Рассматриваются игры двух лиц с нулевой суммой. Игрок А располагает p чистыми стратегиями а игрок В соответственно q чистыми стратегиями Первый игрок может выбрать любую стратегию второй игрок может выбрать любую стратегию В этом случае игра считается сыгранной, и ее результат выражается некоторым числом («платежом»), который обозначим через и будем называть его «выигрышем» игрока А. Игра с «нулевой суммой» означает, что при этом «выигрыш» игрока В составит (числа могут быть и отрицательными). Матрица порядка называется платежной матрицей или матрицей игры.
Таблица 1.1
Стратегии игрока В | |||||||
… | … | ||||||
… | … | ||||||
… | … | ||||||
… | … | ||||||
… | … | ||||||
… | … | ||||||
… | … |
Числа и указывают минимально гарантированный выигрыш для игрока А, применяющего стратегию , и максимально «гарантированный» проигрыш игроком В при использовании им стратегии .
Величина
(1.1)
называется нижней ценой игры, максимальным выигрышем А, или коротко максимином, а соответствующая ему стратегия (строка) – максиминной. Аналогично
|
|
(1.2)
называется верхней ценой игры, минимаксным проигрышем В, или минимаксом, а соответствующая стратегия (столбец) игрока В – минимаксной. Всегда . Принцип, согласно которому игроки выбирают эти стратегии, называется принципом максимина (для А) или минимакса (для В).
Если игрок А выбирает свою максиминную стратегию, то при любой стратегии, выбираемой игроком В, ему обеспечивается выигрыш не менее, чем . Аналогично для игрока В, при выборе им стратегии, при которой достигается обеспечивается выигрыш (или выигрыш игрока А) не более, чем .
Если , то говорят, что игра, определяемая матрицей , имеет седловую точку, а общее значение и , которое будем обозначать через - ценой игры.
В этом случае оптимальным решением игры для обоих игроков является выбор максиминной (для А) и минимаксной (для В) стратегий. Любое отклонение для каждого игрока от этих стратегий не может оказаться выгодным.