Интересы не совпадают

Но, это ещё не всё. Радикально и полностью различаясь по мотивам, Христианство и патриотизм даже во внешнем образе поведения совпадают лишь отчасти, не полностью. Есть области и ситуации, в которых даже во внешнем Христианин не может поступить как патриот, а патриот не поступит как Христианин (иначе перестанет быть патриотом). Действительность такова, что бывают ситуации, когда Заповеди Бога и интересы страны – расходятся, когда требования патриотизма не просто не совпадают, но прямо противоречат Заповедям Бога.

Например, когда «для блага своей страны» нужно идти убивать, ну скажем, финнов, афганцев, армян (про чеченцев не упоминаю, т. к. там, насколько известно, были притеснения русского населения, и в таком случае требовалось вмешательство), т. е., когда государство требует участия в войне, которая не является ни оборонительной, ни освободительной. Или какая-нибудь политическая программа, полезная для внешнего благосостояния страны, но ущемляющая интересы Церкви.

Читал про один пример. Перед очередной кампанией против Греции был смотр турецких войск. Из строя вышел один турок и заявил, что он Христианин и не может воевать против своих братьев по вере. Турецкий офицер ему тут же отрубил голову. От тела пошло благоухание. Т. е., очевидно, что этот человек скончался как свидетель (мученик), поступил как Христианин, но очевидно, что не как патриот. Ведь он отказался воевать за интересы своей земной родины Турции. Но разве не только так и должен был поступить Христианин?!

Или, вспомнить Псковскую миссию, когда священники служили в открытых гитлеровцами храмах на оккупированной территории. И правильно делали. При том, что это было совсем не патриотично. И что же, ради патриотических стереотипов лишать людей возможности участвовать в Богослужении и Таинствах?

Ещё пример. Жестокое обращение с пленными. Только, чтобы эта ситуация была максимально наглядной, давайте её доведём до логического конца. Дело в том, что жестокое обращение с пленными действительно служит интересам родины, поскольку создаёт атмосферу страха для потенциальных врагов. С таким врагом больше боятся воевать. Некоторые народы пользовались этим средством (ассирийцы, некоторые индейские племена, нынешние чеченцы). Т. о., жестокое обращение с пленными – это логичное, крайнее проявление патриотизма. И вполне очевидно, что в такой ситуации позиции Христианина и патриота не совпадают даже внешне. В случае жестокого обращения с пленным врагом Христианин должен быть на стороне пленного врага, а не своих соотечественников-извергов.

В интернет-полемике моя соучастница задала патриотам такой вопрос: «А, кстати, бомбить братьев по вере в Сербии вполне возможно, если быть последовательным патриотом «великой Америки»? Или как? Как тут поступить православному (и не только) христианину — бомбить или не бомбить?»

И знаете, что ответил один из патриотов-оппонентов: «…Когда православные убивают православных – скажем как в случае с нападением Грузии на ЮО и отпором со стороны России, или участием в войне против России румын во время ВОВ, или в княжеских междоусобицах – то отдают кесарю кесарево. О чём тут уже говорили неоднократно». Понятен ответ? С точки зрения патриотов, «всё нормально», это «кесарево».

Можно привести ещё много примеров ситуаций, когда Христианин должен делать выбор между интересами «родины» и волей Бога. И для Христианина вполне ясно, что в любой такой ситуации он безусловно и несомненно должен выбрать волю Бога и пренебречь интересами «родины».

Эти примеры показывают невозможность последовательно (т. е. до конца) соблюсти патриотизм, оставаясь Христианином.

Неизбежность в некоторых ситуациях такого выбора показывает несовместимость Христианства и патриотизма инепоследовательность такого гибрида как «христианский патриотизм».

Коль есть области, в которых Христианство и патриотизм не совпадают, отсюда ясно, что они не тождественны.

А коль есть область, в которой именно патриотизм выходит за рамки Христианства (патриотические действия, которые являются грехом), отсюда ясно, что патриотизм не есть часть Христианства, но именно иная, чуждая идеология.

В одной из интернет-дискуссий я задал патриотам такой вопрос: «В случае конфликта между интересами России и интересами Церкви чьи интересы вы предпочтете?» На этот вопрос патриоты мне так и не ответили. На форуме «Слово» я предложил голосование по этому вопросу. Просил голосовать только православных. И подавляющее большинство проголосовало за Церковь. За Россию проголосовало только 6 анонимных голосов, которые так и не признались, не назвали себя. Из чего я сделал вывод, что это голосовали не православные, чтобы исказить картину голосования. А из православных оппонентов даже самые яростные патриоты признались, что не голосовали. Т. е., не решились голосовать за Россию в ущерб Церкви. Слишком уж явный выбор. А ведь этот вопрос – как лакмусовая бумажка. Уже сам по себе, сама возможность его постановки, показывает несовместимость Христианства и патриотизма, показывает человеку невозможность быть и тем, и другим. И ответ на него показывает человеку одно из двух, – что либо он не патриот, либо он не Христианин.

Так что, сама возможность выбора между интересами «родины» и интересами Церкви показывает, что Христианин не может быть последовательным патриотом.

Патриот же не может быть на 100% верен Христу; какой-то частью своего сердца он не Христианин.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: