На протяжении третьего периода эволюции отношения государства и общества к детям с физическими и умственными недостатками Россия проходит путь от осознания целесообразности обучения глухих и слепых детей к осознанию необходимости строительства национальной системы специального образования.
После 1917 года отечественная система специального образования по определению не может расти с оглядкой на зарубежные образцы, в понимании целей, задач, организационных форм и методов обучения телесно и умственно дефективных детей советская специальная школа принципиально отличается от западноевропейской. Она строится в логике социалистического государства на принципиально иных идеологических, философских постулатах, ценностных ориентациях, ином понимании прав человека.
Начало периода знаменуется открытием первых школ для глухонемых (1806) и слепых (1807). Развиваются, три основных направления помощи детям с физическими и умственными недостатками: христианско-благотворительное, лечебно-педагогическое, педагогическое.
|
|
В 1907 году в Российской империи действовало 61 заведение для глухонемых, в том числе 7 приютов. В 50 школах, училищах и 4 учреждениях смешанного типа (для призрения и обучения) насчитывалось чуть более двух тысяч двухсот учеников и примерно три с половиной сотни педагогов.
Начинает складываться национальная научная школа сурдопедагогики (В.И. Флери, Г.А. Гурцев, А.Ф. Остроградский, И.Я. Селезнев, Я.Т. Спешнев, Ф.А. Рау и др.).
Активное расширение сети специальных школ одновременно свидетельство и результат изменения отношения общества к детям-инвалидам, которое, в свою очередь, явилось неким побочным, но прогнозируемым следствием политических реформ 60 – 70 годов. Феномен динамичного развития сети специальных учебных заведений обусловлен:
· Отменой крепостного права (1861).
· Учреждением Земства, в компетенцию которого оказалось заведование здравоохранением и народным образованием (1864).
· Судебной реформой, провозгласившей равенство всех перед законом (1864).
· Принятием нового Устава начальных школ, разрешающего их открытие по инициативе местных властей и общин (1864).
· Реформой городского самоуправления, позволившей Городским Думам самостоятельно открывать лечебные и образовательные учреждения (1870).
· Введением всеобщей воинской повинности (1874).
· Экономическим подъемом и развитием благотворительности, в т.ч. финансовым укреплением «Ведомства учреждений Императрицы Марии».
Политические и экономические реформы второй половины XIX века обеспечили рост сети школ для глухих детей на исконно русских территориях.
|
|
Под влиянием тех же факторов появляются учебные заведения для слепых. Первая школа (1807) просуществовала лишь до 1817 года. Только спустя шесть десятилетий Мариинское Попечительство о слепых воинах преобразуется в Попечительство о слепых (1881) и открывает Санкт-Петербургское училище (1881), к 1897 году в 24 учреждениях Попечительства находится 850 детей; к 1914году число приютов и учебных заведений для незрячих детей составляет около тридцати. К началу ХХ столетия острые проблемы образования слепых и их гражданских прав обсуждались на всероссийском уровне.
В период с 1881 по 1917 годы, можно заметить позитивные перемены:
· Накануне первой мировой войны Россия по-прежнему отставала от стран-лидеров специального образования в деле организации обучения незрячих, тем не менее очевидна динамика в разрешении этой проблемы, политические и экономические реформы второй половины XIX века, имели для слепых россиян положительные последствия.
· Идея необходимости общего и ремесленного обучения слепых находит немало сторонников. Начиная с 1881 года медленно, но последовательно растет сеть учебных и иных заведений для незрячих; качество обучения в ведущих училищах постоянно повышается.
· Для слепых начинают издаваться книги точечно-рельефным шрифтом Брайля, учреждается специализированный журнал «Слепец», издается научно-методическая литература по проблемам тифлопедагогики.
· Вопросы организации социальной опеки (призрения), общего и трудового обучения, воспитания слепых детей, гражданских прав незрячих людей включены в повестку работы съездов по народному образованию.
· В научных кругах пробуждается интереса к проблемам тифлопедагогики и тифлопсихологии. Формируется национальная научная школа тифлопедагогики (А.А. Адлер, А.Б. Бирилев, В.А. Гандер, В.Я. Ерошенко, М.К. Мухина, Г.П. Мельникова, А.И. Скребицкий, А.М. Щербина и др.).
Государство, и подавляющая часть общества считали главной целью не столько обучение, сколько призрение незрячих, а ведущей формой помощи – благотворительность.
Учреждения для слепых не финансируются из государственного бюджета и существуют исключительно на средства благотворительности. С момента провозглашения в России всеобщего начального образования (1908) специалисты и попечители требуют от правительства введения обязательного обучения слепых.
На рубеже ХIХ–ХХ веков в стране формируются профессиональные сообщества сурдопедагогов и тифлопедагогов, происходит консолидация сторонников обучения глухонемых и слепых, проводятся съезды по проблемам обучения детей-инвалидов. Отечественная специальная школа перестает калькировать школы западные, обретая все большую самобытность. Участники съездов считают необходимым расширить сеть специальных учебных заведений, создать для «малоуспешных детей» вспомогательные школы или классы, для малышей - специальные детские сады, доступные «и для бедного класса населения». Грандиозные планы делегатов Съезда 1896 года на практике начнут понемногу реализовываться через двенадцать лет, в 1908 году Санкт-Петербург и Москва решатся на обучение умственно отсталых детей.
К 70-м годам XIX века имелось пять начальных училищ, где обучалось менее 350 учащихся, а к 1900 году число начальных школ возросло до 150, а учащихся - до 20000. Обучением постепенно охватывается все большее число детей (мальчиков и девочек), в том числе и малоуспешных детей из бедных и неблагополучных семей, что потребовало открытия вспомогательных классов. Первый такой класс появляется в 1908 году, к началу 1911/12 учебного года их уже 22 (340 учеников), а к 1916/17 учебному году, несмотря на трудности военного времени, число классов возрастет до 51, учащихся – почти до 800 человек. Вспомогательные школы действовали в Вологде, Вятке, Екатеринодаре, Киеве, Курске, Москве, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Саратове, Харькове; во всех учреждениях для умственно остылых детей (вспомогательных школах, приютах, врачебно-воспитательных заведениях) воспитывалось около 2000 детей.
|
|
В августе 1917 года Министерство общественного призрения по докладу В.П. Кащенко разрабатывает план мероприятий по организации помощи дефективным детям: открытие учреждений разного типа, музей по вопросам дефективности, издание журнала.
Первые декреты советской власти (1918) юридически закрепили позицию правительства большевиков относительно дефективных детей, обозначили курс на кардинальную модернизацию исторически сложившейся в стране модели обучения и воспитания детей с умственными и физическими нарушениями. Специальная школа преобразуется в логике государства диктатуры пролетариата, вписывается в принципиально иную систему политических, правовых, нравственных, религиозных (точнее, антирелигиозных), эстетических, философских взглядов и идей. Официально запрещается частная благотворительность, филантропия, всякая иная негосударственная забота о детях-инвалидах.
Построенная на иных принципах система в короткий исторический срок смогла обеспечить высокий уровень обучения и воспитания части детей с недостатками умственного и физического развития.
Принятая через полтора года Программа ВКП (б) ставила перед народным просвещением совсем иные цели, главным оказывается не «борьба с мраком невежества», а уничтожение классового разделения общества, его коммунистическое перерождение. Эксперимент, заложенный в Программе ВКП (б), выходит за стены одного учреждения, распространяется на страну в целом. Очеловечить, ввести ребенка в культуру, предлагаемую государством (как правило, оппозиционную культурным установкам родителей), поручается советской школе. Ей предписывается «переродить» ребенка, как бы создать его заново. Популярный лозунг тех лет - «Женщину на производство, ребенка – в очаг!».
|
|
Ответственность за образование «дефективных» детей возлагается на Наркомпрос. Умственно отсталые дети воспитываются в вспомогательных школах Народного комиссариата просвещения; телесно дефективные дети (глухонемые, слепые, калеки) воспитываются в специальных учреждениях Народного комиссариата просвещения.
Официальное отношение к детям с физическими и умственными недостатками становится частью государственной политики в адрес социально неблагополучны детей. Так рождаются определения: «умственно дефективные», «телесно дефективные», «морально дефективные», учреждения нового типа – детская комната милиции, детский накопитель, детский распределитель, детская колония и т.п.
В стране возникает особый тип системы специального образования как системы изоляции ребенка в особом социуме, вследствие чего ведущим типом учреждения в ней становится детский дом и школа-интернат. Попадая в подобное учреждение его воспитанник оказывался изолированным в значительной мере как от семьи, так и нормально развивающихся сверстников. Дефективные дети, лишенные опеки родителей, помощи церкви и филантропов, оказались замкнутыми в особый социум («дефектологический квадрат»), внутри которого и осуществлялось специальное образование.
Основной задачей по отношению ко всем категориям неблагополучных детей организаторы образования и педагоги считали их перековку в полезных граждан.
Поставив своей целью «коммунистическое перерождение общества» партия с особым рвением берется за организацию всеобуча, ни один ребенок, в том числе инвалид, не должен был выпасть из ее поля зрения.
Вплоть до конца 20-х годов уровень охвата специальным обучением, как и качество этого обучения, оставались неудовлетворительными.
В РСФСР оформление системы специального образования вершилось по воле верховной власти, убежденной в том, что граждане обязаны быть равно полезными государству. Система формируется при отсутствии закона о специальном образовании и гарантированного права каждого дефективного ребенка на его получение, вне диалога с общественными движениями и родителями, при запрещении филантропической деятельности и единственном источнике финансирования - госбюджете, т.е. в логике тоталитарного государства. Законодатель отделяет Церковь от государства и школы, в том числе школы специальной, прерывая одно из базовых направлений помощи инвалидам – христианско-благотворительное. Молодая советская специальная школа не стала правопреемницей школы дореволюционной, не встала она, по известным причинам, и под идейные знамена Л.С. Выготского и педологов.
В СССР не сложились все необходимые социально-культурные предпосылки для создания национальной системы специального образования.
- Закон об обязательном начальном образовании не был распространен на глухонемых, слепых и умственно отсталых детей.
- Страна не обладала достаточным экономическим ресурсом для полноценного финансирования системы специального образования.
- Частная благотворительность, негосударственные организации, общественные объединения объявляется вне закона.
Оформление отечественной системы специального образования произошло в конце 20-х годов ХХ века и было подготовлено введением государством всеобщего начального обучения и принципов построения школьной сети. В принятых документах государство впервые формулирует цели специального образования («подготовка через школу и труд к общественно-полезной трудовой деятельности», 1926); определяет структуру учреждений («детские дома для дошкольного возраста; школы живущих и приходящих для детей школьного возраста; школы живущих и приходящих с профессионально-техническим уклоном для подростков; школы живущих и приходящих смешанного возрастного типа с соответствующими отделениями; вспомогательные группы для умственно отсталых детей и подростков при школах для нормальных детей», 1926); вводит правила комплектования специальных учреждений. Наркомпросу поручается подготовить план введения всеобщего обучения слепых и глухонемых, Госплану - развернуть сеть вспомогательных школ и классов для умственно отсталых детей.