Важнейшей составной частью продовольственного комплекса является зерновая отрасль, определяющая основу экономической безопасности страны.
Для российского рынка зерна характерна неравномерность территориального размещения производства при более равномерном распределении потребителей по территории России с основными центрами потребления в крупных промышленных городах, что определяет устойчивые товарные потоки зерна.
Специфика организации рынков продовольственной пшеницы и фуражного зерна позволяет отнести их к рынкам с развитой конкуренцией. Однако по экспертным оценкам, структура оптового рынка второго уровня (с федеральными границами рынка) приближает его к умеренно концентрированному. Конкурентная среда рынка услуг по хранению зерна в целом развита, т.е. на рынке функционирует большое количество хозяйствующих субъектов, рынок низко концентрированный, открыт для межрегиональной торговли, непреодолимых барьеров для вхождения на рынок нет.
На этом рынке продолжаются процессы передела собственности и установления контроля над значимыми хозяйствующими субъектами. В некоторых случаях смена собственника вкупе с использованием инструментария антикризисного управления привела к появлению хозяйствующих субъектов, характеризующихся высокими результатами производственно – хозяйственной деятельности и эффективной маркетинговой политикой [4].
Рынок становится инвестиционно привлекательным. Высокой интеграционной активностью характеризуется деятельность групп «Разгуляй-Укрос», «ОГО», «Агрос». Указанные группы в отдельных регионах страны почти достигли предельно допустимого уровня рыночной концентрации.
Наиболее актуальной для данного рынка остается проблема обеспечения полной загрузки емкостей хлебоприемных предприятий в течение года. Для ее решения необходимо создание более благоприятных условий развития сельскохозяйственного производства. В целях экономического оздоровления неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий, сохранения и развития их ресурсного потенциала, преодоления спада и перехода к наращиванию производства сельскохозяйственной продукции привлекаются инвесторы из числа хозяйствующих субъектов, занятых переработкой сельскохозяйственной продукции. По наблюдениям специалистов, в ряде случаев инвестор становится управляющим компанией этих предприятий, что позволяет определять условия ведения предпринимательской деятельности и направлять имеющиеся материальные ресурсы на увеличение объема производства. Все чаще элеваторы включают в состав формируемых сельскохозяйственных интегрированных структур.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) при осуществлении функций контроля и надзора принимает меры по недискриминационному доступу производителей зерна и продуктов его переработки к элеваторным мощностям. В случаях, когда требуют соответствующие показатели экономической концентрации, ФАС России и его территориальные органы выдают хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, которые устанавливают конкретные требования, направленные на сохранение и развитие конкурентной среды. В каждом конкурентном случае эти требования могут быть разными, но в целом они связаны с сохранением видов деятельности предприятия, круга контрагентов, доступа к мощностям.
В целом, свойственная зерновому рынку сегментированность на региональные и межрегиональные уровни, нередко является причиной административных ограничений для движения зерна между регионами. Поэтому Федеральная Антимонопольная Служба принимает меры по приостановлению действий нормативных актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих ограничения по свободному обращению зерна и продуктов его переработки между регионами.
В течение двух лет из основных зернопроизводящих регионов Российской Федерации факты нарушения ст.7 Закона Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» были выявлены, в частности, в Алтайском и Амурском краях, в Курской, Оренбургской, Белгородской и Тамбовской областях, в Республиках Татарстан и Башкортостан. Нарушения закона были установлены также в Орловской области.
Современное состояние российского рынка зерна является следствием процессов его формирования в условиях перехода сельскохозяйственной отрасли на рыночные отношения с одновременным ослаблением роли Государства. Результатом этого являются следующие тенденции и проблемы рынка зерна:
Сокращение государственных закупок зерна и переориентация системы реализации с государственных на альтернативные каналы сбыта;
Значительные изменения рыночных цен на зерно в зависимости от урожайности и сезонности производства, что оказывает дестабилизирующее влияние на зерновую отрасль в целом;появление на рынке большого количества посреднических структур, диктующих сельхозпроизводителям невыгодные ценовые условия;значительная доля бартерных операций, обусловленная необходимостью расчетов с предприятиями и организациями за поставки нефтепродуктов, горюче-смазочных материалов, удобрений, семян;слабая информационная прозрачность рынка и, как следствие, отсутствие равновесной цены, определяющей реальный спрос и предложение.
Нерешенность данных проблем приводит к деформированию системы ценообразования на зерно, к диспаритету цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, снижению зависимости между ценой и качественными показателями зерна, нарушению контроля за товарными и финансовыми потоками, к развитию теневого рынка зерна [2].
Актуальной проблемой развития зернового рынка является создание адекватного механизма Государственного регулирования. Основными задачами в рамках такого подхода может стать:
создание системы сбалансированного удовлетворения спроса на зерно по регионам, учитывающей неравномерность производства и необходимость совершенствования используемых логистических механизмов;
достижение информационной прозрачности рынка, которая позволит преодолеть значительную часть административных барьеров, в том числе на основе ассоциированных усилий производителей и многое другое.
Большинство указанных проблем зерновой отрасли является следствием неразвитости рынка зерна в части создания и развития механизмов организованного сбыта. Способ их решения состоит в развитии инфраструктуры рынка зерна, основным элементом которой являются биржи.
Биржевая торговля направлена на развитие рыночных отношений в сельском хозяйстве, на обеспечение прозрачности и упорядочения распределения зерна. Формируемые на биржах цены являются общепризнанными ориентирами при совершении сделок купли-продажи при составлении бюджетных прогнозов и эффективным инструментом страхования участников рынка от ценовых рисков [5]






