную основу составляют события коллективизации на Дону, и создание колхоза на хуторе «»Гримячий Лог»». Это многогеройный роман. Основные герои и казачья масса действуют в прямой и непосредственной связи. Взаимоотношения главных персонажей Давыдова, Нагульного, Разметного, Островного и Половцева вплетаются в основную линию развития событий. В «»Поднятой целине»» отражены антогонистический конфликт между старым укладом и идеями коллективизации, глубокие противаречия в сознании крестьянского середняка; показана острая классовая борьба на Дону в период коллективизации, а тем более методов и форм проведения коллективизации. «»Поднятая целина»» пронизана раздумьями об истиной человечности, о трудных путях создания нового, об мстинной необходимости.

Для литературы социалистического реализма характерно стремление к изображению действительности во всей конкретной сложности борьбы нового со старым. Эта битва идет на широком фронте жизни в «»Поднятой целине»». Тут и непримиримая борьба между бедняцко-середняцким и кулацко-белогвардейским лагерем, рост социалистического сознания трудовых масс, преодоление мучительной «»жали»» к своему добру в душе Кондрата Майданникова, борьба двух стилей руководства (Давыдов-Нагульнов), бытовые конфликты (Лушка-Нагульнов, Марина-Разметнов и др.).

Социальное нельзя было построить, не повернув на этот путь основную массу крестьянских хозяйств. Этот революционный переворот-скачек из старого качественного состояния общества в новое качественное состояние-был завершен в результате сплошной коллективизации и ликвидации на ее основе кулачества как класса. Центральная тема всего творчества Шолохова-тема освобождения народа в революции. Эта тема в «»П.ц.»» решается на материале социалистического строительства в советской деревне.

Нравственный элемент стал преобладающим во второй книге «»П.ц.»». Различия между первой и второй книгой романа сказались и в содержании и в структуре произведения. Различия в сюжетном-копкозиционном построении, по типу: роман событий (1кн. «»П.ц.»») и роман характеров (2кн. «»П.ц.»»). Первая книга в основном строилась как история «»дела»», история колхоза в Гремячем, как многогеройный роман. Пафос социальных преобразований, пафос движения определял во многом композиционные принципы.

Во второй книге движение как бы замедляется, новые формы социального общежития уже созданы. Художник пристально вглядываясь в людей, находит новые композиционные принцыпы для постижения глубочайших нравственных превращений. Система событий 1кн. романа выявляет содержание времени. В сущности по всей стране с некоторыми видоизменениями события развиваются в той последовательности, в которой они описаны в книге: собрание бедноты и актива, начало раскулачивания, общие собрания, обобществление орудий труда и цягловой силы, борьба с массовым убоем скота, спровоцированного врагами, засыпка семфондов и др.. Шолохов стремится быть предельно достоверным и исторически правдивым. Свое действительное эпическое содержание сюжет обнаруживает в сцене собрания бедноты. В повествование мощно входит народ, масса. Коллективный портрет, диалог выхваченные из группы фигуры (бывший партизан Любишкин, педседатель Менок, Демка Ушаков, защитник кулаков Борщев) создают впечатляющую картину действительных чаяний, надежд и устремлений трудовых людей Гремячего.

Динамика массовых сцен в 1кн. открывает ту «»революцию в умах»», которая происходит во время коллективизации, показывает, в каких муках складывались новые формы коллективного труда, как осущетвлялся величайший переворот в нравственности: в неустанном борении, не без временных поражений и отступлений, новая, коллективистская мораль одолевала собственнические чувства и предрассудки. Масса в романе не безликая, она всегда получает отчетливую социальную и психологическую характеристику.

1кн.-поэзия социальных преобразований, крушение старых форм собственности, трудного становления новых общественных отношений, то в 2-ой кн.-поэзия»»воспитание чувств»» человека, автор открыто входит в жизнь своих героев, как заинтересованный и доброжелательный их друг. 2-ая кн. пронизана напряженными раздумьями писателя об истинной человечности, о гуманизме и исторической необходимости.

Борьба за социализм открывает в любых героях Ш. лучшие свойства и качества: страстную заинтересованность в народном благе, самоотверженность, высокое сознание. Борьба за революционное переустройство общества обнажает в них такую глубину человеческого, которая возвышает и облагораживает их. Гуманистическая страсть «» П.ц.»» и рождается из этого отрицания мира, где правила разнузданная власть собственнических инстинктов, в которой классовый эгоизм иссушает человеческое сердце.

Жизненное поведение Давыдова, Нагульного, Разметного определяется устемленностью в «»родной социализм»», к своему хозяйству, к своей земле.

Книга Ш. обращена не только к современности, своим содержанием, своей мечтой она устремляется и к будущему. Устремленность к прекрастному, к идеалу позволила Ш. «»П.ц.»» с объективностью раскрыть историческую значимость событий коллективизации, гуманистическое содержание исторического процесса.

Семена Давыдова отличала внутренняя целеустремленность и сила. Он уверенно ходит по земле, он сознает себя хозяином новой жизни, строителем и созидателем. Давыдов отдает все свои силы, готов отдать и жизнь ради блага всех трудовых людей. И в этом была и сила его и превосходство над врагами. Ш. показывает и силу и слабость своего героя, все стороны его характера, его качества проходят жестокую проверку в нелегких обстоятельствах «»горько-сладкой»» жизни. Он постоянно сознает всю меру той ответственности, которая возложена на него как на руководителя.

Секретарь гремяченской партячейки Макар Нагульнов всей своей жизнью, с детства выносил великую ненависть к собственности, которая разъединяет людей, превращает их в диких зверей. Макар в молодые годы «»восстал против собственности»», ушел от отца-зажиточного казака-в работники. Страстная ненависть Макара к уходящему миру собственности и собственников носит стихийный, бунтарский характер. Бескорыстная преданность революционному делу, родимой партии, устремленность к будущему, ощущение страданий угнетенного человечества как своих личных. Он готов на любую крайность. Ему не хватало самого главного, того, что красило Давыдова: понимания к каждому человеку, настойчивого стремления познать его, помочь горю и нужде. Были столкновения между Давыдовым и Нагульновым, которые отражали борьбу двух стилей руководства: одного-подлинно ленинского, рассчитанного на терпеливое разъяснение и убеждение, другого-антипартийного, склонного к методам угроз и подавления. Непримиримость соединяется в его характере с безрассудной горячностью, вспыльчивостью, со склонностью к насилию, угрозам, давлению, с фанатичной готовностью на жестокость.

Уже в первой книге «»П.ц.»» была выделена человечность Андрея Разметного как одно из определяющих своиств его характера. Доверие к человеку-в самом душевном складе Разметного. В подвиге вечной любли торжествуещей над смертным тленом, в любви на всю жизнь полнее всего и проявляется истинная сущность характера Андрея.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: