С.Есение и В. Маяковский: эволюуия творчества. «Анна Снегина»

Родился в крестьянской семье в 1895 году в селе Константиново Рязанской губернии. С 1904 года учится в земском училище. За время учебы им было написано более 130 стихотворений и составлен рукописный сборник «Больные думы», который он пытался опубликовать в Рязани. В 1912 году едет в Москву, работает в книгоиздательстве. В стихотворениях этого периода выражена любовь ко всему живому, жизни, Родине. С января 1914 появляются в печати его стихи. Поэтический мир становиться более сложным, значительное место начинают занимать в нем библейские образы и христианские мотивы. В 1915 году вошел в группу крестьянских поэтов «Краса», в кот. состояли С.Городецкий, Н.Клюев и др. В 1916 году вышел из печати 1-ый сборник стихотворений «Радуница».Творчество 14-17 гг. представляется сложным и противоречивым. В ряде произведений дана его концепция мира и человека. В основе его мировоззрения – концетрическое понимание времени и прир. Вселенной и соотнесение ее с жизнью человека. В сборниках 18 гг. «Голубень», «Преображение», «Ипония», «Сельский часослов» - основная тема – деревня и революция. Он полагал, что революция призвана создать утопический патриархальный мужицкий рай. Противоречивое развитие цивилизации отображено в поэме «Сорокуст» 1920. в 21-24 гг. цикл «Москва кабацкая». В центре стихов – метущаяся фигура поэта, находится в глубоком разладе с окружающей действительностью и сознательно подчеркивается его разлад. В 22 – 23 гг. – предпринял длительное заграничное путешествие. За границей были созданы поэмы «Черный человек», «Пугачев», и «Страна негодяев». 24-25гг. –новый подъем тв-ва, возврат классической ясности стиха. В этот период созданы поэмы «Анна Снегина», «Песнь о великом походе», «Баллада о 26-и», цикл стихотворений «Персидские мотивы» и стихотворения, составившие сборники «Русь советская» и «Страна советская». В 25-г. лирические произведения поэта приобретают иную тональность. Часто мотив прощания сливается с грустью о напрасно растраченной юности. Наиболее сильно эти мотивы – в поэме «Цветы», «До свидания, друг мой, до свидания». В декабре 25г. Есенин покончил с собой.

В. Маяковский. Началом св. лит. работы М. считал 1909 г. (11 месяцев в Бутырской тюрьме за участие в подпольном большевистском движ.). Выход М. из тюрьмы был в полном смысле выходом в искусство. Осн. тон ранних выступлений поэта – критическая направленность против прошлого и современного, прежде всего символистского иск-ва. Решающее значение для формирования лит. пристрастий М. имело его знакомство с тв-вом классиков мировой к-ры – Ницше, Бодлера, Рембо, а также с соврем. рус. лит-рой. Внутренне противоречивые перв. стих-я М. 1912 – 1913 г.г., напечат. в альманахах футуристов «Пощёчина общественному вкусу», «Садок судей», «Дохлая луна» и никак не соответствующие «сильному», весёлому иск-ву, подчёркнуто оптимистично декларируемому в манифестах футуристов и самим М. Стих-я эти – «Ночь», «Утро», «Уличное», «Адище города» и др. – вводят в поэтич. мир, лишённый привычных связей и очертаний. Ключом к его пониманию явл-ся ощущение боли, бессмысленности чел. существования. Нарушение нормальных связей чел. и мира порождает состояние душ. смуты, тревоги, абсурдности бытия; действительность утрачивает реальн. облик, становясь мотивировкой всеобщего отчуждения. Начиная с цикла «Я», в поэзии М. прорисовываются контуры лирич. героя, мучительно и напряжённо стремящегося осознать себя. Этот цикл и примыкающее к нему стих-е «От усталости» образуют своеобразную космогонию, всеобщую страдательную связь всего сущего. Её осн. действующие лица- Человек, Луна, Солнце, Земля, Время, Бог. В сознании поэта утверждается интуиция человека и мироздания как двух единоприродных существ, разделяющих бытие и состояние друг друга. В лирике М. 1913- 1914г.г. проступают и др. типы лирического героя. Так стих-е «Кофта фата» связано с присущими модернизму анархически-бунтарскими нестроениями. Лирический герой наслаждается ролью свободного художника на «Парнасе мира». Лирический герой М. обострённо резко отстаивает св. право быть «чужим» в ненавистном ему буржуазном общ-ве. В стих-ях «Нате!», «Вам», «Чудовещные похороны» и др. потребность личности во внутренней независимости от среды связана с приёмами худ. «освобождения от роли» в чуждом ей социуме. При этом поэт широко исп-ет хар-ное качество гротеска – сочетание правдоподобия и фантастики, обножающее истинную суть, подлинное, трагическое содержание привычных ситуаций. Летом 1913 г. М. работает над первым крупным произведением – трагедией, своеобразным драматургическим вариантом св. ранней лирики. Обращение поэта к драматургич. роду было закономерным, энергия драм. действия накапливалась уже в его ранних стихотворениях, являющихся по сути «маленькими трагедиями». Трагедия «Владимир Маяковский» должна была разрешить насущные противоречия раннего тв-ва поэта и его жизни: отрицание капитализма и утверждение «красоты» его индустриальной мощи, презрение к «стоглавой вши» толпы и тоску по человеку, стремление к любви и переживание её трагизма. В трагедии «В.М.» впервые прозвучал мотив разочарования в любви, неприкаянности, одиночества, безумия любящего человека, близкого в св. отчаянии к самоубийству. Трагедия, однако, не содержит традиционной катастрофической развязки, драматизм финала определяет не гибель главного героя, а невозможность действовать; трагическое предстаёт как нравственная вина худ-ника перед городом и миром. Мотив нравственной вины лирического героя и его искупительной жертвы получит св. дальнейш. разв-е в поэмах «Облако в штанах», «Война и мир»(ВМ), «Человек», а в послеокт. тв-ве М. трансформируется в тему долга, ответственности художника перед духовным и природным содержанием в целом. В течение осени – зимы 1915 г. М. работал над новой поэмой «Флейта-позвоночник», продолжавшей вслед за «Облаком» трактовку любви к знамени и знамении нового мира и нового чел. В этой поэме впервые с предельной лирич. и биограф. обнажённостью прозвучал мотив ревности, обусловленный мучительным характером отношений с Л.Брик. В 1916 г. издательство «Парус», руков. Горьким, идало первый сборник стихов М «Простое как мычание», а в 1917- поэму «Война и мир». События первой империал. войны, невиданный, поистине мировой масштаб всеобщ. страдания сделали для М проблему «войны и мира» частью проблемы «чел.и вселенная». Уже в первых стихах М о войне устан. характ. для всего его последующего творч. ракурс планеты-организма. В поэме ВМ всё сущее-живые соучастники «кровавых игр», где госуд-ва-гладиаторы, земля-арена, вселенная-зритель. Оптимест-я тональность ВМ определяет ощущение исконно братского состояния мира, обед-го чел-во для больших и гуманных целей. Характер творч.М после Октябр. революции определяют его слова: «Моя революция. Пошёл в Смольный. Работал. Всё, что приходилось». В эти годы М стремился дать «героич., эпическое и сатирическое изображение нашей эпохи». Работа М на револ., «деланье жизни» были конкретными. В 1918-1922 г. он как поэт и художник защищает молодую республику, пропагандирует построение нового госуд. в «Окнах РОСТА». Жизнь и творчево М этого периода пронизаны оптимизмом, утопическими идеями социал-нравственного переустройства не только совет. России, но всего мира, исполнены счастливым предвкушением «всеобщего брадства», к которому ведёт чел-во коммун. партия. Таковы написаны в эти годы «Мистерия-буфф»(1918), поэма «150 000 000» (1921), «IV Интернационал» и «Пятый Интернационал» (1922-1924). Тема «сов. мещанства», явленная М в стихотворном фельетоне «О дряни», обозн. одну из главных проблем не только последующего творчества, но и жизни поэта-проблему имитации, подмену сути видимостью. Вещь заменяет смысл, эмблема-идею. Стих. «Прозаседавшиеся» написано М вскоре за фельетоном «О дряни» и внутр. связано с ним, но в новом произв. сатирически обобщается явление ещё более крупного плана-имитация деят. госуд-ым аппаратом, госчиновниками. Особое место в творч. М начала 20-х годов занимает поэма «Люблю», являющаяся своеобр. камертоном любовной тематики в его произв. «Люблю» рисует любовь как всеобъемлющее, светлое, ничем не омрачённое чувство, точнее-мироощущ. поэта, откровенное и радосное признание в любви не только женщине, но мирозданию в целом. Следующая поэма М «Про это»-про любовь-писалась после тяжелейшей для поэта размолвки с Л.Брик в 1922 г. Соответственно поэма преломила всю катастрафич. мироощущ. поэта, потрясённго трагической невозм. любви, отсутствием подлинной любви, её имитацией «землёй обезлюблюбленной». Поэма «Про это» была напечатана в первом номере журнала «Леф», вышедшем в марте 1923 г. Инициатором издания журнала и его редактором был М, стремившийся создать коллектив единомышленников, объединённых основной целью-«способствовать нахождению коммун. пути для всех родов искусства». Последние (1928-1929)г. жизни и творч. М отмечены всё нарастающим драм. конфликтом идеалов и действительности, максим-го подхода поэта к совет. образу жизни и её реальной, всё более очевидной порочности. В эти годы он создаёт комедии «Клоп», «Баня»-своеобразные антиутопии, пронизанные сатирическим, доходящим до сарказма изображ. «хомо советикуса» в его различных разновидностях и проявлениях. Последние, неоконченные стихи М, как и вступление к поэме «Во весь голос», исполнены некой торжественной созерцательности чел., связь которого с миром, эпохой, возлюбленной обрела, наконец, мужественную, мудрую простоту и ярость.

27. «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Котлован» А. Платонова, «Мы» Е. Замятина.

Роман «Мастер и Маргарита» над которым Булгаков начал работать в 1928, а в 1939-1940 полуслепой диктовал последние страницы, был книгой его жизни. Сюжет романа фантастичен. В советскую, насквозь атеистическую Москву, вдруг является сам дьявол со своей свитой и учиняет здесь невиданный разгром и неразбериху. С кажущимся всемогуществом вершит дьявол в советской Москве свой суд и расправу. Совсем в ином ключе построен роман в романе, который живёт одновременно в воображении Воланда-дьявола и затравленного критиками писателя-мастера. Это роман о Понтии Пилате и о том, кого не смеет ослушаться и сам дьявол, - об Иешуа. У Булгакова далёкая библейская Иудея стала как бы реальностью, в то время как всё происходящее вокруг Мастера (за исключением его любви к Маргарите) видится сплошным нелепым сном. Никто в романе не смог удержаться на той духовной высоте, какой достигает у Б. Иешуа. Это персонаж в романе подчёркнуто реален. Реальность эта особая, ограниченная определёнными рамками, нам не дано присутствовать в его мыслях, не возможно попасть и в его внутренний мир. Обречённый несправедливым судом Пилата на мучительную смерть, Иешуа Христос подает великий пример всем людям. В том числе и самому автору романа.

В Мастере немало от самого Булгакова – начиная от возраста, некоторых деталей творческой биографии и кончая творческой историей «заветного» романа о Понтии Пилате. Но между писателем и его героем и очень существенные различия. Булгаков не был таким замкнутым человеком, каким выведен мастер в романе, не был полностью подавлен жизненными невзгодами и проблемами. Роман «Мастер и Маргарита» можно считать итоговым в тв-ве Булгакова. Он содержит много смысловых пластов и открывается нам на различных уровнях понимания. Главное, что заставляет размышлять, будить мысль читателя – это противостояние свободы и несвободы, которой лейтмотивом пронизывает всё произведение.

«Котлован» В 1930г.О строит-ве общепролет.дома вместо старого города.Гл. герой Вощев в день 30-летия уволен из-за задумч-ти среди общего темпа труда.Чел-к в законе уверен,что счастье будет от материализма.В. попадает на строит-во котлована.Рабочие делают для будущего,для детства.С появ-м Насти рытьё котл-на прибретает смысл.Она будет первым жителем нового дома.Два из ста найден. Гробов отдали Насте-пусть у неё будет красный уголок.Нач.коллект-я,Чиклин в деревне ликвидир.кулаков.Весной бутовые работы на котловане.Настя умирает.Вощев теряет жел-е искать смысл жизни.Вопросы воскрешения.Сумеет ли наука воскресить людей?Жачев: «марксизм всё сумеет»Платонов пишет: «автор мог ошиб-ся,изобразив в смерти девочки гибель социал.покол-я.Это из-за тревоги за любимое»Не все строят пролет. дом,рядом старый город.Новые рабочие идут с выгодой,зараб-ть стаж,войти в партию.Безграм. людям сложны идеи социал-ма.Плат. критиковал формы и методы:тов.Пашкин хорошо живёт.В 1921г. 90% безгамотны,а в 1941г. уже высокоиндустр.страна.Мотив «мы не доживём».Три гл.проблемы:индустр-я,коллект-я,воспит-е нового ч-ка.Коллект. мораль:жить для коллектива-жить для будущего.Жить для победы,законч. смертью.Идеи коллект-ма победили индивид.сущность.Котлован роется,чем глубже,шире котл-н-тем здание прочнее.Заклад-ся основы социализма.Показ. жадность частнособствен.интересов.Котл-н строят объедин. мыслью люди.показана эпоха,волнующие проблемы.проблема долга,ответствености

«Мы» Позиция З. 20-х г. отчетливо отразилась в р-не "Мы", написанном в жанре антиутопии. Р-н не был опубликован. Был воспринят как пародия на коммунистическое общество. В р-не содержится утрированные обобщения идеологов левой пролетарской культуры. Р-н направлен против опасности, кот. подстерегается общество, в кот. произошло смещение жизненных ценностей. З. - родоначальник жанра антиутопии в сов. и заруб. л-ре. В р-не рис. земля 26 века, когда на ней воцарилось математич. безошибочное счастье в единых для всех формулах. Человек должен отказаться от личных чувств и получить название-номер. Жители будущего живут по законам "часовой скрижали", в состоянии идеальной несвободы. Герой-пов-ль - Д-503 - математик на гос. службе, преклоняется пред интегралом, влюбляется и в нем просыпается личное сознание. Он примыкает к заговору против единого государства. Его возглавляет женщина, кот. он полюбил, - И-339. Финал мрачен: гос-во наказывает восставших, удаляя у них все человеческое и индивид.-личное. З., доводя идеалы, порожден. социалист. доктриной, до логич. конца, обнаруживает вместо гуман. и счастл. об-ва казарменный бездушный социализм, в кот. безличные номера сост. пассивное "мы". Математич. организация чел-ва перенос-ся внутрь чел. сознания. Символ. название р-на: эпоха, парод. антиутопия, - время безыменности и массовости. Одна из главных мыслей - отрицание идеалов, призыв к отказу всего личного. Р-н появл-ся за рубежом без разрешения авт. переводов р-на (1-ый вышел на англ. яз. в 24 г.), послуж. поводом РАППОвской крит. для полит. дискредитации З. Он вышел из союза писателей, лишился возм-сти публ-ть свои переводы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: