Основные формы учебной коммуникации

Монологические формы речевой коммуникации Диалогические формы речевой коммуникации
Выступать с готовой заранее речью Учебная беседа учителя и ученика
Выступать с неподготовленной речью Учебная беседа в парах
Рассказывать Учебная беседа в группах
Пересказывать Дискуссия
Спрашивать и задавать вопросы Дебаты
Сообщать Переговоры
Докладывать Ответы на вопросы
Отвечать на вопросы Ролевая игра
Аргументировать Театрализация
Ассоциировать Блиц-турнир
Критиковать Учебный ринг
Доказывать и опровергать Открытый микрофон
Защищать и доказывать своё мнение Защита проекта

Развитие речевой компетенции учащихся предполагает понимание целей обучения речевому общению. Речевая компетентность формируется:

- через обучение содержанию предмета;

- через развитие прикладных исследовательских умений;

- через развитие социально-коммуникативных умений;

- через личностно-ориентированный аспект учебной коммуникации.

Это может быть выражено в следующей таблице:

Прикладной аспект учебной коммуникации Исследовательский аспект учебной коммуникации Социально-коммуникативный аспект учебной коммуникации Личностно-ориентированный аспект учебной коммуникации
1. Прикладные знания по предмету(факты, правила, понятия и т.д.) 2. Понимание учебного материала (Причинно-следственные связи, терминология, феномены). 3. Выделение главного и второстепенного; установление метапредметных связей; поиск и нахождение обоснования выводов и доказательств. 4.Оценка изучаемого материала 1. Умение не только отвечать на вопросы по предмету, но и ставить его. 2. Умение структурировать учебный материал в логической последовательности. 3. Умение планировать учебную деятельность в целом и в рамках изучаемой темы. 4. Умение работать со справочной и дополнительной литературой. 5. Качество оформления изучаемого материала. 6. Умение представлять и презентировать изучаемый материал 1. Развитие умений слушать. 2. Развитие умения участвовать в беседе. 3. Развитие умения ставить вопросы, качественно их формулировать. 4. Развитие умения дискутировать и презентировать вопрос, тему, проблему. 5. Развитие умений аргументации и обоснования как личностного качества коммуникативного общения 1. Формирования навыков общения. 2. Преодоления учебной неуверенности и неверия в собственные силы. 3. Формирование учебной мотивации. 4. Развитие критического мышления. 5 Формирование вовлечённости в общее дело. 6.Формирование доверия к другим и себе. 7. Способность к глубокой творческой деятельности. 8. Целеполагание и определение пути к собственным достижениям

Материалы приведенной таблицы свидетельствуют о том, что возможности урока, способствующие развитию коммуникативной культуры ученика огромны. Для того чтобы учащиеся могли научиться коммуницировать в рамках школьного урока, их нужно учить, это делать именно на школьном уроке.

Способствовать этому может продуманная концепция развития школьной коммуникации, которая может иметь следующие этапы:

Этапы Умения, отрабатываемые под руководством учителя
1 этап готовность учащихся участвовать в урочном общении
отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ
задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой
комментировать вопросы и ответы
делать сообщения
рассказывать логично и последовательно
2 этап простота и чёткость речевого высказывания
отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку
умение высказывать свою мысль образно, ярко и кратко
умение использовать примеры, подтверждающие высказывание
умение использовать риторические вопросы
умение вступать в контакт с партнёром и собеседником
умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания
3 этап умение вести беседу в паре, в группе
умение поддерживать беседу
умение вести конструктивный диалог
умение построить дискуссию и вести её
умение участвовать в конференциях, играх и турнирах

Человек может эффективно участвовать в процессе коммуникации, если он владеет набором необходимых средств. К средствам коммуникации, в первую очередь, относится речь. Свобода владения речью зависит от: обширности словарного запаса; образности и правильности речи; точного восприятия устного слова и точной передачи идей партнёров своими словами; умения выделять из услышанного существо дела; конкретной постановки вопросов; краткости и точности формулировок; логичности построения и изложения высказывания.

Отсутствие свободы владения речью приводит к тому, что у учащихся не вырабатывается та уверенность, та раскованность, которые необходимы в деловых беседах, на собраниях, на уроках. Для создания эмоционально-благоприятной ситуации на уроке использую:

- игровые приёмы;

- задания, направленные на развитие творческих способностей и творческого воображения.

Работа над связной речью
Рассуждать Придумывать Аргументировать Выражать отношение к высказываемому Выделять главное и второстепенное Сравнивать Выделять общее и различное Строить логически обоснованное в языковом отношении высказывание
«Эмпатийное распознавание» - формирует умение проникновения – чувствование в переживание другого человека и соответственно реагировать на них. Анализ эмоциональных состояний: как отличить испуганного человека от удивлённого, или весёлого от грустного. -Определить настроение: «Разбилась чашка», «Убежал щенок» «Путешествие» - представить, что оказались на месте развёртывания событий отражённых в произведении и рассказать, что услышали, почувствовали, находясь «рядом» с каким-либо объектом, героем. «Рассказ от первого лица» - рассказать от лица собаки о медали, полученной на выставке. О чём могла бы рассказать собака? - повествование от имени неживого предмета: «Истории из жизни старого башмака» и т.д. Описать одно и то же событие с разных точек зрения: от лица Хвастуна, Ворчуна, Весёлого или грустного человека «Сказка в заданном ключе»- введение в название сказки нового объекта, например «Колобок и воздушный шарик» сочинить новую сказку «Изменение сказочной развязки» - придумать другое окончание сказки, рассказа. «Сравнение» - на что похожи облако, лист, камешек? «Хорошо-плохо» - выделение положительных, отрицательных функций какого-либо предмета, явления, поступка. «Почемучка» - учит не только отвечать на вопросы, но и самостоятельно их задавать, правильно формулировать: - Почему бывает дождь? - Почему лето и зима никак не встретятся? «Комплимент»- сказать комплимент сказочному, литературному герою (похвали)

Конечно, важную роль в формировании речевой компетенции детей играет и внимательное отношение учителя к речи детей: анализ услышанного; исправление недочетов; помощь в выборе наиболее точных слов.

Научить слышать и слушать других помогают следующие приёмы
«Установка» - Когда будете слушать, постарайтесь понять главное. - Приготовьтесь к оцениванию ответа. - Вы будете контролёрами. «Пауза» - Я благодарна вам за то, что вы не спешите отвечать. Значит, вы думаете.
Включение детей в активное восприятие речи одноклассников
Кто сможет поспорить с Димой? Дополни то, что не сказала Юля. Как ты понял, о чём говорил Серёжа? Повтори самое главное, что сказала Лена.

Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником.

Одно из главных организаций диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

Выстраивая отношения, знакомлю своих учеников с правилами ведения диалога:

- Любое мнение ценно.

- Ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания.

- Повернись так, чтобы видеть лицо говорящего.

- Хочешь говорить – подними руку.

- Дай возможность другому высказать свое мнение, а себе – понять его.

- Обращение начинается с имени.

- Критика должна быть тактичной.

- Отсутствие результата – тоже результат.

- Голос – твой божественный дар, умей им владеть.

Помогают в формировании диалогового общения друг с другом следующие упражнения: ролевое чтение, ролевые диалоги, работа в парах (инсценирование отрывка, разговор двух героев произведения), придумать разговор героев произведения по телефону, инсценирование произведения (сказки, рассказа, басни и т.д.). Ребята с удовольствием «вживаются в роль» и стараются передать основные черты своего героя. После импровизированного инсценирования мы с ребятами «оцениваем» работу артистов дружными аплодисментами.

Развивать у учащихся интерес к чтению, стимулировать свободное говорение учащихся, стремление к творческому осмыслению прочитанной литературы, воспитывать уверенность в себе, способность привлечь к себе внимание своими умениями помогает проведение «Недели литературного чтения». Ребята рассказывают о прочитанных книгах, инсценируют сказки, работая в группах, делают сообщения, участвуют в викторинах, конкурсах чтецов и КВНах. Получая, задания на лето, предлагаю учащимся вести «Читательские дневники» по образцу: автор, название книги, главные герои, краткое содержание, твое отношение к произведению, пословица к данной теме.

Опираясь на исследования доктора педагогических наук В.С.Безруковой, использую вопросно-ответную форму урока, как одно из средств формирования коммуникативных способностей учащихся. Наиболее эффективными для развития коммуникативных способностей считаются следующие виды вопросов:

Тренинговые вопросы учащиеся усваивают алгоритм выполнения учебных задач
Конструктивные вопросы требуют поиска ответа с опорой на имеющийся уже опыт, а также самостоятельной формулировки ответа
Альтернативные вопросы. используются при тестированном опросе, когда нужно выбрать правильный ответ и доказать его.
Вопросы-ловушки. учащиеся доказывают, что вопрос не имеет ответа
Наводящий вопрос. вопрос-подсказка. С его помощью ученик быстрее ориентируется и формулирует ответ.
Вопрос-внушение направляет в нужное русло, сокращает время и зону поиска ответа.
Контрвопрос. он требует, чтобы ученик задал встречный и уточняющий вопрос.

Таким образом, вопросы и ответы на них действительно выполняют роль механизма формирования коммуникативных умений учащихся. В них бьётся живая мысль, рождаются чувства и отношения.

В своей работе использую элементы ТРКМ (технологии развития критического мышления). В ТРКМ есть очень много различных приемов, но на мой взгляд, для развития коммуникативных компетенций наиболее приемлемым является – кластер. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, соединяя это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Благодаря составлению рисунков, схем, кластеров я развиваю творчество ученика, ведь каждый кластер индивидуален и неповторим. Прием «Кластера» использую также для организации индивидуальной и групповой работы, как в классе, так и дома. У учеников формируются такие умения, как умения выделять ключевые слова, умение найти ошибку и исправить. Развиваются умения сравнивать, выделять главное, умение прогнозировать, умение обобщать и систематизировать, умение работать в группе. И самое главное – учащиеся практически осваивают способ самостоятельного приобретения нового знания, самостоятельного обучения на основе текстов, который могут применять в дальнейшем, и с удовольствием учиться в течение всей жизни. У них формируется функциональная грамотность, информационно-коммуникативная компетенция.

Первые коммуникативные умения (умение общаться, обосновывать свою точку зрения, слушать высказывания другого, подбирать какие-то доказательства и даже возражать) мои первоклассники получают на первых уроках. Я стараюсь поставить своих ребят в ситуации необходимости слышать и слушать, принимать решения, высказывать свою точку зрения на следующие вопросы – прав ли, помоги, а как ты думаешь, ты тоже так считаешь, а ты сумеешь ответить и т. д.. Большие возможности для активизации коммуникативной деятельности младших школьников имеются на уроках русского языка. Речевому развитию на этих уроках всегда уделяю серьезное внимание. Провожу, работа по увеличению словарного запаса, объема высказываний учащихся на уроках; отрабатываю произношение; особое значение придаю пониманию детьми обращенной к ним речи. Программой предусмотрена система уроков по развитию речи. Но коммуникативное развитие только в этом направлении предполагает лишь количественное накопление и качественные изменения. Основным же критерием формирования коммуникативной личности является умение понимать, ставить и решать различные по характеру коммуникативные задачи, т.е. умение правильно и оптимально использовать свою речемыслительную деятельность в общении с другими людьми, средствами информации и с самим собой. Часто на уроках использую прием рассказывания правила с разной эмоциональной нагрузкой: весело или грустно, оформленное в виде вопроса, рассказывание правила так, словно содержание его является строжайшей тайной для всех. Сначала сама предлагаю ученикам тот или иной вариант сообщения правила, в дальнейшем самим детям предоставляется возможность определять эти ситуации. Актуально в данной работе и рассказывание правила в разных вариантах и ролях. Например, ученикам предлагается рассказать правило «по телефону» маме или товарищу и попросить их проверить, не сделано ли ошибок в правиле. Можно усложнить этот вариант работы, если рассказывающий нарочно сделает ошибку, которую должен уловить «на другом конце провода» ученик, слушающий за маму или товарища. Оцениваются результаты обоих учащихся.

Можно предложить и такую ситуацию: расскажи правило так, как рассказал бы первокласснику (или бабушке, или своей собаке, или любимой игрушке). Рассказчик должен подготовить предполагаемого собеседника к восприятию правила, т.е. предугадать какие сведения ему неизвестны, растолковать непонятные места. Рассказать правило можно и так, как будто вы сами сделали открытие правила или передать правило по радио, как самую свежую новость. Главное, чтобы выбранная ситуация была актуальна для детей, близка к сфере интересов ребят.

Со 2 класса каждый ребёнок учится кратко фиксировать важное из изученного на уроке в секретной тетради, которую ребята назвали «Выручалочка».

Большое внимание уделяю практической направленности обучения русскому языку, сотрудничеству с детьми, организации учебного диалога, созданию проблемных ситуаций, использованию творческих заданий. Все это помогает активизировать и формировать основные компоненты учебной деятельности.

С целью развития языковой компетентности младших школьников на уроках русского языка использую творческие работы, мини-сочинения, работу с пословицами и фразеологизмами.

Из форм работы, стимулирующих совершенствование коммуникативной компетенции учащихся на уроках окружающего мира и изобразительного искусства, можно назвать следующие:

• проведение заочной экскурсии в лес, парк, картинную галерею по улицам и площадям городов мира (ролевая игра, где один или несколько учеников выполняют обязанности экскурсовода, а другие — туристов);

• устное или письменное приглашение на выставку, диалог в выставочном зале «У картины...»;

• составление вопросов для интервью и презентаций

Эти упражнения, развивают у учащихся умение соотносить содержание и форму высказываний с речевой ситуацией, дисциплинируют мышление, имеют большое воспитательное значение, так как повышают речевую культуру и культуру поведения в целом.

Любая экскурсия предполагает большой объем информации, учащиеся учатся умению слушать, слышать, воспринимать и обрабатывать информацию после экскурсии дети делятся впечатлениями в устной форме, пишут отзывы, путевые заметки.

А использование компьютерных технологий на данных уроках окружающего мира позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные.

На уроках технологии и ИЗО дети часто выполняют групповые виды работ: композиции, поделки из различного материала. Такая работа требует от учащихся умения договариваться, обсуждать, слушать, обосновывать и т.п..

Для успешной адаптации первоклассников на уроках и во внеурочной деятельности учу детей: выстраивать межличностные отношения. Как относиться к одноклассникам, как научиться работать в группе, как научиться понимать учителя, как научиться понимать ребенка?

А для этого провожу:

Ø родительские собрания; анкетирование детей и родителей;

Ø ролевые, сюжетные игры, прием театрализации, когда дети учатся

распределять и играть разные роли;

Ø занятия по этикету;

Ø тренинги;

Ø классные часы;

Ø индивидуальные беседы учителя с родителями, учеником.

С целью развития навыков самоконтроля и саморегулирования провожу:

Ø психологические исследования и диагностики;

Ø серии экскурсий «Я иду в школу»; «Безопасная дорога домой»;

Ø экскурсия по школе «Куда обратиться за помощью?»

Ø дни здоровья;

Ø спортивные соревнования;

Ø ролевые, сюжетные игры; театрализация;

Ø занятия по ПДД, ПБ;

Ø тренинги «Роль в группе»;

Ø самопрезентации;

Ø конкурсы рисунков;

Ø классные часы;

Ø беседы «Правила поведения учеников на уроках, на перемене, в столовой»;

Ø физминутки, походы и т.д.

Развитиеинформационно – коммуникативных компетенций реализуется через:

Ø знакомство с электронными словарями, энциклопедиями, справочной литературой;

Ø составление опорных схем, рисунков;

Ø умение вести дневник, записи в тетрадях (выделение цветом главного);

Ø знакомство с информационными технологиями.

Я считаю, что развитие коммуникативной компетентности должно осуществляться через использование технологий личностно – ориентированного обучения. В них учитель и ученик выступают как равноправные партнеры. В таких условиях ученики стремятся быть услышанными, активно высказываются по обсуждаемой теме, предлагают, не боясь ошибиться, свои варианты. Мне остается способствовать выражению учениками своих индивидуальных точек зрения. При подготовке к занятию, надо заранее спроектировать все возможные типы общения, подчиненные учебным целям, все формы сотрудничества между учащимися.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: