Обретение большинством детей с отклонениями в развитии гарантированного государством права на специальное образование (30-е гг. – 1991 г.)

Вступив в четвертый период СССР проходит путь от признания необходимости системы специального образования для некоторых категорий детей - глухих, слепых и умственно отсталых - до осознания необходимости охвата этой системой большинства аномальных детей.

В 1933-37 годах в СССР официально вводится обязательное семилетнее всеобщее обучение. Благодаря экономическому подъему и целевому выделению средств в 30-е годы строится более 30 тысяч школьных зданий, выпускается около 300 млн. экземпляров стабильных учебников, вдвое расширяется сеть педагогических учебных заведений для подготовки учителей.

Время реализации второго пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР (1933-37) можно считать условной нижней границей четвёртого периода. Начало периода окажется для специальной школы драматическим, в июле 1936 года ЦК ВКП (б) примет печально знаменитое Постановление «О педологических извращениях в системе наркомпросов», которое едва не уничтожит с таким трудом созданную систему специального образования. В 1941 году фашистская Германия нападает на Советский Союз, специальные учреждения, попавшие в зону оккупации, перестанут существовать, многие из их воспитанников и педагогов погибнут. Части школ удастся эвакуироваться на Урал, в Сибирь, Среднюю Азию, где они впоследствии дадут жизнь местным специальным учебным заведениям. Крепнущая, во время «оттепели» система специального образования в СССР станет стремительно расширяться и дифференцироваться, охватывая все большее число учащихся.

Этот период характеризуется в СССР совершенствованием классификации детей с физическими и умственными недостатками, усложнением горизонтальной и вертикальной структур специального образования (число видов спецшкол возрастает от З до 8, число типов специального обучения - от З до 15); создаются дошкольные и постшкольные специальные образовательные учреждения; открываются специальные группы для лиц с нарушением слуха в техникумах и ВУЗах.

К концу 80-х годов специальную педагогическую и медико-психологическую помощь в нашей стране получало примерно 1,5% детей с недостатками физического и умственного развития старшего дошкольного и школьного возраста, сотни инвалидов по слуху и зрению получали профессиональное среднее специальное и высшее образование.

Отечественные дефектологи исследователи создают уникальные методики обучения и воспитания детей с нарушением слуха, зрения, речи, эмоционально-волевой сферы, задержкой психического развития, умственной отсталостью (Л.С. Выготский; Р.М. Боскис, А.А. Венгер, Т.А. Власова, А.П. Гозова, А.Н. Граборов, Г.М. Дульнев, Л.В. Занков, М.И. Земцова, Н.Н. Зислина, С.А. Зыков, К.Г. Коровин, Б.Д. Корсунская, Ю.А. Кулагин, К.С. Лебединская, Р.Е. Левина, А.Р. Лурия, С.С. Ляпидевский, А.И. Мещеряков, Н.Г. Морозова, Н.А. Никашина, Л.А. Новикова, М.С. Певзнер, Ф.А. Рау, Ф.Ф. Рау, С.Я. Рубинштейн, Н.Ф. Слезина, И.А. Соколянский, М.Е. Хватцев, Ж.И. Шиф, М.Б. Эйдинова и др.).

Советское государство с первых лет своего существования объявило заботу о дефективных детях приоритетной, декретирует всеобщее начальное образование и в тоже время вплоть до середины 50-х годов не торопится расширять сеть специальных учреждений. Реализация постановления незамедлительно привела к стремительному росту числа неуспешных учеников, что заставляет правительство обязать наркомпросы союзных республик организовать в крупных городах, в первую очередь в Москве, Ленинграде, Харькове и Киеве, в 1935/36 учебном году специальные школы с особым режимом для дефективных детей и тех учащихся, которые систематически нарушают школьную дисциплину, дезорганизуют учебную работу и отрицательно влияют своим антиобщественным поведением на остальных учащихся. Вопреки прямому указанию ЦК ВКП(б) и СНК СССР о создании двух-трех школ для дефективных детей и дезорганизующих учебу школьников НКПросом РСФСР было создано большое количество специальных школ различных наименований. Планомерный рост сети специальных учреждений в значительной мере был приостановлен сначала по идеологическим соображениям, а затем - в силу объективных причин: Великой Отечественной войны и последующего восстановления экономики.

К 1950 году число специальных школ достигло довоенного уровня. Создана сеть специальных школ и других учреждений для детей с физическими недостатками и умственно отсталых, где они обучаются грамоте, получают общеобразовательные знания в объеме начальной и семилетней школы и получают трудовую подготовку. Эти школы осуществляют всеобщее обязательное обучение детей с психофизическими недостатками, готовят из них полезных граждан Советского Союза, овладевающих той или другой трудовой специальностью. В настоящее время только в РСФСР имеется около 300 специальных школ для слепых и глухонемых детей и вспомогательных школ для умственно отсталых.

В середине 50-х годов система специального образования дифференцируется по горизонтали, отныне она объединяет школы пяти видов: для глухонемых, тугоухих, слепых, слабовидящих, умственно отсталых детей. По сравнению с наивысшими довоенными показателями к 1954 году число специальных школ удвоилось, к 1990 году оно составит 2789 (общее число учащихся в них достигнет 575000 человек.). Столь же быстро развивается сеть дошкольных учреждений, к 1990 году в них воспитывалось более 300 000 детей. С конца 70-х – начала 80-х годов начинают открываться специальные классы для умственно отсталых детей и детей с задержкой психического развития в массовых школах. В конце 80-х открываются первые экспериментальные классы для глубоко умственно отсталых детей. Государство поддерживало курс на дальнейшую дифференциацию системы специального образования, появились школы для детей с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата, таким образом горизонтальная структура система объединяла уже учебные заведения восьми видов. Совершенствовалась структура и по вертикали – открывались дошкольные учреждения (дети в них принимались сначала с пяти, затем с трех лет), множилось число пост школьных учебных заведений (начального и среднего звена профессионального образования), где выпускник специальной школы мог овладеть доступным ему видом труда, профессией. Показателем качества специального образования служили статистические данные о численности студентов-инвалидов в техникумах и вузах страны, в отдельные годы их насчитывалось до нескольких сотен.

Негативным последствием введения единого ценза стало закономерное отторжение даже системой специального образования детей с глубокими нарушениями интеллекта, эмоциональной сферы, сложной структурой дефекта, а также дифференциация аномальных детей на «обучаемых» и «необучаемых. Специальная школа, созданная именно для тех кто мало способен или вовсе не способен к овладению стандартной программой ориентируется на прием тех, кто эту программу освоить может. Дети с глубокими интеллектуальными, эмоциональными нарушениями, сложной структурой дефекта оказались маркированы как «необучаемые» и отторгнуты государственной системой специального образования.

Позитивным последствием введения в СССР единого образовательного школьного стандарта стало то, что часть детей-инвалидов смогла получить доступ к качественному образованию, в том числе среднему и высшему профессиональному.

К концу четвертого периода отчетливо обнаруживается противоречие между целью специального образования, законодательно определенной государством (образовательный стандарт) и целями, которые определяла дефектологическая наука, создавая эту систему ради того, чтобы обеспечить условия для максимально возможного «культурного развития» каждого ребенка с физическими и умственными недостатками.

Одним из негативных последствий отсутствие закона о специальном образовании явился стабильный кадровый голод в специальных школах на дипломированных дефектологов (в 30-е годы в среднем около 14% педагогов спецшкол СССР имело высшее дефектологическое образование, в 1991 - 16%). Картину усугубляло неравномерное распределение дефектологов по территории страны, (Украине - 20%, Москве - 75%, в ряде регионов - менее 1-2%), недостаточное число дефектологических факультетов педвузов СССР, сосредоточенных в столичных городах европейской части страны.

В начале 90-х годов ХХ столетия отечественная система специального образования подвергнется тотальной модернизации, что стало следствием перехода Российской Федерации в следующий (пятый) период эволюции отношения государства и общества к детям с особыми потребностями.

Условной границей между четвертым и пятым периодами, между вторым этапом (дифференциации системы специального образования) и третьим этапом (интегрированного обучения) в России можно считать 90-е годы ХХ века. Именно тогда наша страна ратифицировала известные Конвенции ООН, принятые западноевропейским сообществом в конце 70-х - «О правах ребенка», «О правах умственно отсталых», «О правах инвалидов». Принятие этих и созвучных им международных документов служит свидетельством изменения отношения Российского государства к правам аномальных детей, которых с этого момента официально следует именовать «детьми с ограниченными возможностями здоровья», «детьми с особыми образовательными потребностями».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: