Структура и стадии механизма правового регулирования

Некоторые ученые, рассматривая структуру механизма право­вого регулирования, выделяют два ее полярных элемента:

• нормативную основу или нормы права, выражающие главные способы воздействия права — дозволения, запреты, обязывания;

• способы реализации, которые проявляются в фактическом по­ведении людей, совершении действий или в воздержании от дейст­вий (бездействии), т.е. результативную сторону механизма.

Между этими двумя элементами существуют промежуточные звенья — юридические факты, правоотношения.

К элементам механизма правового регулирования чаще всего принято относить (С.С. Алексеев):

• юридические нормы;

• правоотношения;

• акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей;

• индивидуальные предписания, акты применения права (факультативный эле­мент).

Стадии механизма:

1 стадия — формирование нормативной основывключа­ет процесс создания и общее действие юридических норм. Но нор­мативная основа включает не только нормы права, но и индивиду­альные предписания, договоры, средства и приемы юридической техники, иные инструменты правового регулирования.

2 стадия - включает правоотношения,возникающие на ос­нове юридических фактов (или фактического состава) и в рамках которых стороны приобретают конкретные права и обязанности как меру индивидуального поведения субъектов. Этой стадии не­редко предшествует факультативная стадия — применение права, без которой не могут возникнуть правоотношения.

В рамках правоотношений устанавливается конкретная юридическая связь между субъектами, при этом субъекты вполне опреде­ленно разделяются на управомоченных и обязанных. Именно здесь выявляется, какая из сторон правоотношения имеет интерес и соот­ветствующие субъективные права, а какая обязана не препятство­вать удовлетворению этого интереса либо осуществлять конкретные активные действия в интересах управомоченного.

Правоотношения, как известно, возникают на основе норм пра­ва и при наличии определенных юридических фактов. В рамках правоотношения абстрактная программа действия, заложенная в нормах права, преобразуется в конкретное правило поведения для соответствующих субъектов.

3 стадия - реализациясубъективных прав и юридиче­ских обязанностей. На этой стадии достигаются цели правового регулирования. При этом реализация осуществляется в формах ак­тов: соблюдения (запретов), исполнения (обязанностей), использо­вания (прав) и применения права.

Акты реализации представляют собой основное средство,при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь, т.е. осуществляются в поведении тех или иных субъектов. Если на этой стадии не создается препятствий для реализации прав и обя­занностей, то не возникает необходимости в четвертой (факульта­тивной) стадии — контроля за использованием прав и исполнением обязанностей или защиты прав субъектов правоотношений.

4 стадия - характеризуется наступлением определенных юридических последствийпри невыполнении субъектом возло­женных на него обязанностей или при совершении правонаруше­ния. Данная стадия наступает только при конфликтной ситуациии свидетельствует о невозможности обычными, - «мирными» средства­ми разрешить конфликт. Поэтому на этой стадии возникает необхо­димость в правоотношениях другого рода — правоохранительных,а также в правоприменительной деятельности обеспечительного характера.Здесь управомоченный приобретает право на защиту,с помощью которого он или специальные органы возбуждают пра­воприменительный процесс, и с помощью юрисдикционных орга­нов имеет возможность в отношении обязанного лица применить меры государственного принуждения. Нарушившая свои обязанно­сти сторона в рамках охранительных правоотношений приобретает новый статус, где на первый план выдвигается юридическая ответственность. Поэтому охранительное правоотношение строится по типу властеотношения,в котором юрисдикционный орган использует власть для восстановления справедливости, укрепления законности. Таким образом, главным элементом на данной стадии явля­ются охранительные правоприменительные акты

Процесс правового регулирования сопровождается определен­ными методами и способами. Метод правового регу­лирования — это совокупность способов правового воздействия на общественные отношения. Различают:

властно-императивный(авто­ритарный) метод, основанный на централизованном регулировании «сверху вниз» (административное, уголовное, уголовно-исполни­тельное право)

автономный,или децентрализованное регулирова­ние, при котором участники общественных отношений являются рав­ноправными партнерами (гражданское, семейное право).

Способы регулирования — это приемы регулирования общест­венных отношений, которые зависят от специфики правовых норм. Выделяют следующие способы правового регулирования:

а) запрещение;

б) дозволение;

в) обязывание;

г) рекомендации;

д) поощрения и др.

В зависимости от способа правового регулирования выделяют такую категорию, как тип правового регулирования:

o общедозволительный, который основан на принципе «дозволено все, кроме...», т.е. субъекты могут совершать любые действия, кроме запрещенных законом;

o разрешительный, основу которого составляет принцип «за­прещено все, кроме...», т.е. субъекты могут совершать только дей­ствия, которые разрешены нормами права. Но в ряде случаев при этом требуется соответствующее разрешение компетентного органа.

Некоторые ученые подчеркивают большую роль в механизме правового регулирования правосознания и правовой культуры.

Правовое регулирование имеет свои пределы, так как воздейст­вие права на общественные отношения не может быть безгранич­ным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: