Поэзия А.Ахматовой, Б. Пастернака, А.Твардовского: ее пути и поиски

А.Ахматовой. Поэтический дебют – в 1910г. на собрании поэтов у Иванова. С 1911 начина-ет регулярно печататься. В 1912 1-ый поэтич. сб. «Вечер», в к-ом определились основные черты поэтики. Основная тема сб. –любовь. Героиня примеряет маски разн. состояний: Офелии, Снегурочки, Золушки, Любимой, Брошенной.Подлинная известность пришла к А. с выходом второго сб. стихов «Четки» (1914). В этом сб. конкретные обстоятельства переходят в философские размышления. В стихах этого сборника изображается духовная жизнь совр. общества.ема сб. -любовь. На уровне построения стиха А. реализует поэтику акмеизма, на смену музыкальности приходит говорной стиль.Символы уступают место предельной конкретике. Много места занимает бытовая реальность. Для Ахматовой характерно стремление укрупнить переживания лирической героини. В «Четках» анряду с темой любви заявлена вторая центральная тема- тема творчества.В 3-м сб. стихов А. «Белая стая»происходит расширение тематики, появляются темы, касающиеся нетолько личных переживаний, но и связанные с совр. событиями. В этом сб. происходит изменение поэтической манеры А.: на смену говорной интонации приходит одическая. Тема поэзии становится центральной наровне с темой любви и противопоставляется ей. Итогом пройденного до революции пути стало стихотворение «Мне голос был», в к-ом А. впервые выступает как гражд. поэт яркого патриотического звучания,хотя в нем нет понимания революции и еепринятия. В ст-ии звучит тот голос, та интонация, к-ая решила разделить со страной все,что выпало на ее долю. В начале 20-х гг. А. публикует 3 кн.: «У самого моря», «Подорожник», «Анно Долинег». Ст-ия 2-ой пол. 20-30х гг. заполняет другая интонация, в них звучит мудрость приобретенного опыта.Стих ее делается устойчивее,решительнее. Эти годы ознаменуются для А. поисками цельного и гарм. миросозерцания. Субъективно-трагическому мироощущению дорев. тв-ва противопоставляются прочн. основа чел. бытия. Тема искусства продолжает оставаться ведущей темой. Гл. творческим и гражд. достоянием А. является создание поэмы «Реквием»,посвященной периоду большого террора. «Р» состоит из 10 ст.: прозаического вместо предисловия Посвящения, Вступления и Двухчастного эпилога. В поэме А. смогла поэтически выразить свое понимание и переживание эпохи,передать свое неприятие нового мира. Все в поэме конкретно и вместе с тем предельно обобщено. Героиня – это одновременно и страдающая женщина, жена и мать узников, и поэт,способный передать трагедию народа и страны,ставших заложниками сталинского режима. Кульминацией «Р» является двухчленная миниатюра «Распятье». До 1939 г. А. не печатают. Она вынуждена заниматься переводами. В 1940 сб. «Из 6 книг» подводит итог тв-ва А. Начало войны А. осмыслила широко и верно, она предвидела, что в середину военн. действий будут втянуты многие народы. Военн. стихи А. – это еще один реквием, в к-ом соединились скорбь о погибших и боль за страдания живых. Классикой ст-ий военн. времени являются «Клятва» и «Мужество». С 1943г. А. работает над главным своим произведением «Поэмой без героя». Состоит из 3х неравнозначных и по-разному написанных частей: «Петербургская повесть», «Решка», «Эпилог». Этой поэме А. придавала принципиальное значение. Пр-ие по ее замыслу должно было стать синтезом важных тем и образов всего тв-ва. В поэме она возвращается в 1913г. Ахматова воспринимает ушедшую эпоху как ее свидетель судья. Она не только решается взять на себя грехи и невыполнимые обязательства молодости, но считает себя обязанной платить по счетам от имени тех, с кем когда-то была соединена ее судьба. В 1946г.-новые гонения.Ахматова была исключена из союза писателей. Запрет с ее имени был снят только в 50-х годах. Поздние стихи просветленные и мудрые. Взгляд на мир своеобразен и последователен. Последняя книга «Бег времени» была опубликована в 1965г

Б. Л. Пастернак род в Москве 29(10 февраля).01.1890

Будущий поэт в детстве рисовал, но в 13 лет занялся музыкой. Учился в гимназии, брал уроки музыки у профессоров, ему пророчили судьбу композитора, но после общения со Скрябиным, он оставил мечту избавлялся от нажитых стереотипов, рвался в будущее. Примкнул к футуризму, окончил историко-фил. факультет Московского университета. Пушкин был для него ориентиром в зрелые годы его тв-ва., следовал за символистами, которым было суждено перестроить лирический язык 20-го века. П. был один из первых художником импрессионистов, создатель иллюстраций к «Воскресенью» Л. Толстого. Профессор, академик в училище живописи вояния и зодчества. Работал в семинарах религиозного общества им. Соловьева, философского кружка, душой которого был А. Белый.

Большую часть времени жил в Переделкино, теперь в его доме музей. Во время войны жил то там, то в Москве, куда была эвакуирована его семья, хотел в армию, был на фронте (книга лирики «На ранних поездах). Бытовая, повседневная лексика, разговорный синтаксис, здоровый труд – все это в книге.

Обыкновенно у задворок меня старался перегнать

Почтовый или номер 40

А я шел на шесть дывадцать пять

Это герой стих-ния уезжал из пригорода в Москву, где его ждали дела

П. насыщает свой текст разговорными интонациями, фразеологизмами: задворки, задрав

В годы войны П. мыслит эпосно, задумывает поэму «Зарево», работает над ней.

Черновые рукописи с трудом поддаются расслоению,

«Старый парк», кот. был написан в нач. войны в Переделкине, должен был рассматриваться как одна из вех на пути к «Доктору Живаго», роман остается незавершенный, создает очерки, кот. Родились от впечатлений о фронте, на кот. он побывал.

«Когда разгуляется». Последняя книга стихов Пастернака. Так как руководство издательства боялось заканчивать его сборник религиозными стихами из «Д.Ж.», его пригласили написать несколько новых текстов. В сборнике 44 стихотворение, 1366 стихов, это самая большая книга лирики.,построена на трех принципах, каждый их них не выдержан строго, а представлен на трех тенденциях: ассоциативная, свободная, выдержанная хронология.

Мажорностью и стилем эта книга схожа с «На ранних поездах». Лирика П. отличается интенсивностью очеловечивания природы (сова, дятел, воздух, береза, Венера), такие понятия как будущее, очеловечивается все. Своеобразно христианское мышление, его проявление, находит выражение в эмоциональном фоне умиления.

Книга основана на новом понимании современности. В книге отразилась культурная традиция, она вобрала в себя новые темы, мотивы, образы ранних книг Пастернака: мотив обовления жизни, темы зимы, города. Более половины текстов, 26 из 44 текстов написаны ямбом (691 из 1366) были написаны ямбом. Три тсихотворения 4-хстопным хореем, 5 анапестом, 1 дактилем. Наиболее распространены здесь четырехстрочная рифмовка, строфам присуща замкнутость, преобладание точной рифмы.

Первое знакомство с Александром Трифоновичем Твардовским (1910—1971) происходит, когда читаешь звонкие стихи поэмы «Василий Теркин». Помнится гла­ва «Переправа». Смысл стихотворной строки, прочитан­ной первый раз, ошеломляет. Переправа, переправа!Кому память, кому слава,Берег левый, берег правый, Кому темная вода,Снег шершавый, кромка льда... Ни приметы, ни следа. В поэмах А.Т. Твардовского запечатле­на поступь истории, обрисована эпоха, в которую жил и творил замечательный поэт. Поэма «Василий Теркин» при­несла ему славу и огромную популярность. Много лет Твардовский был редактором луч­шего толстого литературно-художественного журнала «Но­вый мир», боролся с цензурой, чтобы напечатать произве­дения, которые не совпадали с официальной идеологической линией. В его журнале был напечатан рассказ А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», впоследствии запрещенный, как и все творчество писателя, прошедшего сталинский ГУЛАГ. Поэма «Василий Теркин» (1941—1945) изобража­ет подвиг народа на войне. Автор и его герой не любят громких, патетических речей, эффектных поступков и поз. Даже поистине героические дела самому Теркину не кажутся таковыми. Когда он в ледяной воде пере­плывает реку, чтобы передать просьбу своего лейтенан­та «огоньку <...> подбросить», т. е. поддержать огнем переплывший и закрепившийся на вражеском берегу взвод, он не видит в этом ничего особо героического. Поэт самую сцену, когда отогревают Теркина, рисует в шутливом тоне, снимая пафос юмором и бытовыми де­талями. Воюющий за родину народ — вот глав­ный герой поэмы, потому что за Теркиным видятся его товарищи, которые любят его и понимают. Жестокое вре­мя не ожесточило душу бойца. Его душевная широта и щедрость, открытость, склонность к шутке и веселью видны в каждой главе. Характер Тер­кина выглядит простым поверхностному восприятию. Внутренний облик героя от главы к главе усложняется, обретает философскую глубину, особенно в разделе «Смерть и воин». Русский человек на историческом рубеже — таким сегодня видится произведение Твардовского. Поэма «Теркин на том свете» (1954—1963) — са­тирическое произведение, обличающее засилье бюрокра­тии, аппаратных игр. На том свете Теркин сталкивает­ся со многими явлениями, знакомыми ему и читателюпо живой реальной жизни. Сам Твардовский характе­ризовал свою поэму как «суд народа над бюрократией и аппаратчиной». Твардовский был отстранен от руково­дства журналом, а поэма охарактеризована как «паск­виль на советскую действительность». Таким образом, советская действительность не пожелала себя узнать в собственном портрете. Таково было время. А герой по­эмы — Теркин, парень задушевный, честный и про­стой, — узнаваем в своей непосредственной и живой реакции на лишенные здравого смысла и человечности порядки «того света». В поэме «По праву памяти» (1966—1969) в полный голос зазвучала тема, о которой глухо, намеком говори­лось еще в «Стране Муравии», в отдельных стихах. Это произведение насквозь автобиографично, оно звучит как исповедь, собирает в себе трудные, подчас трагические размышления поэта. Автор вспоминает друга юности, репрессированного в 30-е годы, вспоминает ту жестокую пору, когда родство или дружба с арестованным стави­лись в вину. В главе «Сын за отца не отвечает» поэт раскрывает бесчеловечность, аморальность таких уста­новок, даваемых свыше. Таким образом, в поэмах Твардовского оказалась от­раженной в ее основных вехах вся советская история. Поэт дал точный портрет времени, показав человека спо­собным одолеть мертвящий дух нежизненных теорий и планов. Человечное и человеческое одерживает победу над догмой, которая выступает как зло. И чувствуешь, видишь, как горько поэту, что за каж­дый взятый у врага берег-плацдарм приходилось платить дорогой ценой. Незабываемые картины этой пере­правы, кажется, стоят в глазах, а боль в сердце поэта передается тебе..У Твардовского в поэме «Василий Теркин» трагиче­ское и смешное, веселое идут рядом. В той же главе чита­ем, как первый взвод, который добрался все же до правого берега, посылает Теркина на левый за подмогой. Добрав­шись вплавь, еле живой, Теркин «встал, шатаясь тяже­ло». А потом в избушке его растирают спиртом. «Книга про бойца» — это книга о воюющем народе, лучшие черты которого воплотил Василий Теркин. Са­моотверженность, щедрость души, склонность к веселой шутке, сметливость отличают не только героя поэмы, но и других бойцов, поэтому его любят и ценят товарищи. От главы к главе характер героя поэмы усложняется, он глубже чувствует и мыслит. Твардовский говорил, что за кажущейся простотой, заметной в Теркине с первого взгля­да, есть глубина характера, душа чуткая, отзывчивая. За поступками и шутками Василия Теркина в поэме слышен голос автора, который любуется своим героем и часто высказывается вместе с ним. Во вступлении «От автора» поэт говорит, как «на войне, в пыли походной» солдату не прожить без воды, без пищи, но не обойтись и «без прибаутки, / Шутки самой немудрой». А всего иного пуще Правды, прямо в душу бьющей,

Не прожить навернякаДа была б она погуще, Без чего? Без правды сущей, Как бы ни была горька.

Во всем последующем творчестве А. Твардовского отчетливо прослеживается военная тема как тема Па­мяти. К ней поэт возвращался вновь и вновь, отдавая дань памяти павшим и напоминая живым о том, что надо быть достойными ее. Эта мысль в стихах Твардов­ского обретает философскую глубину, оставаясь трепет­ной и волнующей. Таково послевоенное стихотворение Твардовского «Я убит подо Ржевом» (1946). Его по справедливости мож­но охарактеризовать словами С. Маршака: «Это — на­стоящий реквием, простой, величавый и скорбный». Оно написано от лица погибшего солдата, имени которого не сохранила история. Свой голос он как бы передает поэту, через него посылает свой наказ оставшимся в живых. Монолог убитого "солдата производит потря­сающее впечатление. Кажется, что Твардовский услы­шал с того света подлинные голоса, услышал и передал их живым, чтобы они не забывали погибших, были вер­ни их памяти.Поэт хочет сказать, что нас окружают голоса и тени погибших, они растворены во всей природе, в воздухе..В послевоенной поэзии, да и в последующие годы не было создано стихов, равных этим по силе впечатления, по глубине проникновения в сущностные связи эпохи. Это стихотворение поражает своей точной интонацией: это дей­ствительно как бы голос природы, голос земли, голос из-под земли тех, чьи мысли, чьи души по-прежнему привязаны к родной земле и людям. Оно поражает силой духовного про­зрения поэта, которому дано услышать голоса погибших. В этих стихах воплотилась совесть народа, спасшего родину, вечная благодарность живых. И напоминание. Простая лексика, образы народной поэзии, черты сред­нерусского пейзажа в сочетании с исповедальной инто­нацией, задушевной, искренней, производят неизглади­мое впечатление. Они и от читателя требуют эмоцио­нального отклика на поэтические раздумья, сосредото­ченное чувство поэта. В своей заметке «О стихотворении «Я убит подо Рже­вом...» Твардовский писал: «Стихи эти продиктованы мыслью и чувством, которые более всего заполняли душу. Навечное обязательство живых перед павшими за об­щее дело, невозможность забвения, неизбывное ощуще­ние как бы себя в них, а их в себе, — так приблизитель­но можно определить эту мысль и чувство». Мысль о погибших, боль за их непрожитые жизни не отступала в сердце поэта. Истоки этой памяти и боли — в тех впечатлениях, которые поэт вынес из финской войны 1940 года. Они снова зазвучали в душе поэта под воздействием картин разорения и гибели людей в Отечественной войне. Еще в 1943 году написано небольшое стихотворение «Две строчки» (поэт был на войне 1940 года военным кор­респондентом). Тогда пережитое потрясение отразилось в более поздних стихах. ся к теме Памяти. В1948 году написано стихотворение «В тот день, когда окончилась война». Твардовский возвращает своего читателя к той минуте незабываемо­го дня, «особой для наших душ минуте*.Поэт говорит, что долг живых — смотреть на мир их глазами, слышать мир их слухом. В лирике Твардовского большое место занимает тема поэта и поэзии — традиционная для литературы. Его стихи на эту тему звучат как самопроверка и самоотчет, как уроки и заповеди мастера. Это такие стихотворения, как «О сущем», «Вся суть в одном-единственном заве­те».», «Час мой утренний, час контрольный...», «Со­братьям по перу», «Не много надобно труда», «Изве­дав жар такой работы...», «Стой, говорю: всему помеха...», «Слово о словах», «Моим критикам», «К обидам горьким собственной персоны». 'В этих стихах, как и в других, поэт остается близким другом и собеседником читателя. Будучи редактором, руководителем «Нового мира» — лучшего литературного журнала того времени, Твардов­ский, авторитетнейший поэт, имел право говорить с со­братьями по перу прямо и открыто..

Поэт понимает творчество как открытие, и рядом с такой оценкой суета, забота об успехе выглядят жалки­ми и мелочными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: