Компановочные схемы ДВС

На современных автомобилях применяют четырёх -, шести-, восьми-, 12-цилиндровые двигатели. Повышения равномерности работы двигателя можно добиться повышением числа цилиндров, так как при этом может быть увеличено число рабочих ходов, приходящихся на один оборот коленчатого вала.

Цилиндры двигателя могут располагаться:

1. Вертикально в один ряд (Газ-3102, Ваз -21074).

2. Однорядно с наклоном от вертикали (Москвич 2140).

3. Двухрядно V- образно (Камаз-5320, Газ-3307 и др.).

4. Двухрядно под углом 180 градусов.

Рис. Схемы компановки цилиндров двигателей.

а-однорядная вертикальная; б- однорядная под углом;в-двухрядная V-образная под углом; г- двухрядная под углом 180 градусов.

В рядном 4хцилиндровом двигателе угол чередования рабочих ходов равен 180 градусов, так как 720 градусов рабочего цикла разделить на число цилиндров. Такое чередование определяет конструкцию коленчатого вала, угол между шатунными шейками, которого должен быть 180 градусов. В этом случае чередование рабочих ходов идёт в определённом порядке.

Последовательность чередования одноимённых тактов в цилиндрах двигателя в течении рабочего цикла называется порядком работы двигателя.

Принято указывать порядок работы двигателя по чередованию тактов рабочего хода, начиная с первого цилиндра. Порядок работы 4хцилиндровых двигателей может быть:

- 1-3-4-2----двигатель автомобиля Ваз, Москвич 2141;

--1-2-4-3---двигатель Газ- 31029, 3110;

Для шестицилиндровых дизельных двигателей наиболее совершенным является V-образный вариант двигателя с развалом цилиндров под углом 90 градусов и порядком работы 1-4-2-5-3-6 (ЯМЗ-236 М2).Угол чередования рабочих ходов составляет 120 градусов. К преимуществам таких двигателей относятся меньшая высота и габаритная длина, что даёт возможность улучшить компановку автомобиля в целом. Недостатками таких двигателей является более сложная отливка блока и увеличение габаритной ширины по сравнению с рядным двигателем.

На грузовых автомобилях ЗиЛ-431410, Газ-3307, Камаз-5320 установлены восьмицилиндровые V- образные двигатели. Угол развала между рядами цилиндров составляет 90 градусов. Чередование рабочих ходов в двигателе с порядком работы 1-5-4-2-6-3-7-8 происходит через 120 градусов.

Таблица чередования тактов двигателя.

Из таблицы видно, что при указанном порядке работы рабочие ходы следуют один за другим с перекрытием на ½ хода поршня. Это обеспечивает не только равномерное вращение коленчатого вала, но и уравновешивание сил инерции, возникающих в процессе работы двигателя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: