потребностями право как на специальное, так и на интегрированное обучение

(1991 – по настоящее время)

Вплоть до начала 90-х годов ХХ века Советский Союз строил параллельно основной образовательной системе дифференцированную система специального образования. Кардинальные политические преобразования в Российской Федерации, демократизация общества, официальное признание необходимости отказа от унитарного социума и перехода к построению открытого гражданского общества, переосмысление государством и обществом прав человека, прав ребенка, прав инвалида, пришедшиеся на конец 80-х – начало 90-х годов, экстренно перевели нашу страну в пятый период.

Правительство в отношении инвалидов начинает проводить антидискриминационную политику, закладываются основы формирования новой культурной нормы - уважения к различиям между людьми. Ратификация Россией известных Деклараций ООН свидетельствует о том, что государство признало недопустимым социальное маркирование национальных, этнических, политических, религиозных, а также физически или интеллектуально несостоятельных меньшинств.

Традиционные определения «аномальный / дефективный ребенок», «дети с отклонениями/недостатками в развитии» достаточно быстро изымаются из официальных документов и выступлений как не политкорректные, фиксирующие неполноценность человека. Им на смену приходят термины: «дети с особыми потребностями», «дети с ограниченными возможностями здоровья», свидетельствующие о наличии дополнительных трудностей и потребностей у полноправного члена общества. Окончательное законодательное закрепление термина «лицо с ограниченными возможностями здоровья» фиксирует федеральный закон «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья».

В 1991 году Россия признает международные нормы соблюдения прав человека и, соответственно, берет на себя обязательство «руководствоваться законами, которые гарантируют всем детям соответствующее их потребностям и способностям образование», предоставлять «детям с особыми потребностями соответствующую их потребности возможность обучения».

В России 90-х, как и в Европе 70-х, специальные школы, тем более школы- интернаты, характеризуются СМИ, частью родителей, педагогами-новаторами как учреждения сегрегационные, а изолированная от массовой система специального образования - дискриминационной. Помещение в нее ребенка отдельные авторы именуют не иначе как «наклеивание ярлыка» и ограничение его прав. Обличители из числа дефектологов как-то позабыли, что лично строили, крепили и пропагандировали эту систему, и на удивление просвещенному миру перестроились первыми.

Под влиянием демократических перемен Россия стремительно перешла из одного периода (IV) эволюции отношения к детям-инвалидам в другой (V), к этому моменту страны Западной Европы прожили в пятом периоде уже почти два десятилетия. С начала 90-х годов Россия признает интеграцию перспективным путем развития системы образования, вместе с тем, по понятным причинам, она не может в одночасье отказаться от собственного пути и слепо копировать чужой опыт. Россия имеет принципиальные отличия социально-культурных условий реализации интеграции, а кроме того отечественная система специального образования столкнулась с необходимостью модернизироваться не успев достигнуть того уровня своего развития, что был достигнут в Западной Европе к аналогичному моменту.

Литература:

1. Малофеев Н.Н. «Особый ребенок – вчера, сегодня, завтра»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: