Обретение права на специальное обучение глухими, слепыми и умственно отсталыми детьми (начало XIX в. – 30-е гг. ХХ в.)

На протяжении третьего периода эволюции отношения государства и общества к детям с физическими и умственными недостатками Россия проходит путь от осознания целесообразности обучения глухих и слепых детей к осознанию необходимости строительства национальной системы специального образования.

После 1917 года отечественная система специального образования по определению не может расти с оглядкой на зарубежные образцы, в понимании целей, задач, организационных форм и методов обучения телесно и умственно дефективных детей советская специальная школа принципиально отличается от западноевропейской. Она строится в логике социалистического государства на принципиально иных идеологических, философских постулатах, ценностных ориентациях, ином понимании прав человека.

Начало периода знаменуется открытием первых школ для глухонемых (1806) и слепых (1807). Развиваются, три основных направления помощи детям с физическими и умственными недостатками: христианско-благотворительное, лечебно-педагогическое, педагогическое.

В 1907 году в Российской империи действовало 61 заведение для глухонемых, в том числе 7 приютов. В 50 школах, училищах и 4 учреждениях смешанного типа (для призрения и обучения) насчитывалось чуть более двух тысяч двухсот учеников и примерно три с половиной сотни педагогов.

Начинает складываться национальная научная школа сурдопедагогики (В.И. Флери, Г.А. Гурцев, А.Ф. Остроградский, И.Я. Селезнев, Я.Т. Спешнев, Ф.А. Рау и др.).

Активное расширение сети специальных школ одновременно свидетельство и результат изменения отношения общества к детям-инвалидам, которое, в свою очередь, явилось неким побочным, но прогнозируемым следствием политических реформ 60 – 70 годов. Феномен динамичного развития сети специальных учебных заведений обусловлен:

· Отменой крепостного права (1861).

· Учреждением Земства, в компетенцию которого оказалось заведование здравоохранением и народным образованием (1864).

· Судебной реформой, провозгласившей равенство всех перед законом (1864).

· Принятием нового Устава начальных школ, разрешающего их открытие по инициативе местных властей и общин (1864).

· Реформой городского самоуправления, позволившей Городским Думам самостоятельно открывать лечебные и образовательные учреждения (1870).

· Введением всеобщей воинской повинности (1874).

· Экономическим подъемом и развитием благотворительности, в т.ч. финансовым укреплением «Ведомства учреждений Императрицы Марии».

Политические и экономические реформы второй половины XIX века обеспечили рост сети школ для глухих детей на исконно русских территориях.

Под влиянием тех же факторов появляются учебные заведения для слепых. Первая школа (1807) просуществовала лишь до 1817 года. Только спустя шесть десятилетий Мариинское Попечительство о слепых воинах преобразуется в Попечительство о слепых (1881) и открывает Санкт-Петербургское училище (1881), к 1897 году в 24 учреждениях Попечительства находится 850 детей; к 1914году число приютов и учебных заведений для незрячих детей составляет около тридцати. К началу ХХ столетия острые проблемы образования слепых и их гражданских прав обсуждались на всероссийском уровне.

В период с 1881 по 1917 годы, можно заметить позитивные перемены:

· Накануне первой мировой войны Россия по-прежнему отставала от стран-лидеров специального образования в деле организации обучения незрячих, тем не менее очевидна динамика в разрешении этой проблемы, политические и экономические реформы второй половины XIX века, имели для слепых россиян положительные последствия.

· Идея необходимости общего и ремесленного обучения слепых находит немало сторонников. Начиная с 1881 года медленно, но последовательно растет сеть учебных и иных заведений для незрячих; качество обучения в ведущих училищах постоянно повышается.

· Для слепых начинают издаваться книги точечно-рельефным шрифтом Брайля, учреждается специализированный журнал «Слепец», издается научно-методическая литература по проблемам тифлопедагогики.

· Вопросы организации социальной опеки (призрения), общего и трудового обучения, воспитания слепых детей, гражданских прав незрячих людей включены в повестку работы съездов по народному образованию.

· В научных кругах пробуждается интереса к проблемам тифлопедагогики и тифлопсихологии. Формируется национальная научная школа тифлопедагогики (А.А. Адлер, А.Б. Бирилев, В.А. Гандер, В.Я. Ерошенко, М.К. Мухина, Г.П. Мельникова, А.И. Скребицкий, А.М. Щербина и др.).

Государство, и подавляющая часть общества считали главной целью не столько обучение, сколько призрение незрячих, а ведущей формой помощи – благотворительность.

Учреждения для слепых не финансируются из государственного бюджета и существуют исключительно на средства благотворительности. С момента провозглашения в России всеобщего начального образования (1908) специалисты и попечители требуют от правительства введения обязательного обучения слепых.

На рубеже ХIХ–ХХ веков в стране формируются профессиональные сообщества сурдопедагогов и тифлопедагогов, происходит консолидация сторонников обучения глухонемых и слепых, проводятся съезды по проблемам обучения детей-инвалидов. Отечественная специальная школа перестает калькировать школы западные, обретая все большую самобытность. Участники съездов считают необходимым расширить сеть специальных учебных заведений, создать для «малоуспешных детей» вспомогательные школы или классы, для малышей - специальные детские сады, доступные «и для бедного класса населения». Грандиозные планы делегатов Съезда 1896 года на практике начнут понемногу реализовываться через двенадцать лет, в 1908 году Санкт-Петербург и Москва решатся на обучение умственно отсталых детей.

К 70-м годам XIX века имелось пять начальных училищ, где обучалось менее 350 учащихся, а к 1900 году число начальных школ возросло до 150, а учащихся - до 20000. Обучением постепенно охватывается все большее число детей (мальчиков и девочек), в том числе и малоуспешных детей из бедных и неблагополучных семей, что потребовало открытия вспомогательных классов. Первый такой класс появляется в 1908 году, к началу 1911/12 учебного года их уже 22 (340 учеников), а к 1916/17 учебному году, несмотря на трудности военного времени, число классов возрастет до 51, учащихся – почти до 800 человек. Вспомогательные школы действовали в Вологде, Вятке, Екатеринодаре, Киеве, Курске, Москве, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Саратове, Харькове; во всех учреждениях для умственно остылых детей (вспомогательных школах, приютах, врачебно-воспитательных заведениях) воспитывалось около 2000 детей.

В августе 1917 года Министерство общественного призрения по докладу В.П. Кащенко разрабатывает план мероприятий по организации помощи дефективным детям: открытие учреждений разного типа, музей по вопросам дефективности, издание журнала.

Первые декреты советской власти (1918) юридически закрепили позицию правительства большевиков относительно дефективных детей, обозначили курс на кардинальную модернизацию исторически сложившейся в стране модели обучения и воспитания детей с умственными и физическими нарушениями. Специальная школа преобразуется в логике государства диктатуры пролетариата, вписывается в принципиально иную систему политических, правовых, нравственных, религиозных (точнее, антирелигиозных), эстетических, философских взглядов и идей. Официально запрещается частная благотворительность, филантропия, всякая иная негосударственная забота о детях-инвалидах.

Построенная на иных принципах система в короткий исторический срок смогла обеспечить высокий уровень обучения и воспитания части детей с недостатками умственного и физического развития.

Принятая через полтора года Программа ВКП (б) ставила перед народным просвещением совсем иные цели, главным оказывается не «борьба с мраком невежества», а уничтожение классового разделения общества, его коммунистическое перерождение. Эксперимент, заложенный в Программе ВКП (б), выходит за стены одного учреждения, распространяется на страну в целом. Очеловечить, ввести ребенка в культуру, предлагаемую государством (как правило, оппозиционную культурным установкам родителей), поручается советской школе. Ей предписывается «переродить» ребенка, как бы создать его заново. Популярный лозунг тех лет - «Женщину на производство, ребенка – в очаг!».

Ответственность за образование «дефективных» детей возлагается на Наркомпрос. Умственно отсталые дети воспитываются в вспомогательных школах Народного комиссариата просвещения; телесно дефективные дети (глухонемые, слепые, калеки) воспитываются в специальных учреждениях Народного комиссариата просвещения.

Официальное отношение к детям с физическими и умственными недостатками становится частью государственной политики в адрес социально неблагополучны детей. Так рождаются определения: «умственно дефективные», «телесно дефективные», «морально дефективные», учреждения нового типа – детская комната милиции, детский накопитель, детский распределитель, детская колония и т.п.

В стране возникает особый тип системы специального образования как системы изоляции ребенка в особом социуме, вследствие чего ведущим типом учреждения в ней становится детский дом и школа-интернат. Попадая в подобное учреждение его воспитанник оказывался изолированным в значительной мере как от семьи, так и нормально развивающихся сверстников. Дефективные дети, лишенные опеки родителей, помощи церкви и филантропов, оказались замкнутыми в особый социум («дефектологический квадрат»), внутри которого и осуществлялось специальное образование.

Основной задачей по отношению ко всем категориям неблагополучных детей организаторы образования и педагоги считали их перековку в полезных граждан.

Поставив своей целью «коммунистическое перерождение общества» партия с особым рвением берется за организацию всеобуча, ни один ребенок, в том числе инвалид, не должен был выпасть из ее поля зрения.

Вплоть до конца 20-х годов уровень охвата специальным обучением, как и качество этого обучения, оставались неудовлетворительными.

В РСФСР оформление системы специального образования вершилось по воле верховной власти, убежденной в том, что граждане обязаны быть равно полезными государству. Система формируется при отсутствии закона о специальном образовании и гарантированного права каждого дефективного ребенка на его получение, вне диалога с общественными движениями и родителями, при запрещении филантропической деятельности и единственном источнике финансирования - госбюджете, т.е. в логике тоталитарного государства. Законодатель отделяет Церковь от государства и школы, в том числе школы специальной, прерывая одно из базовых направлений помощи инвалидам – христианско-благотворительное. Молодая советская специальная школа не стала правопреемницей школы дореволюционной, не встала она, по известным причинам, и под идейные знамена Л.С. Выготского и педологов.

В СССР не сложились все необходимые социально-культурные предпосылки для создания национальной системы специального образования.

  • Закон об обязательном начальном образовании не был распространен на глухонемых, слепых и умственно отсталых детей.
  • Страна не обладала достаточным экономическим ресурсом для полноценного финансирования системы специального образования.
  • Частная благотворительность, негосударственные организации, общественные объединения объявляется вне закона.

Оформление отечественной системы специального образования произошло в конце 20-х годов ХХ века и было подготовлено введением государством всеобщего начального обучения и принципов построения школьной сети. В принятых документах государство впервые формулирует цели специального образования («подготовка через школу и труд к общественно-полезной трудовой деятельности», 1926); определяет структуру учреждений («детские дома для дошкольного возраста; школы живущих и приходящих для детей школьного возраста; школы живущих и приходящих с профессионально-техническим уклоном для подростков; школы живущих и приходящих смешанного возрастного типа с соответствующими отделениями; вспомогательные группы для умственно отсталых детей и подростков при школах для нормальных детей», 1926); вводит правила комплектования специальных учреждений. Наркомпросу поручается подготовить план введения всеобщего обучения слепых и глухонемых, Госплану - развернуть сеть вспомогательных школ и классов для умственно отсталых детей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: