Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и учебного плана.
Требования ГОС к содержанию курса
ОПД.Ф.13 Психология семьи и семейного воспитания
Системный подход в описании семьи. Социальные и педагогические функции семьи. Семья как правовое поле жизнедеятельности ребенка. Родительство как социокультурный феномен. Семейное воспитание ребенка и его значение. Родительские установки, стратегии и стили воспитания. Технологии эффективного взаимодействия детей и родителей. Взаимоотношения между детьми в семье. Многодетные семьи. Распад семьи, развод, особенности воспитания детей в неполных семьях. Методы повышения педагогической культуры родителей. Правовые основы семейного воспитания. Психологическое консультирование родителей. Психологические условия позитивного семейного воспитания. Проблемы и трудности семейного воспитания: социокультурные, психологические, педагогические. Понятие техники семейного консультирования. Объект, предмет и результаты психологического консультирования. Основные методы работы: наблюдение и беседа. Особенности взаимодействия педагога и психолога с родителями в процессе психологического консультирования.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Тематический план
№ ДЕ | Темы/ Дидактические единицы курса | Лекции | Практические |
Семья как социально-психологический феномен | |||
Основные характеристики семьи | |||
Формирование супружеской пары | |||
Нравственно-психологические основы супружеских отношений | |||
Половой диморфизм | |||
Становление и развитие детско-родительских отношений: младенчество | |||
Становление и развитие детско-родительских отношений: ранний возраст | |||
Становление и развитие детско-родительских отношений: дошкольное детство | |||
Становление и развитие детско-родительских отношений: младший школьный возраст | |||
Становление и развитие детско-родительскихотношений: семья подростка | |||
Особые семьи, особые проблемы | |||
Семья как объект профессиональной психологической помощи | |||
Семейное психологическое консультирование как сфера теории и практики | |||
Профессиональное становление специалиста в сфере профессионального сопровождения семьи | |||
Всего 72 |
Методические рекомендации преподавателю
При организации обучения студентов по данной дисциплине рекомендуется
следующее планирование учебных занятий
ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС (36 часов)
Цель раздела: рассмотреть основные теории психологии внутрисемейных отношений и сформировать профессиональное видение сущности функционировании семьи на различных этапах ее развития.
ЛЕКЦИИ
Тема 1. Семья как социально-психологический феномен (2 часа).
Междисциплинарный характер семьеведения. Предмет и задачи учебной дисциплины « Основы психологии семьи и семейного консультирования ». Взаимосвязь психологии семьи с другими науками. Основные разделы и темы курса. Характер аудиторной и самостоятельной работы.
Содержание понятий «семья» и «брак». Их социальное и психологическое значение.
Эволюция семейно-брачных отношений в истории человеческого общества Социальная сущность брака и семьи. Формы организации семьи в истории человеческого общества дуально-родовой брак, полигамия, моногамия. Эволюция брака и проблемы современной семьи.
О взаимовлиянии семьи и общества. «Психоистория» Ллойда Де Моза (гуманизации отношений в семье от поколения к поколению). Социальные изменения и стабильность брака.
Тема 2. Основные характеристики семьи (2 часа).
Семья как система. Основные подсистемы семьи. Функции семьи (репродуктивная, хозяйственно-экономическая, коммуникативная, воспитательная, психотерапевтическая, сексуально-эротическая и первичного социального контроля). Значение успешного функционирования семьи для родителей, детей и общества в целом.
Возникновение и развитие функций в ходе исторического развития человеческого общества. Актуальность проблемы стабилизации семьи.
Жизненный цикл семьи. Кризисные периоды в браке.
Особенности семьи как малой социальной группы: нормативность, полифункциональность, гетерогенность состава, закрытость, частичная общность целей, совместный быт.
Психологический климат семьи, семейные роли, члены семьи, семейные отношения – изменения и развитию.
Основные концептуальные подходы к семье: структурно-функциональный, интеракцивистский, психоаналитический, психодинамический.
Представление о семье как о системе:
- постоянно трансформирующая система;
- активно саморегулирующаяся система;
- как открытая система во взаимодействии с другими системами.
Основные подсистемы: родители и сиблинги; их характеристика.
Границы: 1) подсистем;
2) большой семейной системы.
Оптимальные границы и оптимальная дистанция. Понятие большой и здоровой семейной системы. Симптоматическое поведение и семейный диагноз.
Тема 3. Формирование супружеской пары (2 часа).
Психология предбрачного общения: романтичность, «эффект ореола», психологические «маски»; рефлексия мотивов, отношений и чувств как психологическое условие оптимизации предбрачного периода. Функции предбрачного периода:
- накопление совместных впечатлений;
- узнавание друг друга;
- проектирование супружеской жизни.
Противоречия предбрачного периода и другие условия, затрудняющие реализацию функций. Теории выбора брачного партнера: модели «фильтров», «максимальной выгоды», «дополняющих потребностей». Факторы, способствующие возникновению аттракции.
Мотивы вступления в брак. Как оптимальная основа – альтруистическая любовь и потребность быть вместе.
Рентные мотивы вступления в брак: меркантильно-экономические интересы, добрачная беременность, легализация интимных отношений, повышение социального статуса, избавление от опеки родителей, страх одиночества.
Мотивация брачного союза. Факторы успеха и риска при заключении брака. Материально-психологическое и психологически-материальное значение брака. Специфика браков заключенных по любви.
Развитие отношения в паре. Первый год супружества. Задачи этапа формирования диады. Интеграция и адаптация на диадическом этапе. Условия, способствующие и препятствующие сохранению молодого брака.
Тема 4. Нравственно-психологические основы супружеских отношений (2 часа).
Основные подходы в исследованиях супружества:
- структурный;
- функциональный;
- адаптивный.
Специфика общения в семье. «Эффект новизны» в межличностной перцепции: открытость и «рассекречивание» брачных партнеров. Рассогласование между ожидаемым и реальным. «Психологическое пресыщение». Сущность, причины. Профилактика эмоциональных состояний, вызванных монотонней, с учетом типа семьи и индивидуальных предпочтений ее членов.
Проблема власти и ответственности. Структура и функции семейных ролей. Типы нарушений семейных отношений: соперничество, «псевдосотрудничество», изоляция. Семейные роли и лидерство. Традиционное и эгалитарное распределение ролей. «Двойная нагрузка» жены. Негативные последствия для супругов и ребенка.
Семейный договор: принцип коллективизма и справедливости, внутрисемейное сотрудничество и кооперация, трансформация равноправия в фактическое равенство. Способы рационализации домашнего труда. Повышение его престижности.
Супружеские конфликты. Конфликты - поводы и причины. Факторы «риска»: совместное проживание с родителями в начале брака; употребление алкоголя, проблема в воспитании детей, сексуальная дисгармония и др. Конфликты в различных сферах супружества. Факторы «условной выгодности» конфликта. Условия деконфликтации супружеских отношений. Успешность брачно-семейных отношений. Эмпирически выделенные факторы «успеха» в браке.
Психологические условия гармонизации брака, как профилактика конфликтов.
Тема 5. Половой диморфизм (4 часа).
Основные биологические и социальные детерминанты половых различий.
Специфика мужских и женских ожиданий в браке:
§ в сексуальной сфере;
§ в материальной сфере;
§ в общении;
§ в сфере досуга;
§ в вопросах воспитания;
§ восприятие внешнего образа супруга;
§ оценка его преданности в семье и др.
Любовь и сексуальное партнерство в браке. Любовь как переживание и как действие. Половозрастные и типологические детерминанты. Типология любви.
Психогигиена интимных отношений. Взаимосвязь общесемейных и сексуальных компонентов супружеских отношений.
Психологические факторы сексуальных проблем:
- низкий уровень сексологической культуры;
- эгоцентризм в интимных отношениях;
- неблагоприятный фон взаимоотношений.
Гендерная специфика самореализации и неблагополучия в интимной сфере. Сексуальные проблемы, как фактор неудовлетворенности браком и супружеской неверности. Измена - виды, причины, последствия для брака. Конфликтный характер. Степень свободы и допустимости. Открытость семьи. Природа ревности и её влияние на супружеские отношения. Мужские и женские особенности переживания ревности как чувства и проявления ревнивости как качества.
Мотивация репродуктивного поведения.
Влияние ситуации в семье на формирование полоролевого поведения детей.
Тема 6. Становление и развитие детско-родительских отношений: младенчество (2 часа).
Родительское отношение к ребенку: структура, типы и функции.
Проекция нерешенных проблем из поколения в поколения. Желательность автономизации младшей семьи. «Психологический развод» с родителями.
Родительское отношение к младенцу: зависимость протекания беременности от желанности ребенка. Влияние родительских ожиданий на психическое здоровье ребенка. Матери–невротики. Зависимость родительского отношения от количества детей в семье и порядка их рождения. Пять стадий психического развития ребенка по Э.Эриксону. Потребность в безопасности – ведущая потребность младенца.
Тема 7. Становление и развитие детско-родительских отношений: ранний возраст (4 часа).
Определение родительского отношения, родительских установок и стили семейного воспитания.
Эмоциональный, когнитивный и поведенческий аспекты родительского отношения.
Конфликты по поводу воспитания детей между родителями и прародителями.
Проблема второго ребенка.
Детско-родительские отношения в раннем возрасте: предметный мир и взаимодействие малыша со взрослым, проблема физической автономии, кризис 3-х лет в контексте семейного воспитания, вопросы дисциплины, поощрения и наказания.
Тема 8. Становление и развитие детско-родительских отношений: дошкольное детство (4 часа).
Факторы родительского отношения: принятие – отвержение, автономия – контроль. Типология родительских отношений (Эйдемиллер, Спиваковская, Варга) их феноменология и этиология. Принципы изучения родительских отношений:
§ в клиническом подходе;
§ в аналитическом подходе.
Влияние порядка появления на свет на личностные особенности (общительность, дисциплинированность, самооценка, преданность семье).
Соперничество между детьми, объединение против родителей.
Детско-родительские отношения в дошкольном возрасте: возраст «грации» (по А.Валлону). Несовпадение темпераментов ребенка и родителей. Безусловная любовь матери. Условная любовь отца. Родительское поведение как модель для ребенка.
Тема 9. Становление и развитие детско-родительских отношений: младший школьный возраст (2 часа).
Разница в возрасте между детьми и характер их взаимоотношений.
Бабушки и дедушки в жизни внуков. Причины гипертрофированной любви.
Детско-родительские отношения в школьном возрасте: и зменение семейной системы с началом школьного обучения ребенка.
Гиперсоциализирующее воспитание и школьные неврозы.
Роль родителей в формировании психопатий (Э.Эйдемиллер).
Тема 10. Становление и развитие детско-родительских отношений: семья подростка (2 часа).
Специфика влияния на младших детей их старших сестер и старших братьев.
Подростки: эмансипация ребенка и изменение психологической структуры семьи. Позитивная роль конфликтов между ребенком и родителями в этом возрасте. Система конфликтов между ребенком и взрослым.
Взаимоотношения с прародителями. Зоны возможных конфликтов. Особенности пожилого возраста. Необходимость сотрудничества и теплых взаимоотношений.
Тема 11. Особые семьи, особые проблемы (4 часа).
Понятия нормально функционирующая и дисфункциональная семья.
Альтернативные формы брачности.
Развод, бракоразводная статистика: мотивы и мотивировки. Стадии развода. Позитивные и негативные последствия развода. Профилактика травмирующего влияния развода на детей. Отношения между супругами после развода. Общение с детьми.
Неполная семья. Причины распространенности неполных семей. Проблема отсутствия полоролевого эталона.
Желательность повторного брака. Факторы «риска» в повторном браке. Общение с детьми от первого брака. Утрата спонтанности в общении с приемными детьми. Семьи с приемными (усыновленными) детьми.
Семья, воспитывающая ребенка-инвалида. Стадии в развитии родительских чувств и особенности поведенческих реакций на диагноз «неполноценности» ребенку. Характер психологической помощи в зависимости от стадий. Типы отношений родителей к больному ребенку. Влияние появления ребенка с проблемами на супружеские отношения.
Бездетный брак как фактор нестабильности. Вынужденная бездетность и добровольная. Возможные мотивы отказа от родительства.
Высокая гетерогенность супругов как фактор риска в браке. Типы «неравных» браков: разница в возрасте, разница в социальном статусе, разница в культурно-образовательном уровне, межнациональные и международные браки.
Семья с делинквентным ребенком Асоциальное поведение ребенка как следствие негативного семейного опыта. Работа с семьей «трудного» ребенка.
Семья под влиянием алкогольной, наркотической зависимости одного из её членов. Психологические причины наркомании. Семейная предрасположенность к наркотикам. Работа с семьей, где ребенок употребляет наркотики. «Опасный» возраст. Типичные ситуации и сценарии вовлечения.
Тема 12. Семья как объект профессиональной психологической помощи
(2 часа).
Жизненный цикл семьи, как стадии развития и последовательного изменения семейных ролей. Закон развития семейных систем: стремление к гомеостазу и стремление к преобразованиям на различных этапах жизнедеятельности семьи.
Фазы супружеских отношений (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.)
Другие периодизации, осуществленные по признакам: возраст супругов, семейный стаж, значимые события.
Периодизация Васильевой Э.К.
Кризисные периоды в браке. Понятие кризисного периода. Природа кризисного периода. Связь кризисного периода с возрастом супругов, стажем брака, событиями в жизни семьи.
1-ый кризисный период: адаптация к условиям совместной жизни, трудности в установлении отношений, снятие предбрачных «масок», распределение ролей.
2-ой кризисный период: рождение первого ребенка.
Освоение родительских ролей. Диспропорциональное распределение нагрузок, различия в динамике родительских чувств и в состояниях. Женщина: депрессия, монотонность, тревога. Мужчина: страх, отвержение, потеря статуса.
3-ий кризисный период: «пустое гнездо» - уход последнего ребенка из семьи, обострение диадических факторов семейного неблагополучия. Возрастные трудности в сексуальных отношениях. Профилактика развода.
Социально-психологическая помощь семье на различных этапах ее развития.
Понятие психологического здоровья (психологического благополучия) семьи. Зрелая и проблемная семья (по В.Сатир). Причины, признаки и виды семейных нарушений. Теория латентных нарушений (В.Юстицкис, Э.Эйдемиллер). Нарушение семейных представлений. Нарушение коммуникационных процессов в семье. Нарушение механизмов интеграции семьи. Особенности клиентов и стратегии консультанта.
Тема 13. Семейное психологическое консультирование как сфера теории и практики (2 часа).
Особенности организации и содержания процесса консультирования семьи. Цели и задачи семейного консультирования. Семья как коллективный клиент. Вопрос о соотношении семейного консультирования и семейной психотерапии. История становления профессиональной помощи семье в России, Европе и США. Альтернативные сферы психологической поддержки семьи.
Основные направления (школы) в современном семейном консультировании (семейной психотерапии):
1) системный подход (М.Боуэн,К.Витакер, В.Сатир, С.Минухин)
2) структурная семейная терапия (С.Минухин)
3) стратегическая семейная терапия (Дж. Хейли, П.Вацлавик, Л.Хоффман)
4) психоаналитический подход (Н.Аккерман, К.Сэджер)
5) когнитивно-поведенческий (Р.Дрейкурс, А.Эллис)
Методы изучения семьи. Основные диагностические подходы.
Тема 14. Профессиональное становление специалиста в сфере профессионального сопровождения семьи (2 часа).
Модель профессиональной деятельности практического психолога при осуществлении сопровождения семьи. Система профессиональной помощи семье в г. Бийске.
Требования к профессиональной подготовке семейного консультанта. Понятие профессиональной компетентности. Развитие и саморазвитие психолога-профессионала. Возможности профессионального обучения, переподготовки и повышения квалификации для работы с семьей в России.
Требования к личности психолога. Личностный потенциал семейного консультанта. Развитие личности в профессии (воспитание в себе умения любить людей, относиться к ним без предвзятости и осуждения, помогать клиентам видеть себя с лучшей стороны и осознавать свою ценность как личности).
Основные этические принципы в работе психолога с семьей. К.Витакер, В.Сатир, С.Кратохвил, С.Минухин, М.Боуэн, Ю.Е.Алёшина, Э.Г.Эйдемиллер о сущности процесса консультирования семьи, об ответственности и границах компетенции консультанта и о том, какие личностные черты, установки, знания и умения необходимы специалисту для успешного выполнения своих функций.