Т.Е. Гудова

Синергетика выездного пленэра

Синергетический подход к ценностям ярче всего проявляется в практической деятельности, связанной с непосредственным творческим процессом. Предметом настоящей статьи стал опыт применения принципов синергетической теории ценностей в педагогическом эксперименте со студентами-художниками Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица.

Для успешной деятельности художника крайне важно найти свой ценностный ориентир, который стал бы доминантой творчества будущих профессионалов. Одним из катализаторов поиска этой доминанты являются выездные пленеры, как составная часть образовательного процесса. После 10 ежегодных выездов на пленэр в далекие регионы (15-18 студентов 3-5 курсов на две недели в августе-сентябре) накопился материал для подведения некоторых итогов. Эти итоги касаются некоторых синергетических закономерностей и обобщений, выявившихся в поездках.

Традиционная образовательная деятельность студентов-художников характеризуется жесткими параметрами порядка, определенными образовательной средой вуза. Многолетний учебный и педагогический опыт пленэрного рисования в Петербурге, говоря образно, «замылил» глаз, формальное учебное рисование известных пейзажей тормозило творческий процесс, не позволяя вдохновлять студентов на творческий результат. Так родилось желание выехать с учащимися на Волгу (Ярославль – Ростов - Тутаев), где систематически работали наши студенты-реставраторы. После тщательной организационной подготовки в начале сентября 2002 года состоялся один из первых выездов, во время программного Питерского пленэра в ГХПА. Сильная, творчески активная группа студентов «Художественного текстиля» и «Керамики», усвоившая за три года уроки рисунка и организации учебной работы, вдохновенно «отработала» в Ярославле, Ростове и Тутаеве.

Отчетная выставка в ГХПА вызвала сильный эмоциональный резонанс у зрителей (студентов, педагогов и ректората) и понимание высокой творческой продуктивности коллективной работы группы на выезде.

Какие синергетические закономерности способствовали этому? Студенты в Санкт-Петербурге существуют в довольно однообразной среде, где все привычно и знакомо, где нет притока свежих идей. С позиции синергетики, самоорганизация системы осуществляется при постоянном обмене веществом, энергией и информацией с окружающей средой. Чем интенсивнее этот обмен, тем на более высокий уровень развития способна выйти система. Материальной основой самоорганизации в творчестве служат связи между мозговыми структурами (нейронами, группами нейронов) и проявляющиеся на уровне сознания. Для образования новых структур в сознании студентов им необходим локальный опыт насыщенных, ярких впечатлений. Пребывание в непривычной среде позволяет студентам переструктурировать свои знания, осознать, что отличает их индивидуальность, а что объединяет с другими и в этом осознании выкристаллизовываются доминирующие ценностные ориентиры.

Яркие впечатления, свобода творческих инициатив, обмен художественными находками и приемами и совместный быт дали студентам новое творческое дыхание. В данном процессе ключевой являлась роль педагога, т.к. он был способен направить нахлынувший на студентов поток эмоционально окрашенных впечатлений в какое-то определенное русло, стимулировать внутреннюю самоорганизацию когнитивной и ценностной сфер, создать благоприятную среду для творчества. Основные задачи педагога сводились, условно к следующим блокам:

1. Создать материальную среду - сделать выездной пленэр материально доступным, творчески привлекательным и мобилизующим для студентов и руководителя в отсутствие спонсоров.

2. Создать социально-психологический климат - формирование коллектива: отбор участников и создание доброжелательной творческой атмосферы в нем.

3. Обеспечить когнитивно-творческий процесс: учет и стимуляция четырех компонентов продуктивности творчества: процесса – продукта - творческой среды – личности.

4. Организовать среду общественного признания результатов: -организация выставки, как представление коллективных результатов в виде единого целого, печатное отражение поездки (буклеты, методические разработки, выступление на конференциях, в других художественных вузах)

Достигнутые результаты первого выезда вдохновляли на продолжение эксперимента (Кавказ – Узбекистан – Чехия – Черногория – Таиланд – Испания – Франция – Псков - Португалия). Все выезды были успешными. Объективной оценкой представленного педагогического и творческого проекта являлся постоянный интерес к поездкам в студенческой и преподавательской средах Академии, успех выставок в художественных вузах Петербурга, Москвы, Пятигорска, Красноярска, Казани, во Франции (департамент Тарн) и отражение результатов поездок в методической разработке «Современный пленэр» 2008 г.

Подводя итог художественных и педагогических результатов 10-летнего выездного пленэра, можно заключить, что налицо новизна проекта «Современный выездной пленэр СПГХПА», высокий профессиональный уровень отчетных выставок в Академии и проекта в целом, оптимизм, пронизывающий весь проект. Такая успешность пленера обусловлена его разработки на основании принципов социальной синергетики, характеризуется следующими моментами:

- погружение студентов в новую этническую среду и ландшафт вызывает сильное эмоциональное потрясение, даже «шок». Это, с одной стороны, разрушает прежние стереотипы художественного мышления, а с другой стороны - способствует переоценке ценностей, как основных детерминант творчества;

- в среде пленера участники оказываются вовлечены в интенсивное информационное взаимодействие, возникает уникальная информационная среда, невозможная в рамках, например среды родного ВУЗа. В результате этого в группе студентов формируются новые параметры порядка, повышается сплоченность;

- у студентов изменяется восприятие роли педагога в творческом процессе. Он становится не директивным лидером, а старшим товарищем, направляющим ход творческого процесса.

- ограниченность времени и фиксированного состояния природы в поездке и синергийная подпитка личности энергией коллектива, диктуют интенсивный темпоритм воплощения художественных впечатлений каждым участником.

- устремленность скооперированных усилий всех участников к выставке, как локальному аттрактору, на которой происходит общественное признание созданных художественных ценностей – это важный момент в осознании каждым из студентов своих преобладающих ценностных ориентиров и их соотнесение с обществом. В синергетической философии истории подчеркивается, что ключом успешности для творца является значимость созданной ценности не для него, а для общества. На учебной выставке происходит в неагрессивной форме подготовка будущих художников к этому моменту и развитие у них ценностной рефлексии своего творчества.

Каждая поездка – акме-событие для участников. Post factum осознается долговременный эффект выездного пленэра: формирование пути к глобальному профессиональному акме молодого художника через относительное акме таких систематических командировок.

Удивительным оказалось соответствие результатов выездного пленэра с характеристиками индивидуального творческого акме:

- оптимальное сочетание порядка (самоорганизации и коллективной организованности) с творческой свободой (свободой выбора);

- сочетание индивидуального самовыражения и самоутверждения каждого студента на пленэре, в дискуссиях, на ежедневных просмотрах работ и на выставках (прямая и сравнительная оценка работы заинтересованным лобби);

- гармония между профессиональным ростом индивидуума и его социальным развитием – коллективистский аспект индивидуального творчества в поездке.

Важным результатом пленэрных практик явилось ускорение гражданского и духовного развития студентов, их ускоренная социализация, корпоративизм и прогрессизм, без которых немыслимо самоутверждение художника.

В заключении, хотелось бы поделиться несистематизированными, но счастливыми наблюдениями за творческим ростом своих учеников в течении 6-10 лет.

- Многие студенты-художники творчески раскрылись и расцветали на пленэре в тех странах, где было больше экзотики, больше отличий от России.

- Те студенты, у которых я вела рисунок, продолжали ездить со мной и после окончания Академии. В результате, младшие в поездках учились у более опытных и умелых (таких, как Прохорова Дарья (8 поездок), Кулижнова Ольга (7 поездок), Леухин Антон (6 поездок), Малахова Рая (6 поездок) и др.). Эти младшие смотрели с восхищением как старшие быстро и легко, в любых условиях, могли приспособиться и включиться в работу, найти индивидуальный художественный образ любому месту, не «фотографически», а образно, неповторимо. И я тоже вдохновлялась и восхищалась их работой, как они, почти не сходя с места, располагая на асфальте и земле большие листы, могли писать и рисовать, схватывая суть и красоту места. Один наблюдатель в Чехии, эмигрант из России, сказал: «Так могут рисовать только русские». И в родной Академии они продолжали работать с энтузиазмом и отдачей, были успешными студентами. Моя первая группа выездного пленэра отлично закончила Академию (с одной четверкой по специальности).

Многие после поездок стали активно изучать языки (французский, испанский, немецкий). Так, Кочетова Мила и Оля Заякина для усовершенствования языка поехали во Францию, где рисовали и с помощью русско-французской ассоциации «Изба» сделали успешную выставку своих работ.

Почти все участники выездного пленэра успешны и после окончания учебы: работают в кино, в театральных мастерских, художниками-монументалистами, в полиграфии. Их не страшат новые области художественного творчества.

Это молодые люди, которые хотят работать в России. Леухин Антон после поездок понял, что уезжать из страны никуда не хочет (раньше хотел), что нужно делать все, чтобы в России было комфортно и хорошо жить. И это один из результатов нашего выездного пленэра.

В поездках студенты становятся более коммуникабельными и культурными (в каждой стране мы посещали музеи и общались с населением). В результате они легко и с достоинством общаются с иностранцами, смело выезжают за рубеж сами. Это помогает в общении с нашими непростыми отечественными заказчиками художественных работ.

Выездной пленэр перспективен: легко обобщается на взрослый, детский и семейный контингент. Заметное препятствие – социальное равнодушие в нашем обществе.

Литература

1. Бранский В.П. Искусство и философия – Калининград: Янтарный сказ, 1999

2. Бранский В.П., Пожарский С.Д. Глобализация и синергетический историзм – СПб.: Политехника, 2004

3. Бранский В.П., Пожарский С.Д. Социальная синергетика и акмеология – СПб., 2002

4. Пожарский С.Д. Акмеология – философия успеха – СПб., 2010



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: