По возможности применения в отношении их отлагательного вето Президентом РФ

- ФКЗ – президент не обладает отлагательным вето;

- ФЗ – президент обладает отлагательным вето.

40. Пределы действия НПА во времени, пространстве и по кругу лиц, предметное действие

Нормативный правовой акт действует в трех сферах:

1. Во времени (с момента вступления в силу до момента ее утраты).

Момент вступления в силу: (указывается в сопутствующем документе; датой опубликования; поэтапно; с момента принятия; с момента подписания; с момента регистрации; с момента получения адресатом; по истечении 10 дней после опубликования; с появлением условий, на которые он был рассчитан).

Прекращает действовать: (по истечении сроков; в случае официальной отмены его действия; с изменением обстоятельств, на которые он был рассчитан; вследствие издания нового акта той же или высшей юридической силы, противоречащего старому акту).

Обратная сила (может ли распространяться действие нормативного правового акта на прошедшее время) – закон не имеет обратной силы. Два исключения:

• если специально предусматривается применение норм к отношением, возникшим до вступления закона в силу;

• если имеют обратную силу законы, устраняющие или смягчающие ответственность за преступления или административные проступки.

Действие актов во времени означает порядок опубликования и вступления в силу различных по своей силе нормативных правовых актов и ограничение их действия утратой юридической силы.

Нормативные правовые акты вступают в действие:

1) с момента опубликования. Неопубликованные акты не имеют юридической силы и не могут применяться;

2) с момента, указанного в самом акте;

3) по правилам, установленным действующим зак-вом. Так, ФЗ вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования; указы Президента РФ и правительственные акты — по истечении 7 дней после официального опубликования; акты исполнительных ор­ганов власти — при наличии 2 условий:

• после регистрации в Министерстве юстиции РФ, если имеют межведомственный характер и затрагивают права, свободы и обязанности граждан,

• после опубликования по истечении 10 дней после ре­гистрации. При этом источниками официального опубликования ве­домственных актов являются газета «Российские вести» и «Бюллетень нормативных актов федеральных органов власти».

Прекращает свое действие нормативный правовой акт после:

• истечения срока, на который был принят;

• официальной отмены или признания утратившим силу;

• принятия нового акта, которому противоречит ранее действо­вавший акт. Новый акт, по общему правилу, перекрывает действие предыдущего, если это акты одинаковой юридической силы;

• вступления в силу международного договора, которому проти­воречат акты внутригосударственного значения или их части;

• признания акта неконституционным;

• приостановления действия акта правомочным органом. Напри­мер, Президент РФ вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия их Конституции РФ, ФЗ, международным обязательствам России или на­рушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопро­са соответствующим судом (ч.2 ст. 85 КРФ).

Например, Президент РФ вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия их Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

К действию НПА во времени относится и вопрос об обратной силе закона. В принципе каждый НПА распространяет свое действие на будущие общественные отношения, те, которые возникнут после вступления в силу данного акта. Вместе с тем в уголовном и административном праве установле­но, что устраняющие ответственность или смягчающие наказание акты имеют обратную силу. Нормы же, устанавливающие наказуе­мость деяния или усиливающие меры ответственности, обратной силы не имеют. Но чаще всего в самом законе должно содержаться указание на его обратную силу, если законодатель предполагает рас­пространить действие закона на отношения, существовавшие ранее, до издания данного акта.

2. В пространстве (действие может распространяться на всю территорию государства (НПА общего действия) и на территорию отдельных субъектов).

Территория государства: (суша с недрами и континентальный шельф; воды; воздушное пространство; территория, занимаемая посольствами и представительствами за рубежом; кабели, трубопроводы; морские, речные, воздушные и космические корабли и суда под флагом или знаком страны).

Действие актов в пространстве предполагает распространение действия акта на территорию данного гос-ва. К ней относятся земная территория, в том числе недра и континентальный шельф (подводная часть материка), внутренние и территориальные воды (в пределах 12 морских миль), воздушное пространство над земной и водной территорией и не входящее в состав другого государства, реч­ные и морские суда под флагом своего государства, если они находят­ся в водах своего гос-ва или в нейтральных водах. Территорией данного государства условно считаются кабели и трубопроводы, про­долженные в открытом море.

Иностранное законодательство допускается к применению на тер­ритории другого государства, если об этом имеется соответствующее соглашение между государствами.

3. По кругу лиц:

– НПА общего характера (распространяется на всех граждан государства);

– НПА специального характера (распространяется на отдельные категории граждан).

НПА распространяются на определенные общественные от­ношения, т.е. имеют предметное действие; ограничены временными границами (действуют во времени); им присущи территориальные ог­раничения (действие в пространстве); относятся ко всем или конкрет­ным субъектам (действие по кругу лиц).

Действие актов по кругу лиц предполагает распространение их дей­ствия, по общему правилу, на всех, кто находится на территории дан­ного гос-ва независимо от того, временное это пребывание или постоянное.

Лица, пользующиеся дипломатическим иммунитетом, также под­чиняются законам страны пребывания, но привлечение их к ответ­ственности регулируется правилами международного права. На ино­странцев и лиц без гражданства не распространяются некоторые положения зак-ва, например политические права и сво­боды предоставляются только гражданам своего гос-ва, как и возложение некоторых обязанностей, например воинской обязан­ности.

Адресатами ряда актов выступают не все лица, а лишь определен­ные социальные группы (пенсионеры, военнослужащие, государст­венные служащие) или жители определенных регионов — Крайнего Севера, районов, где объявлено чрезвычайное положение, и др.

Все нормативные правовые акты имеют определенные пределы действия. Они распространяются на определенные общественные отношения, т.е. имеют предметное действие; ограничены временными границами (действуют во времени); им присущи территориальные ограничения (действие в пространстве); относятся ко всем или конкретным субъектам (действие по кругу лиц).

Предметное действие НПА состоит в том, что они регулируют различные виды общественных отношений. Акты, регулирующие имущественные или личные неимущественные отно­шения, охватывают своим действием частных и юридических лиц и не распространяются на отношения между государственными органами, основанные на властном подчинении. Нормы одной отрасли, как пра­вило, не распространяют свое действие на отношения, регламенти­руемые нормами других отраслей права.

41. Система права: понятие, структурные элементы. Система права и система законодательства

Система права – исторически сложившаяся, объективно существующая внутренняя организация права, определяемая характером регулируемых общественных отношений.

Характеристики системы права:

системное образование – не простая совокупность элементов, а целостное формирование, обладающее конкретными свойствами, связями, внутренней структурой;

объективное явление – поскольку она предопределена общественными отношениями, сложившимися в обществе;

обусловлена национальными, историческими, культурными и иными социальными факторами;

динамична, способна изменять свою внутреннюю структуру под воздействием внешней среды.

Система права показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

Единст­во юридических норм, образующих право, определяется:

o единством выраженной в них государственной воли;

o единством правовой системы, в рамках которой они существуют и действуют;

o единством механизма пра­вового регулирования, его исходных принципов;

o единством конечных целей и задач.

Структурные элементы системы права:

норма права -первичный элемент системы права (ис­ходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера). Правовые нормы регулируют не все, а лишь определенные виды и разновидности общественных отношений, объективно нуждающихся в таком регулировании. Остальные от­ношения регулируются другими социальными нормами.

правовой институт – совокупность правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений – регламентирует вид общественных отношений. Например, институт прекращения брака в семейном праве, институт залога в гражданском праве – это простые институты; институт ренты в гражданском праве включает субинституты: постоянная рента, пожизненная рента, пожизненное содержание с иждивением; Виды правовых институтов:

по отраслям права: гражданские, уголовные, административ­ные, финансовые и т.д.;

материальные и процессуальные;

отрасле­вые – состоят из норм одной отрасли права (институт наследования в ГП);

межотраслевые (смешанные) – состоят из норм двух и более отраслей (институт права человека относится и к м/н, и к КП);

простые – не содержат в себе других подразделений;

сложные (комплексные) – имеют в своем составе более мелкие самостоятельные образования (субинститу­ты);

регулятивные – направлены на регулирование соот­ветствующих отношений;

охранительные – направлены на охрану, защиту отношений;

учредительные (за­крепительные) – закрепляют, учреждают, определяют положение (статус) тех или иных орга­нов, организаций, должностных лиц, а также граждан.

субинститут (подынститут) – отличаются от правового института объемом регулирования и кругом норм права (подынститут референдума в институте народовластия);

подотрасль – совокупность нескольких однородных правовых институтов (в ГП подотрасли жилищного, авторского права) – присутствует в крупных и сложных по составу отраслях права – целостное образование, которым регламентируется специфический вид отношений в пределах сферы правового регулирования соответствующей отрасли права. Подотрасль не является обязательным элементом каждой отрасли права;

отрасль права – основное подразделение системы права – объединяет взаимосвязанные между собой институты права, имеющие свой предмет регулирования (регулирующие качественно однородную область общественных отношений) – регулирует род обществ. отношений; содержит исчерпывающий набор юридических средств, методов правового воздействия, устанавливаемых государством в процессе регулирования отношений соответствующей сферы. Виды отраслей:

базовые – КП, ГП, УП и АП, а также соответствующие им процессуальные отрасли ГПП, УПП и АПП;

специальные – юридические режимы приспособлены к особым сферам жизни общества – ТП, ЗП, ФП и т.д.;

комплексные – соединяют различные институты профилирующих и специальных отраслей – Экологическое, Информационное, Предпринимательское право;

первичные – к ним относят так называемые традиционные отрасли – УП, ГП;

вторичные – выделившиеся из традиционных отраслей – из ГП выделились семейное и трудовое право.

Главными критериями, позволяющими отграничить одну отрасль права от другой являются:

Предмет правового регулирования – какие общественные отношения регулирует данная отрасль права;

Метод правового регулирования – какими способами, средствами, приемами регламентируются данные общественные отношения.

Предмет правового регулирования – составляют однородные общественные отношения – каждая отрасль имеет свой собственный предмет регулирования. Позволяет определить правовое положение субъектов, порядок возникновения субъективных прав и юридических обязанностей, средства их обеспечения, характер санкций. Два главных метода:

Метод правового регулирования – совокупность приемов и способов правового воздействия на соответствующие общественные отношения. Методы зависят от характера предмета правового регулирования. Два основных:

императивный (метод властных предписаний, субординации, основанный на запретах, обязанностях, ответственности) – характерен для УП, АП, НП;

диспозитивный (метод равноправия сторон, координации, основанный на дозволении) – характерен для СП, ГП.

Существуют также дополнительные методы – поощрительный и рекомендательный – но самостоятельно они практически не применяются.

Система права – совокупность действующих норм права, объединенных по институтам, подотраслям и отраслям в соответствии с характером и спецификой регулируемых ими общественных отношений.

Система права первична, система законодательства – производна от нее, так как исходным элементом системы права является норма права, а исходным элементом системы законодательстваНПА (акт правотворческих органов государства, содержащий нормы права).

Система законодательства – это совокупность нормативных правовых актов, в которых объективируются содержа­тельные и структурные характеристики права. Законодательство служит внешней формой выражения права.

Система права и система законодательства тесно взаимосвязаны. Они определяются социальными факторами – экономическими, политическими, духовными и т.д.

Различия между системой права и системой законодательства.

1. Система права складывается объективно, в соответствии со сложившимися в каждой стране общественными отношениями, а система законодательства носит во многом субъективный характер, поскольку складывается по воле законодателя, в резуль­тате целенаправленной деятельности.

2. Система права, представляя собой внутреннюю его структуру, является структурой содержания права, а система законодательства выражает структуру формы права.

3. Исходным элементом системы права служит норма права, а первичным элементом системы законодательства — нормативный правовой акт.

4. Система права является определяющим фактором в построении системы законодательства. Опираясь на объективно существующие закономерности общественного развития, система права выступает как первичное, исходное начало по отношению к системе законодательства.

5. Система законодательства по объему шире, чем система права. Она включает не только материал, дифференцированный по предмету и методу правового регулирования, но и предписания и другой материал, который комплексно регулирует различные виды общественных отношений, используя одновременно различные методы регулирования или комбинацию этих методов. Система права строится строже, чем система законодательства.

6. Система права построена на горизонтальных связях между входящими в неё элементами, то есть на отраслевых различиях, а система законодательства имеет не только отраслевые решения, но и иерархические – по юридической силе НПА.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: