Узнавание знакомых мелодий

Испытуемому предлагается прослушать несколько (3–4) общепопулярных песен, мелодии которых могут быть напеты экспериментатором или воспроизведены с магнитофона.

Пропевание звуков (А. Р. Лурия)

Исполнение данной пробы обеспечивается работой многих зон мозга, и поэтому интерпретация ее результатов будет касаться различных его функциональных механизмов. Сам предъявляемый для прослушивания материал может различаться как по длительности, так и по сложности звуковысотных отношений.

При более простом варианте испытуемому предлагается прослушать ряд тонов, а затем пропеть их. В качестве стимульного материала могут выступить следующие звуковысотные сочетания:

● ● ● ● ● ● ●

● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ●

Данные группы состоят из одинакового набора тонов, предъявляемых лишь в зеркальной последовательности. При более сложном варианте испытуемому предлагают повторить мелодию вслед за ее проигрыванием на музыкальном инструменте, магнитофоне или после пропевания экспериментатором. Примерно те же результаты дает и воспроизведение испытуемым знаковой мелодии по памяти.

Нарушения голосового воспроизведения предъявляемых тонов могут иметь в своей основе как нарушения звукового анализа и синтеза в результате поражения височных отделов мозга (разрушается оценка звуковысотных отношений или становится невозможным удержание в памяти самой мелодии), так и дефекты, связанные с патологией вокального двигательного акта, его исполнением. Во втором случае нарушения звукомоторных координации возможны при псевдобульбарных расстройствах (при поражении передних отделов сенсомоторной зоны, при поражении базальных ганглиев) – в подобных случаях существенно нарушается сам акт фонации. Плавное пропевание одного звука становится невозможным, оно заменяется толчкообразными, смодулированными голосовыми импульсами.

В случаях поражения нижних отделов премоторной зоны с явлениями патологической инертности в двигательном анализаторе, при пении значительно нарушается процесс переключения воспроизведения с одного звука на другой и возникают двигательные персеверации, схожие с теми, которые отражены и в исполнении речи.

При поражениях постцентральной коры, приводящих к явлениям кинестетической апраксии, нарушается афферентная основа фонации, что также деформирует воспроизведение звуковысотных отношений.

Пробы на оценку ритмов

Исследование способности воспринимать, оценивать и воспроизводить ритмические структуры включает в себя несколько этапов.

На первом этапе испытуемому предлагается прослушать группы ритмических ударов в виде одиночных «пачек» по два или три удара (●● или ●●●), затем в виде серий таких же пачек (●● ●● ●● ●● или ●●● ●●● ●●● ●●●).

В более сложных пробах в ритмические группы вводятся акценты, образующие сложные акустические комплексы (●●●● или ●●●●● или ●●●●● или ●●●●●).

От испытуемого требуется сказать, сколько ударов включает каждая группа, а при последнем варианте указать, из каких (сильных и слабых) ударов она состоит.

С целью сенсибилизации пробы группы ударов могут предъявляться либо в быстром темпе (за 1–1,5 с), что затрудняет слуховой анализ, либо в медленном (с интервалом 1,5-2 с между отдельными ударами), что заставляет синтезировать звуковые следы. Для исключения просчитывания или артикуляторного анализа, опыт проводят при зажатом между зубами языке (А. Р. Лурия). Наибольшие трудности в такой пробе испытывают больные с поражением коры височных долей.

На втором этапе происходит переход к исследованию двигательного исполнения ритмических групп. По сравнению с пробами первого этапа, здесь прибавляется перешифровка воспринятой слуховой структуры на серию последовательных движений. Таким образом, конечное исполнение этой пробы может страдать как из-за дефектов слухового анализа, так и из-за дефектов двигательной организации акта. Для того чтобы устранить влияние первого из данных факторов, испытуемому предлагают исполнять ритмы не по акустическому образцу, а по словесной инструкции или по зрительной схеме. Поэтому исследование на данном этапе включает три серии проб.

Серия А. Воспроизведение ритмов по акустическому образцу.

1. ●● ●● ●● ●●;

2. ●●● ●●● ●●● ●●●;

3. ●● ●● ●● ●● ●●;

4. ●●●●● ●●●●● ●●●●● ●●●●●;

5. ●●●●● ●●●●● ●●●●● ●●●●●;

6. ● ●● ●● ●● ●●;

7. ●●● ●●● ●●● ●●●;

Серия Б. Воспроизведение ритмов по словесной инструкции. 1) «Ударяйте по два раза»; 2) «Ударяйте по три раза»; 3) «Ударяйте по два раза»; 4) «Ударяйте по два раза сильно и три раза слабо»; 5) «Ударяйте три раза слабо и два раза сильно»; 6) «Ударяйте по два (три) раза».

Серия В. Удары производить в том же порядке, как в сериях А и Б, но каждый раз помогая себе речью, диктуя: «раз-два!» или «раз-два-три!» и т. д.

Больные с поражением височных отделов по акустическому образцу не выстукивают правильное количество раз, сливают отдельные «пачки» в один аморфный ряд или же ударяют хаотично, не выделяя отдельных, четко повторяющихся ритмических групп. В акцентированных ритмах ошибок еще больше. Но те же самые задания по вербальной инструкции, и особенно в сопровождении собственной речевой опоры, значительно облегчаются.

При поражении премоторной области автоматизации ритмических ударов не возникает, появляются лишние удары, ошибочность которых больной может осознавать, но не может затормозить. Резко деформируются акцентированные ритмы: элементы, входящие в их состав, начинают уподобляться по частоте и силе ударов. Например, ритм ●● ●●● начинает отстукиваться как ●● ●●● или ●● ●●. Введение вербальной инструкции в случаях подобной локализации очага поражения к улучшению выполнения пробы не приводит. Ритм, обозначенный в инструкции, быстро теряется, переключение с одного ритма на другой происходит с большим трудом.

Смена ритмической структуры в приведенных пробах позволяет выявить признаки патологической инертности нервных процессов. При лобном синдроме она может достигать такой степени, что даже переход от усвоенного, но более сложного ритма (например, с акцентами) к простому («по два») не осуществляется ни по вербальной инструкции, ни по акустическому образцу.

В другом варианте испытуемому с магнитофона последовательно предъявляются пары ритмических структур, которые необходимо сравнить между собой и оценить, одинаковые они или разные. В данном случае основная нагрузка ложится на слуховую ритмическую память.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: