Цель формирующего этапа эксперимента – повышение уровня развития ручной ловкости у детей экспериментальной группы посредством подвижных игр и игровых упражнений с мячом.
Для достижения цели данного этапа эксперимента мы поставили перед собой ряд задач:
1. С детьми экспериментальной группы организовать кружок по обучению детей умению действовать с мячом «Школа мяча».
2. Составить календарный план работы кружка, определив задачи работы, характер упражнений и содержание подвижных игр с мячом большой и малой подвижности на каждое занятие.
3. Составить перспективный план распределения подвижных игр с мячом в течение года во всех формах физкультурно-оздоровительной работы.
4. Оформить всеобуч для педагогов и родителей на тему: «Особенности развития ловкости в старшем дошкольном возрасте».
5. Подобрать подвижные игры и игровые упражнения на развитие телесной и ручной ловкости.
После проведения исследования уровня развития ручной ловкости у старших дошкольников нами был создан кружок «Школа мяча».
План работы кружка был составлен на основе методических рекомендаций Э.Й. Адашкявичене. Она проводилась один раз в неделю в вечернее время.
Перспективный план включал определение основных задач на каждый месяц, а также распределение подвижных игр с мячом в течение всего года.
Календарный план включал определение задач на каждое занятие и в соответствии с задачами подбор подвижных игр и упражнений с мячом, их включение в структуру занятия в зависимости от содержания и степени подвижности.
Работа кружка была построена таким образом, что каждое занятие стоилось по традиционной структуре: вводная, основная и заключительная часть.
Во вводной части детям давались разнообразные упражнения для рук и ног с целью разогрева и подготовки для дальнейшей работы определенных групп мышц (в частности, мышц рук и плечевого пояса).
Основная часть включала общеразвивающие упражнения с мячом, а также упражнения, направленные на формирование умения действовать с мячом: отбивание, ведение мяча, передача друг другу мяча в парах разными способами, броски мяча в корзину и тому подобное.
В заключительной части занятия с детьми проводились игры с мячом разной подвижности: большой и малой. Каждая игра разучивалась с детьми, закреплялась и совершенствовалась. Подвижные игры включали такие упражнения с мячом, которые разучивались детьми на занятии.
Подвижные игры подбирались таким образом, чтобы сюжет и структура игр способствовали активной двигательной деятельности детей. Физическая нагрузка в игре регулировалась расстоянием для пробежек, числом повторений, продолжительностью остановок в игре. Нами была составлена картотека подвижных игр, основной целью которых является ручной ловкости старших дошкольников посредством игр с мячом.
По нашим рекомендациям подвижные игры с мячом включались в экспериментальной группе в разные формы работы с детьми: в перерывах между занятиями («Съедобное-несъедобное», «Кого назвали, тот ловит мяч»), на прогулке, в самостоятельной деятельности и так далее.
С педагогами нами велась индивидуальная работа, проводились консультации, на которых освещались следующие вопросы:
- методика развития ручной ловкости в старшем дошкольном возрасте;
- особенности содержания и методики проведения подвижных игр в старшем дошкольном возрасте;
- подвижные игры и упражнения с мячом как средство развития ручной ловкости.
Также с педагогами был проведен семинар-практикум на тему: «Подвижные игры с мячом на развитие ручной ловкости для детей старшего дошкольного возраста». Педагоги были ознакомлены с картотекой подвижных игр, некоторые игры были проиграны совместно с воспитателями. Предложенные игры педагоги включали в самостоятельную двигательную деятельность детей на прогулке.
Нами был составлен и проведен семинар для родителей, в который были включены следующие вопросы:
1. Ловкость и ее значение для развития детей старшего дошкольного возраста.
2. Подвижные игры с мячом как средство развития ручной ловкости старших дошкольников.
Таким образом, в течение полугода нами велась работа по развитию ручной и телесной ловкости старших дошкольников.
С детьми проводились занятия в кружке, содержание которых строилось в соответствии с программными требованиями и перспективным планом, материал давался с постепенным усложнением. Работа в кружке позволила реализовать принцип индивидуального подхода к детям при формировании такого психофизического качества, как ловкость.
С педагогами и родителями велась методическая и просветительская работа в форме семинаров, консультаций, на которых освещались теоретические вопросы по данной проблеме, обсуждались возникающие на практике трудности.